Основные аспекты политической мысли Древнего Мира и Средних веков.

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 11:25, контрольная работа

Описание работы

Древний мир - это пора зарождения государственности и политических идей на почве религиозной мифологии. В мифологи¬ческой форме впервые выражаются понятия мирового порядка, правды и справедливости, необходимости соблюдения установленных правил, власти как средства их обеспечения, форм государства.
Политическая мысль каждой древней цивилизации своеоб¬разна. На Востоке особо крупный вклад в развитие представлений о государстве и праве внесли Индия и Китай. При всем своеобразии их политических идей (индийская мысль, за исключением трактатов об искусстве управления - артхашастр, носящих в основном светс¬кий характер, сугубо религиозна и мифологична, а китайская мысль рационалистична) обе системы отразили общественный и полити¬ческий строй, покоящийся на так называемом азиатском способе производства. Для него характерны верховная собственность госу¬дарства на землю и эксплуатация свободных крестьян-общинников посредством налогов и общественных работ. Типичной государ¬ственной формой стала восточная деспотия. Большое распростра¬нение получили патерналистские представления о власти. Монарх был связан только обычаем, традицией. При этом подчеркивалось, что цель государства - общее благо, царь - отец подданных, кото¬рые не в праве предъявлять ему какие-либо требования. Прави¬тель ответствен не перед людьми, а перед богами. Политическая мысль Востока проникнута верой в мудрость старых установлении и обычаев, в их совершенство.

Работа содержит 1 файл

политология1.doc

— 155.50 Кб (Скачать)

Выяснение природы  социального конфликта и его  сущности во многом является исследовательской  задачей. Это связано с тем, что  конфликт относится к сложным явлениям, отличающимся многообразием форм проявления и уровней состояния. Он имеет место между конкретными личностями. В этом случае, определяя конфликт, чтобы показать его существенные признаки, мы будем вынуждены формулировать содержание понятия в контексте межличностных связей. Но полученное таким образом определение понятия "конфликт" не будет отражать все богатство содержания исследуемого нами явления. То же самое можно сказать и тогда, когда объектом нашего внимания являются конфликты между микрогруппами, большими социальными группами, социальными системами.

 Социальный конфликт  -  это важнейшая сторона взаимодействия  людей   в

обществе, своего рода клеточка социального бытия. Это  форма отношений  между

потенциальными  или актуальными субъектами  социального  действия,  мотивация

которых обусловлена  противостоящими  ценностями  и  нормами,  интересами  и

потребностями. Существенная сторона социального  конфликта  состоит  в  том,

что эти субъекты действуют в рамках некоторой  более широкой системы  связей,

которая  модифицируется  (укрепляется  или  разрушается)  под   воздействием

конфликта. 

      Каждая сторона воспринимает  конфликтную  ситуацию  в   виде  некоторой

проблемы, в разрешении которой  преобладающее  значение  имеют  три  главных

момента: 

      во-первых,  степень  значимости    более   широкой   системы   связей,

преимущества  и  потери,  вытекающие  из  предшествующего  состояния  и  его

дестабилизации - все это может  быть  обозначено  как  оценка  доконфликтной

ситуации; 

      во-вторых, степень осознания собственных интересов и готовность  пойти

на риск ради их осуществления; 

      в-третьих,   восприятие   противостоящими   сторонами   друг    друга,

способность учитывать  интересы оппонента. 

      Таким образом, основные этапы или фазы конфликта могут быть обозначены

следующим образом: 

     1. Исходное  положение дел; интересы сторон, участвующих  в  конфликте;

        степень их взаимопонимания. 

     2. Инициирующая  сторона - причины и характер  ее действий. 

     3.  Ответные  меры;  степень  готовности  к  переговорному   процессу;

        возможность нормального развития  и разрешения конфликта - изменения

        исходного положения дел. 

     4.    Отсутствие    взаимопонимания,    т.е.    понимания    интересов

        противоположной стороны. 

     5. Мобилизация  ресурсов в отстаивании своих  интересов. 

     6. Использование  силы или угрозы  силой  (демонстрация  силы)  в  ходе

        отстаивания своих интересов;  жертвы насилия. 

     7. Мобилизация  контр ресурсов; идеологизация конфликта с помощью идей

        справедливости и создания образа  врага; проникновение конфликта   во

        все структуры  и  отношения;  доминирование  конфликта   в  сознании

        сторон над всеми иными отношениями. 

     8. Тупиковая  ситуация, ее саморазрушающее воздействие. 

     9. Осознание  тупиковой ситуации; поиск новых  подходов;  смена  лидеров

        конфликтующих сторон. 

    10. Переосмысление, переформулировка  собственных   интересов  с  учетом

        опыта  тупиковой  ситуации  и  понимание  интересов  противостоящей

        стороны. 

    11. Новый  этап социального взаимодействия. 

      Источником обострения  конфликтов  между  большими  группами  является

накопление неудовлетворенности  существующим  положением  дел,  возрастанием

притязаний, радикальное  изменение самосознания и  социального  самочувствия.

Как правило, сначала  процесс накопления неудовлетворенности  идет медленно  и

подспудно, пока не происходит некоторое событие, которое  играет роль  своего

рода    спускового    механизма    выводящего     наружу     это     чувство

неудовлетворенности.  Неудовлетворенность,  приобретающая  открытую   форму,

стимулирует возникновение  социального движения, в ходе которого  выдвигаются

лидеры, отрабатываются программы и  лозунги,  формируется  идеология  защиты

интересов. На этом этапе конфликт  становится  открытым  и  необратимым.  Он

либо превращается в  самостоятельный  и  постоянный  компонент  общественной

жизни, либо завершается  победой  инициирующей  стороны,  либо  решается  на

основе взаимных уступок сторон.

Конфликтами охвачены все сферы жизни  российского  общества.  Наиболее

острыми и опасными являются  конфликты  в  политической  сфере,  особенно  в

сферах власти, социально-экономических и межнациональных  отношений.

 

политический  конфликт -- это осознанное столкновение общественных субъектов с противоположными интересами. Он возникает и развива-ется по поводу политической власти и ее функциониро-вания в данном обществе.

В политическом конфликте  его субъекты апеллируют к общим интересам. Каждый конкурирующий субъект стре-мится утвердить в качестве общих, обязательных инте-ресы тех социальных групп, на представление которых он претендует. Реализует же свое стремление лишь гос-подствующий субъект, т. е. тот, кто обладает политичес-кой властью, кто фактически управляет. Интересы же под-властных ущемляются, а соответственно -- защищающих их политических сил. Именно в этом заложена реальная возможность полярности позиций и действий сторон.

Таким образом, политический конфликт есть целенаправленное противоборство общественных субъектов (агентов) с противоположными политическими интересами, ценностями и целями в системе отношений власти, политического господства и управления. Понятие «политический конфликт» обозначает борьбу одних общественных сил с противостоящими им другими за влияние в институтах государственной власти; за доступ к принятию общезначимых решений; за участие в распоряжении ресурсами: за признание монополии своих интересов и ценностей и их организованное оформление (осуществление): наконец, за приоритетность своих взглядов и идей. Господствующие в обществе мысли -- всегда мысли господствующих, властных сил.

Полнота политического  конфликта характеризуется как  организационной идентичностью  его субъектов, так и идеологической, являющейся элементом предмета борь-бы. Каким бы ни был политический конфликт, он открыто или завуалированно мотивируется идеологически. Хотя идеологический фактор не играет определяющей роли в политической конфронтации, он выполняет важную организующую и мобилизующую функцию. Идеологическая мотивированность политического конфликта -- существенная причина его продолжительности и широкого распространения в обществе, а также его влияния на социальную активность граждан. Политическая активность масс, если она не управляема, оборачивается разрушительными последствиями, ибо сотрясает основы общества, бьет по его опорам. Негативные последствия политического конфликта множатся в случае самоидентификации противостоящих субъектов по религиозным верованиям. Это вносит в атмосферу противоборства крайний радикализм, нетерпимость к чужим ценностям, порождает неумолимую жестокость борьбы, соединенную с ненавистью к противнику.

Политический  конфликт -- сложное образование; в нем аккумулируется ряд противоречий, что обусловливает многие конфликтные линии. Последние выражают противоречивые специфические интересы противоборствующих сторон, порождаемые как социальными расколами, так и перераспределением власти. Конфликтные линии в любом политическом противоборстве разделяют сторонников спорных позиций и решений'. В отдельной ситуации партии, стоящие за различными конфликтными линиями, вступают в коалиции. Ориентация на ту или иную линию лежит в основе политического поведения.

Конфликт может  быть завершен или прекращен на любой из его фаз, включая вооруженную. При этом процесс завершения (прекращения) может включать четыре подсистемы:

1.Процесс решения  означает осознание сторонами,  участвующими в конфликте, бесперспективности  его разрешения с помощью насилия  и принятия соответствующего решения.

2. Коммуникационный  процесс включает подачу сигнала  о готовности вступить в переговоры, а затем сообщение об условиях  встречи и достижения переговоров.

3. Переговоры  и процесс предполагает достижение  согласия о наиболее приемлемых компромиссных решениях (урегулированиях).

4.Процесс осуществления  состоит в воплощении в жизнь  достигнутого соглашения.

Для западной политологии  ключевым моментом при принятии решения  является определение его целесообразности по критерию "стоимость - эффективность". При этом, прежде всего, определяется ценность или "полезность" сделанного выбора. Полезность же, как правило, зависит от трех факторов: выгода от достижения конкретного результата; издержки при достижении результата; вероятность достижения результата при избранном способе действий. Факторы, влияющие на принимающих решение, могут быть объединены в четыре широкие категории: 1) отношения между противоборствующими сторонами; 2) внутреннее положение каждой из сторон; 3) отношения с союзниками; 4) внеконфликтные факторы.

Наиболее опасной  стадией конфликта является кризис. Можно выделить следующие модели кризисного поведения: балансирование на грани войны; создание кризисов для  оправдания задуманной акции; демонстрация силы. Антиподом подталкивания кризиса является кризисная стабильность. Она предполагает отсутствие побудительных материальных и психологических причин к нанесению упреждающих действий (ударов) в ходе развития кризиса. Одним из основных критериев стабильности является наличие материальных возможностей для нанесения ответных действий (ударов), способных нанести неприемлемый ущерб нападавшему.

Социально-политические конфликты. 

Можно проследить три аспекта проблем политической власти в конфликтах российского  общества: 

- конфликты в  самой власти, противоборство между различными поли-

тическими силами за обладание властью; 

- роль власти  в конфликтах в других сферах  жизни общества, кото-

рые как то влияют на основы существования самой власти;  

- роль государственной  власти во многих случаях как посредника. 

Основные конфликты  в сфере власти в современных  условиях выступа-

ют как: 

- конфликты между  ветвями власти ( законодательной,  исполнитель-

ной, судебной) ;  

- конфликты внутри  парламента, между Государственной  Думой и Со-

ветом Федерации, конфликты внутри них самих; 

- конфликты между  политическими партиями и движениями;  

- конфликты между  звеньями управленческого аппарата  и др. 

Эти конфликты  могут развиваться и протекать  то спокойно, сглажен-

но, то могут  разгораться до формы ожесточенных схваток. Потенциальным

источником ожесточенной борьбы за власть являются новые социальные

группы, претендующие на более высокое положение в  политической жизни,

на обладание  материальными благами и властью.  

В 1993 году победила исполнительная власть, в руках которой сей-

час сосредоточена  вся полнота реальной власти. Но эта борьба носила

верхушечный, элитарный  характер и разрешилась не компромиссом, а силовым методом с вооруженным  столкновением и кровопролитием.  

Сложилась реальность, когда для проведения реформ требуется достаточная свобода для исполнительной власти, но с другой стороны - не-

контролируемая  исполнительная власть может выбрать  неправильный курс,который невозможно будет исправить. 

Исполнительная  власть все в большей степени  осуществляет политику, базирующуюся на своем понимании ситуации и в интересах самосохранения. Официальные теоретики называют политический режим как "контролируемая демократия", "президентская демократия" и т.д. 

Информация о работе Основные аспекты политической мысли Древнего Мира и Средних веков.