Основные аспекты политической мысли Древнего Мира и Средних веков.

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 11:25, контрольная работа

Описание работы

Древний мир - это пора зарождения государственности и политических идей на почве религиозной мифологии. В мифологи¬ческой форме впервые выражаются понятия мирового порядка, правды и справедливости, необходимости соблюдения установленных правил, власти как средства их обеспечения, форм государства.
Политическая мысль каждой древней цивилизации своеоб¬разна. На Востоке особо крупный вклад в развитие представлений о государстве и праве внесли Индия и Китай. При всем своеобразии их политических идей (индийская мысль, за исключением трактатов об искусстве управления - артхашастр, носящих в основном светс¬кий характер, сугубо религиозна и мифологична, а китайская мысль рационалистична) обе системы отразили общественный и полити¬ческий строй, покоящийся на так называемом азиатском способе производства. Для него характерны верховная собственность госу¬дарства на землю и эксплуатация свободных крестьян-общинников посредством налогов и общественных работ. Типичной государ¬ственной формой стала восточная деспотия. Большое распростра¬нение получили патерналистские представления о власти. Монарх был связан только обычаем, традицией. При этом подчеркивалось, что цель государства - общее благо, царь - отец подданных, кото¬рые не в праве предъявлять ему какие-либо требования. Прави¬тель ответствен не перед людьми, а перед богами. Политическая мысль Востока проникнута верой в мудрость старых установлении и обычаев, в их совершенство.

Работа содержит 1 файл

политология1.doc

— 155.50 Кб (Скачать)

Безусловный приоритет Аристотель отдает политии (республике) - власти большинства. Полития у него средняя форма государства и средний элемент в ней доминирует во всем: в правах - умеренность, в имуществе - средний достаток, во властвовании - средний класс. Величайшим благом для государства он считает обладание гражданами собственностью средней, но достаточной. Многочисленный средний элемент нейтрализует, по мысли Аристотеля, опасность раскола населения на борющиеся партии.

Аристотель  выделяет 5 видов демократии, которые  разделяются на два рода, демократию, основанную на законе и охлократию (от греч"охлос" - толпа. "кратос" - власть) - власти толпы, которой верховодят народные вожди - демагоги. Из всех форм демократии Аристотель одобряет умеренную цензовую демократию, основанную на примирении богатых и бедных и господстве законов. Он выступает убежденным защитником прав индивида, в первую очередь права частной собственности.

Впервые в истории Аристотель выделил  в политическом устройстве три самостоятельные  власти: законодательную, административную и судебную, которые независимо одна от другой действуют в пределах своей компетенции.

По мнению Аристотеля, закон, а не человек олицетворяет верховную власть в государстве. Отличительную особенность закона Аристотель видит, в его принудительной силе. Однако, подчеркивает он, никакой пользы не принесут наиполезнейшие законы, если население не воспитано в духе соответствующего государственного строя и законодательства.

Аристотель  оказал громадное влияние на всю  последующую философскую и политико-правовую мысль. В истории политических учений ни один из крупных мыслителей античности, средневековья, нового и новейшего времени не обошел стороной творческое наследие Аристотеля.

Завершая обзор  политической мысли древнего мира, следует отметить следующее. Во-первых, что она развивалась в рамках философии и была тесно связана с этикой и, во-вторых, что среди основных проблемам, занимавших исследователей в тот период доминировали: формы государства, характер власти и положение индивида в государстве. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вопрос 15. Русский консерватизм. 

Консерватизм  есть идеология, нацеленная на сознательное удержание идентичности, сохранение живой непрерывности эволюционного  развития.  
Основные черты русского консерватизма обусловливаются фундаментальными характеристиками религиозного сознания русского народа. Поэтому русский консерватизм не может не отличаться радикальным образом от консерватизма англосаксонского с его приверженностью индивидуализму и установкой на защиту частной собственности от посягательств на нее со стороны государства. Столь же велико его отличие и от современной европейской версии консерватизма, так называемой идеологии "новых правых", с ее отчетливым тяготением к дохристианской языческой традиции.  
Основой русского консервативного сознания является неразрывная связь русского народа с "русской землей". Но, между тем, русские, находящиеся за пределами России, но продолжающие считать себя русскими, также принадлежат Русской цивилизации, сохраняя свою связь с «русской землей» и русским народом. Служение Русской цивилизации, духовное соучастие в ее судьбе обеспечивает интеграцию в нее даже тех людей, кто по своему происхождению не принадлежит к русским как этносу.  
Долгие годы понятию консерватизма придавалась заведомо негативная, чуть ли не ругательная окраска. Это слово являлось синонимом таких определений, как: "реакционер", "ретроград", "мракобес" и т.п. Считалось, что "консервативного творчества", как такового быть не может, поскольку основной идеей консерватизма является "приверженность к старому, отжившему и вражда ко всему новому, передовому". Долгие годы в отечественной историографии бытовал стереотип, согласно которому консерваторы изображались убежденными противниками прогресса, стремившимися повернуть "колесо истории" вспять. Подобная точка зрения грешит заведомой односторонностью, поскольку русские консерваторы были не только "охранителями" в прямом смысле этого слова, но так же пытались найти компромисс с происходившими в стране переменами. Попытки современного рассмотрения генезиса русской консервативной мысли в рамках противопоставления "традиция - модернизация" или "прогресс - регресс" весьма условны, поскольку ни традиция, ни модернизация не являются неким абсолютом. И реформы и контрреформы проводятся реальными людьми, преследующими реальные интересы. К тому же реформы вовсе не должны однозначно нести благо для большинства народа, точно так же как контрреформы не должны обязательно иметь деструктивный характер. В конечном счете, власть должна работать во имя страны, и живущего в ней народа. Мы сами могли убедиться, что словом "реформы" можно при желании прикрывать любые разрушительны
 

В монографии политолога В.А. Гусева, «Русский консерватизм: основные направления и этапы развития»[1] выделен ряд этапов в развитии отечественного консерватизма.

Первый - дореволюционный, по его мнению, являлся реакцией на Великую французскую революцию и на то влияние, которое оказал на Россию процесс обуржуазивания Запада. Как и большинство исследователей, Гусев считает, что русский консерватизм начал принимать форму политической идеологии на рубеже XVIII – XIX вв. Однако в дореволюционном этапе исследователем отдельно выделяется «предконсерватизм», история которого уходит в эпоху Киевской Руси и Московского Царства. По мнению автора, основополагающими консервативными принципами являются идея православия и идеал мощного централизованного государства, а «предконсерватизм» берет свое начало от митрополита Киевского Илариона и знаменитой концепции инока Филофея о Москве как «третьем Риме». Впоследствии, в ходе дискуссии на конференции «Эволюция консерватизма: европейская традиция и русский опыт», Гусев уточнил свою мысль: «Иларион не знал, что он консерватор, но он выступил фундаментом русского светского консерватизма».    

Второй  этап – эмигрантский, представляющий реакцию на революцию 1917 года и ее социально-политические последствия. Здесь автор подробно рассматривает взгляды П. Н. Новгородцева, И. А. Ильина, И. Л. Солоневича и евразийцев.  
Третий этап - современный, представляющий собой реакцию на политические процессы в России, начало которых относится ко второй половине 1980-х годов. По мнению В.А. Гусева, представителей нового этапа объединяют три родовых принципа русского консерватизма: антизападничество, отстаивание идеалов православия и вытекающих из него норм социального общежития, идеал мощного централизованного государства.

Основные  черты русского консерватизма  обусловливаются  фундаментальными характеристиками религиозного сознания русского народа. Поэтому русский консерватизм не может не отличаться радикальным образом от консерватизма англосаксонского с его приверженностью индивидуализму и установкой на защиту частной собственности от посягательств на нее со стороны государства. Столь же велико его отличие и от современной европейской версии консерватизма, так называемой идеологии "новых правых", с ее отчетливым тяготением к дохристианской языческой традиции.

Основу русского консервативного сознания образует признание необходимости коллективной стратегии спасения. Этот религиозный принцип имеет свою мирскую проекцию: «верхам» общества должно в соборном единении с «низами» стремиться к наилучшим условиям спасения для всего народа. Кальвинистский догмат о спасении лишь избранных русское сознание воспринимает как оскорбительный для представлений о Божественном Промысле. Отстраненность от "низов" общества его «верхов» превращает представителей элиты в евангельских богачей, которым, по словам Спасителя, столь же трудно достичь Царствия Небесного, как верблюду пройти сквозь игольное ушко. Иначе говоря, невозможно спастись в секте избранных. Напротив, лучший путь к духовному совершенствованию — участие в «общем деле» на «общей земле». Гибель же "русской земли" (или "Русской цивилизации") затруднит до крайности путь спасения даже "святых" и "подвижников". Именно поэтому спасение каждого русского тесно связано с общей судьбой Русской цивилизации.

Политическая  основа русского консерватизма

Русская история  фактически началась с того момента, когда русским народом была осознана целостность и неделимость "русской  земли" как безусловная политическая ценность. Русские почувствовали, что межплеменная раздробленность не просто вредит их безопасности перед лицом внешних врагов, но что она противоречит глубинным сверхценностным установкам народа.

Русский политический консерватизм выступает за развитие России как отдельной цивилизации. Политические консерваторы против стирания национально-территориальных границ, против размывания Россия в каком-то наднациональном или же надцивилизационном объединении. Для политических консерваторов Русская цивилизация уникальна и самодостаточна.

Политические  консерваторы признают духовное равенство  всех людей. Для них неприемлемо  убеждение некоторых правых либералов  и правых элитистов, что смыслом  существования общества является порождение им творческого меньшинства, которое должно быть освобождено от беремени ответственности перед своим социумом, "муравейником". Лозунг русских политических консерваторов: «не общество — для элиты, но элита — для общества».

Вместе с тем, русские консерваторы не стремятся к социальному и экономическому равенству всех членов общества. Они видит своей целью общенациональное согласие, в условиях которого экономическая и политическая элита берет на себя наиболее тяжелые, сложные и ответственные функции, находясь в религиозно-культурном единстве со всеми слоями народа и регулярно пополняется выходцами из «низов». Население страны рассматривается как одна семья, все государственные органы обязаны заботиться о согражданах как о членах семьи, а не как о сотрудниках бизнес-корпорации, вся практическая политика должна быть направлена на обеспечение интересов русского народа. Всеми доступными методами элита, каким бы способом она не рекрутировалась (демократическим, идеократическим, меритократическим), должна способствовать свободе, процветанию, сбережению, экономическому и духовному благополучию русского народа, обеспечению ему достойного уровня жизни.

Задачей "верхов" общества является создание предварительных  начальных условий для творческого  и духовного самосовершенствования  всех представителей общества. Поэтому социал-демократические лозунги обязательности доступного образования и здравоохранения, а также обеспечение прожиточного минимума для выживания малоимущих являются естественными требованиями русских политических консерваторов.

Русский политический консерватизм сходится с европейскими "новыми правыми" в их неприятии  всевластия законов рынка над  обществом и критическом отношении  к неолиберальной глобализации. Рынок  должен восприниматься не как безусловный  принцип, но как инструмент удовлетворения определенных общественных потребностей. Общество в целом, равно как и его культура, не должны быть подчинены принципам "рыночной эффективности". Вместо этого скомпрометированного «ура-либерального» принципа «эффективности волшебной руки рынка, политические консерваторы выдвигают принцип "цивилизационного развития", которое может опираться как на рыночные механизмы, так и — когда это целесообразно — на административное регулирование. Прежде всего это касается тех сфер, где существуют «провалы рынка»: сфера производства общественных благ и естественные монополии — как в масштабах всей страны (нефте-газовая отрасль, электроэнергетика, железнодорожный транспорт), так и на региональном или муниципальном уровне — например, ЖКХ. Особого подхода требуют и так называемые градообразующие предприятия, банкротство которых может ввергнуть в экономический и социальный коллапс жизнь целого региона. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вопрос 25. Черты авторитаризма.

Авторитаризм  — государственный строй, при котором неограниченная власть находится у одного лица или группы лиц, не допускающих политическую оппозицию, но сохраняющую автономию личности и общества во внеполитических сферах.

Авторитаризм  может быть представлен: монархией, деспотическим диктаторским режимом, военной хунтой и другими системами правления.

По своим характерным  чертам он занимает как бы промежуточное  положение между тоталитаризмом и демократией. С тоталитаризмом его роднит обычно автократический, не ограниченный законами характер власти, с демократией — наличие автономных, не регулируемых государством общественных сфер, особенно экономики и частной жизни, сохранение элементов гражданского общества. В целом же авторитарной политической системе присущи следующие черты:

•  Автократизм (самовластие) или небольшое число носителей власти. Ими могут быть один человек (монарх, тиран) или группа лиц (военная хунта, олигархическая группа и т.д.)

•  Неограниченность власти, её неподконтрольность гражданам. При этом власть может править с помощью законов, но она их принимает по своему усмотрению.

•  Опора (реальная или потенциальная) на силу. Авторитарный режим может не прибегать к массовым репрессиям и пользоваться популярностью среди широких слоёв населения. Однако он обладает достаточной силой чтобы в случае необходимости по своему усмотрению использовать силу и принудить граждан к повиновению.

•  Монополизация власти и политики, недопущение политической оппозиции и конкуренции. Присущее этому режиму определённое политико-институциональное однообразие не всегда результат законодательных запретов и противодействия со стороны властей. Нередко оно объясняется неготовностью общества к созданию политических организаций, отсутствием у населения потребности к этому, как это было, например, в течение многих веков в монархических государствах. При авторитаризме возможно существование ограниченного числа партий, профсоюзов и других организаций, но при условии их подконтрольности властям.

•  Отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство или ограниченное вмешательство во внеполитические сферы и прежде всего в экономику. Власть занимается главным образом вопросами собственной безопасности, общественного порядка, обороны, внешней политикой, хотя она может влиять и на стратегию развития, проводить достаточно активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного саморегулирования.

•  Рекрутирование политической элиты путём кооптации, назначения сверху, а не конкурентной электоральной борьбы.  
 
 
 
 
 

Вопрос 35. Проблема оптимальности Политической системы. 

Политическая  система — организованная на единой основе совокупность взаимодействий политических субъектов, связанных с осуществлением власти и управлением обществом. Следует отметить, что политическая система не только формируется, но и действует главным образом на рациональной основе. Другими словами, задача политической системы состоит в упорядочивании, сплочении общества. Политическая система, поскольку она осуществляет власть, выражает, защищает интересы большинства граждан, выступает по отношению к другим системам общества основным, доминирующим фактором. Экономическая сфера, социальные структуры, мораль опираются на политическую систему, которая обеспечивает их организованность, легитимность. В этом свете можно говорить о главенстве политики по отношению к другим системам общественного организма.

Политическая  система существует как целостность, отделяемая определенными границами от окружающей ее среды. Эти границы устанавливаются на пересечениях политических и неполитических структур. Границы политических систем подвижны. Они раздвигаются в периоды войн, осуществления агрессивной политики. В современном мире они расширяются и за счет большего добровольного участия граждан в политике. Субъектами политической жизни могут становиться любые, даже неполитические организации, которые на какой-либо срок приходят в политику.

Информация о работе Основные аспекты политической мысли Древнего Мира и Средних веков.