Психологические особенности профориентационной работы с подростками

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 12:19, научная работа

Описание работы

В широком смысле слова профориентация - система общественного и педагогического воздействия на молодёжь, с целью её подготовки к сознательному выбору профессии, система государственных мероприятий, обеспечивающая научно обоснованный выбор профессии.
В узком смысле слова профориентация - целенаправленная деятельность по формированию у учащихся внутренней потребности и готовности к сознательному выбору профессии.

Содержание

Введение

1. Профориентация

1.1 Сложности профессионального самоопределения

1.2 Система профориентационной работы в школе

2. Профориентационная деятельность в общеобразовательных учреждениях с учениками старших классов

2.1 Формирование у старшеклассников навыков и мотивов самоопределения

2.2 Критерии и характеристики сформированности готовности к профессиональному самоопределению


3. Психологическое сопровождение профориентации

Заключение

Список литературы

Приложения

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 168.50 Кб (Скачать)

Одни мотивы, побуждая деятельность [16], вместе с тем придают ей личностный смысл. Эти мотивы называются смыслообразующими. Другие, сосуществующие с ними и исполняющие роль побудительных факторов (положительных или отрицательных) – порой остро эмоциональных, аффективных, – лишены смыслообразующей функции. Условно их называют мотивами-стимулами. 

Формирование  мотивации имеет  два механизма [10]: 

Первый из них заключается в том, что сложившиеся или специально организованные воспитателем (педагогом) условия учебной и трудовой деятельности и взаимоотношений актуализируют отдельные ситуативные побуждения, которые при систематической актуализации постепенно переходят в устойчивые мотивационные образования. Это механизм формирования «снизу вверх». [17] 

Второй процесс (механизм «сверху вниз») заключается в усвоении воспитуемым предъявляемых ему в готовой форме побуждений, целей, идеалов, содержания направленности личности, которые по замыслу воспитателя должны у него сформироваться и которые сам воспитуемый должен постепенно превратить из внешне понимаемых, во внутренне принятые и реально действующие. (Полноценное формирование мотивационной системы личности должно включать в себя оба механизма). [10] 

Один из самых удивительных парадоксов развивающейся личности [1] состоит в своеобразном преодолении неодинаковости времени.

Побуждение (цель, стремление, потребность, идеал) фиксирует желательное  будущее состояние действительности, которого еще нет в наличии. [6]

Существует понятие  «внутренняя мотивация» [21] – это потребность в чувстве уверенности в своих силах и намерениях. На внутреннюю мотивацию влияют следующие условия или ситуации :

    • внутренняя мотивация снижается при переходе причин (условий, событий), вызвавших эту мотивацию, от внутренних к внешним.
    • внутренняя мотивация увеличивается с усилением уверенности человека в своих силах.
    • положительная обратная связь (одобрение или похвала) усиливает внутреннюю мотивацию у мужчин и снижает у женщин, ибо контролирующий аспект положительной обратной связи играет для женщин большую роль, чем для мужчин.
 

Далее введем понятие  «профессиональная мотивация» – это действие конкретных побуждений, которые обусловливают выбор профессии и продолжительное выполнение обязанностей, связанных с этой профессией [38]. Профессиональная мотивация динамична, изменчива и представляет собой непрерывный процесс, протекающий под постоянным воздействием объективных и субъективных факторов. [24] Структуру профессиональных мотивов можно выявлять на разных этапах становления (развития) профессионала: на этапе выбора профессии или специальности (взвешиваются все за и против, плюсы и минусы предлагаемой работы); в процессе работы по избранной специальности; при смене рабочего места (переход с одной работы на другую).  

Мы будем рассматривать структуры профессиональных мотивов на этапе выбора профессии или специальности [15]. Поэтому важно отметить существование ряда психологических причин, обусловливающих важность вопроса о выборе профессии. Каждый человек нуждается в признании окружающих и хочет, чтобы его ценили, ищет одобрения, любви и независимости. Один из способов достичь этого – выбрать профессию, которая выделяла бы его в глазах окружающих и приносила бы ему эмоциональное удовлетворение. Стремление достичь большого успеха в профессиональной деятельности является следствием высокого уровня самооценки и способствует утверждению чувства собственного достоинства. В юношеских поисках индивидуальности и удовлетворенности собой очень сильна мотивация «выбрать профессию», способствующую реализации личности. 

Иногда не происходит рационального выбора профессии  как такового. Подростки просто берутся  за первую попавшуюся работу, за которую  хорошо платят, которую порекомендовали друзья и это может быть единственное место, на которое их приняли или о котором они знают. В таком случае выбор профессии оказывается скорее случайным, чем осознанным. 

Даже при самых  благоприятных обстоятельствах  выбор профессии становится все более трудной задачей, поскольку само общество становится все более сложным. Если подросток не поймет, какой вид деятельности для него является самым подходящим, какая работа принесет ему наибольшее удовлетворение, в чем он сможет реализовать себя, профессиональная неосуществимость отразится еще большей неудачей в развитии его собственной индивидуальности. В некотором смысле это означает неудачу в жизни. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.1 Формирование у  старшеклассников  мотивов самоопределения 

Говоря о профессиональном самоопределении и выборе профессии учеников 8 – 11 классов, следует отметить существование опреде-ленных критериев и их характеристик сформированности у старше-классников готовности к профессиональному самоопределению [46]. 

Проявлениями  критериев сформированности готовности к профессиональному самоопределению старшеклассников являются [11]: 

  • когнитивный – степень представления учащихся об индивидуальных психофизиологических качествах; степень ознакомления с содержанием избираемой профессиональной деятельности; степень информированности о возможности получения консультации у специалистов профориентаторов о путях необходимого образования, местах работы: степени информированности учащихся об общих профессионально важных качеств и специальных данной профессиональной сфере.
 
  • мотивационно-потребностный – характер мотивации и активности учащихся; осознание личной и общественной значимости будущей профессии; связь интересов с ценностными ориентациями; интенсивность эмоциональных переживаний, волевых усилий, внимания.
 
  • деятельносто-практический – способность соотнесения учащимися своих индивидуальных особенностей и профессиональных требований данной профессии; владение основными приемами работы.
 

Доказано, что существует прямая связь между критериями профессиональной готовности и самообразованием, самопознанием, самореализацией (блоки стратегий профессионального самоопределения). Так, например, при самопознании самого себя у школьника проявляется мотивационно-потребностный критерий сформированности готовности к профессиональному самоопределению, так же при этом сочетании проявляются определенные показатели результативности. 

2.2 Критерии и характеристики сформированности готовности к профессиональному самоопределению

Основным в профориентации является ее психологическое сопровождение, что объединяет под собой различные формы и методы профессиональной диагностики и различные профконсультации. 

Для профессиональной диагностики  личности учащегося  используются следующие методы и формы работы: 

1. Наблюдение. Оно  может быть непосредственным (связи прямые между исследователями и наблюдаемыми) и опосредованным (есть посредник между исследователем и наблюдаемым). Наблюдение также может быть открытым, (человек знает, что за ним ведется наблюдение), скрытым (проводится с помощью технических средств и человек не знает, что за ним ведется наблюдение), включенным и не включенным, кратковременным и длительным, непрерывным и дискретным (прерывистым), монографическим и узким.  

2. Анализ документов  и результатов деятельности:

  • личные дела;
  • итоги медицинских обследований;
  • классные журналы;
  • творческие сочинения, изделия и т. д.
 

3. Анализ практических  действий учащихся в школе,  общественных местах, в семье.  Подведение итогов реализации  жизненных планов выпускников  школ. 

4. Метод анкетирования [Приложение 3,4]. Он не универсален и имеет ряд недостатков. Этот метод в известной степени субъективен, так как на его результатах, во-первых, неизбежно сказываются влияние человека, проводящего анкетирование, элементы субъективизма анкетируемых, во-вторых, часто от неумелого пользования им могут быть получены ложные данные. Вместе с тем следует учесть, что не всегда целесообразно и возможно обращение с анкетами к учащимся (тем более младшего возраста). Проведением анкетного опроса ни в коем случае нельзя злоупотреблять. 

5. Беседы-интервью. Для них должна быть характерна тематическая направленность. Они могут проводиться как с самими учащимися, так с учителями, классными руководителями, завучами, директорами школ, родителями и т. д. [41] 

6. Педагогический эксперимент [47,48]. Он может проводиться в естественных условиях учебно-воспитательного процесса. Педагогический экспе-римент может быть применен для исследования эффективности тех или иных методов и форм профориентационной работы. В ходе экспери-мента используют наблюдение, беседу, анкетирование и т. д. [46] 

7. Метод сравнения. Анализ результатов эксперимента проводят методом сравнения. В связи с этим предварительно определяют экспериментальные и контрольные группы (классы) учащихся. В экспериментальных группах (классах) проводят опытно-экспериментальную работу по исследуемому вопросу. В контрольных группах (классах) работу организуют в обычной, ранее существовавшей форме. 

По  результатам профдиагностики  можно проводить  профе-ссиональные консультации. Профконсультация имеет целью уста-новление соответствия индивидуальных психологических и личных особенностей специфическим требованиям той или иной профессии. 

Различают следующие виды консультаций: 

  • справочные, в  ходе которых учащиеся выясняют каналы трудоустройства, требования к приему на работу или учебу, возможности освоения различных профессий, сроки подготовки, систему оплаты труда, перспективы профессионального роста;
 
  • диагностические, направлены на изучение личности, интересов, склонностей, способностей с целью выявления соответствия их избираемой или близкой к ней профессии;
 
  • медицинские, имеющие  целью выявление состояния здоровья учащегося, его психофизиологических свойств в отношении избираемой профессии и др.
 

Из вышеизложенного можно сделать выводы о том, что профориентационная деятельность включает в себя большую и трудоемкую работу [34,35]. Она складывается из многих составляющих: 

1. Мотивы самоопределения являются первоначальной стадией формирующие структуру учебных и профессиональных целей учащихся, самоопределение же систематизируют действия молодого человека по самоанализу, самопознанию и самооцениванию собственных способностей и ценностных ориентаций, а так же и возможностей в процессе профессиональной подготовки и обучения с целью достижения более полного соответствия самого себя относительно выбранной профессии.  

2. Раскрытие сложностей  профессионального самоопределения  и введение понятия о значении  саморегуляции в профвыборе влияют  на более внимательное и углубленное изучение всего материала касающегося профессиональной ориентации. 

3. Психологическое  сопровождение профориентации как  конечный результат всех проведенных  мероприятий, которые показывают  итоговый результат по проведенной работе [45].

Все это выше перечисленное как раз и составляет особенности профориентационной работы, что мы и исследоваем в данной курсовой. 
 
 
 
 
 
 

3. Психологическое  сопровождение профориентации

Психологическое здоровье подростка [35] – необходимое условие для развития человека в процессе жизни и деятельности. В этом возрасте закладываются необходимые условия гармонии между потребностями индивида и общества.  

Психолог поможет  подростку найти индивидуальные, наиболее приемлемые пути [33,31]:

  • конструктивного решения межличностных конфликтов;
  • повышения коммуникативной и социально-психологической компетенции;
  • способы более уверенного прохождения периода, коренной перестройки всех, сложившихся ранее, анатомических и психофизический характеристик организма;
  • как решить проблемы неуверенность в себе и выйти достойно из стрессовых ситуаций, не навредив себе и близким;
  • как найти ресурсы внутри самого себя в непростых ситуациях;
  • как научиться выживать в условиях социальной жесткости и жестокости, не потеряв своей индивидуальности;
  • почему возникает повышенная раздражительность, агрессивность и что с этим делать;
  • как социально адаптироваться в жизни, какую выбрать профессию или направление обучение после школы, учитывая свой потенциал.
 

Как часто перед  школьниками и их родителями встает вопрос: кем стать, что делать дальше? Пойти работать и (или) учиться? Если учиться, то где? Как выбрать профессию, специальность, ВУЗ? [23,14] 

Профориентация –  это работа, прежде всего с личностью  человека, его мотивацией и потребностями. 

Психолог поможет  не только выявить желаемое и действительное, но и научит соединить эти две составляющие, на основе резервов, возможностей и потенциала, сохранив всю систему ценностей личности на этапе её последующего становления [9,10]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Психологические особенности профориентационной работы с подростками