Совершенствование организационной структуры потребительской кооперации

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2011 в 17:26, курсовая работа

Описание работы

Целью этой работы является исследование организационной структуры потребительской кооперации. С этой целью в работе решаются следующие задачи: изучение потребительской кооперации как системы потребительских обществ и их союзов; исследуется организационная структура построения потребительской кооперации РФ до 1992 г. и после 1992 г., анализируются пути совершенствования организационного построения потребительской кооперации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Организационная структура построения потребительской кооперации до 1992 г. и после 1992 г. …………………………………………………….......5
Контрольно-распорядительные функции союзов……………………….5
Потребительские общества – основной элемент системы ……………..5
Органы управления и контроля в потребительских обществах…………..14
2.1.Структура органов управления и контроля потребительских обществ и их союзов……………………………………………………………………...14

2.2. Основные функции органов управления потребительских обществ и союзов потребительских обществ…………………………………………..17

Совершенствование организационной структуры потребительской кооперации……………………………………………………………………21
Общие задачи совершенствования управления…….………………….21
Задачи Сибпотребсоюза………………………………………………....31
Заключение……………………………………………………………………….33

Библиографический список……………………………………………………..35

Работа содержит 1 файл

ГОТОВАЯ КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 65.20 Кб (Скачать)

                                               Общее собрание

    Контрольно ревизионная комиссия                 совет

                                                                               правление       

                         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

    В современных российских условиях «дикого  капитализма» сохранение и совершенствование  организационной структуры является для системы потребительской  кооперации одной из самых насущных и актуальных задач. Система объединяет взаимосвязанные и взаимодействующие  потребительские общества и союзы  на основе общности их целей, принципов, функций и т.д. Но, как и в  любой другой системе, в потребительской  кооперации наряду с организацией, упорядоченностью всегда есть некоторая  разлаженность, неопределенность. Нормально, когда процессы организации и  дезорганизации уравновешивают друг друга. Но, что делать, если процессы дезорганизации, во многом из-за внешнего фактора начинают возобладать? Обратимся к рассуждениям академика Тихонова, который рассматривал кооперацию как огромнейшую саморегулирующую систему с очень сложной структурой. Он писал: «Конечно, всякая саморегулирующая система развивается за счет внутренних сил, без давления извне. И в то же время каждой системе требуются  некие элементы организованности, которые  не сковывали бы внутренние движущие силы, и в то же время не позволяли  бы развиваться чрезмерной стихийности, анархичности, всему тому, что идет во вред самой системе и даже способно ее разрушить».

    Решение проблемы совершенствования организационной  структуры потребительской кооперации заключается в мобилизации ее потенциала, внутренних возможностей для выхода из кризиса; скорейшей  адаптации, приспособлении ее деятельности к условиям рынка; в укреплении единства на основе кооперативных принципов  и ценностей. При этом необходимо помнить, что в нашей стране не раз уже проводились эксперименты по «совершенствованию» организационной  структуры. Со времен «военного коммунизма»  потребительские общества укрупнялись  и разукрупнялись неоднократно. Так, буквально в последнее десятилетие перед распадом СССР была дана команда на основе мелких сельпо и их районных союзов создавать райпо. Но потом последовала критика «сверху», произошел частичный откат назад: райпо ликвидировались, сельпо восстанавливались.

    Неумолимыми законами рыночной экономики ныне диктуются  новые структурные преобразования. В одних регионах сохранились  только райпо, в других они теперь преобладают. Как правило, при прочих равных условиях выживают и успешно  развиваются крупные кооперативы  – райпо. Концентрация и централизация  кооперативного хозяйства неизбежны  и сейчас. Однако тут важно соблюсти два условия: любые структурные изменения должны проводиться в интересах пайщиков и без ущерба внутрикооперативной демократии. С этой точки зрения оправдано создание в потребительских обществах и союзах нового органа – совета, призванного отстаивать интересы именно пайщиков, а также повышение роли кооперативных участков потребительских обществ.

    В то же время серьезной проблемой  организационной структуры системы  потребительской кооперации продолжает оставаться недемократичность ее управления. И хотя в специфически российских условиях административное управление еще будет долго преобладать  на разных уровнях системы потребительской  кооперации, необходимо создавать условия, как указывают Г.М. Ефремова и  А.В. Ефремов, для повышения роли демократического управления и контроля в потребительских обществах  и их союзах. Без этого в пайщике  будет невозможно найти опору  для развития и совершенствования  системы потребительской кооперации России.

 

    Библиографический список:

      1. Бернвальд А.Р., Цихоцкий А.В. Потребительская кооперация в условиях перехода к рыночной экономике. Новосибирск: Наука, 1993
      2. Бланк Г.Я. Основы теории и история потребительской кооперации. – М.: Центросоюз 1963
      3. Буздалов И.Н. Возрождение кооперации. – М.: Экономика,1990
      4. Вахитов К.И. История потребительской кооперации России: учебное пособие. - М.: ЦУМК Центросоюза РФ, 1998
      5. Вместе ради будущего. 170 лет потребительской кооперации в России. Под ред. В.Ф. Ермакова. М.: Издательский дом Центросоюза, 2001.
      6. Глушецкий А.А. Кооперация: роль в современной экономике. – М.: Профиздат, 1991
      7. Ермаков В.Ф. Потребительская кооперация на пути радикальных форм. – Белгород: Изд-во Белгородского университета потребительской кооперации, 1998
      8. Ефремова Г.М. Потребительская кооперация России 21 века. – Новосибирск: СибУПК, 1999
      9. Исаенко Е.В. Стратегия устойчивого развития розничной торговли потребительской кооперации.- Белгород: Кооперативное образование, 2002
      10. Киселёва Г.В., Теплов В.И., Исаенко Е.В., Прижигалинская Т.Н. Социальная направленность деятельности потребительской кооперации России и зарубежных стран.- Белгород: Кооперативное образование, 2002
      11. Коряков И.А. Принципы кооперативного движения.- Чита: Изд-во ЗИПСиб. Университета потребительской кооперации, 1998
      12. . Макаренко А.П. Теория и история кооперативного движения. М.: Маркетинг, 1999
      13. О потребительской кооперации в Российской Федерации. Закон Российской Федерации от 19 июня 1992 года.
      14. Темирбулатов А.О. Основы кооперативного строительства. М., 1991
      15. Теплова Л.Е. «Основы потребительской кооперации», Млсква 2005
      16. Тихонов В.А. Суть моей концепции // Литературная газета. – 1989. – 9 августа.
      17. Файн Л.Е. Отечественная кооперация. Иваново, 1994

Информация о работе Совершенствование организационной структуры потребительской кооперации