Управление предприятием

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 05:45, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование и анализ проблем управления на предприятиях в современных условиях хозяйствования.
Поставленная цель определила необходимость решения следующих задач:
-...рассмотреть теоретические основы управления предприятием в современных условиях
- проанализировать основные методы, функции и принципы управления предприятием;
-..провести анализ системы управления предприятием на примере ГКП «Екибастузсу»;
- сформулировать основные предложения по совершенствованию системы управления ГКП «Екибастузсу».

Работа содержит 1 файл

123 КУРСОВАЯ Р.doc

— 130.50 Кб (Скачать)

     Предприятие реализует свою продукцию, имущество  по ценам и тарифам, которые устанавливаются  самостоятельно или на договорной  основе, а в случаях, предусмотренных  законодательными актами  Республики Казахстан, по государственным ценам  и тарифам.

     Вопросы социального развития,  включая  улучшение условий труда, жизни, здоровья,  гарантии  обязательного  медицинского   страхования, страхования  членов  трудового  коллектива  и  их семей, решаются трудовым коллективом  при участии  собственника согласно уставу предприятия, коллективному  договору   и  законодательным актам Республики Казахстан. 
 

     1.3 Функции и принципы управления предприятием  

     Основной  задачей управления предприятием в  посткризисный период является преодоление  хозяйственного кризиса, проведение структурной перестройки экономики, устранение технического и технологического отставания. Процесс управления предусматривает согласованные действия, которые обеспечивают осуществление общей цели или набора целей, стоящих перед организацией. Для координации действий должен существовать специальный орган, реализующий функцию управление.

     Поэтому в любой организации выделяется управляемая и управляемые части.

     Часть деловой организации, реализующая  функции управления, состоит из многих взаимодействующих звеньев и представляет собой управляющую систему, обеспечивающую в рамках организации выполнение ряда специфических функций. На сегодня одним из основных принципов построения любых систем является иерархия.

     В настоящее время принято выделять четыре основные управленческие функции: планирование, организация, мотивация и контроль. Эти четыре первичные управленческие функции объединены связующими процессами коммуникации и принятия решения. Все перечисленные функции последовательно связаны друг с другом, причем реализация последней предполагает возврат к первой.

     Поэтому принято говорить об управленческом цикле.

     Планирование. Функция планирования предполагает определение стратегических целей  организации и способы их достижения, т.е. что и когда должны делать члены организации для достижения этих целей (постановка более конкретизированных задач).

     Посредством планирования руководство стремится  установить основные направления усилий и обеспечить единство цели для всех членов организации. К планированию также относится определение ресурсов, необходимых для достижения целей и решения задач.

     Конечно, надо сразу признать, что сам по себе хорошо составленный план еще  не гарантирует успех.

     Во-первых, его еще нужно претворить в  жизнь, а, во-вторых, никакой даже самый точный план не может учесть все до мельчайших деталей.

     Тем не менее, успешно работать без плана  вообще невозможно. 

     Организация. Организовать - значит создать некую структуру. Существует много элементов, которые нужно структурировать - общая задача, персонал, информация и материальные и финансовые ресурсы. Поскольку в организации работают люди, необходимо установить, кто будет выполнять конкретное задание, в каком обеспечении он нуждается и с кем необходимо организовать взаимодействие.

     Следует отметить, что существуют различные  подходы к организации предприятия, то есть создания его структуры.

     Практика  показывает, что довольно эффективной  является структура, ориентированная  на результат, которая является более  динамичной и легко перестраивается в соответствии с текущими задачами.

     Мотивация. Мотивация призвана побуждать сотрудников  к выполнению порученных задач в  соответствии с планом. Руководители всегда осуществляли функцию мотивации  своих работников, осознавали они  это или нет. В древние времена для этого служил хлыст и угрозы, для немногочисленных избранных - подарки.

     Контроль - это процесс обеспечения того, что организация действительно достигает своих целей.

     Существует  три аспекта управленческого  контроля. Установление стандартов - это точное определение целей, которые должны быть достигнуты к определенному времени. Второй аспект - это измерение того, что было в действительности достигнуто и сравнение достигнутого с планируемым результатом. Третий — это пересмотр целей, если обнаруживается их не реалистичность или не актуальность.

     В более широком смысле, слово «контроль» можно заменить на выражение «обратная  связь». Это выражение означает, что эффективное движение к конечному  результату возможно лишь тогда, когда  руководитель получает непрерывную информацию о ходе движения, причем не только о достижениях, но и обо всех сбоях и ошибках на этом пути.

     Современный этап развития управления предприятием можно назвать интегративным, так  как он включает ряд различных  и, на первый взгляд, взаимно противоречивых концепций, превращающих науку управления в некое искусство, которому, тем не менее, можно и нужно учиться.

     Системный подход — управленческие решения  должны приниматься с учетом всей совокупности факторов внешней и  внутренней среды и их возможных взаимосвязей и взаимовлияний.

     Ситуационный  подход - конкретное решение зависит от конкретной ситуации. Нет рецептов, годных на любой случай. В силе остаются только принципиальные соображения.

     Учет  особенностей организационной культуры — на реализацию любого решения оказывают влияния ценностные ориентации, традиции, нравственные нормы и принципы работы сотрудников.

     Автоматизация процессов управления — все, что  может сделать компьютер нужно  переложить на него, оставив людям  наиболее сложные виды работ, требующие принятия решений в условиях неопределенности.

     Демократизация  управления - формирование корпоративного сознания работников, когда проблемы фирмы воспринимаются ими как личные, а рядовые сотрудники активно участвуют в управлении производством.

     Эффективный руководитель должен владеть навыками делового общения, грамотно подбирать  персонал, рационально организовывать работу подразделения, эффективно используя  приемы делегирования полномочий, планирования и распределения рабочего времени; знать взаимозависимости внутри организации, особенности ее корпоративной культуры; уметь предотвращать и квалифицированно разбирать производственные конфликты в трудовом коллективе, управлять своим поведением в стрессовых ситуациях.

     И еще одно важное замечание: чем бы ни занимался руководитель, он в той или иной степени должен уделять часть своего времени всем четырем своим функциям: планированию, организации, мотивации и контролю.

     Если  он уделит слишком мало времени планированию, то рискует захлебнуться в повседневной рутине и упустить из виду стратегические цели организации.

     Если  он упустит из вида организационный  аспект, не создаст соответствующую  структуру для выполнения своих  замыслов, то эффективность работы его команды будет не такой  высокой, как могла бы быть.

     Игнорирование мотивационного фактора приводит к  тому, что персонал начинает работать или с низкой отдачей или же вообще покидает фирму, а отсутствие контроля над выполнением своих  решений пагубно влияет на авторитет  начальника.  Поэтому, можно сказать, что главным фактором искусства руководить людьми является нахождение оптимального баланса между этими четырьмя управленческими функциями.

     В то же время, эффективное управление складывается из ряда вполне конкретных навыков, которые мы разберем подробнее.

     Это способность правильно выбирать стратегические цели, грамотный подбор персонала, умение организовать свое рабочее  время, умение мотивировать персонал к  производительному творческому  труду, искусство эффективного делегирования  полномочий подчиненным, умение учитывать корпоративную культуру организации и влиять на нее, способность управлять стрессом и умение разрешать конфликты. В то же время, по-видимому, нет единого универсального рецепта успешного руководства, годного для всех времен и народов.

     Набор приоритетных направлений, на которых  должен сосредоточиться лидер бизнес организации, зависит, по крайней мере, от трех факторов: личностных особенностей самого руководителя, требований социальной среды и текущей ситуации, складывающейся на рынке товаров или услуг.

     Так в условиях современного общества принципы успешного управления фирмой будут  иными, чем в условиях жестко структурированного иерархического общества. Столь же важно для руководителя учитывать особенности собственного характера и присущие ему моральные принципы.

     Например, лидер, привыкший рисковать и  полагаться на интуицию, просто не сможет копировать стиль руководства иного  руководителя, которому присуща осторожность и ставка на точный расчет. Эффективность управления во многом определяется применяемыми методами руководства, которые представляют собой  совокупность способов воздействия на управляемый объект. В каждой отрасли и на каждом предприятии используются конкретные формы организации управления и методы управления, отражающие его специфику. 
 

     1.4 Зарубежный опыт управления предприятием 

     В мире существуют различные модели управления предприятием учитывающие национальную специфику той или иной страны. В первую очередь это связано  с особенностями корпоративной  культуры разных народов.

     Японская  система управления предприятием одна из самых эффективных в мире. Главное  ее достоинство — умение работать с людьми. Японский менеджмент ориентируется  на групповую форму организации  труда. Используется механизм коллективной ответственности, при котором члены группы участвуют в принятии управленческих решений и несут равную ответственность за их реализацию.

     Информация  о делах фирмы, ее планах доводится  до всех сотрудников. Практикуется активное вовлечение (на добровольной основе) работников в решение технологических и экономических проблем.

     Материально и морально стимулируется активное участие каждого работника в  деятельности кружков качества. В  результате, по опубликованным данным, количество рационализаторских предложений  в Японии в несколько раз больше, чем в США. Существует правило: каждое принятое рационализаторское предложение должно быть реализовано.

     Заслуживает внимания процесс управления финансами. Фирмы более активно используют собственный, а не акционерный привлеченный капитал. Дивиденды относительно низки, так как свободный остаток прибыли используется в основном на финансирование перспективных научных исследований и разработок. При снижении темпов экономического роста фирмы отказываются от привлеченного капитала, переходят на самофинансирование. Особое внимание на японских фирмах уделяется систематической подготовке и переподготовке кадров, воспитанию преданных фирме работников. Каждый работник изучает несколько специальных курсов по развитию профессиональных знаний, причем во внерабочее время.

     Для повышения квалификации используется практика регулярного (1 раз в 3 — 4 года) перевода работника на другую должность  в другое подразделение фирмы (с  учетом мнения работника). Японцы считают, что длительное пребывание работника  на одном месте снижает уровень ответственности, приводит к потере интереса к работе.

     Японские  менеджеры в своей работе придают  особое значение социальной политике. Гордость за свою страну, забота о своем  народе является приоритетной задачей  в деятельности японских компаний .

     Опыт  управления предприятием в США. Эта страна имеет богатейший опыт управления предприятием. Американские менеджеры всегда отличались высокими деловыми качествами. Предельно кратко суть американской модели управления предприятием можно выразить одним словом — идивидуализм.

     В настоящее время в США достаточно типичной является ситуация, когда  менеджеры предпочитают называть своих  под чиненных коллегами, игроками одной  команды. Современные, особенно молодые, менеджеры склоняются к более  человечному, демократическому стилю управления. Руководитель на одно из первых мест среди жизненных ценностей ставит деловые, добрые, человеческие связи с коллегами.

Информация о работе Управление предприятием