Практикум по курсу "Политология"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 09:29, курс лекций

Описание работы

Издание включает учебно-методические материалы для семинарских и практи­ческих занятий, струтурно-логические схемы и таблицы, обучающие (дидакти­ческие) игры, вопросы для контроля и самоконтроля, тематику докладов, рефера­тов и сообщений, методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, а также политологический словарь-справочник.

Работа содержит 1 файл

практикум по политологии для студентов.doc

— 895.50 Кб (Скачать)

Согласны ли вы с подобной точкой зрения?

18. По определению американского президента А. Линкольна, демократия — «это правление народа, избранное народом и для народа». В данном определении демократия выступает скорее нормативным идеалом, привлекательной утопией, чем характе­ристикой демократических государств.

В таком случае, возможно ли подлинное народовластие? Ответ аргументируйте.

19. Французский историк и политический деятель А. де Токвиль считал, что демократия имеет два существенных недостатка: она не дает народу «самого искусного правительства» и представляет собой политическую тиранию большинства. Но она обладает двумя весьма важными преимуществами. Какие это преимущест­ва? О какой стране пишет историк, анализируя недостатки и пре­имущества демократии?

20. Каким образом общество может избежать «парадокса свобо­ды», заключающегося в возможности людей отказаться от зако­нов и самой свободы в пользу тирана?

21. Как вы понимаете следующее высказывание: «Способность человека к справедливости делает демократию возможной, но его склонность к несправедливости делает ее необходимой»?

22. Известный русский юрист, либеральный мыслитель П.И. Новгородцев писал: «Демократия всегда есть распутье... система открытых дверей, расходящихся в неведомые стороны дорог... Прежде ее нередко считали высшей и конечной формой, обеспечивающей прочное и благополучное существование, те­перь ясно ощущают, что, отнюдь не создавая твердого равнове­сия жизни, она более, чем какая-либо другая форма, возбуждает дух исканий».

Какие достоинства и недостатки демократии как политичес­кого режима отметил Новгородцев?

23. Анализ институтов и ценностей народовластия показывает, что в России существовали мощные, глубоко укорененные в на­циональном сознании демократические традиции. Но парадокс нашей истории, как отмечал русский философ Н.О. Лосский, со­стоял в том, что Россия, оставаясь абсолютной монархией «на­верху», «внизу», в глубинах народной жизни, была «бытовой демократией».

Какие виды самоуправления существовали в России и в чем их историческое значение?

24. В работе «О духе законов» Ш. Монтескье писал: «Для граждан политическая свобода есть душевное спокойствие, основанное на убеждении в собственной безопасности. Чтобы обладать этой свободой, необходимо такое правление, при котором один гражданин может не бояться другого гражданина».

Определите, что именно, по мнению Ш. Монтескье, дает эту свободу?

25. Сформулируйте условия, препятствующие превращению де­мократии в деспотизм большинства.

26. В современной политической науке существует точка зрения, согласно которой стабильная демократия может утвердиться только в экономически развитом обществе. Можно ли согласить­ся с нею?

27. В зависимости от решения вопроса о субъекте власти, кон­цепции демократии можно разделить на три большие группы: ин­дивидуалистические (либеральные), плюралистические (теории групп) и коллективистские. Основные положения этих концеп­ций изложены в таблице. Осуществите позитивно-критический анализ названных концепций, покажите их сильные и слабые стороны. Сформулируйте различия между:

а) коллективистскими и индивидуалистическими концепциями;

б) между индивидуалистическими и плюралистическими концепциями,

в) между коллективистскими и плюралистическими концепциями.

Концепции демократии

 

Коллективистские

 

Индивидуалистические

 

Плюралистические

 

Отрицание автономии

личности, отношение

к ней как к составной части единого социального организма

Приоритет прав

личности над правами

государства. Индивидуальная свобода как

отсутствие ограничений

Заинтересованная

группа —

центральный элемент политической системы.

Соперничество и баланс интересов —

основа демо­кратической власти

Первичность крупного социального объекта (народа, церкви и др.) в определении

поведения гражданина

Ограничение компетенции и сферы деятельности государства, невмешательства в дела гражданского общества

Государство — арбитр, обеспечивающий саморегулирование общества

Неограниченность власти большинства над меньшинством и отдельной личностью. Государственная поддержка социально ущемленных групп

Разделение властей, создание системы противовесов и балансиров

Диффузия государственной власти. Множественность властных элит


28. Сформулируйте основные положения указанных в таблице теорий демократии.

Теория демократии

 

Основные положения

 

Либеральная

 

 

Плюралистическая

 

 

Плебисцитарная

 

 

Партисипаторная

 

 

Элитарная

 

 

Концепция полиархии Р. Даля

 

 

 


29. Сравните политические режимы по следующим критериям:

Критерии

 

Тотали­таризм

 

Автори­таризм

 

Демо­кратия

 

Степень политической свободы (наличие прав и свобод личности)

 

 

 

 

Степень принуждения и насилия

 

 

 

 

Принципы организации власти (разделение властей или концентрация, всеобщие выборы или закрытый способ формирования, двойственность властей перед законом)

 

 

 

Место и роль государства

 

 

 

Зрелость гражданского общества

 

 

 

Наличие оппозиции, инакомыслия, многообразия идеологий или господство одной из них

 

 

 

Существование конкурентной партийной системы или монополия одной партии

 

 

 

 


30. Дайте развернутую характеристику гибридных режимов: диктократии, демократуре, делегативной демократии. Определите причины, способствующие их возникновению.

 

Дискуссия.

Демократия — будущее человечества или явление западной цивилизации?

В современной политологии порой высказываются сомнения от­носительно универсальности демократии и перспектив ее распро­странения в незападном мире. Прямо противоположной является точка зрения, согласно которой демократия является неизбежным итогом социально-экономического и политического развития. Аргументы и доводы сторонников обоих подходов приводятся в форме следующего диалога:

А.: «Демократия — лучший и наивысший тип политического ре­жима, это итог развития цивилизации. При демократии гарантиру­ются права человека, обеспечивается процветание и благосостоя­ние большинства общества. Я считаю, что, в конечном счете, к демо­кратии придут все народы, рано или поздно она утвердится во всех государствах».

Б.: «Мне кажется, вы слишком превозносите демократию. Она действительно обеспечивает защиту прав человека, но отнюдь не гарантирует благосостояния общества. Среди демократических го­сударств есть как экономически развитые, так и экономически от­сталые. Хочу также заметить, что демократические режимы впе­рвые сформировались в государствах, относящихся к западной цивилизации. В странах же незападного мира преобладают авторитар­ные режимы. Причем темпы их экономического развития значи­тельно превосходят темпы экономического роста демократических стран, а результаты весьма впечатляющи».

А.: «Думаю, что именно экономическое развитие и экономичес­кий рост приведут многие страны к демократии».

Б.: «Я не разделяю вашего оптимизма. Наряду с экономическими факторами на характер и природу политического режима также доказывают влияние социокультурные, цивилизационные факторы, традиции и менталитет общества. Неужели вы считаете, что демо­кратия может выжить в иной социокультурной среде?»

А.: «Итак, по-вашему, демократический путь для незападных стран невозможен? Какова же в этом случае судьба России?»

Б.: «Я только хочу сказать, что каждое государство вырабатыва­ет режим, который соответствует его социокультурным основам. Даже, если это и будет демократия, то ее черты, конфигурация, а может даже и механизмы, отнюдь не будут точными копиями запад­ных моделей. Что касается России...» (здесь разговор обрывается). Проанализируйте высказанные позиции. Сформулируйте свою точку зрения о перспективах развития демократии. Реально ли фор­мирование демократии в России?

 

 

Информация о работе Практикум по курсу "Политология"