Практикум по курсу "Политология"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 09:29, курс лекций

Описание работы

Издание включает учебно-методические материалы для семинарских и практи­ческих занятий, струтурно-логические схемы и таблицы, обучающие (дидакти­ческие) игры, вопросы для контроля и самоконтроля, тематику докладов, рефера­тов и сообщений, методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, а также политологический словарь-справочник.

Работа содержит 1 файл

практикум по политологии для студентов.doc

— 895.50 Кб (Скачать)

7. порядок организации и проведения выбо­ров в представительные учреждения или индивидуального руководящего представи­теля (например, президента страны), за­крепленный в юридических нормах, а также сложившейся практикой деятельнос­ти государственных и общественных орга­низаций;

8. право гражданина выступать в качестве из­бираемого;

9. участие в выборах избирателей, разделен­ных по национальному, профессионально­му и др. признакам;

10. процесс выдвижения кандидатов в депута­ты, агитация за них, борьба за голоса и симпатии избирателей;

11. право гражданина выступать в качестве из­бирающего;

12. избирательная система, при которой одна половина кандидатов избирается по мажо­ритарному, а другая — по пропорциональ­ному принципу;

13. совокупность юридических норм, регулиру­ющих участие граждан в выборах, органи­зацию и проведение последних, взаимоот­ношения между избирателями и выборными органами или должностными лицами, а также порядок отзыва неоправдавших дове­рие избирателей выбранных представите­лей.

2. Каким избирательным правом пользуется гражданин, пришед­ший в день голосования на избирательный участок?

а) активным избирательным правом;                            б) пассивным избирательным правом;

в) и тем, и другим;                                                                      г) никаким.

3. Современной формой непосредственной демократии является референдум. В какой стране состоялся первый в истории рефе­рендум?

а) Великобритания;                            б) Швейцария;              в) США;              г) Франция.

4. Исследование политического рынка в период проведения из­бирательной кампании предполагает выделение сегментов элек­тората. Какие из указанных признаков являются наиболее важ­ными для выделения его сегментов?

а) демографические данные (пол,  возраст);              б) уровень доходов;                           

в) семейное положение;                                                        г) партийная идентификация;             

д) эмоциональные ориентации;                            е) религия;                            ж) этнический состав.

5. С какого возраста граждане Российской Федерации обретают избирательные права?

а) с 16 лет;                            б) с 18 лет;                            в) с 21 года;                            г) после выхода на пенсию;

д) с рождения

6. По какой избирательной системе осуществляются выборы в Государственную Думу?

а) по мажоритарной;                            б) по пропорциональной;                            в) по смешанной.

7. Вы решили выдвинуть свою кандидатуру на выборах в Госу­дарственную Думу. Какое количество подписей вам необходимо собрать, чтобы зарегистрироваться в качестве кандидата?

а) 100 тысяч;                            б) 200 тысяч;                            д) 1 миллион. 300 тысяч;                            г) 500 тысяч;

Достаточно ли для регистрации кандидата собрать нужное ко­личество голосов в одном или двух регионах?

8. Вы пришли на свой избирательный участок в день голосова­ния исполнить гражданский долг и отдать голос за выбранного вами кандидата. По какому документу, удостоверяющему вашу личность, вы можете получить бюллетень?

а) по водительским правам;                                                        б) по студенческому билету;

в) по читательскому билету библиотеки;                                          г) по общегражданскому паспорту;

д) по военному билету военнослу­жащего запаса;              е) по заграничному паспорту;

9. Предположим, вы пришли на свой избирательный участок в день голосования. Ваши документы, удостоверяющие личность, в порядке, но член участковой избирательной комиссии не обнаруживает вашу фамилию в списке избирателей. Как в таком слу­чае следует поступить?

а) уйти, не проголосовав;

б) написать жалобу в Центральную избирательную комиссию;

в) потребовать внести вашу фами­лию в дополнительный список голосующих;

г) устроить митинг протеста.

10. Вы получили бюллетень, но по ошибке поставили отметку против фамилии того кандидата, за которого не собирались голо­совать. Как в таком случае следует поступить?

а) оставить все как есть, опустить бюллетень в избирательную урну;

б) в письменной форме сообщить в бюллетене о своей ошибке и опустить его в избирательную урну;

в) порвать бюллетень и уйти, не проголосовав;

г) обратиться в участковую избирательную комиссию с просьбой выдать новый бюллетень взамен испорченного;

д) неправильно заполненный бюллетень унести с собой в кармане.

11. Представьте себе, что вы решили баллотироваться на выбо­рах. Ваш соперник — искушенный политик, длительное время находившийся у власти. Какую тактику вы изберете?

12. Некоторые футурологи, отмечая высокие темпы развития ин­формационных технологий, предрекают в будущем введение ком­пьютерной системы голосования, при которой каждый избира­тель, используя глобальные сети, сможет голосовать, не выходя из собственного дома. Попытайтесь определить возможные «из­держки» и возможную «прибыль» такой системы.

13. Сравните достоинства и недостатки мажоритарной и пропор­циональной избирательных систем. Заполните таблицу:

 

Мажоритарная система

Пропорциональная система

Достоинства

1.

2.

3.

1.

2.

3.

Недостатки

1.

2.

3.

 

1.

2.

3.

 


14. Сравните избирательные системы в дореволюционной Рос­сии, Советском Союзе (70—80-е гг. ) и современной России по следующим параметрам:

а) избирательное право;                            б) степень предвыборной конкуренции.

Попробуйте сформулировать тенденции развития избира­тельного права в российской политической истории.

15. Обладаете ли вы в настоящий момент правом быть избран­ным Президентом Российской Федерации?

16. Может ли Президентом России стать гражданин другого го­сударства?

17. Представьте, что вы баллотируетесь в депутаты Государст­венной Думы. За вас проголосовало 49% избирателей вашего избирательного округа. Ваши конкуренты получили соответст­венно — 31, 10, 5, 3 и 2% голосов. Можно ли вас поздравить с избранием?

18. В стране Х избирательными правами пользуются граждане, имеющие определенные размеры доходов и собственности. К ка­кому виду относятся выборы, проводимые в данном государстве?

19. Чем прямые выборы отличаются от косвенных?

20. Представьте себе выборы, проходящие по олимпийской сис­теме, в которых борьбу между собой ведут три кандидата: К, Р, Т. Известно, что избиратели симпатизируют К больше, чем Р (К > Р), а Р предпочитают больше Т (Р > Т), но в то же самое время Т предпочтительнее К (Т > К). К > Р > Т > К.

В первом туре выборов встречаются кандидаты К и Р. Победу одерживает К.

Во втором туре состязаются Р и Т. Побеждает Р.

В заключительном туре борьба разворачивается между Т и К. Большинство голосов получает Т.

Но если по окончанию выборов спросить избирателей, то можно услышать, что они предпочли бы видеть депутатом К. Таким образом, избран далеко не тот кандидат, которого желали бы видеть депутатом избиратели. Этот парадокс был описан еще в XVIII в. французским академиком Кондорсе. Можно ли логи­ческим путем разрешить данный парадокс? Как организовать вы­боры, чтобы избежать парадокса Кондорсе? Почему опросы типа «Кто из двух кандидатов кажется Вам наиболее предпочтительными» только запутывают, а не проясняют картину реальных симпатий избирателей?

21. Предположим, что предвыборная борьба осуществляется между тремя кандидатами: А, Б и В. Соотношение голосов выгля­дит следующим образом: А — 120, Б — 119 и В — 100. При этом:

а) одна половина электората В может проголосовать за А, а другая — за Б;

б) электорат А не проголосует за Б;

в) электорат Б не проголосует за А.

В таком случае, если во второй тур проходят кандидаты А и Б, то каждый из них в дальнейшем получает дополнительно по 50 голосов электората В.

А: 120+50=170

Б: 119+50=169

В конечном итоге побеждает А с перевесом в 1 голос.

На следующих выборах А, желая получить больший отрыв от Б, проводит более активную избирательную кампанию и «заби­рает» от Б в первом туре 40 голосов.

Таким образом, в первом туре А получает 120+40=160 голо­сов.

Б — 119 - 40=79 голосов

В — 100 + 0=100 голосов

Во второй тур проходят А и В. Но мы помним, что электорат Б (а он составляет 79 голосов) не проголосует за кандидата А. Он отдает свои голоса кандидату В. Таким образом В присоединяет к своему электорату (100 голосов) электорат Б (79 голосов) и по­беждает.

А — 160 голосов

В—179 голосов (100+79)

Покажите, в чем заключается ошибка кандидата А? Каким образом должен был построить свою кампанию А, чтобы избе­жать подобного поворота событий?

22. В политической науке известна теорема Гиббарда — Сэттертуэйта, которая звучит следующим образом: «Если кандидатов не менее трех, то единственным неманипулируемым правилом голо­сования является диктаторское» (диктаторской считается избирательная система, при которой результат голосования зависит от одного голоса). Попытайтесь доказать или опровергнуть дан­ную теорему.

23. Французский политолог М. Дюверже сформулировал «три социологических закона» взаимосвязи партийной и избиратель­ной систем. Их основные положения таковы:

— пропорциональная избирательная система обусловливает возникно­вение и существование многопартийной системы, характеризую­щейся автономностью партий и их жесткой структурой;

— абсолютная мажоритарная система влияет на формирование много­партийной системы, в которой партии занимают гибкие позиции и стремятся к поиску консенсуса и компромисса;

— относительная мажоритарная система порождает двухпартийную систему.

Попытайтесь объяснить характер взаимосвязи между различ­ными избирательными и партийными системами. Приведите из­вестные вам примеры, подтверждающие эти законы.

 

Деловая игра.
Технология избирательной кампании

Игра тщательно готовится участниками заранее. В ней принима­ют участие 30—40 человек. Время проведения игры 90 минут. Фор­мируются 3—4 команды — «партии» по 4—5 человек. «Беспар­тийные» учащиеся образуют «электорат». Задача «партий» — привлечь на свою сторону как можно больше «избирателей». Каж­дая «партия» определяет свою политическую «нишу», идейно-по­литическую платформу и готовит «предвыборную программу». Игра состоит из 5 блоков.

Блок 1 (организационный). Каждая команда создает штаб из­бирательной кампании, разрабатывает его структуру и распределя­ет функции между его структурными единицами. Структура каждого штаба изображается графически и комментируется устно одним из игроков команды. Каждая команда представляет свой план и график проведения избирательной кампании (на 17 недель), в котором подробно и последовательно указываются все мероприятия предвыборной кампании.

Блок 2 (подготовительный). Каждая команда накануне игры проводит исследование «политического рынка». Объектами изучения являются социально-экономические параметры различных групп избирателей (доход, образование, профессионально-квалификационный уровень), демографические показатели (пол и возраст избирателей), социальные признаки (принадлежность к классу или социальной группе, традиции и образ жизни), поведенческие характеристики электоральных групп (доверие к партии, доминирующие нормы политической культуры, склонность к политическому участию). В результате создается «карта» электората, определя­йся его основные сегменты, сторонники, противники и колеблющиеся группы электората. Определяются основные конкуренты, их сильные и слабые стороны.

Блок. 3 (имиджелогия). Каждая команда формирует имидж своего кандидата, исходя из представлений об основных сегментах политического рынка, основных потребностях и интересах избирателей. Разрабатываются различные методы предвыборной агитации. Один кандидат от каждой «партии» в течение 3 минут выступает по «телевидению», в течение 2—3 мин отвечает на вопросы телезрителей» и заявления оппонентов. Все участвующие в игре группы выпускают по экземпляру агитационной «листовки». При продвижении политического имиджа могут быть «проиграны» такие формы его актуализации, как «выступление на митинге», встреча с избирателями». Также определяются другие формы работы с избирателями.

Блок 4 (последний этап). Состязающиеся группы проводят опрос среди «электората», в ходе которого определяются политические предпочтения и намерения принять участие в выборах. Каждая команда получает последнюю возможность сделать заявление накануне «выборов» в течение 2 мин.

Блок 5 (выборы). Из числа наблюдающих формируется «избирательная комиссия» и определяются наблюдатели от «партий». Затем осуществляется «голосование» и «подсчет» голосов.

Результаты игры подсчитываются в баллах.

Блок 1 — от 0 до 5 баллов;

Блок 2 — от 0 до 7 баллов;

Блок 3 — от 0 до 7 баллов;

Блок 4 — от 0 до 5 баллов;

Блок 5 — от 0 до 12 баллов.

а) 12 баллов за 1-е место на «выборах»;

б) 9 баллов за 2-е место на «выборах»;

в) 6 баллов за 3-е место на «выборах»;

г) 3 балла за 4-е место на «выборах».

Полученные баллы суммируются. Таким образом, учитываются не только «победа на выборах», но и умение грамотно провести из­бирательную кампанию.

 

ТЕМЫ ДОКЛАДОВ, РЕФЕРАТОВ, СООБЩЕНИЙ

1. Ретроспективный и сравнительный анализ избирательных систем.

2. Пропорциональная и мажоритарная избирательные системы: «плюсы» и «ми­нусы».

Информация о работе Практикум по курсу "Политология"