Совершенствование организационной структуры потребительской кооперации

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2011 в 17:26, курсовая работа

Описание работы

Целью этой работы является исследование организационной структуры потребительской кооперации. С этой целью в работе решаются следующие задачи: изучение потребительской кооперации как системы потребительских обществ и их союзов; исследуется организационная структура построения потребительской кооперации РФ до 1992 г. и после 1992 г., анализируются пути совершенствования организационного построения потребительской кооперации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Организационная структура построения потребительской кооперации до 1992 г. и после 1992 г. …………………………………………………….......5
Контрольно-распорядительные функции союзов……………………….5
Потребительские общества – основной элемент системы ……………..5
Органы управления и контроля в потребительских обществах…………..14
2.1.Структура органов управления и контроля потребительских обществ и их союзов……………………………………………………………………...14

2.2. Основные функции органов управления потребительских обществ и союзов потребительских обществ…………………………………………..17

Совершенствование организационной структуры потребительской кооперации……………………………………………………………………21
Общие задачи совершенствования управления…….………………….21
Задачи Сибпотребсоюза………………………………………………....31
Заключение……………………………………………………………………….33

Библиографический список……………………………………………………..35

Работа содержит 1 файл

ГОТОВАЯ КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 65.20 Кб (Скачать)

    Непонимание смысла и значение разграничения  распорядительных и исполнительных функций в потребительской  кооперации в соответствии с Законом свидетельствует о нежелании отдельных руководителей признать пайщика как социальную базу потребительской кооперации и недооценке её социальной миссии.

    Закон  определил пайщика центральной  фигурой, единственным, полноправным хозяином потребительской кооперации. Поэтому  главное сейчас – сохранить и реально гарантировать этот статус пайщика, избежать опасности вырождения потребительской кооперации в частнопредпринимательскую структуру, сохранить её социальную основу (пайщика), гарантировать её возрождение и развитие в условиях всевозрастающей конкуренции.

    Для этого необходимо принять неотложные меры по расширению участия пайщиков в реальных делах потребительской кооперации, управлении, повышении их заинтересованности и ответственности в конечных результатах.

    Путей для достижения этих целей много. Но начинать надо с увеличения представительства рядовых пайщиков (не работников системы) в органах управления потребительской кооперации. В качестве критерия представительства разных социальных групп пайщиков в управлении можно принять соотношение в общей численности пайщиков – работников и не работников потребительской кооперации. Это соотношение должно быть сохранено и в представительном органе пайщиков (районного, областного, краевого, республиканского союза). Например, при численности пайщиков в системе – 10 тысяч, их соотношение должно быть 9:1. Это соотношение можно в каждом конкретном случае (когда численность работников меньше нормы представительства пайщиков, установленной вышестоящей организацией) пересматривать, но при одном непременном условии – численность пайщиков, не работников системы в представительных органах должна быть не ниже 52%. Это правило надо внести в уставы потребительских обществ и их союзов всех уровней.

    Высший  орган потребительской кооперации – собрание представителей должно строго руководствоваться этим принципом  при формировании органов управления. В Совете, избираемом собранием представителей, должны быть представлены все социальные группы пайщиков (по полу, возрасту, роду занятий и т.д.) с соблюдением  установленных нормативов.

    Если  в совете будут представлены все  социальные группы пайщиков – такой  совет может действительно отстаивать и защищать интересы рядовых представителей о своей деятельности, деятельности совета, а отчитывают руководителей  районных потребительских обществ (союзов) за их работу. Такая подмена гарантирует вышестоящему совету бесконтрольность и несменяемость, так как их сроки пребывания у «власти» не регламентированы ни Законом, ни Уставами.

    В Уставах следует отразить ограничения по срокам пребывания в должности председателя совета (до 3-х лет, но не более 5-ти лет) и тем самым предоставить возможность представителям пайщиков чаще заслушивать отчёты и принимать решения о председателе и составе совета. Для избранных председателей Советов потребительских обществ и их союзов следует запретить занятие какой-либо коммерческой деятельностью, состоять в качестве председателей Советов, их заместителей, членов Правления, быть акционером каких-либо АО, ООО, ТОО и т.д., созданных на базе собственности потребительской кооперации или иной собственности. Председатель Совета должен иметь высшее профессиональное образование, соответствующее занимаемой должности (для областных, районных потребительских союзов, обществ – это обязательное условие, для сельских потребительских обществ – незаконченное высшее или соответствующее среднее специальное) и стаж работы в потребительской кооперации – не менее 5-ти лет. Таким же образом следует обновлять и состав представителей потребительских обществ в высшем органе – Собрании представителей обл-, край-, респотребсоюза. Исключения могут быть допущены только Советом Центросоюза РФ для председателей Советом обл-, край-, респотребсоюзов и Советами обл-, край-, респотребсоюзов для председателей Советов районных потребительских обществ и их союзов при оценке их деятельности.

    Парадоксальность  ситуации в том, что новые представительные органы – Советы, новые редакции Уставом дают неограниченную, бесконтрольную власть руководителям на местах и  бесконтрольность перед вышестоящим  органом. Предпринимаемые Центросоюзом РФ попытки восстановить «вертикаль» ответственности пока не имеют реальных результатов, так как требующиеся изменения и дополнения к действующему Закону, Уставом не встречают поддержки с мест.

    Безответственности  и бесконтрольности на местах способствовала и ликвидации контрольно-ревизионных  управлений. По нашему мнению, их надо восстанавливать на всех уровнях. Естественно, изменится содержание деятельности контрольно-ревизионного управления, контролироваться будет не только финансово-хозяйственная деятельность, но и наличие условий для развития демократии, социальная и экономическая защищённость пайщиков, то есть вся совокупность финансово-хозяйственной и социальной деятельности в соответствии  с предписанными Законом контрольно-распорядительными функциями.

    Необходима  также служба управления кооперативными имуществом, о чём будет подробнее  сказано позже.

    Как показывает мировая практика, тенденция  кооперативного движения в большинстве  стран – это концентрация, глобализация капитала, уменьшение числа организаций. Неэффективная организационная   структура, наличие большого числа хозрасчётных организаций и предприятий являются одной из причин убыточности потребительской кооперации.

    Наиболее  заметная положительная тенденция  в организационной структуре  управления российской потребительской  кооперации – сокращение числа организаций  и предприятий, имеющих самостоятельный  баланс. Она характерна для большинства  потребсоюзов. Переводом хозрасчётных предприятий на единый баланс достигается  снижение издержек обращения на содержание руководящего аппарата, уменьшение налогового бремени, концентрация материальных ресурсов и оборотных средств, повышение  степени их маневренности.

    В соответствии с Федеральным Законом  «О введении в действие части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации» (ст. 6.5.) при реорганизации организационных  структур управления предприятия потребительской  кооперации могут быть преобразованы  в филиалы, АО, ООО, потребительские  общества.

    Реформирование  структур в потребительской кооперации целесообразно проводить с учётом следующих основных принципов:

    • создание условий для функционирования предприятия как единого объекта (торгового, заготовительного, производственного и т.д.);
    • делегирование структурным единицам и подразделениям максимально возможных прав и экономической самостоятельности;
    • проведение реструктуризации предприятия на основе естественного процесса упорядочения экономических отношений структурных подразделений на базе оказания взаимных услуг в рамках договорных отношений;
    • построение организационной структуры исходя из предметной специализации служб, структурных и производственных единиц;
    • соответствие количества сотрудников, находящихся в непосредственном подчинении у одного руководителя, установленным нормативных величинам;
    • соблюдение рационального соотношения между централизацией и децентрализацией управления;
    • упрощение движения информационных потоков между персоналом.

    Выбор организационной структуры, адекватной конкретным условиям, - один из ключевых моментов эффективного управления системы  потребительской кооперации.

    В последние годы (1997-1991) обозначились тенденции к использованию методов  реорганизации структуры управления для отчуждения кооперативной собственности в интересах работников. Так, например, участились случаи, когда вместо потребительских обществ (райпо) образуются райпотребсоюзы.

    Закон 1997г. «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» признал за союзами право предпринимательской деятельности, то есть право получать и распоряжаться доходами от собственной финансово-хозяйственной деятельности. Однако Закон вводит принципиально важное ограничение.

    Так как союз – некоммерческая организация, то он может заниматься предпринимательской  деятельностью лишь постольку, поскольку  это служит достижению целей, ради которых  создан. Среди таких целей –  оказание помощи потребительским обществам  в развитии торговой, производственной, заготовительной, социальной деятельности. Доходы от предпринимательской союза должны полностью направляться для покрытия расходов на осуществление деятельности союза.

    На  практике предпринимательская деятельность отдельных союзов превращается в  самоцель в ущерб уставной деятельности. Это ведёт к превалированию коммерческой деятельности до минимума, то есть к  перерождению союзов к коммерческие органы.

    Союзы становятся заинтересованными, с одной  стороны, в освобождении от потребительских  обществ, с другой стороны, в присвоении собственности потребительских  обществ.

    Закон предусмотрел противодействие этому  процессу в формировании союза как  некоммерческой организации, методах  бухгалтерского и статистического  учёта, но главное в обязательности контрольно-распорядительных функций  союзов по отношению к союзам более  низкого уровня.

    Право союзов на предпринимательскую деятельность должно уравновешиваться контролем  за использованием доходов от такой  деятельности, в противном случае бесконтрольная предпринимательская  деятельность союзов создаёт угрозу целостности и единству потребительской  кооперации России как системе. Приведение механизма контрольно-распорядительных функций в действие мы рассматриваем  как важнейшую задачу науки и  практики.

    Одной из важных проблем современного профессионального  менеджмента является совершенствование  структуры управления внутри организации.

    Проектирование  любой организации состоит из постоянного поиска наиболее эффективного сочетания таких организационных  переменных, как:

    • стратегический выбор руководства, его миссии и цели;
    • внешняя среда;
    • технология управления;
    • поведение работников (их потребности, квалификация и мотивации).

    Структура исполнительных органов профессионального  менеджмента в потребительских  обществах и союзах остаётся недостаточно совершенной.

    Она в основном ориентирована на управление традиционными отраслями деятельности (торговлей, общественным питанием, заготовительной  и производственной). Этого в рыночных условиях явно недостаточно. К тому же значительное сокращение объёмов  хозяйственной деятельности в потребительских  обществах и убыточные результаты их работы за последние годы привели  к резкому сокращению численности  аппарата управления. Чтобы изменить ситуацию к лучшему, необходимо создать  условия для реализации следующих  трёх блоков зада, поставленных в Программе  развития на 1998-2002гг.:

  • социальный блок;
  • блок эффективного управления имуществом;
  • блок отраслевого хозяйственного управления.

    3.2.Задачи  сибпотребсоюза

    Задачи  сипотребсоюза:

            1. Координация деятельности потребительских и союзов с учётом территориальных экономических и иных особенностей.
            2. Предоставление интересов пайщиков в органах власти и управления.
            3. Обеспечение имущественных прав потребительских обществ и пайщиков.
            4. Обеспечение информационной помощи, оказание правовых услуг и обмен опытом.

    Потребительские общества вошедшие в сипотребсоюз могут  не выходить из состава центросоюза, таким образом совершенствование  организационной структуры управления в системе потребительской кооперации направлено на сохранение смой кооперативной системы, повышение эффективности хозяйственной деятельности, защиты прав пайщиков.

    Потребительское общество – это добровольное объединение  граждан или юридических лиц  на основе объединения пайщиков паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной деятельности с помощью  удовлетворения их потребностей. В 1997 г. управление в потребительском  обществе из двухуровневого стало трёхуровневым. 

Информация о работе Совершенствование организационной структуры потребительской кооперации