Шпаргалка по "Синтезу пространственных искусств в архитектуре"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 12:28, шпаргалка

Описание работы

Характер взаимосвязи, взаимодействия произведений одного вида искусства по принципу рядоположения можно наблюдать в сборнике стихотворений или выставке живописных полотен. Принцип серийности способен повысить содержательную емкость и ассоциативность, углубить образность каждого отдельного произведения и всей серии в целом путем создания контекста, способного дать более глубокое и всестороннее представление о творчестве данного художника, чем то, которое можно получить от отдельно взятого произведения.

Содержание

Синтез искусств: понятие, история формирования понятия «синтез искусств». Сравнить понятия «синтез искусств» и «взаимодействие искусств».
Морфология искусства. Место «синтеза искусств» в морфологической системе художественной культуры (исторический подход).
Формы взаимодействия искусств. Основания соединения видов и жанров пространственных искусств в архитектуре и градостроительстве.
Взаимодействие пространственных искусств и стилеобразование. Структура стиля.
Синтез пространственных искусств как метод художественного преобразования мира в эстетике Р.Вагнера и У. Морриса.
Синтез пространственных искусств в мегалитическую эпоху (на примере Стоунхенджа) и в эпоху Древнего Египта.
Синтез пространственных искусств в архитектуре Древней Греции и Древнего Рима
Искусство западноевропейского Средневековья и синтез пространственных искусств.
Синтез пространственных искусств в архитектуре Византии и Древней Руси.
Особенности синтеза искусств в эпоху Возрождения.
Стиль и синтез пространственных искусств: особенности формообразования стиля классицизм.
Стиль и синтез пространственных искусств: особенности формообразования стиля барокко.
Стиль модерн как осознанное применение синтеза пространственных искусств.
Открытие новых форм синтеза пространственных в искусстве русского авангарда. Деятельность Живскулптарха.
Синтез пространственных искусств как метод идеологической пропаганды: искусство СССР, США, Германии.
Современные тенденции синтеза пространственных искусств: «соединение несоединимого».

Работа содержит 1 файл

Sintez_v_arkhitekture_-_voprosy_i_otvety.doc

— 224.50 Кб (Скачать)

Разница религиозных  систем повлияла на форму храма:

Алтарь всегда на востоке, западная стена храма символизирует ад. Движение по плану храма – восхождение души к небесам и к очищению.

Вывод:  все части храма были символичны и каждая крупная часть имела до 5..7 уровней символов.(пример: форма крест – распятие, крест, корабль(ковчег)

Романские храмы, (зап. Европа). Все храмы и элементы в христ-ве символичны (живопись, архитектура, скульптура – один символический строй)

Квадрат-бытие, круг – божественность, восьмиугольник – соединяет круг и квадрат.

Романские храмы  составляют правильные геометрические формы. Четкие формы, внутреннее соответствует внешнему.

Для ранних романских  храмов характерна поддержка скульптуры с помощью цвета. Но скульптура на ранней стадии используется не очень  активно. Вместо скульптуры – аркады, колонны, каменная кладка. Брался основной материал – известняк, а к нему добавлялись породы той или иной территории – получалась цветная кладка. Скульптура в ранних романских храмах выполняла функции иллюстрации библии, а так же в виде поддерживающих элементов (капители). В скульптуре присутствуют условные обозначения, используется изображение животных (наследие язычества). Внутренние скульптурные группы находились на уровне глаз, все-таки были не так неразрывны с архитектурой как в готике. Скульптура изготавливалась в блоках, которые потом вставлялись в кладку. В интерьерах используются в основном аркады.

Каждый камень романского храма символизировал душу верующего и храм состоял из душ  верующих. Высота каменной кладки являлась модулемвсей системы храма

В христианстве сущ-ло несколько понятий красоты: понятие чистоты, ясности формы.(ясность геометр форм). Учение о свете: свет внутри храма считался священным: единство, ясность, свет.

Архитектура наделялась монументальностью.

Готика. В готике архитектура играет довлеющую роль. Изобретение новой конструкции – вынесение опор из стены – возможность нагружать архитектуру витражами и декоративными элементами --- > полный синтез.

В каждом храме готики каждая скульптура уникальна. Витражи не отделяемы (усиление фактора синтеза). Романский  храм как будто обрастает скульптурой (мутация романской архитектуры). Пространство все еще в силе за счет монументальности в вверх и в длину.

Фасад разделяется на три  яруса, согласно разделению первого  этажа, хора и перекрытия.

Внутренне пространство благодаря  витражам разделяется иным светом. «Готический храм – ловушка для священного света». Витражи не только играют эстетическую функцию, но и дают эффект «божественного света». Искусство света началось с пантеона. Свет вообще одно из важнейших направлений в архитектуре. Идея света выражается через мозаичные окна – идея поимки света внутри храма

 

Готика делится на: Ранняя готика, Зрелая Готика, Пламенеющая готика – последний этап готики (собор в Амьене) Фасад не воспринимается статичным и рябит, так как перегружен деталями.

Принципиально содержательные моменты:

1. идея прекрасного  (созрела начиная с античности)

2. законы христианской  веры: à возникла идеология искусства средневековья.

Романская архитектура: идея единства, цельности, света, правильных геометрических форм. Сопоставление правильных архитектурных форм. Скульптура и цвет развивают эти три понятия средневекового архитектурного пространства, наполняют его уточняющей символикой. Все, даже движение в храме, с запада на восток, имеет символику – из ада в рай. Трансепт  - север (ад). Скульптура появилась для прочтения символики храма. Самый наглядный синтез в соединении цвета и формы – этим романика отличается от формы. Разные цветовые комбинации (камни, кладка). Кирпич символизирует верующего человек. В Готике развитие пространственное. Сложности архитектуры поддерживаются пластикой. Основным критерием является теория света. Связано с возникновением витражей.

 

9. Синтез пространственных искусств  в архитектуре Византии и Древней  Руси.

Отличие православной культуры от западно-европейской: отсутствие ярко выраженной идеи пути в храме(планы центричны) – равносторонний греческий крест в плане. Идеи: идея предстояния перед богом, иеди возвышения нет.

В православии большую  популярность приобретают мозаики, фрески в крестово-купольных храмах.

 Архитектура Византии наследовала от Рима его достижения в области арочно-сводчатых конструкций. Существенным конструктивным достижением византийской архитектуры - разработка системы опирания купола на отдельно стоящие четыре опоры с помощью парусного свода. Вначале купол опирался непосредственно на паруса и подпружные арки; позднее между куполом и опорной конструкцией стали устраивать цилиндрический объем — барабан, в стенах которого оставляли проемы для освещения подкупольного пространства. Эта конструктивная система позволила освободить интерьер зданий от громоздких стен и еще более расширить внутреннее пространство. В византийской архитектуре V–VIII вв. главным объектом художественной разработки становится интерьер. Награможденность арх.форм, поддерживает внутреннее пространство. Пышной отделке интерьеров с дорогими облицовками, мозаичными картинами или фресками противопоставлялся суровый наружный вид замкнутого пирамидального объема храма, стены которого украшали только арочные завершения проемов.

Важнейшей особенностью интерьера является его тектоническая  ясность, подчеркнутая всем строем членений, отделкой и освещением.

Внутри идет четкое деление по ярусам, начиная  от купола(подкупольное пространство – Христос Пантократор), на сводах купола 4 архангела, это место самое  важное в храме, там часто делалась дорогая мозаика, на барабане 12 апостолов между окнами, переход от купола к кубу(парусные своды) в парусах подпружных арок изображались евангелисты Лука, Иоанн, Марк, Матвей, на замковых камнях медальоны Иисус Христос, дева Мария, Иоанн Креститель, медальоны на внутренних сводах арок: 40 мучеников сивастийских. – укрепляют сиситему перехода от горниево мира к земному.

В православных храмах крест вырастает вверх  и венчается куполом.

 Пространственная, пластичная и уравновешенная конструкция—основа выразительности.  Основными средствами выразительности служили сами конструктивные элементы — купола, своды, аркады, акцентированые мозаичными изображениями на золотом фоне. Резная скульптурная обработка стен воспринимается как легкий рельефный рисунок, не разрушающий плоскости стены. Световое решение композиции также подчеркивало значение сферических форм, особенно купола.. Залитый светом купол как бы парит над всем интерьером, подчеркивая его воздушность и пространственность.

В тектонике  интерьера здания важную роль играют аркады на колоннах. Они не противопоставляются стене, а являются их органической частью в местах раскрытия боковых галерей в основной неф. Нагруженные аркады точно следуют в плане очертаниям главных конструктивных форм. Вместе с тем они выполняют существенную роль в масштабности интерьера, связывая грандиозные формы с размерами человека.

Христианские  храмы появились на Руси еще в 10 в. – см в тетради 

10. Особенности синтеза искусств  в эпоху Возрождения.

Художники ренессанса: Альбрехт Дюрер, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Вечеллио Тициан.

Важной  особенностью культуры Возрождения  стало обращение к античному  наследию. Возродился античный идеал человека, понимание красоты как гармонии и меры, реалистический язык пластических видов искусства. Для эпохи Возрождения характерен культ красоты, прежде всего красоты человека. Художники и скульпторы стремились в своем творчестве к естественности, к реалистичному воссозданию мира и человека. Складываются новые формы синтеза, основанные на осознании самостоятельной роли каждого из искусств. В живописи этого времени, создающей иллюзорное пространство, и в скульптуре, органически включённой в арх-ые ритмы, изобразительные формы, не утрачивающие своего реального содержания и относительно независимого бытия, приобретают определенные черты условности, связанные с монументально- декоративным назначением произведений.

Наиболее  полно идеалы Возрождения выразили архитектура, скульптура, живопись, причем живопись в этот период выходит на первый план, оттеснив архитектуру. Это объясняется тем, что у живописи было больше возможностей отобразить реальный мир, его красоту, богатство и разнообразие.  Художники Возрождения, рисуя картины традиционной религиозной тематики, начали использовать новые художественные приёмы: построение объемной композиции, использование пейзажа на заднем плане. Это позволило им сделать изображения более реалистичными, оживленными.

Для живописи и  ваяния эпохи Возрождения характерно сближение художников с природой, ближайшим проникновением их в законы анатомии, перспективы, действия света и других естественных явлений. Развитие: наполнение религиозных форм светским содержанием, постепенный переход от плоскостных изображений к объемным и рельефным, нарастание реалистичности, ввёл в живописи пластический объём фигур, изобразил в живописи интерьер. образцом живописного совершенства до сих пор остается знаменитая картина Рафаэля «Сикстинская Мадонна»

Главное, чем  характеризуется эта эпоха — возвращение в архитектуре к принципам и формам античного, преимущественно римского искусства. Особенное значение в этом направлении придаётся симметрии, пропорции, геометрии и порядку составных частей, о чём наглядно свидетельствуют уцелевшие образцы римской архитектуры. Сложная пропорция средневековых зданий сменяется упорядоченным расположением колонн, пилястр и притолок, на смену несимметричным очертаниям приходит полукруг арки, полусфера купола, ниши, эдикулы.

В результате изучения античного наследия возникали  новые архитектурные теоретические  труды, которые способствовали быстрому усвоению принципов ордерной системы. Но для зодчих Возрождения ордер был не основой строительной конструкции, а украшением, средством организации стены и пространства, изобразительным элементом, частью декора. Элементами декора становились коринфские колонны, круглые арки, карнизы с античным профилем. Постепенно в верхних этажах появились ряды широких окон, они оживляются богатыми украшениями. Нижний этаж по-прежнему служит сильной опорой, но и он украшается: появляются аркады, поддерживаемые колоннами. Архитектурная среда была связующим звеном между гуманизмом и изобразительным иск-ом. Именно в архитектурной среде сложилась теория искусства, были созданы трактаты Алъберти, Филарете и др.

 Архитектура  Раннего Возрождения была еще архитектурой отдельного здания, а не архитектурой ансамбля, хотя замечательные попытки упорядочить облик целого города уже были, например, в Ферраре (архитектор Россетти).

Скульпторы  Возрождения обращались не только к  традиционным христианским образам, но и к живым людям, современникам. С этим стремлением увековечить  образ реального современника связано развитие жанра скульптурного портрета, надгробного монумента, портретной медали, конной статуи. Эти скульптуры украшали площади городов, изменяя их облик. Скульптура Ренессанса возвращается к античным традициям пластики. Памятники античной скульптуры становятся объектом изучения, образцом пластического языка. Скульптура раньше живописи отходит от средневековых канонов и встает на новый путь развития. Скульпторы Ренессанса добиваются полного знания чел-го тела, они освобождают его из-под массы одежды, в которую прятала фигуры средневековая готика. Великолепным памятником ренессансной архитектуры является собор святого Петра в Риме.

 

11.Стиль и синтез пространственных  искусств: особенности формообразования  стиля классицизм.

Особенности классицизма:

-осевая симметрия(ансамбль, невозможно растащить, целостность)

-ясная и иерархически  построенная комп-ия, внутри кот-ой обязательно осевая симметрия, на которой завязан полностью весь ансамбль.

-на фасадах  обязательно присутствует ордер,  фасады тоже симметричны, ярусность.

-видовые точки,ч/з   которые можно прочитать всю  композицию в целом(они поддерживаются  скульптурой)

Скульптура, живопись, арх-ра  соединяются в синтез в классицизме на основе сопоставления. Синтез совершается в сознании, а не на плоскости.

Чаще всего  ансамбль имеет градостроительное  значение и осевая симметрия этих памятников формирует и регулирует структуру города. Ансамблю  выделяется особое место, выстраивается.

Преобладающие и модные цвета:Насыщенные цвета; зеленый, розовый, пурпурный с золотым акцентом, небесно – голубой.

Строгие повторяющиеся  верт-ые и горизонтальные линии; барельеф в круглом медальоне; плавный обобщенный рисунок; симметрия в отделке домов.

Форма:Четкость и геометризм форм; статуи на крыше, ротонда; для стиля ампир - выразительные помпезные монументальные формы.

Примеры:Лувр,Париж(восточный  фасад)

-разделение  на 3 яруса;  -сдвоенная колонна;  -ризолиты;  -центр выделен,заполняется скульптурой.

Куинс Хаус, Гринвич, 1616(Иниго Джонс),Госпиталь, Гринвич

12.Стиль и синтез пространственных искусств: особенности формообразования стиля барокко. xvi-xviвв

Информация о работе Шпаргалка по "Синтезу пространственных искусств в архитектуре"