Психологические особенности профориентационной работы с подростками

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 12:19, научная работа

Описание работы

В широком смысле слова профориентация - система общественного и педагогического воздействия на молодёжь, с целью её подготовки к сознательному выбору профессии, система государственных мероприятий, обеспечивающая научно обоснованный выбор профессии.
В узком смысле слова профориентация - целенаправленная деятельность по формированию у учащихся внутренней потребности и готовности к сознательному выбору профессии.

Содержание

Введение

1. Профориентация

1.1 Сложности профессионального самоопределения

1.2 Система профориентационной работы в школе

2. Профориентационная деятельность в общеобразовательных учреждениях с учениками старших классов

2.1 Формирование у старшеклассников навыков и мотивов самоопределения

2.2 Критерии и характеристики сформированности готовности к профессиональному самоопределению


3. Психологическое сопровождение профориентации

Заключение

Список литературы

Приложения

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 168.50 Кб (Скачать)

Заключение:

Выбор профессии – важный шаг в жизни каждого человека.

Профессия человека своего рода судьба, поэтому стоит потратить  время, чтобы основательно и заблаговременно  ее планировать.

Чтобы профессиональная ориентация дала нужные результаты, она  должна быть непрерывным процессом, проводиться в системе, состоять из ряда взаимосвязанных этапов.

Сформировать у  школьников личностный смысл выбора профессии, выработать умения, соотносить общественные цели выбора сферы деятельности со своими идеалами, представлениями  о ценностях с их реальными возможностями. Осуществляется выполнение данных задач через дальнейшее самопознание, самообразование и самовоспитание и овладение оптимальными знаниями, умениями по научным основам выбора профессии в процессе изучения специальных курсов. В этом и заключается основные понятия профориентации и ее системы в общеобразовательных учреждениях

Профориентационная  работа со старшеклассниками не может  быть каким то отдельным направлением, она проводится систематически и  тесно связана со всей учебно-воспитательной работой школы. Профориентационная работа является интегральной частью всей учебно-воспитательной работы и должна занимать важное место во всех учебных и воспитательных программах школы, во всей внеклассной и внешкольной работе.

Таким образом, профессиональная ориентация в общеобразовательном учреждении представляет собой научно-обоснованную систему мер, способствующих профессиональному самоопределению личности и формированию будущего профессионала, умеющего с наибольшей пользой для себя и общества применить в профессиональной деятельности свои склонности и способности, свободно ориентироваться и быть конкурентоспособным на рынке труда.

Практическая  часть. 

Основные  этапы  профориентационной работы проводимые в школах нашего города и по РФ с 1 по 11 классы.  

1. Пропедевтический  этап (1-4 классы).

           Цель: Формирование у учащихся  нравственной установки выбора  профессии, интереса к наиболее  распространенным:

приобщение детей  к систематическому участию в  различных видах познавательной, игровой, общественно – полезной, трудовой деятельности. 

2. Этап поисковой  направленности (5 - 7 классы).

Цель: Формирование профессиональных намерений, осознания своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе:

  • исследования индивидуальных особенностей развития учащихся;
  • организация дифференцированного обучения;
  • включение учащихся в деятельность, согласованную с профилем продолжения образования в старших классах и будущей профессиональной деятельностью (кружки, секции, объединения по интересам, школьное научное общество, техническое и художественное творчество и т.д.);
  • организация встреч с представителями разных профессий, экскурсий на различные предприятия города и края.
 
 
 
 
 

3. Этап развития  профессионального самосознания

(8 - 10 классы).

Цель: Формирование психического новообразования «выбор профессии»:

  • организация диагностики и самодиагностики развития самосознания и профессионального выбора;
  • изучение научных основ выбора профессии;
  • последовательное ознакомление с различными профессиями;
  • приобщение учащихся к самоанализу, самопознанию и самооценке собственных способностей и ценностных ориентаций (классные часы, беседы, тестирования, анкетирование, тренинги);
  • формирование адекватной самооценки, осознания степени соответствия собственных особенностей развития требованиям выбираемой профессии;
  • организация дифференцированного обучения;
  • включение учащихся в действия по саморазвитию способностей и возможностей в процессе допрофессиональной подготовки и обучения с целью достижения более полного соответствия самого себя относительно выбранной профессии.
  • ознакомление учащихся с возможностями профильного обучения;
  • изучение образовательных намерений учащихся, запросов родителей;
  • включение учащихся в создание индивидуального «портфолио» образовательных достижений;
  • формирование осознанного выбора учащимися профиля обучения в 10-11 классах.
 
 
 
 

4. Этап уточнения  социально – профессионального  статуса

( в 10-11 классах).

Цель: Социально – профессиональная адаптация старшеклассников (развитие норм и ценностей, необходимых для определенного вида трудовой деятельности): Анкетирование [Приложение 3]

  • изучение научных основ выбора профессии;
  • организация профильного обучения;
  • приобщение учащихся к научно-исследовательской деятельности;
  • формирование у учащихся сознательного подхода к выбору профессии [Приложение 1.] в соответствии с интересами, склонностями, возможностями, состоянием здоровья, особенностями психофизиологического развития и с учетом потребностей региона в кадрах (проводятся встречи с представителями разных профессий, экскурсии на предприятия города, района, профессиональные учебные заведения).
 
 

5. Просветительская  работа с родителями

Напомнить родителям  о важности профессионального выбора в современное время (9-11 классы). Знакомство с результатами исследований. Общие рекомендации. Заполнение родителями Анкет «Характеристика ученика, желаемая профориентация». [Приложение 2.] 

Итог по проводимым профориентационным работам:

Мы выяснили, что учебные занятия профориентационных курсов профильной подготовки чрезвычайно многообразны по методам их проведения и в различных школах проводятся по своей схеме, но придерживаясь общих требований.

Основными направлениями профориентационной работе в школе  являются:

  • Профессиональная информация.
  • Профессиональное воспитание.
  • Профессиональная консультация.
 

Задачи  профориентационной работы:

  • сформировать положительное отношение к труду;
  • научить разбираться в содержании профессиональной деятельности
  • научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами [26];
 

Важно, чтобы профориентационная составляющая присутствовала также  и в курсах по профильным предметам. Тем самым будут созданы условия  для применения знаний по предмету для решения вопросов профессионального и жизненного самоопределения выпускников [25,19]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение:

Приложение 1.

Словарик старшеклассникам (профориентация)

  • Профориентация школьников - Полезная информация для школьников
  • Интересы – побуждения познавательного характера.
  • Коррекция – это способ педагогического воздействия на личность. Способствующий исправлению или внесению корректив в развитие личности, закрепление позитивных или преодоление негативных качеств.
  • Профессия (лат. professio - официально указанное занятие, специальность, от profiteer - объявляю своим делом), род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретённых в результате специальной подготовки, опыта работы. Профессиональная деятельность обычно является основным источником дохода.
  • Профессиональная пригодность – совокупность психических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения общественно приемлемой эффективности в той или иной профессии.
  • Склонность – побуждения заниматься какой-либо деятельностью с целью преобразования, изменения (связаны с интересами).
  • Способности – индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями наиболее продуктивного осуществления деятельности (интеллектуальные, коммуникативные, организаторские и др.).
  • Субкультура – это совокупность символов, норм, убеждений, ценностей, образцов поведения, отличающих то или иное сообщество или какую-либо социальную группу.
 

Приложение 2.

Анкета родителям "Характеристика ученика" (профориентация)

Профориентация  школьников - Работа с родителями по профориентации

Характеристика ученика 

(составляется родителями)

Фамилия, имя ученика ______________________________________

Домашний адрес ___________________________________________

Домашний телефон_________________________________________

Сведения о семье __________________________________________

_________________________________________________________

  • Какую жилую площадь занимает Ваша семья (комната, несколько комнат, отдельная квартира)? _______________________________
  • Сведения об ученике:
  • Особенности выполнения домашней работы (нужное подчеркнуть или добавить): имеет режим, добросовестен, аккуратен, делает все самостоятельно, прибегает к помощи родителей, товарищей.Общителен, отзывчив _____________________________
  • Любимые занятия ________________________________
  • Нелюбимые занятия ______________________________
  • Общее состояние здоровья _________________________
  • Какой путь получения профессии Вы рекомендуете своему ребенку (нужное подчеркнуть)?

 Окончить 9 классов                  - среднее профтехучилище.

Окончить 9 классов                  - техникум, колледж.

Окончить 9 классов                  - профтехучилище.

Окончить 9 классов                 - работа на предприятии.

Окончить 11 классов                - профтехучилище.

Окончить 11 классов                - техникум.

  • Окончить 11 классов                - институт.
  • Профессия или область деятельности, которую Вы рекомендуете своему ребенку __________________________________________
  • Почему Вы советуете выбрать именно эту профессию или область деятельности (нужное подчеркнуть или добавить)?
  • Творческий характер труда;
  • Возможность дальнейшего профессионального роста;
  • Нужна в Вашем регионе, всегда можно найти работу;
  • Соответствует индивидуальным особенностям ребенка (указать, каким именно) ________________________
  • Традиции семьи;
  • Высокая заработная плата;
  • Относительная легкость труда, короткий рабочий день;
  • Другие причины ________________________________ .
  • Если Вашему ребенку не удастся поступить в рекомендуемое Вами учебное заведение, что Вы ему посоветуете делать? ______________
  • Если посоветуете поступить учиться в другое учебное заведение, чтобы овладеть другой профессией, то укажите, какой именно ___________
  • Какая помощь, по Вашему мнению, необходима учащимся при выборе профессии?
 
 
 
 
 
 

Приложение 3

Анкета для выявления образовательной траектории выпускников средней школы. 

1. Какую специальность  Вы бы хотели получить?

а) Производственно-техническая  сфера

б) Педагогическая сфера

в) Медицина

г) Финансово-экономическая  сфера

д) Гуманитарная сфера

е) Военно-охранная деятельность

ж) Сфера искусств

з)  Сфера обслуживания

и) Компьютерная техника

к) Менеджер, руководитель

л) Юрист

м) Дизайнер, модельер

2. Знаете ли вы  требования к индивидуальным  особенностям и профессиональной  подготовке специалиста по данной  профессии?

3. Посещаете ли  вы элективные курсы по выбору, если да, то по какой причине?

а) получить информацию о будущей профессии;

б) углубить и расширить  знания по предметам;

в) получить информацию о возможных путях продолжения  образования;

г)другое (указать) _______________________________________________

4. Посещаете ли  вы  подготовительные курсы в учебных учреждениях профессионального обучения (ССУЗы, ВУЗы) и с какой целью?

 а) да ;

б) нет.

5.Достаточен ли  по Вашему мнению  запас знаний, полученных в школе для поступления  в высшие учебные заведения? 

а) да ;

б) нет.

1. Какую специальность Вы бы хотели получить?

Приложение 4

В школе профориентационная работа проводится под руководством заместителем директора по воспитательной работе, классными руководителями, школьным психологом, социальным педагогом, библиотекарем, медицинским работником, учителями-предметниками. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

План  мероприятий по профориентации школьников 

Мероприятия / Ответственные за мероприятия

1. Профессиональное  просвещение 

Реализация программы по профориентации. Зам. дир. по ВР.

Профориентация обуч-ся на уроках (экономика, география, обществознание, технология) Учителя-предметники.  

Информация о работе Психологические особенности профориентационной работы с подростками