Содержание, типы, признаки кризисов в социально-экономическом развитии

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 04:03, реферат

Описание работы

Данная работа будет посвящена изучению содержания, типов и признаков кризиса – первой ступени экономического цикла.
Кризис – это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе (организации), угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде. Кризис может пониматься и как этап в развитии социально-экономической системы, необходимый для устранения напряжений и неравновесий в ней.
Кризис – это ситуация, при которой механизмы, связанные с существующей системой регуляции, оказываются не в состоянии изменить н

Содержание

Содержание
Введение
1.Понятие кризиса в социально-экономическом развитии и причины его возникновения
2.Типология кризисов
3.Признаки кризисов. Распознавание и преодоление
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Содержание, типы, признаки кризисов в социально-экономическом развитии».doc

— 130.50 Кб (Скачать)

     Обесценивание товаров, безработица, прямое уничтожение  части основного капитала – все  это означает огромное разрушение производительных сил общества. Путем банкротства массы предприятий и разрушения части производительных сил кризис насильственно приспособляет размеры производства к уровню платежеспособного спроса и восстанавливает на некоторое время нарушенные пропорции воспроизводства.

     Существуют  различия в степени негативного  влияния экономических кризисов на отдельные отрасли. Поскольку  даже в периоды кризисов каждому человеку необходимо есть, пить и одеваться, то в отраслях, поставляющих предметы повседневного потребления, производство сокращается в сравнительно меньших масштабах. В то же время при неблагоприятной экономической ситуации и прогнозах спада потребители могут чуть ли не полностью прекратить закупки оборудования или товаров длительного пользования в ожидании лучших времен. Соответственно падение производства в металлургии, тяжелом машиностроении, отраслях, производящих холодильники, автомобили и т.п., бывает, как правило, гораздо большим, чем в легкой и пищевой промышленности.

     Имеются различия в реакции на кризис монополий  и немонополизированных секторов экономики. Если в отраслях с высоким уровнем концентрации производства в период кризиса цены почти не снижаются при резком сокращении объемов производства, то в отраслях с низкой концентрацией происходит значительное падение цен при относительно небольшом снижении объемов выпуска продукции. Иначе говоря, монополии, опираясь на свою экономическую власть, с гораздо меньшими издержками (или почти без таковых) могут пережить кризис.

     Следующая фаза экономического цикла – депрессия. Фаза депрессии характеризуется застоем в промышленном производстве, вялостью торговли, наличием большой массы свободного денежного капитала. В этот период создаются предпосылки для последующего оживления и подъема производства. В фазе депрессии предприниматели начинают приспосабливаться к низким ценам посредством путей снижения издержек производства. В связи с этим возникает потребность в новых экономических и организационных решениях, в новой, более производительной технологии.

     Таким образом, уже в этой фазе готовятся условия для наступления оживления, а затем и подъема, т.е. преодоления кризиса.

     В фазе оживления предприятия, оправившись от кризисных потрясений, доводят объем производства до прежнего уровня.

     В фазе подъема производство превышает высшую точку, достигнутую в предыдущем цикле накануне кризиса. Это ведет к расширению торговли за пределы платежеспособного спроса населения. Создаются предпосылки для очередного экономического кризиса перепроизводства.

     Циклический характер капиталистического воспроизводства – это скачкообразная смена подъемов кризисами, расширенного воспроизводства – резким падением производства. Каждая фаза промышленного цикла создает внутри себя самой условия и предпосылки для перехода к следующей фазе. Процесс выхода из кризиса и перехода к депрессии и оживлению есть результат действия многочисленных факторов, из которых главными являются следующие:

     – падение товарных цен. Вызванное кризисом падение цен ведет к тому, что товары, не находившие себе раньше сбыта, начинают постепенно реализоваться;

     – сокращение размеров производства. Во время кризиса производство резко сокращается, а это ведет к уменьшению предложения товаров на рынке. В итоге размеры предложения, в конце концов, приспособляются к размерам платежеспособного спроса. И перепроизводство постепенно рассасывается;

     – уничтожение части товаров. Некоторые товары, залеживаясь во время кризиса на складах, подвергаются порче. Чтобы ликвидировать часть товарного излишка, во время кризиса 1929-1933 гг. масса товаров просто уничтожалась (уничтожались хлопок, кофе, свинина);

     – обесценивание элементов постоянного капитала. Во время кризиса цены на средства производства падают сильнее, чем на предметы потребления. Обесценение постоянного капитала ведет к повышению нормы прибыли. А это стимулирует предпринимателей к новым вложениям капитала. Поэтому упадок производства постепенно сменяется его расширением;

     – падение заработной платы. Снижение заработной платы во время кризиса  означает снижение издержек производства для предпринимателя. Растет норма прибавочной стоимости и норма прибыли, что дает новые стимулы предпринимателям для расширения производства.

     При переходе от фазы оживления к фазе подъема происходит обновление основного капитала. Падение цен и обострение конкуренции во время кризиса заставляют предпринимателей отыскивать способы для снижения издержек производства. Но для того чтобы снизить издержки, предприниматели должны заменить старые машины и оборудование новыми, более производительными. Вот почему после кризисов начинается обновление основного капитала. Когда это обновление приобретает массовые масштабы, совершается переход от оживления к промышленному подъему.

     Замена  старых машин и оборудования новыми, строительство новых фабрик и заводов, влекут за собой рост спроса на средства производства и ведут к быстрому росту подразделения. Рост подразделения в свою очередь ведет к увеличению числа занятых в нем рабочих и к росту спроса на предметы потребления. Это вызывает рост производства продукции подразделения.

     Таким образом, массовое обновление основного капитала служит материальной основой промышленного подъема.

     Однако  обновление основного капитала не продолжается бесконечно. По истечении нескольких лет промышленного подъема переоборудование старых предприятий и строительство новых заканчивается, в результате чего уменьшается добавочный спрос на средства производства, который был вызван обновлением основного капитала. Вступают в строй новые предприятия, которые выбрасывают на рынок значительные массы товаров. Но скачкообразному росту товарной продукции не соответствует рост платежеспособного спроса. И за подъемом вновь наступает кризис.

     В периодическом обновлении основного капитала заключается материальная основа периодичности кризисов. Но не следует смешивать ее с причиной кризисов. Смена подъемов кризисами порождается противоречиями капитализма. А воспроизводство основного капитала определяет продолжительность цикла.

     При возникновении кризиса на государственном  уровне, становится актуальным введение антикризисной политики. Антикризисная политика государства должна обязательно включать два блока:

     1) регулирование совокупного спроса;

     2) регулирование совокупного предложения.

     Рыночное  мировоззрение сформировало два  основных направления такой политики: кейнсианское и монетаристское.

     Кейнсианские  программы предполагают использование двух блоков мероприятий. Первый блок нацелен на ослабление кризиса в краткосрочном периоде, когда положительные сдвиги в экономике еще не ощущаются. Его содержанием становятся общественные работы, которые должно организовать и оплатить государство за счет своего бюджета. Рекомендуется эти работы сосредоточить в области формирования производственной и социальной инфраструктуры (строительство дорог, больниц и т.д.). Главное – занять население во имя социальной стабильности и поддержания, хотя бы минимального потребительского спроса со стороны работников. Второй блок охватывает систему стратегических мер, способных оживить конъюнктуру рынка, сформировать инвестиции и, как следствие – потребительский спрос, что должно привести к увеличению товарной массы и занятости населения.

     Монетаристы предлагают в условиях, когда безработица  и спад производства протекают на фоне инфляции, снять все нагрузки на государственный бюджет, срочно уменьшить государственный бюджетный дефицит. В этих условиях государство вынуждено уклоняться от социальных программ, что, безусловно, ведет к нагнетанию социальной напряженности.

     Переход от плановой к рыночной экономике  поставил в сложное экономическое и финансовое положение многие предприятия и коммерческие организации различных организационно-правовых форм. Имеются в виду как созданные на основе разгосударствления акционерные общества, так и многочисленные предпринимательские структуры.

     Неплатежеспособность  и последующие банкротства предприятий  все чаще становятся предметом рассмотрения арбитражных судов. Перед управляющими предприятий встают задачи предотвратить кризисные явления и обеспечить устойчивое положение своих предприятий.

     На  решение именно этих задач должна быть нацелена система мер, именуемая за рубежом «кризис-менеджмент» (crisis management), а в отечественной литературе – «антикризисное управление».

     В последнее время в связи с  обострившимся финансовым кризисом предприятий целых регионов под таким управлением понимают либо управление в условиях уже наступившего кризиса, либо управление, направленное на вывод предприятия из этого состояния.

     Под «антикризисным управлением» понимается такое управление, которое нацелено на вывод предприятия из возникшей кризисной ситуации (т.е. управление в условиях кризиса), а также на предотвращение проявления кризисной ситуации.

     Антикризисное управление – это:

     – диагностика причин возникновения  кризисных ситуаций в экономике  и финансах предприятия;

     – комплексный анализ финансово-экономического состояния предприятия для установления методов его финансового оздоровления;

     – бизнес-планирование финансового оздоровления предприятия;

     – выработка процедур антикризисного управления и контроль над их проведением. 

 

      Заключение 

     Понятие кризисы социально-экономического развития применимы не только к процессам  макроэкономического развития, но и  к процессам в пределах предприятия, фирмы или другой организации. Это объясняется тем, что в любых формах и видах, будь то общественная формация, предприятие или фирма, социально-экономическая система проявляется двумя тенденциями своего существования: развитие и функционирование.

     Кризис  наступает, вследствие невозможности  постоянного поступательного социального развития и является ступенью на пути развития любой социально-экономической системы от функционирования к развитию.

     Кризис  является важнейшей и неотъемлемой фазой экономического цикла. Кризис имеет определяющее значение в экономическом цикле. Каждый кризис служит исходным пунктом для следующих за ним фаз цикла (депрессия, оживление, подъём) и создает условия для них. В свою очередь, каждый подъем, как правило, обрывается новым кризисом.

     Важнейшими  типами кризисов являются экономические, политические и организационные кризисы.

     Последствия кризиса представляют собой возможные  состояния системы, ситуации и проблемы, для которых характерны: резкие изменения или последовательная трансформация, обновление организации или ее разрушение, оздоровление или возникновение нового кризиса. Последствия кризиса определяются его характером, типом, уровнем проявления негативных циклических факторов, выбором методик антикризисного управления, которое может сгладить негативные тенденции, способствовать преодолению неблагоприятных факторов, а может, напротив, спровоцировать новый кризис.

     Для выхода из кризиса внедряется антикризисная  политика или антикризисное управление. 

 

      Список литературы 

1. Автономов В.С. Введение в экономику: Учебник общеобразоват. учрежд. – М.: Вита-Пресс, 1998. – 256 с.: ил.

2. Бляхман  Л.С. Основы функционального и  антикризисного менеджмента. Издательство Михайлова В.А. Санкт-Петербург. 1999-09-03

3. Закон  РФ от 08.01.98 №6-ФЗ «О несостоятельности  (банкротстве) предприятий»

4. Козырев В.М. Основы современной экономики: Учебник. – М.: финансы и статистика, 1998. – 368 с.: ил.

5.Макконнел  К., Брю С. Экономикс. Принципы, проблемы и политика. – М.,1992.Т.1. – с.154

6. Основы экономической теории. Политэкономия: Учебник // Под ред. д-ра экон. наук, проф. Д.Д. Москвина. Изд. 2-е, исправл. – М.: Едиториал УРСС, 2003.-528 с.

7. Семь нот менеджмента. М. ЗАО «Журнал Эксперт». 1997

8. Уткин. Э.А. Антикризисное управление. Тандем. М.1997

9. Уткин. Э.А. Риск-менеджмент. Тандем. М. 1998

Информация о работе Содержание, типы, признаки кризисов в социально-экономическом развитии