Шпаргалка по "Синтезу пространственных искусств в архитектуре"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 12:28, шпаргалка

Описание работы

Характер взаимосвязи, взаимодействия произведений одного вида искусства по принципу рядоположения можно наблюдать в сборнике стихотворений или выставке живописных полотен. Принцип серийности способен повысить содержательную емкость и ассоциативность, углубить образность каждого отдельного произведения и всей серии в целом путем создания контекста, способного дать более глубокое и всестороннее представление о творчестве данного художника, чем то, которое можно получить от отдельно взятого произведения.

Содержание

Синтез искусств: понятие, история формирования понятия «синтез искусств». Сравнить понятия «синтез искусств» и «взаимодействие искусств».
Морфология искусства. Место «синтеза искусств» в морфологической системе художественной культуры (исторический подход).
Формы взаимодействия искусств. Основания соединения видов и жанров пространственных искусств в архитектуре и градостроительстве.
Взаимодействие пространственных искусств и стилеобразование. Структура стиля.
Синтез пространственных искусств как метод художественного преобразования мира в эстетике Р.Вагнера и У. Морриса.
Синтез пространственных искусств в мегалитическую эпоху (на примере Стоунхенджа) и в эпоху Древнего Египта.
Синтез пространственных искусств в архитектуре Древней Греции и Древнего Рима
Искусство западноевропейского Средневековья и синтез пространственных искусств.
Синтез пространственных искусств в архитектуре Византии и Древней Руси.
Особенности синтеза искусств в эпоху Возрождения.
Стиль и синтез пространственных искусств: особенности формообразования стиля классицизм.
Стиль и синтез пространственных искусств: особенности формообразования стиля барокко.
Стиль модерн как осознанное применение синтеза пространственных искусств.
Открытие новых форм синтеза пространственных в искусстве русского авангарда. Деятельность Живскулптарха.
Синтез пространственных искусств как метод идеологической пропаганды: искусство СССР, США, Германии.
Современные тенденции синтеза пространственных искусств: «соединение несоединимого».

Работа содержит 1 файл

Sintez_v_arkhitekture_-_voprosy_i_otvety.doc

— 224.50 Кб (Скачать)

Далее теория синтеза  иск-в развивается в советском  авангарде. Общество ЖИВСКУЛЬПТАРХ(а так же несколько учреждений Вхутемас, Инхук, Аснова), просуществовавшее всего 1,5 года дало огромный толчок в архитектуре советского времени. Члены этого общества разрабатывали форму и теорию здания, которое отвечает требованиям скульптора, архитектора и художника, при этом цвет не убивает форму. Они утверждали что старая архитектура перестала отвечать новым требованиям и нужно создать качественно новый стиль. Под влиянием выставки ЖИВСКУЛЬПТАРХА студенческие массы взбунтовались против своих устаревших преподов и их методов. (стр55-56 2 том «Худ модели мироздания»)

 

6. Синтез пространственных искусств в мегалитическую эпоху (на примере Стоунхенджа)  и в эпоху Древнего Египта.

 В эпоху бронзы, около 2 тыс. лет до н. э. преобладающее значение получает архитектура, названная мегалитической (т. е. архитектура больших камней: от греческих корней "мег" — большой и "лит" — камень). К мегалитическим сооружениям относятся: менгиры, дольмены, кромлехи. Возникновение их связано с развитием религиозных представлений. Каменные столбы — менгиры — высотой до 20 м (находящиеся в Бретани, Франции; Закавказье, Армении) несут в себе черты архитектуры и скульптуры.

В основе любого синтеза(взаимодействия)  лежит идея и чем больше людей верит в  нее, тем глобальнее памятники искусств она порождает.

Основная  мегалитическая идея — создание гробницы (В кругах близлежащего, подобного Стонхенджу, ансамбля Эвбе-ри чередуются столпообразные и ромбовидные валуны. По трактовке исследователей — это мужские и женские символы.  Отсюда культ смерти и культ плодородия - это миросозерцание мегалитического человека).

Стонхендж — не просто титаническое нагромождение камней, как может показаться несведущему зрителю. Его «природная* монументальность уживается с тончайшим человеческим расчетом, с мощным размахом архитектурного видения и инженерного конструирования. К постройке от реки Эйвон ведет дорога, обозначенная менгиром и подобная аллеям Бретани. В пределах аллеи располагается так называемый пяточный» камень, опоясанный дополнительным рвом. Два земляных вала и ров между ними, когда-то наполненный водой, огораживает святилище. В ограде два концентрических каменных круга (внешний несет на себе покрытие из плит) и один полукруг - «подкова. Внутри этого замкнутого овала стоят пять трилитов» (состоящих из двух вертикально поставленных камней, и третьего, положенного сверху в качестве перемычки), окаймляя горизонтальный «алтарный» камень. Каменным кругам вторят три ряда лунок, заполняющих пространство между внешним хенджем (ограждением) и внутренним рвом. В один ансамбль собраны все варианты мегалитических сооружений - подобия «грибовидных» дольменов; стоящие менгиры; спиральные «лабиринты»; круги кромлехов; насыпь, напоминающая о курганах; ров, часто служащий в мегалитике границей захоронений и мест для жертвоприношений. Архитектурные образы стелы, погребения, святилища повторяются здесь, сводя воедино различные религиозные функции, создавая свое целостное воплощение Вселенной, насквозь проникнутое реальностью пространства и его преодоления. Здесь так же, как в аллеях менгиров Бретани, нет замкнутой модели мира.

Стоунхендж(стр 19,1 том «Худ модели мирозд») — не только венец мегалитического искусства, но и абсолютное выражение его сути. Все художественные средства, которыми пользуются строители святилища, вся образная структура памятника не выходят за пределы мегалитики. Камни Стонхенджа огромны и никак не соотносятся с людскими пропорциями. Расстояния между пилонами трилитов столь малы, что туда с трудом входит голова человека. Принцип количественной монументальности, доминанта громадных валунов выдержаны с неукоснительной последовательностью. Если смотреть на Стонхендж с земли, нельзя заметить какого-либо порядка. Он внушителен, только когда его видишь в плане, сверху. Однако неолитический человек не располагал самолетами, чтобы взирать с них на свое творение. Поэтому он, быть может, сообщал о своем умении силам неба, своим богам. В сердцевине своей это круг, огороженный каменными столбами-менгирами, то есть кромлех — один из основных типов мегалитического строительства.

Ряды каменных столбов, земляной вал и вода, воздух и солнце—все природные элементы являются равноправными составляющими действа;

Стоунхендж имел несколько предназначений: 1)святилище  – место религиозных обрядов;2) центр кладбища – место упокоения;3) символичность камней – ромбовидные – женское начало, вытянутые фаллосообразные – мужское начало – знаковое значение культа плодородия;4) символическое место захоронения светила, которому поклонялись

Древний Египет. Постоянное тяготение к синтезу искусств — результат естественного стремления чел-ва к восстановлению цельности бытия, единства духовной культуры во всем ее многообразии.

Взаимодействие  иск-в Древнего мира обеспечивали религиозные  нужды. Вера в загробную жизнь делит всю жизнь египтян на 2 части: город мертвых и город живых. Так очень глубоко миф влияет на культуру народа и синтез иск-в. Пример: все западные стены для мертвых, все выпуклые формы в Египте(барельефы) это оболочка, в которую возвращается мертвый либо Бог. А врезной рельеф – Огла наклиеф, предназначен для живых, для увековечивания сцен из жизни, историю: выезд фараона. Врезной рельеф будто бы уходит в вечность – увековечивает события и людей.

Природа воспр-сь древними людьми как творение божества. Стремясь гармонично войти в нее, в сущест-й миропорядок, они представляли творениями божества и свои собственные творения. Поэтому, возвращаясь к природным реалиям, к органично вытекающему из них цельному мировосприятию древних людей, к его ключевым положениям: «жизнь по Солнцу» и «жизнь по Воде», мы ближе подходим к пониманию единого простр-го иск-а древности во всей его полноте: росписи, рельефы, статуи, архитектура, градостроительство.

Общественная  потребность в более широком и целостном отражении действительности рождает объединение видов искусства в новый синтетический вид. Часто С. и. делает более активной роль публики, например в народных празднествах, шествиях, триумфах, карнавалах, в различных ритуальных действах (античные Дионисии), участники которых являются одновременно зрителями и авторами. Различным может быть соотношение между участвующими в синтезе искусствами. Один вид может полностью доминировать, подчиняя себе другие (например, древнеегипетская архитектура подчиняет себе скульптуру и живопись). Для эпохи первобытнообщинного строя характерен синкретизм — первоначальная нерасчленённость видов искусства, которые были непосредственно вплетены в деятельность человека и его ритуалы. Когда искусства начинают дифференцироваться, выявляя своё взаимодополняющее своеобразие, возникает и обратное стремление — к их синтезу. Храмовый и ритуал, подчиняющий единому замыслу элементы изобразительного искусства, словесного творчества, музыки, а также обрядовые действия, выступает как организующее начало С.

Искусство древних  цивилизаций наследует черты  первобытной культуры, открывая и  новые формы художественного  творчества. На смену родовым отношениям приходит классовое общество, более  прогрессивная форма социального  устройства. Эксплуатация рабов порождает разделение труда физического и умственного, создает почву для развития различных форм творчества. Художественное творчество древнейших цивилизаций тесно связано с религией, большая часть памятников культуры носят культовый характер. Идейное содержание искусства древних деспотий, возникших в 5-4 тыс. до н.э. (Египет, государства Двуречья), определяется, главным образом, требованием прославления власти богов, героев, царей. Разрабатываются также темы труда, охоты, военных баталий. Важнейшее завоевание художественной культуры древнего мира — синтез искусств.

 

7.  Афинский акрополь Vв до н.э.

Пластический  характер. В Греческой архитектуре  пластическое начало, идущее от скульптуры было доминантным. Это сказывается  в первую очередь в размерах и  масштабах греческого искусства.

Кроме того, архитектура  была рассчитана на человеческий масштаб. В Греции скульптура была неотъемлемой частью ансамбля. Архитектура ориентировалась  на скульптуру, обрамляла скульптуру. Основная тема скульптуры – тело человека. Доминантным видом иск-ва в Греции была скульптура, а не архитектура,  поэтому арх-ра приобретает пластичность.

!Архитектура  в Греции была принципиально  открыта для внешнего пространства, развивалась во вне (не закрытая  как в Египте – пирамиды  например, где присутствие человека совершенно не обязательно). Архитектура «пористая» по своей структуре, не монолитная. Пластическая и сложная (состоит из элементов, например ордер).!

Пространственная, пластическая и цветовая идея(все храмы были раскрашены – синий, золотой, черный, красный) –

синтез архитектуры+скульптуры+живописи.

Форма Кореотид – где несущая колонна в  форме скульптуры – синтез скульптуры и архитектуры.

Даже сейчас эти развалины можно назвать ансамблем.

С одной стороны  архитектура стала сложнее, но с  другой стороны – продолжает традиции мифологической эпохи.

Акрополь построен в мифологической системе и обслуживал ритуальные и религиозные цели.

Арополь на самой  высокой точке Афин. Виден со всех точек города (виден не только Акрополь, но и вся гора)

На Акрополе проходили великие праздники  – панафинеи.

Функции Акрополя: 1.Хранили казну  - внутри периптера две комнаты. С одной стороны (с запада) – алтарь, с другой, на востоке – сокровищница.

2. Поклонялись богу (западная сторона самая священная);

3. Пинакотека – хранилище художеств;

4. Панафинеи – обряд смены пеплоса на скульптуре Афины.

Скульптурное  оформление Акрополя освещало основные исторические и мифологические события Др. Греции(на фризе сцены битвы: Троянская война, битва Кентавров)

Театры. Во время шествия случалось действо – скульптура это поддерживала. На фризах было изображено это шествие, поэтому даже во время действия с помощью этих изоб-й почиталась Афина. Пересечение живых людей и скульптуры создавало эффект того, что скульптура растворялась в чел. толпе.

Кроме действа  важна была театральность. Рядом  с акрополем находился театр. Театральность панафиней поддерживалась театральными традициями Греции. Даже если панафинеи не происходят, вместо них происходят театральные действа.

Эрейхтеон. Конец V века до н.э. Храм не симметричен. В то время все было симметрично. Качество скульптур совершенно (детали тимпана (богини как будто в мокром платье).  царь Эрехтейон – сын богини земли Геи и бога Гефеста – бога огня.

Храм Эрехтейон – легкое сооружение, выглядит изящным, миниатюрным. Особое внимание обращает на себя портик кариатид. Среди шести статуй вы не найдете двух одинаковых, можно поверить, что это подлинные жительницы города Кария. По легенде, жители Карии, в греко-персидской войне поддержали персов, то есть стали предателями. И с тех самых пор греческие зодчие изображают кариатид - подножный вечного искупления. Правда существуют и другие варианты этой легенды. Выступающие портики, явная ассиметричность – отличительные особенности Эрехтейона – храма, хранившего великое множество реликвий, для которых предназначалась своя часть здания. Восточный портик является главным входом в храм и одновременно в святилище Афины Полиады – градохранительницы.

 

Римский синтез искусств. Основные заслуги:

•формирование городских пространств

•открытые площади

•культура установки монументов, отдельно стоящих статуй, триумфальных сооружений.

Римская культура заимствовала все из Греции: 1) развивается на основе ордера, 2) появляется разнообразие ордерных систем(тосканский, ионический, композитный – многовариантность), 3) ордер используется как декорация.

Характер синтеза  определялся политикой и государственным  устройством (благодаря империи мы получили Рим такой какой он есть). Император был почти как Бог, но не Бог – это был переходный период. Дом в Италии начинается с закрытой стены (глухой), дом не раскрывался на улицу (затем атриум, колонный дворик, затем помещения. Ворота – это отделение приватного пространства. Дома в Италии так и не открылись) Но были открытые площади с доминантами (обелиски, колонны, статуи).

 

В эпоху Римской  империи появляется и находит  развитие культура монументов: конкретному  события, человеку(это порождение строя увековечивать  происшествия в сознании римлян) – взаимодействие политического строя и скульптуры.

 Результатом  нового градостроительного мышления  стали форумы, на которых концентрировались  памятники и ритуальные сооружения. – это прямоугольно в плане  открытое пространство(форум копирует форму и план романского дома)

 

8. Эпоха средневековья.

Во всех национальных культурах, принявших христианство(православие) архитектура имеет одну основу:

  1. крестово-купольная система с греческим крестом
  2. христианство привнесло в общество идею спасения(изменение человека, отпущение грехов)

Скульптура зависит  от архитектуры, но архитектура без  скульптуры не несла бы того символического характера.

Но виды искусства  усложняются с точки зрения формообразования и содержания выходят на уровень нового времени (к веку 15му). Что позволяет в Возрождение разделить виды искусств и приводит к распаду прямого синтеза искусств. В эпоху средневековья меняется отношение к произведенному человеческими руками. В мифологический период все сакральные сооружения  как продолжение природной формы (природные законы, отражающие бытие вселенной, природные силы.). В средневековье появляется другое понимание искусственной среды, которую производит человек. Сначала в Греции сформировались первые эстетические категории и эстетическое начало в деятельности человека ( философия и все такое). Все что производилось было обосновано законами, все прописывалось людьми – как возводить здания (упорядоченность, типизация). Эстетические категории зародились в Греции, но с наложением христианства в средневековье они проявились. Все наиболее ценные сооружения производятся по канонам красоты и по христианскому вероучению. Следовательно особенность средневекового искусства – синкретичные формы+учение о красоте +христианское начало. Вера в спасение породила всю христианскую культуру. Благодаря идее спасения, возможности изменения человека, формируется историческое мышление.

Информация о работе Шпаргалка по "Синтезу пространственных искусств в архитектуре"