Практикум по курсу "Политология"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 09:29, курс лекций

Описание работы

Издание включает учебно-методические материалы для семинарских и практи­ческих занятий, струтурно-логические схемы и таблицы, обучающие (дидакти­ческие) игры, вопросы для контроля и самоконтроля, тематику докладов, рефера­тов и сообщений, методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, а также политологический словарь-справочник.

Работа содержит 1 файл

практикум по политологии для студентов.doc

— 895.50 Кб (Скачать)

А: «Можно ли в таком случае утверждать, исходя из Ваших рас­суждений, что безработица не является нарушением прав человека на труд?»

Б: «Правовое государство не может предотвратить безработи­цы, но оно должно обеспечить индивиду пособие по безработице, по мере возможности помочь получить ему новую, нужную для общества профессию, трудоустроиться. Государство не может брать на себя ответственность за судьбу человека. Поэтому отдельный трудоспособный гражданин должен сам проявлять активность, инициативу и предприимчивость, самостоятельно заботиться о реали­зации своего права на труд».

Какая из двух трактовок социально-экономических прав кажется вам более корректной? Как, в свете избранной вами точки зрения, можно трактовать право на образование, на отдых и др.?

 

ТЕМЫ ДОКЛАДОВ, РЕФЕРАТОВ, СООБЩЕНИЙ

Признаки государства и их трактовки.

Сравнительный анализ основных моделей федерации.

Федерализм: история и современные проблемы

Институт президентства в современном мире.

Представительные институты власти: функции и прерогативы.

Российская государственность: современные проблемы и перспективы.

Эволюция представительной власти в России.

У истоков теории правового государства.

Права человека: история и современность.

Механизмы защиты прав человека.

Состояние прав человека в современной России.

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРА ТУРА

Политология: Учебник для вузов / Под ред. М.А. Василика. М., 1999. Гл. 10.

Каменская Г.В., Родионов А.Н. Политические системы современности. М., 1994.Гл.3.

Боер В.Я. и др. Правовое государство: идея, концепция, реальность. СПб., 1996.

Поздняков Э.А. Философия политики. Ч. 1. М., 1994. Гл. II. Президент — Правительство — исполнительная власть: российская модель. М., 1997.

Чиркин В.Е. Элементы сравнительного государствоведения. М., 1994.

Чиркин В.Е. Современный федерализм: сравнительный анализ. М., 1995.

Унпелев А.Г. Политология: власть; демократия, личность. М., 1994. Ч. VI. Гл. 1.

Тихомиров В.А. Государство на рубеже столетий // Государство и право. 1997. № 2.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Гаджиев К..С. Политическая наука. М., 1994. Гл. IV. § 2—6.

Мухаев Р.Т. Политология: Учебник для вузов. М., 1997. Тема XI.

Багранджия Б.А. Российский федерализм: разграничение предметов ведения и полномочий // Социально-политический журнал. 1996. № 4.

Белов Г.А. Права человека. М., 1996.

Дмитриев В.А., Черемных Г.Г. Судебная власть в механизме разделения влас­тей и защита прав и свобод человека // Государство и право. 1997. № 8.

Зарубежный федерализм: организация государственной власти в субъектах Федерации. М., 1995.

Изензее И. Государство // Вестн. МГУ. Сер. 12. Социально-политические ис­следования. 1992. № 6.

Котлевская И.В. Современный парламент // Государство и право. 1997. № 4.

Мамут Л.С. Государство: полюсы представлений // Общественные науки и со­временность. 1996. № 4.

Милецкий В.П. Социальное государство: эволюция идей, сущность и перспек­тивы становления в современной России // Политические процессы в России в сравнительном измерении. СПб., 1997.

Михайловская И.Б. и др. Права человека и социально-политические процессы в России. М., 1997.

Права человека: история, теория и практика. М., 1995.

Современная российская модель разделения власти между федерацией и ее субъектами. М., 1996.

Чиркин В.Е. Президентская власть // Государство и право. 1997. № 5.

 

 

                           

Тема 5
ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ

Цель семинарского занятия: изучение основных типов политических режимов; характеристика сущностных черт и признаков тоталитаризма, авторитаризма, демократии и гибридных режимов; характеристика поли­тического режима в современной России; знакомство с основными теория­ми и моделями демократии.

Основные понятия: политический режим, диктатура, демократия, то­талитаризм, авторитаризм, демократура, диктократия, делегативная демо­кратия, демократия, либерально-демократическая и радикально-демокра­тическая теории демократии, модель конкурентной элитистской демокра­тии, модель полиархической демократии, демократическая модель «прав человека», институциональная модель «интегративной демократии».

 

План семинара

1. Понятие политического режима. Типы политических режимов

2. Тоталитаризм как социальный и политический феномен

3. Авторитарный режим.

4. Сущностные черты и признаки демократии. Теории и модели демократии

5. Политический режим в современной России.

 

Контрольные вопросы, задания, тесты

1. Укажите, какие из приведенных понятий и определений соот­ветствуют друг другу:

а) деспотия;

б) политический режим;

в) олигархия;

г) демократура;

д) демократия;

е) тирания;

ж) «авторитаризм раз­вития»;

з) тоталитаризм;

и) бюрократический авторитаризм;

к) диктатура;

л) авторитаризм;

м) диктократия;

н) полиархия;

о) делегативная демо­кратия;

1. неограниченная власть одного лица или не­большой группы;

2. историческая разновидность диктатуры, при которой власть осуществляется военачаль­ником;

3. политический режим, при котором государ­ство стремится к целостному, всеохваты­вающему контролю за жизнью общества в целом и каждой личностью в отдель­ности;

4. политический режим, при котором власть осуществляется политическим блоком бю­рократии, национальной буржуазии, воен­ных;

5. упорядоченное взаимодействие структур по­литической системы, а также совокупность методов осуществления власти и достиже­ния политических целей;

6. власть небольшой группы богатых и приви­легированных людей;

7. политический режим, при котором монопо­лией на власть обладает какая-либо одна партия, группировка или одно лицо, одна­ко сохраняются в ограниченном виде неко­торые гражданские свободы;

8. разновидность авторитарного режима, ори­ентированного на социальную и экономи­ческую модернизацию;

9. гибридный режим, характеризующийся про­ведением либерализации без демократиза­ции;

10. политический режим, отличающийся высо­кой степенью политической конкурентнос­ти элит и высоким уровнем политического участия;

11. гибридный режим, характеризующийся проведением демократизации без либера­лизации;

12. историческая разновидность диктатуры, ха­рактеризующаяся властью одного лица, опирающегося на могущественный чинов­ничий аппарат;

13. политический режим, обеспечивающий и гарантирующий права и свободы че­ловека;

14. политический режим, при котором электо­рат делегирует права исполнительной влас­ти, ограниченной лишь сроками действия своих полномочий.

2. Какие из перечисленных признаков присущи тоталитаризму?

а) права и свободы человека;

б) монополия одной официальной идеологии, полностью отрицаю­щей предыдущий порядок, призванной сплотить граждан для построения нового мира и обяза­тельно признаваемой всеми;

в) разделение властей;

г) монополия одной массовой пар­тии, строящейся по олигархичес­кому признаку и возглавляемой харизматическим лидером, на власть;

д) свободные выборы;

е) всеобщий полицейский кон­троль и надзор;

ж) монополия власти на средства массовой информации;

з) многопартийность;

и) централизованный контроль за экономикой.

3. Кто впервые ввел в политический лексикон термин «тоталита­ризм»?

а) К. Маркс;                              б) У. Черчилль;              в) А. Гитлер;                            г) В. Ленин;                            д) Б. Муссолини.

4. Какие идеи и политические доктрины Нового времени оказа­ли решающее влияние на современные представления о демо­кратии?

а) концепция естественного права, свободы и автономии личности;

б) теория «общественного догово­ра» Т. Гоббса;

в) теория правового государства И. Канта, Р. Моля, Р. Вилькерта;

г) концепция «общей воли» Ж.Ж. Руссо;

д) теория разделения властей Ш. Монтескье.

5. Какой из перечисленных принципов является принципом плюралистической концепции демократии?

а) преимущественно негативное понимание индивидуальной свободы, т.е. как отсутствие ограничений, нежелательного вмешатель­ства;

б) ограничение компетенции и сферы деятельности государств преимущественно охраной общественного порядка, безопаснос­ти граждан и социального мира;

в) идея автономии личности и ее первичности по отношению к народу и его воле;

г) соперничество и баланс группо­вых интересов как социальной основы демократической власти.

6. Кто из политологов является автором теоретической модели полиархической демократии?

а) М. Вебер;                            б) С. Хантингтон;                            в) Р. Даль;                            г) Г. Алмонд.

7. Кому принадлежит определение демократии как «институци­онального устройства для принятия политических решений, в ко­тором индивиды приобретают власть... через конкурентную борь­бу за голоса избирателей»?

а) С. Липсету;              б) И. Шумпетеру;                            в) А. Лэйну;                            г) Ф. Шмиттеру.

8. На каких социальных ценностях основывается институцио­нальная модель «интегративной демократии»?

а) политический торг между гражданами, преследующими свои интересы;

б) поиски общего блага в процессе общей дискуссии между правителями и гражданами;

в) порядок, основанный на истории, долге и разуме;

г) порядок, основанный на рациональности и обмене;

д) права человека как высшая ценность и критерий оценки политических институтов;

е) инструментальная оценка прав человека.

9. Американский политолог Дж. Талмон ввел в политический лексикон понятие «тоталитарная демократия». Что оно означа­ет? Чем отличается «либеральная демократия» от «тоталитар­ной»?

10. Сформулируйте основные отличия тоталитаризма от авторита­ризма.

11 Какие социальные слои составляют социальную базу правого и левого тоталитаризма?

12. Охарактеризуйте тоталитарные режимы с точки зрения их легитимности и эффективности.

13. По мнению русского философа и политолога И.А. Ильина, тоталитаризм есть «политический строй, беспредельно расши­ривший свое вмешательство в жизнь граждан, включающий всю свою деятельность в объем своего управления и принудительного регулирования... Имеется единый властный центр: он призван все знать, все предвидеть, все планировать, все предписывать. Обычное правосознание исходит от предпосылки: все незапре­щенное полезно; тоталитарный режим допускает совершенно иное; все непредписанное — запрещено... Государство заявляет: есть только государственный интерес, и ты им связан».

Подумайте, какие властные, управленческие структуры обес­печивают функционирование тоталитарного режима?

14. Тоталитарные режимы могут искусно использовать многие гуманистические идеи, обладают достаточно высокой способнос­тью мобилизации ресурсов и концентрации усилий для достиже­ния узко ограниченных целей. Их живучесть объясняется также созданием огромного аппарата социального контроля и принуж­дения. И все же тоталитаризм — исторически обреченный режим. Почему? В чем причины смены тоталитарных государств правовыми?

15. Авторитаризм выступает как один из типов политических ре­жимов, альтернативных тоталитаризму, и по своим характерным чертам он занимает как бы промежуточное положение. Попытай­тесь сформулировать основные черты авторитаризма. Какие черты, на ваш взгляд, роднят его с тоталитаризмом?

16. Американский политолог С. Хантингтон приводит данные, согласно которым 140 из 190 современных государств являются авторитарными, ныне только 19% населения проживают в демократических обществах.

Объясните, какие причины способствуют сохранению и вос­производству авторитаризма в современном мире?

17. Анализируя причины возникновения тоталитаризма в СССР, немецкий фрейдо-марксист В. Райх писал: «Стремление милли­онов к социализму было стремлением к свободе от угнетения лю­бого рода. Но это стремление к свободе выступало в форме ком­промисса со страхом перед ответственностью. ...Смешение стремления к свободе и страха, коренящегося в психологической структуре, страха перед свободным самоуправлением создало в Советском Союзе ...авторитарно-тоталитарно-диктаторские формы».

Информация о работе Практикум по курсу "Политология"