Сравнительный анализ полупрезидентской, президентской и суперпрезидентской республик

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 22:50, курсовая работа

Описание работы

Современный мир отличается исключительным многообразием форм государственного устройства. Как правило, определить форму государства помогает полное его наименование, например Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Княжество Лихтенштейн, Государство-город Ватикан, Федеративная Республика Германия, Королевство Швеция и т.д.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...................1
Глава 1. Краткое описание государств (США, Германии и Франции)………….4
Глава 2. Сравнительный анализ президентской, парламентской и полупрезидентской республик (на примере стран США, Германии и Франции)
2.1 Власть президента в президентской, парламентской и полупрезидентских республиках (на примере стран США, Германии и Франции)……………………………………………………………………………10
2.2 Власть парламента в президентской, парламентской и полупрезидентской республиках (на примере стран США, Германии и Франции)………………………………………………………………………….15
2.3 Исполнительная власть в президентской, парламентской и полупрезидентской республиках (на примере стран США, Германии и Франции)……………………………………………………………………………22
Заключение …………………………………………………....................................25
Список использованной литературы……………………………………………...27

Работа содержит 1 файл

Сравнительный анализ полупрезидентской, президентской и суперпрезидентской республик.docx

— 58.10 Кб (Скачать)

     Высший  орган судебной власти — Верховный  суд США.

     Основные  политические партии — республиканская  и демократическая. Также существует множество других, более мелких партий.

     Внешняя политика США направлена на достижения двух основных целей — на обеспечение  безопасности государства и его  граждан и на обеспечение благосостояния граждан страны. В условиях современного мира американская внешняя политика тяготеет к гегемонизму, что обусловлено  разрушением биполярной (с участием СССР) системы международных отношений. Национальные интересы США лежат  на всех континентах и во всех сферах общественной жизни, что и обуславливает активное противодействие многим внешнеполитическим акциям США и вызывает подъём антиамериканских настроений по всему миру.

     Германия

     Официальное название Федеративная Республика Германия [ˈbʊndəsʁepuˌbliːk ˈdɔʏtʃlant]) — государство в Центральной Европе. Граничит с Данией, Польшей, Чехией, Австрией, Швейцарией, Францией, Люксембургом, Бельгией и Нидерландами. На севере его естественную границу образуют Северное и Балтийское моря. Названо по этнониму племени — германцы. Занимает 62-е место в мире по территории 357022 км2 и 16-е место в мире по численности населения 82,5 млн. человек. [11, с.154]

     Берлин  — столица и резиденция правительства; некоторые министерства расположены  в Бонне. Форма правления —  парламентская республика, форма  государственного устройства — симметричная федерация. Государство состоит  из 16 частично независимых земель. Германия является членом Европейского союза, принимает  активное участие в НАТО (первые боевые действия после 1945 года — бомбардировка  Югославии), входит в «Большую восьмёрку», претендует на постоянное членство в  Совете Безопасности ООН.

     Берлин  — столица ФРГ. Между тем, в  ходе длительных переговоров относительно условий переноса столицы из Бонна  в Берлин, Бонну удалось оставить на своей территории большинство  офисов федеральных министерств, а  также целый ряд главных офисов важнейших федеральных ведомств (например, федеральной счётной палаты). Германия — демократическое, социальное, правовое государство. Она состоит  из 16 земель. Государственное устройство регламентировано Основным законом  Германии. По форме правления ФРГ  — парламентская республика.

     Глава государства — федеральный президент, который выполняет скорее представительские  функции и назначает федерального канцлера. Федеральный канцлер является главой Правительства Германии. Он руководит деятельностью Федерального правительства. Поэтому форму правления  Германии часто ещё называют канцлерской  демократией.

     Германия  имеет федеративное устройство. Это  значит, что политическая система  государства делится на два уровня: федеральный, на котором принимаются  общегосударственные решения международного значения, и региональный, на котором  решаются задачи федеральных земель. Каждый уровень обладает собственными органами исполнительной, законодательной  и судебной власти. Хотя земли и  имеют неравное представительство  в Бундесрате, юридически они имеют равный статус, что характеризует германскую федерацию как симметричную.

     Германский  Бундестаг (парламент) и бундесрат (орган  представительства земель) осуществляют законосовещательную и законодательную  функции на федеральном уровне и  уполномочены большинством голосов  в две трети в каждом из органов  вносить изменения в конституцию. На региональном уровне законотворчеством  занимаются парламенты земель — ландтаги и бюргершафты (парламенты городов-земель Гамбург и Бремен). Они принимают  законы, действующие в пределах земель. Парламенты во всех землях, кроме Баварии  однопалатные.

       Исполнительная власть на федеральном  уровне представлена Федеральным  правительством, во главе которого  стоит бундесканцлер. Главой органов  исполнительной власти на уровне  субъектов федерации является  премьер-министр (или бургомистр  города-земли). Федеральной и земельными  администрациями руководят министры, которые стоят во главе административных  органов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Сравнительный анализ президентской, парламентской и полупрезидентской республик (на примере стран США, Германии и Франции) 

     2.1 Власть президента в президентской, парламентской и полупрезидентской республиках (на примере стран США, Германии и Франции). 

     Юридически  отличительными чертами президентской  республики (США, Мексика, Казахстан  и др.) служит то, что избираемый на всенародных выборах президент является одновременно главой государства и исполнительной власти. Он формирует исполнительную администрацию или правительство, которое ответственно перед ним. Президент не может распустить парламент, парламент не может отправить в отставку администрацию (правительство).

     В отличие от президентской, парламентская  республика (Италия, ФРГ, Венгрия, Латвия и др.) юридически характеризуется  тем, что президент осуществляет свои полномочия, как правило, только по предложению правительства, возглавляемого премьер-министром. Парламент может  уволить в отставку правительство, выразив ему вотум недоверия, который должно поддержать парламентское  большинство. В этом случае президент  имеет право по предложению правительства  распустить парламент и объявить досрочные выборы.

     Третьей разновидностью республиканской формы  правления является республика смешанного типа (полупрезидентская республика). Ей характерно, что элементы президентской  республики сочетаются с элементами парламентской республики. Президент  является главой государства и избирается, как правило, на всеобщих выборах  и наделен юридически и реально  большими полномочиями. Он осуществляет общее руководство правительством, которое возглавляет премьер-министр. Президент имеет право роспуска парламента при наступлении определенных обстоятельств. Классическим образцом республики смешанного типа является Франция по Конституции 1958 года. Также к этому типу относятся Португалия, Ирландия, Финляндия. Особенно широкое распространение такая форма правления получила в постсоциалистических государствах (Польша, Румыния, Болгария, Украина, Литва, Молдова).

     Логично будет начать рассмотрение полномочий президента в различных типах  республик на примере государства, в котором эта власть существует уже долго и проверена временем. Одной из таких стран является США. Ведь уже на протяжении двух столетий американское президентство развивается, если можно так сказать, в рамках классической системы разделения властей и за этот период прошло через непростую, многоэтапную эволюцию.

     Президент США по своему государственно-конституционному статусу выступает одновременно в трех лицах. Он - глава государства, глава правительства (кабинета министров) и главнокомандующий вооруженными силами страны. Президенту, как главе исполнительной власти, подчинен громоздкий аппарат федеральных министерств и ведомств, насчитывающий более 3 млн. государственных служащих. Руководство внешней политикой по конституции сосредоточено в руках президента. Ему принадлежат прерогативы "заключать международные договора при условии их одобрения двумя третями присутствующих сенаторов; с совета и согласия сената назначать послов и иных полномочных представителей и консулов".[4, c. 40] Эти полномочия фактически закрепляют за президентом роль главного дипломата страны. Президент также наделен правом заключать международные договора в форме исполнительных соглашений, которые не требуют ратификации сената. Ему принадлежит право признавать или не признавать иностранные правительства.

     Президент, по закону, имеет право сам, без  просьбы властей штатов использовать Национальную гвардию и регулярные армейские подразделения на территории любого штата, когда, по его мнению, "противозаконные действия организации  или объединения либо восстание  против властей Соединенных Штатов" делает невозможным исполнение федеральных законов в данном штате.

     Другой  важной функцией президента является законодательная функция. По конституции, президент не наделен в явной форме правом законодательной инициативы, однако в послевоенный период произошло значительное усиление его законодательной роли. В обязанности президента вошли разработка и внесение проекта федерального бюджета на рассмотрение конгрессом.

     Какими  же полномочиями обладает президент  Франции?

     Президент Франции на заседаниях парламента не присутствует и сносится с ним посредством посланий, которые не обсуждаются. Не существует никаких обязанностей президента относительно тематики и сроков направления таких посланий.

     Президент Франции также может потребовать  от парламента нового обсуждения принятого  им закона. Но потребность возвращения закона в парламент в значительной степени уменьшается, а то и вовсе исчезает в связи с тем обстоятельством, что обсуждение законопроектов в парламенте происходит только по тексту, представленному правительством, а к тексту, выработанному в случае разногласий между палатами смешанной комиссией не может быть принята никакая поправка, если с ней не согласно правительство.

     Во  Франции президент может распустить Национальное собрание. При принятии такого решения он руководствуется  собственными соображениями и лишь консультируется с премьер-министром  и председателями палат парламента, но мнения этих лиц для него не обязательны. Французский президент председательствует в совете министров. Содержание решений  правительства зависит от президента, так как только он подписывает  ордонансы и декреты, обсужденные  в совете министров, то есть придает  им законную силу, а может и отказать в этом. Состав правительства определяется президентом по представлении премьер-министра. Парламент одобряет или отклоняет  программу правительства, но не кандидатуру  премьер-министра.

     Французский президент назначает по предложению  премьер-министра других членов правительства  и прекращает их полномочия. (Статья 8 Конституции). Ни в том, ни в другом случае согласия парламента не требуется. Президент Франции также, как и президент США, является главнокомандующим вооруженными силами страны. Чрезвычайно важное значение имеет право Президента вводить в действие стратегические ядерные силы. Это право предоставлено Президенту не Конституцией, а обычным декретом правительства. Декрет об осадном положении подписывается президентом.

     Когда институты Французской республики, независимость нации, целостность  территории или выполнение ее международных  обязательств оказываются под серьезной  и непосредственной угрозой и  нормальное функционирование конституционных  государственных властей прервано, президент принимает меры, которые  диктуются этими обстоятельствами. (Статья 16 Конституции). Не предусматривается необходимость разрешения или одобрения этих мер кем бы то ни было. Президент должен только проконсультироваться по этому поводу с премьер-министром, председателями палат и Конституционным советом, мнение которых для него не обязательно. Объем принимаемых президентом мер неограничен и дает ему возможность фактически подменять собой и правительство, и парламент.

     Президент Франции не несет ответственности  за действия, совершаемые им при  исполнении своих обязанностей, кроме  случаев государственной измены (Статья 68 Конституции). Президент также осуществляет право помилования (Статья 17 Конституции).

     В свою очередь, Президент Германии представляет Федерацию в международно-правовых сношениях. Он заключает от имени Федерации договоры с иностранными государствами. Он аккредитует и принимает послов. (Часть 1 Статьи 59 Конституции).

       Федеральный Президент Германии  назначает Федерального канцлера, а по его представлению - федеральных  министров. Аналогично производится  их увольнение. (Часть 1 Статьи 64 Конституции). Президент может назначать и увольнять федеральных судей, федеральных служащих, офицеров и унтер-офицеров (Часть 1 Статьи 60 Конституции). Он также в отдельных случаях осуществляет от имени Федерации право помилования. Приказания и распоряжения Президента действительны при контрассигнации Федеральным канцлером или соответствующими федеральными министрами (Статья 58 Конституции). Имеются случаи, когда контрассигнации не требуется. Например, назначение и увольнение Федерального канцлера, роспуска Бундестага (в силу ст.63 Конституции).

     Президент Германии  может распустить Бундестаг  в силу части 4 статьи 63 лишь в случае не избрания Федерального канцлера.

     Обвинение в умышленном нарушении Основного  закона или другого федерального закона против Президента Германии могут  возбудить Бундестаг и Бундесрат. Решение о виновности Президента принимает Федеральный конституционный суд (Часть 2 Статьи 61 Конституции). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Сравнительный анализ полупрезидентской, президентской и суперпрезидентской республик