Маркетинг в антикризисном управлении

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 14:09, контрольная работа

Описание работы

В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики – предприятию. Именно на этом уровне создаётся нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги. На предприятии сосредоточены наиболее квалифицированные кадры. Здесь решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применение высокопроизводительной техники и технологии. На предприятии добиваются снижения до минимума издержек производства и реализации продукции.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Цели и функции маркетинга в антикризисном управлении 4
2. Формирование антикризисной маркетинговой стратегии 9
3. Планирование ассортимента продукции, планирование товародвижения и сбыта продукции и ценовая политика предприятия как элементы управления маркетинговой деятельностью в условиях кризиса 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 19

Работа содержит 1 файл

Маркетинг.doc

— 123.50 Кб (Скачать)

     СОДЕРЖАНИЕ 
 
 
 

 

      ВВЕДЕНИЕ 

     В условиях рыночных отношений центр  экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики  – предприятию. Именно на этом уровне создаётся нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги. На предприятии сосредоточены наиболее квалифицированные кадры. Здесь решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применение высокопроизводительной техники и технологии. На предприятии добиваются снижения до минимума издержек производства и реализации продукции. Разрабатываются бизнес-планы, применяется маркетинг, осуществляется эффективное управление – менеджмент.

     Всё это требует глубоких экономических  знаний, ведь в условиях рыночной экономики выживает лишь то предприятие, которое наиболее грамотно и компетентно определит требования рынка, создаст и организует производство продукции, пользующейся спросом, обеспечит высоким доходом высококвалифицированных работников.

     В современных условиях достичь высоких результатов невозможно без использования хорошо скоординированной модели управления маркетингом, позволяющей вносить коррективы в планово-управленческие решения по направлениям планирования, организации, мотивации, оценки и контроля.

     Поэтому маркетинг играет всё большую  роль в развитии и эффективном функционировании любого предприятия.

 

      1. Цели и функции маркетинга в антикризисном управлении 

     Суть  маркетинговой деятельности заключается  в формировании реальной величины спроса, в воздействии на потребителя для побуждения его к приобретению товара, в разработке реальных программ действий организации на конкретном рынке.

     Главный принцип маркетинга - ориентация на потребителя и его потребности, их формирование и максимальное удовлетворение. Реализация этого принципа во всех сферах производственно-хозяйственной деятельности осуществляется через менеджмент, основные функции которого – целеполагание, планирование, организация, мотивация и контроль. На рисунке 1 с использованием системно-целевого подхода показана взаимосвязь маркетинга и менеджмента производственно-хозяйственной организации.

     

     Рисунок 1 – Место маркетинга в менеджменте организации 

     Основная  цель маркетинга – определить величину спроса на конкретный товар, выраженную в показателях объема продаж и его доли на рынке, и средствами маркетинга содействовать его достижению. Основная цель менеджмента – обеспечить устойчивое развитие организации в достижении ее миссии и целей путем использования присущих менеджменту средств воздействия на людей для их взаимодействия в совместной производственно-хозяйственной деятельности. При исследовании организации как целостной социально-экономической системы (корпорации, компании, фирмы) соотношение маркетинга и менеджмента рассматривается как части целого. В то же время маркетинг может быть системой управления самостоятельной функциональной организацией – маркетинговым центром, агентством, консультативной организацией. Указанное разграничение имеет формальную сторону.

     В действительности роль и значение маркетинговой  концепции управления значительно шире. Она представляет собой тип мышления управляющих и всего персонала организации. Специфика такого подхода - в ориентации всей деятельности организации, ее персонала и процессов управления на конечные результаты организации: качество, результативность, эффективность, конкурентоспособность. Ориентация развития организации на конечные результаты усиливает роль управления процессами последовательного прохождения производственного результата (продукта) через все стадии воспроизводства.

     Функции маркетинга заключаются в исследовании и формировании его средствами организационно-экономических условий осуществления воспроизводственных процессов, обеспечивая их непрерывность, снижение издержек и уровень эффективности, достаточный для развития организации. Иначе говоря, посредством маркетинга производственно-хозяйственные организации комплексно решают проблемы потребителя (заказчика). Указанные особенности позволяют рассматривать маркетинг как важное условие и существенный резерв антикризисного менеджмента. В антикризисном менеджменте, особенно на стадии поиска путей выхода из экономического кризиса, существенное значение может иметь комплексный характер используемых в процессе маркетинга средств и методов выявления рыночных возможностей организации, ее сильных и слабых сторон, а также комплексный анализ обширной информации о динамике социально-экономических процессов. Поэтому важно рассмотреть характерные особенности и практику применения маркетинговых средств воздействия на функционирование организации.

     Средства  маркетинга представляют собой совокупность факторов, объединенных понятием «комплекс маркетинга»:

     - товар – изделия и услуги, предлагаемые потребителю;

     - цена – денежная сумма, соответствующая ценности товара для покупателя;

     - методы распределения, делающие  товар доступным для потребителя (покупателя);

     - коммуникации – система содействия потребителям в принятии решения о приобретении товара (реклама).

     Использование комплекса маркетинга применительно  к конкретному продукту и рынку, а также разработка вариантов  их взаимодействия позволяют выяснить маркетинговые возможности организации и рыночные опасности как базовую информацию для выработки целей и стратегии поведения организации на рынке.

     При оценке маркетинговых возможностей главными рыночными объектами выступают спрос, предложение и цена, взаимосвязь которых отражает действие экономического закона спроса и предложения, а именно сбалансированность по объему, структуре и сопряженность во времени.

     Вырабатывая антикризисную политику, маркетинговый  менеджер опирается на внутренние факторы организации: производственно-технологические особенности; ресурсный потенциал; характер внутренней атмосферы; уровень развития компонентов менеджмента: прогнозирование, планирование, информационное обеспечение, мотивацию персонала, процессы централизации и децентрализации, интеграции и диверсификации управления, организационные структуры управления и контроля.

     Анализ  рыночных возможностей организации  осуществляется с использованием факторов маркетинговой среды и прежде всего микросреды, в которой функционирует организация. В кризисных условиях исключительно важны надежность партнеров и поставщиков, формирование новых и поддержание действующих связей и контактов с потребителями. Особую значимость имеют стратегии конкурентов, их преимущества, логика поведения на конкретном рынке (товарном, инвестиционном, финансовом, ресурсном). Объектом маркетинговых исследований и анализа выступают также объективные экономические тенденции развития: научно-технические, демографические, социальные, политические, культурные процессы, состояние которых оказывает в условиях кризиса активное влияние на рыночную ситуацию. В данной области ключевой функцией антикризисного маркетинга выступает мониторинг внешней среды организации для улавливания сигналов, свидетельствующих об угрозе ухудшения положения организации на рынке, потере конкурентоспособности, снижении платежеспособности и управляемости или, наоборот, об открывающихся возможностях прогрессивных сдвигов в отдельных сферах деятельности.

     Исследование  коммуникаций и отбор информации позволяют маркетинговым службам осуществлять контроль ситуации на рынках в отдельных регионах страны и мира. В таблице 1 приведены укрупненные факторы, динамика которых может служить сигналом к определенным действиям маркетингового менеджера в антикризисном менеджменте.

     Таблица 1

Факторы маркетинговой среды, контролируемые в  антикризисном менеджменте

Маркетинговая среда Исследуемые факторы
1.Международная Экономические кризисы  в отдельных регионах и странах

Демографические взрывы

Социальные  конфликты и войны в отдельных  регионах мира

Экологические явления, стихийные бедствия Нарушение  международных соглашений

2.Макроэкономическая Социально-экономическая  политика

Научно-техническая  и промышленная политика

Ресурсный потенциал  страны

Ценовая и  налоговая политика

Кредитно-денежная политика

Таможенная  политика

Гражданское и коммерческое законодательство

3.Микроэкономическая Характер конкурентной среды

Параметры спроса: стабильность и величина

Характеристики  потребителей (сегментация по группам)

Конъюнктура рынка ресурсов

Конкурентные преимущества и слабые стороны конкурентов

4.Региональная 

(территориальная)

Динамика особых черт региона, привлекательных для бизнеса

Динамика  инвестиций

Уровень и  характер занятости населения и  динамика ее структуры

Уровень и  динамика благосостояния населения  Уровень развития инфраструктуры

 

     Каждый  из факторов детализируется по отдельным  показателям, отслеживаемым в конкретном виде маркетинга, определяются верхние и нижние границы, за которыми находится зона риска. Показатели - индикаторы риска определяются во взаимосвязи с параметрами государственного и международного регулирования хозяйственной деятельности и специфичны для отдельных сфер экономики.

     В конкуренции участвуют не только товары и их технологии, но и типы менеджмента, и их элементы: системы планирования, реклама, информационные технологии, системы коммуникаций, мотивация, стимулирование, профессионализм кадров.

     Следует отметить, что возрастание фактора  интеллекта и человеческих ресурсов в экономических и управленческих процессах усиливает роль социальных и экологических критериев оценки последствий хозяйственной деятельности. В свою очередь, приоритетность социальных критериев увеличивает значимость средств маркетинга в процессе интеграции интересов потребителей, коллективов организаций, регионов и общества в целом.

     Таким образом, видно, что целью управление маркетингом в условиях кризиса  является определение величины спроса на конкретный товар, посредствам обеспечения устойчивого развитие организации в достижении ее миссии и целей путем использования присущих менеджменту средств воздействия на людей для их взаимодействия в совместной производственно-хозяйственной деятельности. Функциями маркетинга являются исследование и формирование организационно-экономических условий осуществления воспроизводственных процессов, обеспечивая их непрерывность, снижение издержек и уровень эффективности, достаточный для развития организации. 

 

      2. Формирование антикризисной маркетинговой стратегии 

     Разработка  маркетинговой стратегии для антикризисного управления – сложная и многогранная работа, в значительной степени зависящая от конкретной ситуации.

     Стратегия управления представляет собой хозяйственную  политику, разработанную на основе предвидения будущего развития, характера и последствий производственно-хозяйственной деятельности путем определения и прогнозирования результатов, потребных ресурсов, средств и методов управления. Объектом стратегии маркетинга производственно-хозяйственной системы выступает будущее положение организации на конкретном рынке, а также характер использования для его достижения разнообразных маркетинговых средств и методов.

     Учитывая  комплексный характер средств маркетинга и логическую последовательность их использования в маркетинговом цикле, любая маркетинговая стратегия рассматривается как многоаспектная. Содержание стратегии маркетинга обогащается по мере ее продвижения по стадиям маркетинговой деятельности. При выборе маркетинговой стратегии существенную помощь менеджеру может оказать выделение признаков и классификация стратегий (таблица 2).

Информация о работе Маркетинг в антикризисном управлении