Сущность антикризисного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 23:27, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучить состав, структуру механизма банкротства; специфических факторов и признаков возникновения кризисных ситуаций на предприятии; исследование целей, задач и методов антикризисного менеджмента; диагностика финансового состояния предприятия.

Содержание

Введение
Глава 1. Сущность банкротства и принципы антикризисного финансового управления предприятием
1.1 Государственное регулирование отношений несостоятельности в РФ
1.2 Экономическая сущность банкротства
1.3 Виды банкротства
1.4 Система экспресс-диагностика банкротства
1.5 Система фундаментальной диагностики банкротства
Глава 2. Практическая часть
2.1 Анализ структуры и динамики баланса ОАО «ВолгаТелеком»
2.2 Анализ финансовой устойчивости ОАО «ВолгаТелеком»
2.3 Анализ ликвидности ОАО «ВолгаТелеком»
2.4 Анализ платежеспособности ОАО «ВолгаТелеком»
2.5 Оценка эффективности финансово-хозяйственной деятельности ОАО «ВолгаТелеком»
2.6 Оценка вероятности банкротства предприятия
Глава 3. Разработка мероприятий по профилактике банкротства предприятия
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

обмен.docx

— 80.27 Кб (Скачать)

Оглавление 

Введение

Глава 1. Сущность банкротства и принципы антикризисного финансового управления предприятием

1.1 Государственное регулирование  отношений несостоятельности в  РФ

1.2 Экономическая сущность банкротства

1.3 Виды банкротства

1.4 Система экспресс-диагностика банкротства

1.5 Система фундаментальной диагностики  банкротства

Глава 2. Практическая часть

2.1 Анализ структуры и динамики  баланса ОАО «ВолгаТелеком»

2.2 Анализ финансовой устойчивости  ОАО «ВолгаТелеком»

2.3 Анализ ликвидности ОАО «ВолгаТелеком»

2.4 Анализ платежеспособности ОАО  «ВолгаТелеком»

2.5 Оценка эффективности финансово-хозяйственной  деятельности ОАО «ВолгаТелеком»

2.6 Оценка вероятности банкротства  предприятия

Глава 3. Разработка мероприятий по профилактике банкротства предприятия

Заключение

Список  литературы 

 

       Введение 

     Переход к рыночной экономике вызвал появление  нового для нашей финансовой политики понятия - банкротство предприятия. В соответствии с законодательством  под банкротством предприятия понимается ситуация, связанная с недостаточностью активов в ликвидной форме, неспособность  предприятия удовлетворить в  установленный для этого срок предъявленные к нему со стороны  кредиторов требования, а также выполнить  обязательства перед бюджетом. В  настоящее время основным нормативным  документом, регламентирующим процедуру  банкротства, является Федеральный  закон “О несостоятельности (банкротстве)”  от 26.10.2002 года № 127-ФЗ.

     Однако  предотвратить банкротство, обеспечить продолжительное процветание предприятия - является задачей наиболее важной. Решению именно этой задачи подчинена  система мер, именуемая антикризисным  управлением.

     Формирование  эффективной системы антикризисного управления, обеспечение цивилизованных отношений в сфере несостоятельности  организаций остается одной из важнейших  задач реформирования российской экономики  и совершенствования рыночных отношений1.

     Достижение  устойчивого экономического роста  и обеспечения благосостояния населения  во многом определяется финансово-экономическим  положением предприятий различных  отраслей, теми возможностями развития, которыми они располагают в сложившихся  условиях хозяйствования. Среди ключевых условий развития рыночной экономики  – наличие благоприятного инвестиционного  климата, защищенность финансовых ресурсов, инвестиций, капиталовложений, частной  собственности. Важную роль при этом играет антикризисное управление и  связанный с ним институт банкротства  организаций - неотъемлемый инструмент рыночной экономики. В большинстве  развитых стран мира институт банкротства  позволяет защитить бизнес в период временных трудностей, а в случае необходимости дает возможность  цивилизованным способом перераспределить собственность в пользу тех, кто  умеет осуществлять эффективное  управление и конкурировать с  другими производителями на рынке.

     Предметом исследования в работе выступает  система банкротства, как система  контроля, диагностики, разработки мероприятий  по профилактике банкротства и, по возможности, защиты предприятий от полного краха, включающую целый ряд логических причинно-следственных, организационных  и методических средств, обеспечиваемых государственными органами власти.

     Целью работы является изучить состав, структуру  механизма банкротства; специфических  факторов и признаков возникновения  кризисных ситуаций на предприятии; исследование целей, задач и методов  антикризисного менеджмента; диагностика  финансового состояния предприятия.

     Для достижения цели работы рассматриваются  следующие задачи:

  • изучение состава и структуры механизма банкротства;
  • изучение нормативно-правовой базы, регулирующей процедуры банкротства;
  • диагностика финансового состояния конкретного предприятия;
  • разработка мероприятий по выходу из кризиса.

     Для решения конкретных задач работы применяется ряд специальных  методов, позволяющих получить количественную оценку результатов финансовой деятельности в разрезе отдельных ее аспектов, как в статике, так и в динамике. Основными методами являются:

    • горизонтальный анализ (трендовый);
    • вертикальный анализ (структурный);
    • сравнительный анализ;
    • анализ финансовых коэффициентов;
    • диагностика банкротства.

     В качестве объекта исследования выступает  крупное предприятие Открытое Акционерное  Общество «ВолгаТелеком». Основной вид  деятельности общества - коммерческая деятельность на территории РФ и за рубежом, осуществление оптовой  и розничной торговли рыбой, рыбопродуктами и другими продовольственными и  промышленными товарами, а так  же продукцией производственно-технического назначения, производство и переработка  различных видов рыбопродукции  и других продовольственных товаров, оказание услуг по хранению продуктов  питания при низких температурах и др. 

Глава 1. Сущность банкротства  и принципы антикризисного финансового  управления предприятием

     1.1 Государственное регулирование  отношений несостоятельности в  РФ

 

     Неизбежное  в условиях формирования рыночной экономики  реформирование предприятий предполагает создание в обществе законодательных  предпосылок для развития эффективных  взаимоотношений между предприятиями-заемщиками и заимодавцами, должниками и кредиторами. Одна из таких предпосылок - наличие  законодательства о банкротстве, реализация которого должна способствовать предупреждению случаев банкротства, оздоровлению всей системы финансовых взаимоотношений  между предпринимателями, а в  случае признания должника банкротом - сведению к минимуму отрицательных  последствий банкротства для  обеих сторон, осуществлению всех необходимых процедур в цивилизованной форме.

     Закон РФ "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" от 19.11.92 г. сыграл определенную положительную роль, но возлагавшихся  на него надежд не оправдал. И не мог  оправдать, так как разрабатывался в период, когда рыночные отношения  в стране только формировались и  практического опыта регулирования  взаимоотношений между должниками и кредиторами не было.

     Применения  этого старого закона, безусловно, позволила ученым и юристам-практикам  сделать выводы о степени его  эффективности, оценить положительные  и отрицательные его качества.

     Один  из наиболее ярких отрицательных  моментов старого закона, отмечавшийся многими учеными, - применение в качестве критерия несостоятельности принципа неоплатности.

     Мировой практике известно два противоположных  подхода к проблеме критерия банкротства.

     Первый  подход - объективный: должник признается банкротом, если не имеет средств  расплатиться с кредиторами, о чем  делается вывод из неисполнения под  угрозой банкротства обязательств на определенную сумму в течение  определенного времени. Если должник  под страхом ликвидации в результате банкротства не способен изыскать средства (например, реализовав часть дебиторской  задолженности) для удовлетворения интересов кредиторов, то такой должник  не в состоянии функционировать  в рыночных условиях; более того, его деятельность может нанести  ущерб интересам кредиторов (как  реальных, так и потенциальных). Описанный  критерий получил название критерия неплатежеспособности либо потока денежных средств.

     Второй  подход к критерию банкротства заключается  в том, что банкротом может  быть признан должник, стоимость  имущества которого меньше общего размера  его обязательств. При этом не имеет  значения, насколько размер задолженности  превышает установленный законом  минимальный для признания банкротства, насколько просрочена эта задолженность  по сравнению с установленным  минимальным сроком просрочки. При  использовании этого критерия (он получил название критерия неоплатности либо структуры баланса) предприятие-должник  имело возможность годами не исполнять  свои обязательства, для чего нужно  было делать только одно - поддерживать размер задолженности на уровне чуть меньшем, чем стоимость активов. Признать такого должника банкротом  было невозможно, даже если он явно пользовался  в своих интересах описанной  ситуацией. Например, практике известны ситуации, когда должник погашал  строго определенную часть задолженности - как раз такую, чтобы оставшаяся часть становилась меньше стоимости  имущества. В случаях, когда речь шла о крупном дорогостоящем  предприятии, соответственно и размер долгов был огромным.

     В период действия старого закона указанная  ситуация была весьма распространена. Следует отметить, что это было характерно только для российского  конкурсного права, поскольку в  основных зарубежных правопорядках  использовался критерий неплатежеспособности.

     Еще один Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" от 08.01.98 г. вступил  в силу с 1.03.98г. В законе содержится четкое определение самого понятия  несостоятельности (банкротства): это  признанная арбитражным судом или  объявленная должником неспособность  должника в полном объеме удовлетворить  требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Поэтому  то и дело, встречающиеся утверждения  специалистов типа: "как видно  из баланса, предприятие является банкротом" - ни что иное, как расхожий литературный оборот. У предприятия может быть неудовлетворительная структура баланса, у него могут быть явные признаки банкротства, но признать его банкротом  может только арбитражный суд (или  сам должник может объявить себя банкротом, но с согласия кредиторов).

     Признаком банкротства юридического лица по закону от 98г. считается неспособность юридического лица удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить  обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства  и (или), обязанности не исполнены  им в течение трех месяцев с  момента наступления даты их исполнения.

     Значимым  событием 2002г. стало принятие разработанного Минэкономразвития федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»  №127. Закон вступил в силу 26 ноября 2002г. Закон призван решать задачи оздоровления экономики, путем избавления от не эффективных предприятий; защита интересов кредиторов; восстановление финансовой устойчивости и платежеспособности предприятий, оказавшихся в сложном  финансовом положении, но потенциально перспективных и жизнеспособных.

     Новый закон гласит, что юридическое  лицо считается неспособным удовлетворить  требования кредиторов или считается  банкротом по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие  обязательства и (или),обязанность  не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

     Для определения наличия признаков  банкротства должника учитываются: размер денежных обязательств, в том  числе размер задолженности за переданные товары, выполненные работы и оказанные  услуги, суммы займа с учетом процентов, подлежащих уплате должником, размер задолженности, возникшей вследствие неосновательного обогащения, и размер задолженности, возникшей вследствие причинения вреда  имуществу кредиторов, за исключением  обязательств перед гражданами, перед  которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, обязательств по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих по трудовому договору, обязательств по выплате вознаграждения по авторским договорам, а также обязательств перед учредителями (участниками) должника, вытекающих из такого участия; размер обязательных платежей без учета установленных законодательством Российской Федерации штрафов (пеней) и иных финансовых санкций.

     Подлежащие  применению за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства неустойки (штрафы, пени), проценты за просрочку  платежа, убытки, подлежащие возмещению за неисполнение обязательства, а также  иные имущественные и (или) финансовые санкции, в том числе за неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей, не учитываются при определении  наличия признаков банкротства  должника.

Информация о работе Сущность антикризисного управления