Совершенствование организационной структуры потребительской кооперации

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2011 в 17:26, курсовая работа

Описание работы

Целью этой работы является исследование организационной структуры потребительской кооперации. С этой целью в работе решаются следующие задачи: изучение потребительской кооперации как системы потребительских обществ и их союзов; исследуется организационная структура построения потребительской кооперации РФ до 1992 г. и после 1992 г., анализируются пути совершенствования организационного построения потребительской кооперации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Организационная структура построения потребительской кооперации до 1992 г. и после 1992 г. …………………………………………………….......5
Контрольно-распорядительные функции союзов……………………….5
Потребительские общества – основной элемент системы ……………..5
Органы управления и контроля в потребительских обществах…………..14
2.1.Структура органов управления и контроля потребительских обществ и их союзов……………………………………………………………………...14

2.2. Основные функции органов управления потребительских обществ и союзов потребительских обществ…………………………………………..17

Совершенствование организационной структуры потребительской кооперации……………………………………………………………………21
Общие задачи совершенствования управления…….………………….21
Задачи Сибпотребсоюза………………………………………………....31
Заключение……………………………………………………………………….33

Библиографический список……………………………………………………..35

Работа содержит 1 файл

ГОТОВАЯ КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 65.20 Кб (Скачать)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

  1. Организационная структура построения потребительской кооперации до 1992 г. и после 1992 г. …………………………………………………….......5
    1. Контрольно-распорядительные функции союзов……………………….5
    2. Потребительские общества – основной элемент системы ……………..5
  2. Органы управления и контроля в потребительских обществах…………..14

    2.1.Структура органов управления и контроля потребительских обществ и их союзов……………………………………………………………………...14

    2.2. Основные функции органов управления потребительских обществ и союзов потребительских обществ…………………………………………..17

  1. Совершенствование организационной структуры потребительской кооперации……………………………………………………………………21
    1. Общие задачи совершенствования управления…….………………….21
    2. Задачи Сибпотребсоюза………………………………………………....31

Заключение……………………………………………………………………….33

Библиографический список……………………………………………………..35

Приложения……………………………………………………………………...37 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

    Потребительская кооперация представляет собой систему потребительских обществ и их союзов, созданных с целью удовлетворения материальных и иных потребностей пайщиков. Существование потребительских обществ не изолировано, а в системе их объединение в союзы являются одним из кооперативных преимуществ. Центросоюз Российской Федерации объединяет около 3000 потребительских обществ и 65 областных республиканских и краевых союзов. В основу организационного построения потребительского кооператива положен принцип административно-территориального деления страны. Каждое потребительское общество и союз находятся на определённом вертикальном уровне.

Первый  уровень занимают потребительские  общества.

Второй  уровень занимают районные союзы  потребительских обществ.

Третий  уровень занимают областные, республиканские и краевые потребительские союзы.

Четвёртый уровень занимает центросоюз Российской Федерации.

    Современная Россия переживает процесс перехода от командно-административной к рыночной экономике. Конечной целью этого  перехода является глубокое обновление хозяйственного механизма, построение цивилизованного рынка. Среди механизмов, создающих предпосылки для реализации этой стратегической цели, важное место  занимает потребительская кооперация. При этом необходимо отметить, что  в результате рыночных реформ начала 90-х годов прошлого века, потребительская кооперация оказалась в сложном положении. Кардинальное изменение структуры и объема совокупного спроса, дезорганизация прежней системы обеспечения материальных потоков, завышенный по отношению к рублю валютный курс, дестабилизирующая экономическая политика правительства, - все это создает неопределенность и огромные сложности в хозяйственной деятельности кооперативных организаций. Новая экономическая ситуация, в которой оказалась потребительская кооперация, обязывает к совершенствованию организационной структуры всех уровней, требует оптимизации управления потребительскими обществами и их союзами, предъявляет повышенные требования к эффективности деятельности всех уровней системы потребительской кооперации. В этой связи представляется актуальным исследование организационной структуры потребительской кооперации с целью выявление возможностей ее совершенствования, изучения роли и места потребительских обществ и их союзов в системе потребительской кооперации, исследование путей повышения их эффективности.

      Целью этой работы является исследование организационной структуры потребительской кооперации. С этой целью в работе решаются следующие задачи: изучение потребительской кооперации как системы потребительских обществ и их союзов; исследуется организационная структура построения потребительской кооперации РФ до 1992 г. и после 1992 г., анализируются пути совершенствования организационного построения потребительской кооперации.

 

    

1. Организационная структура построения потребительской кооперации до 1992 г. и после 1992 г.

    1.1. Контрольно-распорядительные функции союзов

    Контрольно-распорядительные функции – это совокупность мер управления контроля за соблюдением закона, устава, распоряжения союзов потребительских обществ и самого потребительского общества. К контрольным функциям относят:

      1. Проверка идентичности потребительских обществ и союзов.
      2. Контроль  выполнения программ и планов, определяющих основные направления развития потребительской кооперации.
      3. Контроль за соблюдением порядка реализации доходов потребительского общества и реализации прав пайщиков.
      4. Контроль за сохранностью кооперативной собственности.
      5. Проверка наличия условий для демократии.

    Распорядительные  функции реализуются через принятие органами управления союза решений  обязательных к выполнению потребительскими обществами, таким образом существование  потребительской кооперации, как  системы потребительских обществ  и союзов обеспечивает стабильность её функционирования в условиях рыночных отношений.

    1.2. Потребительские общества – основной элемент системы

    Закон Российской Федерации «О потребительской  кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 28.04.2000 г.) рассматривает потребительскую  кооперацию как систему потребительских  обществ и их союзов разных уровней, созданных в целях удовлетворения материальных и иных потребностей их членов.

      Центросоюз  Российской Федерации (России) - добровольное объединение свыше 3,5 тысячи сельских районных, городских потребительских обществ. Всего в систему входят 213 районных и потребительских союзов, 77 республиканских, краевых и областных союзов.

    Организационное построение потребительской кооперации после 1992 года изменилось ( рис. 1).

      До 1992 года
      После 1992 года
 
      Пайщики
     
    Пайщики
Потребительские общества (сельские, поселковые, городские)   Районные потребительские  общества   Потребительские общества (сельские, поселковые, городские)   Районные потребительские  общества

Райпотребсоюзы
Райпотребсоюзы

Райпотребсоюзы

    
Обл, край, потребсоюзы
    
Обл, край, потребсоюзы
 

    

    
Центросоюз  РФ
    
Центросоюз  РФ

     

Рис.1. Организационная  построение потребительской  кооперации России

           
Основу внутренней организационной  структуры составляют потребительские  общества, создаваемые  на основе членства путем объединения имущественных  паевых взносов для финансово-хозяйственной  деятельности в целях материальной и иной поддержки пайщиков.

    Основная работа с пайщиками сосредоточена на кооперативных участках. Функции кооперативных участков расширяются.

    Чаще  всего центрами кооперативных участков выступают магазины. Они – главное  звено в реализации хозяйственных  и социальных задач.

    Магазины  становятся центрами кооперативных  участков, заготовительными пунктами. Они призваны осваивать и внедрять новые виды услуг и коммуникаций .

    Рекомендуется иметь в каждом магазине – приёмозаготовительном  пункте, центре кооперативного участка  – книгу данных о подворьях  населения, содержащую сведения о владельцах подворий, площади земельного участка  и поголовье животных, возможных  объёмах реализации продукции животноводства и растениеводства, лекарственно-технического, кожевенного и вторичного сырья, макулатуры, сумах предоставляемых заёмных средств. Кроме того, в магазине следует вести журнал учёта заявок населения на оказание бытовых услуг, доставку товаров на дом, журнал учёта покупок.

    В функции магазина входит заключение с сельскими подворьями долгосрочных договоров на продажу сельскохозяйственной продукции и сырья, изделий народных промыслов, предоставление разного  рода услуг, взаимодействие по другим направлениям их жизнедеятельности.

    В магазине должны быть: уголок пайщика, библиотека, списки многосемейных пайщиков, инвалидов, информация о порядке кооперативных выплат, закупочных ценах и другая. При наличии свободного помещения следует оборудовать его как центр кооперативного участка для работы с пайщиками.

    Многофункциональность магазинов потребительской кооперации переориентирует заведующих магазинами и продавцов в специалистов широкого профиля. Заведующий магазином в современных условиях – это руководитель, непосредственно связанный с пайщиками и населением. Необходимо обновить систему обучения и переподготовки, заведующих магазинами следует включать в состав резерва на выдвижение, особенно на замещение должностей председателей советов и правлений потребительских обществ как руководителей, хорошо знающих потребности пайщиков, населения, умеющих работать с людьми.

    Концепция рассматривает райпо в качестве наиболее предпочтительной формы организации, где оптимально сочетается самоуправление пайщиков с профессиональным управлением.

Расширяются функции районных потребительских обществ.

    Потребительские общества образуют потребительские  союзы всех уровней – районный, областной, краевой, республиканский, Центросоюз. Существование потребительских  обществ не изолировано, а в единой системе, объединение потребительских  обществ в союзы – одно из существенных их конкурентных преимуществ, позволяющих  потребительской кооперации динамично  развиваться.

      Конечная цель деятельности союза любого уровня – обеспечение защиты имущественных и иных прав потребительских обществ и их членов, представление интересов в государственных органах и органах местного самоуправления, оказание потребительским обществам правовых, информационных и иных услуг.

      В законе прописана вертикаль ответственности, которая выражается в ответственности потребительских обществ перед союзами и союзов перед союзами более высокой степени иерархии. Закон предусмотрел создание контрольно-ревизионных управлений союза для проверок деятельности организаций потребительской кооперации. Контрольно-ревизионные управления имеют целью предотвращение злоупотреблений и защиту имущественных и иных прав потребительских обществ и их членов.

Информация о работе Совершенствование организационной структуры потребительской кооперации