Сравнительный анализ полупрезидентской, президентской и суперпрезидентской республик

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 22:50, курсовая работа

Описание работы

Современный мир отличается исключительным многообразием форм государственного устройства. Как правило, определить форму государства помогает полное его наименование, например Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Княжество Лихтенштейн, Государство-город Ватикан, Федеративная Республика Германия, Королевство Швеция и т.д.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...................1
Глава 1. Краткое описание государств (США, Германии и Франции)………….4
Глава 2. Сравнительный анализ президентской, парламентской и полупрезидентской республик (на примере стран США, Германии и Франции)
2.1 Власть президента в президентской, парламентской и полупрезидентских республиках (на примере стран США, Германии и Франции)……………………………………………………………………………10
2.2 Власть парламента в президентской, парламентской и полупрезидентской республиках (на примере стран США, Германии и Франции)………………………………………………………………………….15
2.3 Исполнительная власть в президентской, парламентской и полупрезидентской республиках (на примере стран США, Германии и Франции)……………………………………………………………………………22
Заключение …………………………………………………....................................25
Список использованной литературы……………………………………………...27

Работа содержит 1 файл

Сравнительный анализ полупрезидентской, президентской и суперпрезидентской республик.docx

— 58.10 Кб (Скачать)

     2.2 Власть парламента в президентской, парламентской и полупрезидентской республиках (на примере стран США, Германии и Франции). 

     Думаю, будет правильно, если я начну рассмотрение данного вопроса с парламентских республик.

     В парламентарной республике населением страны на строго определенный срок избираются высший представительный законодательный  орган государственной власти. Особенность  этих государств состоит в том, что  парламенту в них принадлежит  высшая государственная власть. Он не только является высшим законодательным  органом государственной власти, но и, опираясь на представительный (делегированный народом) характер своей власти, формирует  органы исполнительной власти (избирает президента или формирует правительство). При подобной конструкции, хотя и  существует разделение властей на законодательную (парламент), исполнительную (президент  и/или правительство) и судебную (верховный, конституционный и другие суды), положение исполнительной власти зависит от решения парламента. Такой  орган получил название ответственного (перед парламентом) правительства.

     Зависимость исполнительной власти от законодательной  проявляется в том, что парламент  определяет состав правительства, влияет на принимаемые им решения, производит перестановки в его составе, отправляет в отставку правительство в полном составе или отдельных его  членов. Отставка парламента или изменения  соотношения в нем партийно-политического  большинства и меньшинства автоматически  влечет за собой отставку ответственного перед ним правительства, сформированного  по принципу партийного большинства.

     Концентрация  государственной власти в руках  парламента преодолевается наличием в  стране многопартийности, которая обеспечивает участие в нем, и иногда в правительстве, представителей различных политических партий. Подвергая друг друга критике в ходе парламентских дебатов, депутаты, представляющие различные политические течения, в конечном итоге приходят к сбалансированному решению, устраивающему всех, или, по крайне мере, большинство населения страны. Поэтому неотъемлемым элементом парламентарной республики является развитая многопартийная система. "При неразвитости партийной системы даже экстремистские (малочисленные) партии могут оказаться частью парламентской коалиции большинства. Это может стать не менее пагубным, чем тупик во взаимоотношениях исполнительной и законодательной властей".[9, с.155]

     В президентских республиках, в отличие от парламентских, объективно существует большая вероятность установления авторитарного правления (диктатуры), означающего роспуск или ограничение полномочий коллегиальных представительных органов государственной власти, приостановление деятельности политических партий, ограничение политических и личных прав и свобод граждан. Чтобы избежать этого, в таких республиках на уровне конституции закрепляется сложная система взаимных «сдержек и противовесов». Они включают в себя отлагательное вето, налагаемое президентом на законы, принятые парламентом, которое может быть преодолено квалифицированным большинством голосов депутатов парламента; импичмент (англ. Impeachment - досрочное отрешение от должности) президента; судебный контроль за его деятельностью и др.

     Парламентский контроль над деятельностью президента в условиях полупрезидентской республики имеет свою специфику, так как  за деятельность правительства в  первую очередь отвечает перед законодателями глава кабинета министров (Правительство). Но и при полупрезидентской республике глава государства не остается без сферы парламентского контроля.

     В странах с полупрезидентской  системой правления парламент вправе выразить вотум недоверия главе  кабинета. С другой стороны, при полупрезидентской республике у парламента появляются дополнительные возможности для контроля над деятельностью главы государства через находящееся у власти правительство. В силу того, что в кабинет министров входят представители партийных фракций, располагающих большинством в парламенте, они постоянно согласовывают свои действия с позициями своих депутатских фракций. В итоге законодатели могут через своих представителей в правительстве контролировать многие действия президента, поскольку большинство его указов должно быть контрассигновано премьер-министром или скреплено подписями других министров.

     В тех же случаях, когда президент  своим указом вводит в стране чрезвычайное положение, он лишается права роспуска парламента, который продолжает свою деятельность в течение всего  этого периода. Наконец, при полупрезидентской  республике парламент обладает правом выдвигать против президента обвинения  в совершении действий, за которые  тот может быть отрешен от должности.

     Одним из признаков, присущих исключительно  республикам смешанного типа правления, является закрепленная в конституции  страны возможность роспуска парламента или его нижней палаты по инициативе президента в случае возникновения  непреодолимого конфликта между  органами исполнительной власти и парламентом  одного уровня (такое правомочие президента закреплено конституцией не только России, но и Франции). По окончании установленного законом срока истекают полномочия избираемых населением органов государственной власти, и вся процедура их формирования повторяется заново.

     Федеративная  Республика Германия является демократическим, социальным, правовым государством с романо-германской правовой системой. Форма правления – парламентская республика. ФРГ имеет двухпалатный парламент. Хотя некоторые специалисты и предпочитают  называть парламент ФРГ – однопалатным. Правом законодательной инициативы обладают федеральное правительство, депутаты Бундестага, и члены Бундесрата.     

     Верхняя палата - Бундесрат, является представительством земель, но не избираемым, а назначаемым. Число представителей земли, зависит  от численности населения земли, но не пропорционально ему. При голосовании  каждая земля имеет число голосов, равное числу ее представителей. То есть земли не равноправны. Голоса каждой земли должны подаваться согласованно, так как представители каждой земли действуют в Бундесрате по инструкции своего правительства. Однако в отличие от Бундестага, Бундесрат не может быть распущен.    

     Бундестаг учреждает комитет по делам Европейского Союза. Он может уполномочить комитет  осуществлять права Бундестага согласно статье 23 в отношении Федерального правительства. Также Бундестаг  формирует Комитет по иностранным  делам и Комитет по вопросам обороны (Статья 45а), Комитет по петициям, который обязан разбирать просьбы и жалобы, подаваемые в Бундестаг, согласно статье 17 Основного закона.  

     В области принятия законов, влияние  Бундесрата неодинаково. По вопросам, касающимся изменения конституции, о территориальных изменениях федерации, об отношениях земель и федерации  и т.п. вопросам Бундесрат обладает, хоть и ослабленным, правом вето. Законопроекты  по другим вопросам, принятые Бундестагом, также должны отправляться в Бундесрат.  В случае согласия Бундесрата, закон считается принятым и публикуется. Если нет, то создается согласительный комитет, но в этом случае независимо от решения комитета Бундестаг, вправе принять закон без согласия Бундесрата. Бундесрат вправе в течение двух недель заявить протест, который может быть отклонен простым большинством голосов.    

       Однако в некоторых случаях  Бундесрат может принимать законы, самостоятельно, без Бундестага. Это  может иметь место в случае  объявления Президентом, по предложению  правительства  и с согласия Бундесрата, состояния законодательной необходимости.[4, c. 178]       

       Также Бундестаг вправе делегировать  законодательные полномочия правительству  или некоторым министрам.

     Конгресс  США — высший представительный и законодательный орган. Состоит из двух палат — палаты представителей и сената.

     В число вопросов, решаемых конгрессом, авторы Конституции ввели: регулирование междуштатной и внешней торговли, чеканку монеты и определение ее стоимости, установление мер и весов, учреждение федеральных органов власти, набор и содержание армии и военно-морского флота, ведение международных дел, организацию почтовых служб, регламентацию авторского права и вопросов предоставления гражданства, управление территориальными владениями США.

     Это значит, что штаты не вправе заключать международные договоры и соглашения с другими штатами без согласия конгресса, чеканить монету, содержать войска в мирное время, принимать законы, нарушающие обязательства по договорам, а также федеральную Конституцию, законы и договоры, принятые или заключенные на ее основе.

     Конгресс, принимая резолюции или частные билли, осуществляет в некоторой степени функции управления и распоряжения в отношении как подчиненных, так и не подчиненных ему органов и лиц. Подобное переплетение функций служит цели более полного приспособления механизма правительственной власти к задачам и требованиям, которые поставлены развитием общества. Наиболее полно роль конгресса в системе разделения властей раскрывается в тех функциях, которыми наделен он по Конституции.

     В рамках несколько упрощенной схемы  они могут быть представлены в следующем виде:

     1. Принятие законодательства;

     2. Бюджет и финансы;

     3. Формирование аппарата исполнительной и судебной власти;

     4. Контроль за деятельностью правительственного аппарата;

     5. Осуществление квазисудебных функций;

     6. Регулирование межправительственных отношений.

     К этому перечню следует добавить те функции, которые не отражены в  Конституции, но которые во многом определяют роль конгресса. К подобным неконституционным функциям могут быть отнесены представительство партий, социальных слоев и групп, общественных  и профессиональных организаций;  участие  в формировании общественного мнения; определение политической линии развития и т.д.

     Согласно  Конституции, назначение “послов... судей  Верховного суда и всех других лиц, назначение которых Конституцией не предусмотрено в ином порядке и должности которых установлены законом” производятся президентом по совету и с согласия сената (ст. II, разд.2). В общей сложности сенат утверждает несколько десятков тысяч кандидатов на должности гражданской и военной администрации. Необходимо сказать несколько слов об экстраординарной процедуре назначения президента и вице-президента. По Конституции, они избираются коллегией выборщиков, которые избраны населением. Однако в том случае, если ни один претендент не имеет абсолютного большинства голосов, избрание президента из числа трех кандидатов, набравших наибольшее число голосов, осуществляет палата представителей. В аналогичной ситуации вице-президента из числа двух кандидатов, набравших наибольшее число голосов, избирает сенат.

     По  Конституции, решение вопроса войны и мира возложено на конгресс. Право решать вопрос о вступлении в военные действия авторы Конституции безоговорочно отнесли к компетенции конгресса. Без его санкции президент мог ввести войска в военные действия только для отражения внезапного нападения на страну и при чрезвычайном положении.

     Французский Парламент состоит из двух палат: Национального собрания и Сената.

     Компетенция французского Парламента — абсолютно  ограниченная, что отличает его от парламентов других демократических  стран. Конституция в ст. 34, установив, что законы принимаются Парламентом, очертила при этом сферу его законодательной компетенции, за пределы которой он выходить не должен, ибо  там лежит сфера регламентарной власти, принадлежащей  Президенту и Правительству. Французский Парламент применяет почти все известные  формы контроля за деятельностью Правительства, кроме  интерпелляции. Министры обязаны отвечать на вопросы парламентариев.  Следственные комиссии собирают информацию об определенных фактах, вопросах, событиях, однако не вправе дублировать  деятельность судов и правоохранительных органов, а контрольные — проверяют административную, финансовую или техническую деятельность публичных служб или национальных предприятии. О результатах своей деятельности комиссии информируют соответствующую палату.

     В сфере внешней политики, обороны  и безопасности Парламент дает разрешение на объявление войны (ст. 35 Конституции), на продление осадного положения  свыше 12-дневного срока (ч. 2 ст. 36) и на ратификацию или одобрение определенных  категорий международных договоров  — мирных договоров, торговых договоров, договоров или соглашений, относящихся  к международным организациям, договоров, обременяющих государственные финансы, договоров, изменяющих законоположения  о  статусе лиц, а также договоров, предусматривающих уступку, обмен или присоединение территории с согласия заинтересованного населения (ст. 53).

     В судебной сфере, Парламент обладает правом амнистии. Он  создает судебные органы для рассмотрения обвинений высших  должностных лиц — Высокий суд правосудия и Суд правосудия  республики - и может предавать Президента Высокому суду правосудия по обвинению в государственной измене. 
 
 
 

     2.3 Исполнительная власть в президентской, парламентской и полупрезидентской республиках (на примере стран США, Германии и Франции). 

Информация о работе Сравнительный анализ полупрезидентской, президентской и суперпрезидентской республик