Сущность антикризисного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 23:27, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучить состав, структуру механизма банкротства; специфических факторов и признаков возникновения кризисных ситуаций на предприятии; исследование целей, задач и методов антикризисного менеджмента; диагностика финансового состояния предприятия.

Содержание

Введение
Глава 1. Сущность банкротства и принципы антикризисного финансового управления предприятием
1.1 Государственное регулирование отношений несостоятельности в РФ
1.2 Экономическая сущность банкротства
1.3 Виды банкротства
1.4 Система экспресс-диагностика банкротства
1.5 Система фундаментальной диагностики банкротства
Глава 2. Практическая часть
2.1 Анализ структуры и динамики баланса ОАО «ВолгаТелеком»
2.2 Анализ финансовой устойчивости ОАО «ВолгаТелеком»
2.3 Анализ ликвидности ОАО «ВолгаТелеком»
2.4 Анализ платежеспособности ОАО «ВолгаТелеком»
2.5 Оценка эффективности финансово-хозяйственной деятельности ОАО «ВолгаТелеком»
2.6 Оценка вероятности банкротства предприятия
Глава 3. Разработка мероприятий по профилактике банкротства предприятия
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

обмен.docx

— 80.27 Кб (Скачать)

     Дела  о банкротстве рассматриваются  арбитражным судом. Если иное не предусмотрено  Федеральным Законом, дело о банкротстве  может быть возбуждено арбитражным  судом при условии, что требования к должнику - юридическому лицу в  совокупности составляют не менее ста  тысяч рублей, к должнику - гражданину - не менее десяти тысяч рублей, а  также имеются признаки банкротства, установленные статьей 3 Федерального Закона.

     Должник имеет право обратиться в арбитражный  суд с заявлением о своей несостоятельности  в предвидении банкротства (т.е., при наличии признаков ухудшения  экономического положения, обстоятельств, объективно свидетельствующих о  том, что предприятие через определенное время не сможет выполнять свои обязательства). Это открывает возможность применения к нему восстановительных процедур. Их эффективность тем выше, чем  раньше должник обратится в суд (результатов логичнее ждать в  период, когда экономическое состояние  еще может быть стабилизировано).

     Однако  предприятие-должник, чье экономическое  положение достаточно стабильно (а  значит, финансовые сложности являются временными) имеет возможность избежать судебного разбирательства путем  осуществления мер по предупреждению банкротства организаций, предусмотренных  Законом.

     Таким образом, в основе понятия банкротства  лежит презумпция, согласно которой  участник имущественного оборота (юридическое  лицо), не оплачивающий полученные им от контрагентов товары, работы, услуги, а  также не уплачивающий налоги и иные обязательные платежи в течение  длительного срока (более трех месяцев), не способен погасить свои обязательства  перед кредиторами. Чтобы избежать банкротства, должник должен либо погасить свои обязательства, либо представить  суду доказательства необоснованности требований кредиторов, налоговых или  иных уполномоченных государственных  органов.

     Арбитражный суд, при наличии достаточных  оснований, возбуждает производство по данному делу. При отсутствии признаков  банкротства арбитражный суд  отказывает в удовлетворении соответствующего заявления о банкротстве должника. Однако наличие таких признаков (неспособность должника в данный момент погасить денежные обязательства  и уплатить налоги в бюджет и внебюджетные фонды) вовсе не означает, что должник  как банкрот будет подлежать  обязательной ликвидации. Помимо процедуры  конкурсного производства, применяемой  при ликвидации должника - юридического лица, к нему могут быть применены  и иные процедуры.2

     При рассмотрении дела о банкротстве  должника - юридического лица применяются  следующие процедуры банкротства:

  1. наблюдение;
  2. финансовоеоздоровление;
  3. внешнееуправление;
  4. конкурсноепроизводство;
  5. мировоесоглашение.

     Предыдущая  версия закона являлась «прокредиторской», не учитывала интересы должников  и позволяла банкротить нормально  функционирующее предприятие с  целью передела собственности. Значительную часть банкротств инициируют налоговые  органы против фиктивных фирм. Но ситуация бывает иной — дело возбуждается против крупных предприятий с целью  их захвата. Число таких банкротств составляет почти треть от общего числа. Новая же редакция закона более  сбалансированная, и хотя некоторые  эксперты высказывают мнение, что  уже знают пути применения закона не по назначению, этот документ является более качественным.

     Большинство нововведений определяет барьеры, препятствующие проведению процедуры банкротства:

     1. Увеличен вдвое — до 100 тыс.  рублей — размер просроченного  (на 3 месяца) долга, на основании  которого можно возбуждать дело  о банкротстве.

     2. Помимо долгового обязательства  кредитор должен представить  арбитражному суду исполнительный  лист другого суда, признавшего  наличие долга, то есть банкротству  должно предшествовать исполнительное  производство, кредитор должен попытаться  взыскать долг с помощью судебных  приставов, и только в случае  неудачи может инициировать банкротство.  Данные меры не позволят обанкротить  здоровое предприятие, так как  его руководство не отстраняется  от управления, ставится в известность  о процедуре на стадии доказательства  правомерности требований кредитора  и наделяется временем для  погашения долга, если он существует.

     3. Если же взыскание долга невозможно, то в рамках процедуры банкротства  у предприятия-должника появляется  возможность договориться с кредиторами  о двухгодичном периоде финансового  оздоровления. Появление этой процедуры  в законе является одним из  его основных преимуществ по  сравнению с предыдущей редакцией.

     4. Другим важным преимуществом  нового закона является то, что  на любом этапе процедуры банкротства  можно вернуть долги и прекратить  ее.

     5. Это может сделать и собственник,  и акционеры, и третье лицо.

     В целом, новый закон отличается повышением соблюдения прав акционеров предприятия. Представитель акционеров, в частности, сможет оспорить любое решение, принимаемое  в процессе банкротства.

     Что касается участия государства в  банкротстве организации, имеющей  задолженность по налогам, то оно  пожертвовало своим местом в первой очереди кредиторов, приобретя взамен право голоса на их собрании. Кроме  того, все кредиторы на собрании уравнены в правах, что позволяет  избежать диктата наиболее крупного из них. Это, а также четко прописанный  контроль и прозрачность процессов  оценки и продажи имущества банкрота, позволяет избежать махинаций, недооценки, непубличных сделок.

     Наиболее  радикальным изменениям подвергся  институт арбитражных управляющих. Ранее в этом вопросе Федеральная  служба по финансовому оздоровлению (ФСФО) обладала огромными полномочиями. Деятельность арбитражных управляющих  подвергалась лицензированию, и получалось так, что заниматься банкротствами  крупных предприятий имели право  только сотрудники ФСФО. Кроме того, фигура арбитражного управляющего была полностью зависимой: во-первых, он назначался судом по представлению кредиторов, во-вторых, отвечал за свою деятельность собственным имуществом. Теперь же управляющий будет назначаться из числа трех кандидатов, представленных суду специальной саморегулирующейся организацией (СРО). При этом суд утвердит кандидатуру управляющего только при единодушии сторон. Члены СРО должны иметь соответствующие образование и опыт, но лицензирование отменяется. Профессиональная ответственность управляющего страхуется.

     Вывод: Новый закон о несостоятельности  прогрессивен. Несовершенство законодательства тормозит приток инвестиций, является угрозой для нормального функционирования предприятий. Переход к более  цивилизованному законодательству в этом вопросе благоприятно скажется на экономике. Важным является привлечение  страховых компаний для страхования  ответственности управляющих —  это эффективный способ гарантии их профессионализма.

     1.2 Экономическая  сущность банкротства

 

     С позиций финансового менеджмента  банкротство характеризует реализацию катастрофических рисков предприятия  в процессе его финансовой деятельности, вследствие которой оно неспособно удовлетворить в установленные  сроки, предъявленные со стороны  кредиторов требования и выполнить  обязательства перед бюджетом.

     Хотя  банкротство предприятия является юридическим фактом (только арбитражный  суд может признать факт банкротства  предприятия), в его основе лежат  преимущественно финансовые причины.

     К основным из этих причин относятся:

     Серьезное нарушение финансовой устойчивости предприятия, препятствующее нормальному  осуществлению его хозяйственной  деятельности. Реализация этого катастрофического  риска характеризуется превышением  финансовых обязательств предприятия  над его активами. Такое финансовое состояние предприятия отражается показателем «чистая отрицательная  стоимость»

     «Чистая отрицательная стоимость» определяется по формуле: 

     ЧОС= ЗК-А,         (1.1) 

     где ЧОС — сумма чистой отрицательной  стоимости предприятия;

     ЗК  — сумма заемного капитала, используемого  предприятием (его финансовых обязательств);

     А — сумма активов предприятия (не включающая отражаемую в их составе  по балансу сумму убытка прошлых  лет и отчетного периода).

     Существенная  несбалансированность в рамках относительно продолжительного периода объемов  его денежных потоков. Реализация этого катастрофического риска характеризуется продолжительным превышением объема отрицательного денежного потока над положительным к отсутствием перспектив перелома этой негативной тенденции.

     Продолжительная неплатежеспособность предприятия, вызванная  низкой ликвидностью его активов. Реализация этого катастрофического риска характеризуется значительным превышением неотложных финансовых обязательств предприятия над суммой остатка его денежных средств и активов в высоколиквидной форме, которое носит хронический характер.

     Характер  рассмотренных причин показывает, что  финансовая несостоятельность предприятия, определяющая юридический факт его  банкротства, во многом является следствием неэффективного финансового менеджмента.

     В условиях нестабильной экономики, замедления платежного оборота, недостаточной  квалификации менеджеров и их приверженности к агрессивным формам осуществления  финансовой деятельности институт банкротства  получает все больнее распространение. Оно является предметом обширного  государственного регулирования в  силу отрицательных последствий  деятельности финансово несостоятельных  предприятий для развития экономики  страны в целом. Эти отрицательные  последствия характеризуются следующими отрицательными моментами:

    • финансово несостоятельное предприятие генерирует серьезные финансовые риски для успешно работающих предприятий — его партнеров, нанося им ощутимый экономический ущерб в процессе своей деятельности. Это снижает общий потенциал экономического развития страны;
    • финансово несостоятельное предприятие осложняет формирование доходной части государственного бюджета и внебюджетных фондов, замедляя реализацию предусмотренных государственных программ экономического и социального развития;
    • неэффективно используя предоставленные ему кредитные ресурсы в товарной и денежной форме, финансово несостоятельное предприятие влияет на снижение общей нормы прибыли на капитал, используемый в сфере предпринимательства;
    • вынужденно сокращая объемы своей хозяйственной деятельности в связи с финансовыми трудностями, такие предприятия генерируют сокращение численности рабочих мест и количества, занятых в общественном производстве, усиливая тем самым социальную напряженность в стране3.

     С учетом изложенного механизм банкротства предприятий следует рассматривать как действенную форму перераспределения общественного капитала с целью более эффективного его использования.

     1.3 Виды банкротства

 

     Под банкротством понимается – признанное арбитражным судом не способность  должника в полном объеме удовлетворять  требования кредиторов по денежным обязательствам и исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Срок не исполнения обязательства три месяца, а сумма  задолженности не менее 100000 рублей для юридических лиц и 10000 рублей - для физических.

     Понятие банкротства характеризуется различными его видами. Законодательной и  финансовой практике выделяют следующие  виды банкротства предприятий:

     Реальное  банкротство - характеризует полную неспособностью предприятия восстановить в предстоящем периоде свою финансовую устойчивость и платежеспособность в силу реальных потерь используемого капитала. Катастрофический уровень потерь капитала не позволяет такому предприятию осуществлять эффективно хозяйственную деятельность в предстоящем периоде, вследствие чего оно объявляется банкротом юридически.

  1. «несчастная» - банкротство не по своей вине;
  2. «не осторожная» - не эффективная работа предприятия, рискованные операции.

Информация о работе Сущность антикризисного управления