Театр эпохи Возраждения

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 13:28, реферат

Описание работы

Театральное искусство Западной Европы достигло своего расцвета в эпоху Возрождения, или Ренессанса. В XV—XVI веках оно имело прочные позиции в Италии, создав новую драматургию и профессиональное сценическое творчество. После этого театр пережил так называемый золотой век в Испании, а затем достиг пика своего развития в Англии периода пьес Шекспира.

Работа содержит 1 файл

ТЕАТР ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИ1.docx

— 143.09 Кб (Скачать)

ТЕАТР ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

 

Театральное искусство  Западной Европы достигло своего расцвета в эпоху Возрождения, или Ренессанса. В XV—XVI веках оно имело прочные  позиции в Италии, создав новую  драматургию и профессиональное сценическое творчество. После этого  театр пережил так называемый золотой век в Испании, а затем  достиг пика своего развития в Англии периода пьес Шекспира.

В этот период старая феодальная формация полностью пришла в упадок. На ее руинах была создана  новая, капиталистическая. Стали возникать  крупные национальные государства, т. к. сформировались европейские нации. Многовековой диктат церкви значительно  ослабел, и победило «жизнерадостное  свободомыслие». По словам К. Маркса, «это был величайший прогрессивный переворот  из всех пережитых до того времени  человечеством…».

Перемены были заметны в экономике, политике, науке, философии, литературе и искусстве. В области театра произошел очень  значительный переворот. При сопоставлении  мистериальных зрелищ с драмами  Лопе де Вега или Шекспира можно было сказать, что средневековый период стал своего рода подготовительным этапом для дальнейшего развития театрального искусства, которое получило полное признание и стало высоким только в эпоху Возрождения.

В XIV—XV веках  в Европе медленно, но неуклонно  происходил поворот от старых феодальных производственных отношений к новому капиталистическому укладу. Все это  происходило на фоне всеобщего подъема. Авангардом перемен стала буржуазия. Но действительным оплотом и движущей силой этого движения были городская  беднота и крестьяне. Они в  боях отстаивали свои права и гражданские  свободы.

У людей возникло ощущение, что перемены пробудили  все творческие силы в человеке. Это дало им повод назвать данный период эпохой Возрождения. Эпоха Возрождения  – это возрождение античного  царства ума и красоты, идеала свободной личности, который очень  нравился людям нового времени.

Творческий  потенциал этого периода был  несомненно высоким. Например, в Италии пышным цветом расцвело искусство, ставшее  отблеском классической древности. В Италии, Франции, Германии появилась  первая современная литература, Англия и Испания также пережили классическую эпоху своей литературы.

Свободная, раскрепощенная личность стала идеалом эпохи  Возрождения. Но под нажимом реального  мира гуманистические мировоззрения  общества рассеивались, и противоречия времени обязательно должны были сказаться на идеалах.

Сцена театра, бывшая до недавнего времени лишь местом примитивных увеселений или проповеди  церковных догматов, превратилась в  общественную трибуну. С этой трибуны  все чаще звучали новые социальные идеи, показывались драматические коллизии века, подвергались анализу сложные  психологические процессы и душевные переживания.

Театральные деятели  эпохи Возрождения считали ориентиром народную аудиторию, объявляли зрителей партера главными судьями театрального искусства, оценку которых они считали  разумной и справедливой. Главным  героем театра эпохи Возрождения  стал человек, имеющий яркие индивидуальные черты. Этот герой был либо представителем народа, либо его судьба была отражением трагической участи народа. Положительный  герой ренессансного театра даже при трагическом завершении своей  судьбы не терял уверенности в  конечной победе идеалов гуманизма. Это было обусловлено оптимизмом знаменитых художников. Источником оптимизма  служила вера в силу народа, в  стремление людей превозмочь всевозможные тяготы на историческом пути развития.

В 1648 году в России по указу царя были запрещены всякие скоморошьи игрища. Постепенно театральные  представления скоморохов стали  забываться, а их место на базарных площадях заняли более совершенные  по уровню творчества спектакли народного  театра. Театр Петрушки – первый народный кукольный театр в России. Все роли в этом театре исполняли  куклы, которыми управлял один человек  – кукольник. Он обвязывал вокруг своего тела простыню таким образом, что, когда он поднимал края простыни вверх, она становилась маленькой ширмой, закрывавшей его руки, голову. Поверх края простыни оставались только куклы. Главным и постоянным персонажем всех спектаклей этого театра была деревянная кукла, которую называли Петрушка. Своей бесхитростной игрой эта кукла веселила народ и учила его уму-разуму. Побеждая попов, полицейских и чертей, олицетворявших зло и даже саму смерть, Петрушка вселял в народ веру в преодоление всех бедствий и напастей.

Именно такой  верой в личность и в народ  была предопределена незыблемость идеалов  гуманизма, которая сохранилась  в творчестве художников, актеров, литераторов  эпохи Возрождения.

 

Театр эпохи Возрождения. 
Итальянский театр

Распад крепостнических  отношений и развитие капитализма  началось прежде всего в Италии. Благодаря своему географическому  положению эта страна самой первой наладила торгово-экономические связи  с Востоком. Постепенно итальянские  города становились все богаче и  богаче. Генуя, Венеция и Флоренция, став крупными торговыми и промышленными  центрами, стали налаживать экономические  связи с другими странами как  независимые города-государства. В XIV—XV веках в Италии возник и стал бурно развиваться банковский капитал. Банкиры управляли всеми кредитно-денежными  операциями Италии. Кроме этого, они  подчиняли своему влиянию многие казначейства европейских стран. Самый  крупный банковский капитал был  сосредоточен во Флоренции.

Бурное развитие капиталистических отношений в  итальянских городах не могло  не сказаться на политическом положении  буржуазии, которая совместно с  народом вела упорную борьбу с  дворянством. Общие сражения с феодалами  и властью пап не только объединяли буржуазию с народными массами, но и показывали, насколько прогрессивна сама буржуазия.

Раннее развитие капитализма в Италии не только дало возможность буржуазии одержать победу над дворянами, но и обострило  классовые противоречия между крупными буржуа и городскими ремесленниками и рабочими. Последние, не выдержав эксплуатации буржуазии, стали бунтовать  против хозяев. Особенно частыми такие  выступления стали во второй половине XIV века: восстание во Флоренции в 1343 году, в Сиене и Перудже в 1371 году, самое крупное восстание рабочих и мелких ремесленников в 1378 году во Флоренции.

Страх властителей  перед народными восстаниями  обычно приводил к тому, что республиканское  устройство городов стало повсеместно  заменяться тираническим правлением. Итальянская культура стала приобретать  все более аристократичный характер, т. к. крупная буржуазия тоже аристократизировалась. Тем не менее антифеодальная направленность искусства развивалась, как правило, в придворных и ученых кругах, не ориентируясь на народные массы.

Такое отдаление  от народа, естественно, сказалось на гуманистическом театральном искусстве  Италии. Комедии, трагедии и пасторали  ставились не для широких слоев  населения, а для избранной аристократической  и ученой публики. Поскольку постановки осуществлялись силами любителей, спектакли  не были систематическими.

Но народ  не остался без театральных зрелищ. Живой народный театр в Италии, который был напрямую связан с  народным фарсом, а также городскими карнавальными игрищами, избрал для  себя другой путь. Он был независим  от литературной драмы и поэтому  к середине XVI века стал театром импровизационной комедии, т. е. так называемой комедии  дель арте.

Итальянские драматурги впервые создали новый театральный  жанр, который стал исходной точкой для возникновения и последующего развития европейской драмы. К таким  типам драматургии относятся  комедия, трагедия и пастораль. Два  первых жанра имели прообраз в  античности, а истоки пасторали находились в буколической поэзии. Буколическая поэзия связана с песнями пастухов, т. е. она идиллически изображает мирную пастушескую жизнь и идеальную  любовь.

Сначала итальянцы  знакомились с образцами античной драмы из чисто научного, филологического  интереса. Например, произведения Плавта и Теренция, Софокла и Еврипида изучались наряду с сочинениями Аристотеля, Платона, Лукреция и Тацита. А театральная сторона этих сочинений совершенно не интересовала ученых-гуманистов XIV—XV веков.

В этот период представления  на городских площадях давались очень  редко. Да и те постановки, что предлагались народу, имели религиозный, мистериальный  характер. Ученые мужи считали, что  такие игрища являются порождением  невежественного Средневековья, и  предлагать публике творения древних  авторов было, по их мнению, даже оскорбительно, потому что трагедии и комедии  античных драматургов могли услаждать  только при чтении оригинала и  только изысканные умы.

Итальянцы-гуманисты  ввели новый обычай: они стали  проводить философские беседы на открытом воздухе, так же как и  древние. На таких встречах они рассуждали о бессмертии души или читали отрывки  из произведений Горация и Вергилия. Особую изобретательность в этом проявил профессор римского университета Помпонио Лето (1427—1497). Он вместе со своими учениками не только читал и комментировал комедии Плавта, но и предложил читать их в лицах. Таким образом, «ученая штудия» этого профессора стала первым кружком любителей, которые впоследствии сыграли практически все комедии Плавта.

Известие об этом нововведении быстро облетело всю  Италию. Такое времяпрепровождение  стало очень модным. При дворах властителей по всей Италии среди  прочих игрищ и зрелищ стали показывать и римские комедии. Плавта на латинском языке поставили даже в Ватикане, на празднике в честь Лукреции Борджиа, знаменитой дочери Папы Александра VI.

Но латынь понимали далеко не все. В связи с этим в  конце 70-х годов XV века гуманист Батиста  Гуарини начал переводить произведения Плавта и Теренция на итальянский язык. Этим он положил начало второму периоду в освоении наследия римского театра.

Произведения  древних были чрезвычайно полезны, т. к. они помогали освободить театральное  искусство от засилья религиозных  сюжетов. Новое же время помогло  римской комедии получить жизненную  основу. Но все это стало возможным  только после того, как писатели-гуманисты  повернулись лицом к современной  действительности и сами захотели проделать  тот же путь, что некогда проделали  Плавт и Теренций. Наибольшее количество сочинений появилось в жанре комедии. В условиях итальянского театра такие произведения получили название «ученая комедия», потому что авторами были ученые-гуманисты, а рассчитаны они были на образованную публику.

Комедия

В начале XVI века в Италии начался кризис. В экономике  страны произошел заметный спад. Причиной этому стали несколько крупнейших мировых событий. Первое из них –  это захват турками Константинополя  в 1453 году, а второе – открытие Колумбом Америки в 1492 году. В связи с  этим Италия потеряла свое монопольное  положение посредника между Западом  и Востоком. Мировая торговля пошла  в обход государства.

Из-за кризиса  итальянская буржуазия ослабевала как в политическом, так и в  экономическом отношении. Дворянство же, напротив, усилило свои позиции. Ближайшие могущественные соседи Италии – Франция и Испания, воспользовавшись внутренней раздробленностью нации, ослаблением  мощи крупных городов, захватили  самые богатые области страны.

Примерно в  середине XVI века папа и панские Габсбурги  встали во главе общеевропейской  реакции. Италия явилась цитаделью  этого движения. В 1540 году Папа Павел III создал орден иезуитов. Иезуиты  стали верными «псами господними». В 1542 году в Риме было создано Верховное  инквизиционное судилище. По всей стране начались жестокие репрессии против любого проявления вольномыслия. В 1545 году был созван Тридентский собор, который разработал большую программу наступления католической церкви для всех стран Западной Европы.

Церковь стала  периодически издавать так называемые «Индексы запрещенных книг». Чтение запрещенной литературы могло привести человека на костер. По всей Западной Европе запылали костры, на которых жгли ученых и философов.

Таким образом, искусство Ренессанса вступило в  свою позднюю стадию. В умах и  душах людей, а также на сцене  и в литературе еще был жив  тот жизнерадостный и светлый  идеал, который создали художники-гуманисты. Но в данное время этот идеал вынужден был защищаться от феодально-католической реакции. Иллюзии по поводу всеобщей гармонии рассеивались с течением времени. Мир, который представлялся идеальным, оказался как бы вывернутым наизнанку. Оптимизм и вольнодумство пока не сдавали своих позиций, но уже  появились трезвый взгляд на окружающий мир, сарказм и ирония. Ярче всего  эти качества проявлялись в комедии.

Первой постановкой  нового театра стала пьеса великого итальянского поэта Лудовико Ариосто (1474—1533), автора знаменитой во всем мире поэмы «Неистовый Роланд». В 1508 году, во время карнавала при Феррарском дворе, была представлена публике «Комедия о сундуке». Несмотря на то что эта первая «ученая комедия» была написана по римскому образцу, у нее был самостоятельный сюжет. Для того чтобы показать публике, что тема пьесы придумана им, Ариосто в прологе написал: Я новую комедию представить Собрался вам: она не перепев Комедий древних.

Сюжет комедии  не был заимствован у древних  авторов, хотя история, рассказанная Ариосто, была очень похожа на комедии Плавта. В произведении итальянского поэта была рассказана история молодых людей, которые хотят освободить из рук работорговца своих возлюбленных. Реальных жизненных фактов в этой комедии, конечно же, было мало. Зрителю было ясно, что работорговец с рабынями, очень проворные слуги, беззаботные господа – все это было взято из старинного римского театра.

Информация о работе Театр эпохи Возраждения