Практикум по курсу "Политология"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 09:29, курс лекций

Описание работы

Издание включает учебно-методические материалы для семинарских и практи­ческих занятий, струтурно-логические схемы и таблицы, обучающие (дидакти­ческие) игры, вопросы для контроля и самоконтроля, тематику докладов, рефера­тов и сообщений, методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, а также политологический словарь-справочник.

Работа содержит 1 файл

практикум по политологии для студентов.doc

— 895.50 Кб (Скачать)

23. Проанализируйте следующие высказывания:

а) «Славянофильское утверждение России совершенного тождественно духовному и бытовому патриотизму западных народов; западничес­кое же отрицание Руси, начатое Петром и законченное Лениным, — явление Западу неизвестное, явление типично русское» (Ф.А. Степун).

б) «Отрицание России и идолопоклонство перед Европой — явление очень русское, восточное, азиатское явление. Именно крайнее рус­ское западничество и есть явление азиатской души. Можно даже вы­сказать такой парадокс: славянофилы... были первыми русскими ев­ропейцами, так как они пытались мыслить по - европейски самосто­ятельно, а не подражать западной мысли, как подражают дети» (Н.А. Бердяев).

24. А.И. Герцен называл славянофилов и западников «двуликим Янусом». И те, и другие любили свободу. И те, и другие любили Россию: славянофилы — как мать, западники — как дитя.

Сопоставьте социально-политические воззрения славянофи­лов и западников.

25. По мнению русского ученого Б.А. Кистяковского, «...вполне пересоздать общество, построить его на анархических началах без государства и без власти совершенно невозможно, так как громадные массы людей не могут заключить между собой товарищеские отношения. Анархическое общество — это идеал Цар­ствия Божия на земле, который осуществляется только тогда, когда все люди станут святыми».

Как вы относитесь к предложенной им характеристике анар­хизма?

26. В послеоктябрьский период многие русские мыслители иска­ли ответ на вопрос: почему либеральное и консервативное на­правления русской общественности оказались бессильными перед радикализмом?

С.Л. Франк основную причину слабости либеральной партии видел «в отсутствии у нее самостоятельного и положительного миросозерцания». Несамостоятельность русского либерализма проявилась, в частности, в его «полусоциалистичности». В осно­ве этого явления лежала та особенность русского либерализма, что в нем не было философски и религиозно укорененной веры «в ценность духовных начал нации, государства, права и свобо­ды», которая обеспечила бы противостояние разрушительным началам.

В чем заключалась, по вашему мнению, слабость русского ли­берализма? Насколько актуальны слова франка для характерис­тики современного либерализма в России?

27. Проанализируйте следующие характеристики русского кон­серватизма:

«Величайшее несчастье русской политической жизни — считал С.Н. Булгаков, — что в ней нет и не может образоваться подлинного («английского») консерватизма и нет труднее задачи, как с умом и совестью быть политически правым, имея даже самую правую идеологию; ибо в          официально-правом лагере су­ществует спрос не на убеждения, независимые и свободные, но на послушное низкопоклонство, не на принципы, а на бесприн­ципность».

По мнению С.Л. Франка, русский консерватизм опирается «на ряд давних привычек чувства и веры, на традиционный уклад жизни, словом, на силы исторической инерции, но он уже давно потерял живые духовные и нравственные корни своего бытия и не чувст­вовал потребности укрепить их в стране, ...не понимал всей от­ветственности и сложность этой задачи, всей необходимой органичности такого прорастания корней в живые глубины народной души».

Сравните приведенные характеристики русского консерва­тизма. Что, на ваш взгляд, в конечном счете, обусловило его по­литическое (но не теоретическое) поражение в 1917 г.?

28. Н.А. Бердяев в работе «Истоки и смысл русского коммуниз­ма» провел своеобразную параллель межу К.П. Победоносце­вым и В.И. Лениным: Победоносцев «был ровным вождем ста­рой монархической России эпохи упадка. Ленин был духовным вождем новой коммунистической России». Эту мысль развивает С.Л. Франк: «Самый замечательный и трагический факт... рус­ской политической жизни, указующий на очень глубокую и общую черту нашей национальной души, состоит во внутреннем сродстве нравственного облика типичного русского консерватора и революционера». В чем, на ваш взгляд, заключалось это «сродство»?

29. Самой опасной, великой ложью своего времени и ярчайшим примером разрыва теории и практики К.П. Победоносцев считал неуклонно наращивающую свое влияние в России второй поло­вины XIX в. доктрину парламентаризма, «роковое заблуждение, одно из самых поразительных в истории человечества», заключа­ется, по его мнению, в том, что в условиях реализации выборно-парламентского принципа народ якобы избирает, выдвигает во власть людей, отражающих волю большинства и гарантирующих защиту его интереса. Внимательное исследование парламентских систем приводит к другим выводам. «...Правителями, — утверж­дал Победоносцев, — становятся ловкие подбиратели голосов... механически, искусно орудующие закулисными пружинами, ко­торые приводят в действие кукол на арене демократических вы­боров». Практически «избирается излюбленник меньшинства, иногда очень скудного, только это меньшинство представляет организованную силу, тогда как большинство как песок, ничем не связано, и потому бессильно перед кружком или партией».

Как вы думаете, не сгущает ли Победоносцев краски? Неуже­ли выборные системы «замешены» исключительно на эгоизме, подкупе, обмане, лицемерии? Аргументируйте свою Позицию. В чем актуальность критики парламентаризма Победоносцевым?

30. Русский коммунизм в Советской России, по оценке Н.А. Бер­дяева, явился извращением русской мессианской идеи. Русский коммунизм утверждает свет с Востока, который должен просве­тить буржуазную тьму Запада. В коммунизме есть своя правда и своя ложь. Правда — социальная, раскрытие возможности брат­ства людей и народов, преодоление классов; ложь — в духовных основах, которые приводят к процессу дегуманизации, к отрица­нию ценности всякого человека, к сужению человеческого созна­ния, которое уже наблюдалось в русском нигилизме. Коммунизм, подчеркивает Н.А. Бердяев, есть русское явление, несмотря на марксистскую идеологию «Коммунизм есть русская судьба, мо­мент внутренней судьбы русского народа. И изжит он должен быть внутренними силами русского народа. Коммунизм должен быть преодолен, а не уничтожен. В высшую стадию, которая на­ступит после коммунизма, должна войти и правда коммунизма, но освобожденная от лжи. Русская революция пробудила и раско­вала огромные силы русского народа. В этом ее главный смысл».

Согласны ли вы с точкой зрения Бердяева? Аргументируйте свой ответ.

 

Дискуссия.

Дилемма «равенство—свобода» в истории русской политической мысли

Факторы, определившие особенности содержания и иерархию ценностей российской политической жизни: «возраст» российского суперэтноса, природно-географическая среда, коллективно-родо­вое начало, особенности государственного хозяйствования, религи­озный фактор и т.д. Социокультурные влияния: византийское, татаро-монгольское, западноевропейское.

Равенство выше свободы: интеллектуальные ориентации. Оп­равдано ли ограничение индивидуальной свободы целями служения общему благу, может ли последнее наполнить смыслом человеческую жизнь? Славянофилы: идеи соборного равенства и нравственной свободы («поступая по совести, человек поступает свободно и нравственно»); государство как олицетворение «внешней» правды; соединение религиозной правды и правды социальной. Анархическое равенство в свободе, принцип неограниченной личной свободы от государства (М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин). Народничество: идеал общинной солидарности, трудового мужицкого равенства и коллективной трудовой свободы. Марксистские идеи социального равенства и социальной справедливости на российской почве.

Свобода и равенство равноценны: теоретические подходы (Б.Н. Чичерин, П.И. Новгородцев, П.Б. Струве, И.А. Ильин, С.Л. Франк). «Безграничное развитие свободы привело бы к всеобщему неравенству; безусловное осуществление равенства имело своим последствием полное подавление свободы» (П.И. Новгород­цев).

Русское общественное движение «дорожит равенством более, нежели самой свободой. Оно готово предпочесть рабство частичному освобождению: между всеобщим равенством рабства и всеобщим равенством свободы оно не допускает середины» (Е.Н. Тру­бецкой).

Современные трактовки дилеммы «равенство—свобода» в по­литической мысли России.

 

ТЕМЫ ДОКЛАДОВ, РЕФЕРАТОВ, СООБЩЕНИЙ

1. Западничество и славянофильство: противоположность мировоззренческих и политических ориентаций.

2. Западничество как феномен российской политической культуры: истоки, сущ­ность, типология.

3. Политология русского консерватизма.

4. Русский анархизм о политике и государстве.

5. Идея социализма на российской почве: история и современность

6. Особенности русского либерализма: «охранительный либерализм» Б.Н. Чиче­рина и его концепция правового государства.

7. Политическая философия еврейства.

8. Неомонархизм: И.А. Ильин о монархии и республике, «аксиомах власти» и правосознании.

9. Религиозно-нравственная традиция в русской политической мысли конца XIX — начала XX вв.

10. Идеи Н.А. Бердяева о демократии, свободе личности, тоталитаризме.

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Политология: Учебник для вузов / Под ред. М.А. Василика. М., 1999. Гл. 3.

Антология мировой политической мысли: В 5 т. М., 1997. Т. III—IV.

Исаев И.А., Золотухина Н.М. История политических и правовых Учений Рос­сии XI—XX вв. М., 1995.

История политических и правовых учений: Учебник для вузов / Под общ. ред. B.C. Нерсесянца. М., 1996.

Замалеев А.Ф., Осипов И.Д. русская политология: Обзор основных направле­ний. СПб., 1994.

Зеньковский В.В. Русские мыслители и Европа. М., 1997.

Русская философия. Словарь /Под общ. ред. М.А. Маслина. М., 1995.

Бердяев Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века //О России и русской философской культуре, Философы после­октябрьского зарубежья. М., 1990.

В поисках своего пути: Россия между Европой и Азией. Хрестоматия по рос­сийской общественной мысли XIX—XX веков. М., 1997. Опыт русского либерализма. Апология. М., 1997.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Мухаев Р.Т. Политология: Учебник для вузов. М., 1997. Тема III.

Белов Г.А. Политология. М., l996. Гл. 3.

Вершинин М.С. Политология русского консерватизма (XIX — начало XX в.). СПб., 1997.

Гнатюк О.Л. Русская политическая мысль начала XX века: Ц.И. Кареев, П.Б. Струве, И.А. Ильин. СПб., l994.

Графский В.Г. Политические и правовые взгляды русских народников (Истоки и эволюция). М., 1993.

Козырева Л.Д. Традиции народовластия в России. СПб., 1996.

Осипов И.Д. Философия русского либерализма (XIX — начало ХХ в.). СПб., 1996.

Пивоваров Ю. Очерки истории русской общественно-политической мысли XIX — первой трети XX столетия. М., 1997.

Омельченко Н.А. В поисках России: общественно-политическая мысль рус­ского зарубежья о революции 1917г., большевизме и будущих судьбах российской государственности (историко-политический анализ). СПб., 1996.

 

 

 

Тема 3

СОВРЕМЕННЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕОЛОГИИ

Цель семинарского занятия: раскрыть содержание политического со­знания; рассмотреть структуру, функции и уровни политической идеоло­гии; дать характеристику основных идеологий современности.

Основные понятия: политическое сознание, политическая идеология, консерватизм, либерализм, социал-демократизм, коммунизм, фашизм, на­ционализм, «русская идея», анархизм, идеократия, медиакратия, феми­низм.

План семинара

1. Политическое сознание.

2. Политическая идеология: структура, функции, уровни.

3. Основные идеологии современности.

 

Контрольные вопросы, задания, тесты

1. Укажите, какие из приведенных ниже понятий и определений соответствуют друг другу:

а) идеология;

б) консерватизм;

в) политическое созна­ние;

г) коммунизм;

д) национализм;

е) расизм;

ж) эгалитаризм;

з) социал-демократизм;

и) анархизм; 

к) либерализм.

1. разновидность политической идеологии, от­стаивающей исключительность и гегемо­нию этнической группы и опирающейся для ее достижения на террор и агрессию;

2. общественно-политическая теория, обосно­вывающая равенство, исходным пунктом которого является равенство имущества;

3. идеология, базирующаяся на принципах свободы, солидарности и справедливости;

4. политическая идеология, выступающая за сохранение существующего общественного порядка, в первую очередь, морально-правовых отношений, воплощенных в нации, религии, семье, собственности;

5. социально-политическое течение, провоз­глашающее своей целью уничтожение го­сударства и замену любых форм принуди­тельной власти свободной и добровольной ассоциацией граждан;

6. идеология, в основе которой лежит идея автономии личности и ее первичности по отношению к обществу и государству;

7. система философских, политических, пра­вовых, экономических и других ценностей и знаний о мире и роли человека в нем;

8. разновидность политической идеологии, предполагающей устройство общества на основе принципов коллективизма, равенст­ва, справедливости, удовлетворения всех потребностей индивида;

9. одна из категорий, обозначающая осозна­ние сферы политики социальными субъек­тами (индивидами, группами, общностями и др.);

10. разновидность политической идеологии, возводящая требования суверенитета кон­кретного этноса, его права на самоопреде­ление в форму политических требований к власти.

2. Сторонники какой классической идеологии абсолютизировали принцип «государство — ночной сторож»?

а) социализма;              б) либерализма;              в) радикализма;              г) консерватизма.

3. Кто из мыслителей является признанным родоначальником ли­берализма?

а) Ж. Ж. Руссо;              в) Ш. Монтескье;                            б) Дж. Локк;                            г) Дж. Мэдисон.

Информация о работе Практикум по курсу "Политология"