Маркетинг территорий

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 21:37, курсовая работа

Описание работы

Основной целью настоящей работы является разработка концепции маркетинга территории как способа выхода из кризиса региона.

В соответствии с целью работы, автором были поставлены следующие задачи: раскрыть понятия «маркетинг», показать объекты, субъекты, цели и принципы маркетинга территорий, проанализировать инструменты маркетинга территорий; показать работу территориального маркетинга в действии на примере Красноярского края, а также предложить рассмотреть инновационный маркетинг как способ выхода из кризиса проблемной территории.

Методологической основой исследования являлись аналитический, догматический, диалектический, сравнительный, метод системного анализа и другие методы

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. МАРКЕТИНГ ТЕРРИТОРИЙ 5

1.1. Понятие маркетинга территорий 5

1.2. Объекты, субъекты, цели и принципы маркетинга территории 10

1.3. Инструменты маркетинга территорий 17

2. ПРАКТИЧЕСКИЙ ПРИМЕР МАРКЕТИНГА ТЕРРИТОРИИ SWOT-АНАЛИЗА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ 20

3. ИННОВАЦИОННЫЙ МАРКЕТИНГ КАК СПОСОБ ВЫХОДА ИЗ КРИЗИСА ПРОБЛЕМНОЙ ТЕРРИТОРИИ 28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40

Работа содержит 1 файл

Курсач для .docx

— 140.53 Кб (Скачать)

     В результате SWOT-анализа были выявлены как благоприятные, так и неблагоприятные события, которые влияют либо могут повлиять на ситуацию в регионе. Это так называемые «возможности» и «угрозы». Матрица корреляционного SWOT-анализа содержит варианты стратегий, которые будут реализованы в зависимости от корреляции факторов «сила», «слабость», «возможности», «угрозы».

     При развитии факторов внешней среды  в благоприятном для края направлении, оптимальным вариантом стратегии  является более эффективное использование  конкурентных преимуществ и преодоление  так называемых слабых сторон, характерных  для региона.

     Наихудшей ситуацией для края является увеличение зависимости экономики от результатов  деятельности цветной металлургии  при снижении мировых цен на рынке  цветных металлов. Поэтому необходимо предусмотреть комплекс мер, направленных на создание условий и стимулирование диверсификации экономики. Возможности  для этого в крае существуют. Это  не только богатый природно-ресурсный  потенциал, но и научный, технологический  и производственный потенциалы. Их эффективное комплексное использование  позволит повысить конкурентоспособность как отдельных товаропроизводителей, так и экономики края в целом.

     Оценка  возможных угроз развитию Красноярского  края была проведена с использованием матрицы угроз по типовой форме, используемой в SWOT-анализе.

Сводная матрица

Сильные стороны Возможности
  • Экономический рост, сопровождаемый ростом уровня жизни населения
  • Богатый природно-ресурсный потенциал
  • Развитый топливно-энергетический комплекс
  • Развитая   транспортно-коммуникационная   внутренняя   и внешнеэкономическая   инфраструктура центральных и южных районов края
  • Стремительно развивающийся строительный комплекс
  • Наличие территорий эффективного землепользования
  • Достаточно развитая система финансово-кредитных учреждений
  • Мультиотраслевая система высшего образования и научно-исследовательских учреждений
  • Высокий уровень административного участия, развитая нормативно-правовая база
  • Отсутствие радикальных общественных и религиозных течений
  • Активизация инновационной деятельности
  • Увеличение доли производств глубокой переработки ресурсов края
  • Рост инвестиционной активности
  • Развитие транспортно-коммуникационных связей между Европой и Азиатско-Тихоокеанским сообществом
  • Привлечение иностранных инвестиций
  • Улучшение структуры межрегионального и международного товарооборота
  • Получение финансовой поддержки на развитие малого предпринимательства
  • Развитие туризма
Слабые стороны Угрозы
  • Моноотраслевая структура экономики
  • Удаленность от мировых рынков сбыта
  • Территориальные диспропорции в уровне развития муниципальных образований региона
  • Зона рискованного земледелия
  • Высокий износ основных фондов в сфере материального производства и жилищно-коммунального хозяйства
  • Низкая доля производств глубокой переработки продукции лесной отрасли и сельского хозяйства
  • Недостаточный уровень развития малого предпринимательства
  • Снижение мировых цен на рынке цветных металлов
  • Повышение инвестиционных рисков
  • Рост цен на продукцию и услуги естественных монополий
  • Централизация бюджетных ресурсов государства в федеральном бюджете
  • Ухудшение экологической обстановки
  • Ухудшение демографической ситуации

     Анализ  матрицы показал, что наибольшее негативное воздействие на социально-экономическое  положение края может оказать  влияние факторов «Высокая зависимость  от сырьевых отраслей и мировой конъюнктуры  на рынках сырья» и «Усиление диспропорций в уровне экономического развития территорий края».29

     Серьезную угрозу для региона представляет снижение мировых цен на рынке  цветных металлов.

     Несколько меньший, но с высокой степенью вероятности  негативный эффект может быть обусловлен тенденцией роста цен на продукцию  и услуги естественных монополий.

     Значительный  негативный эффект при средней вероятности  возникновения оказывают факторы  «Снижение конкурентоспособности  региональных товаропроизводителей», «Усиление дисбаланса профессионально-кадрового  состава трудовых ресурсов».

     С учетом значимости и высокой вероятности  возникновения данных негативных факторов мероприятия по противодействию  данным угрозам положены в основу при формировании стратегии развития края. В отношении угроз, которые  не могут быть предотвращены на уровне края, необходима разработка компенсирующих мероприятий.

Матрица негативных факторов развития Красноярского края

  Вероятность возникновения
Возможный негативный эффект   Высокая Средняя Низкая
Слабый Усиление диспропорций в уровне экономического развития территорий края.

Высокая зависимость  экономики от сырьевых отраслей и  мировой конъюнктуры на рынке  сырья.

Снижение  мировых  цен  на рынке цветных металлов.

Увеличение расходов консолидированного бюджета края на содержание северных территорий,

Снижение инвестиционной активности.

Утрата интереса со стороны внешних инвесторов,

Средний (2) Рост цен  на продукцию и услуги     естественных монополий,

Усиление  дисбаланса профессионально-кадрового     состава экономики, трудовых ресурсов.

Снижение конкурентоспособности  региональных товаропроизводителей. Отсутствие  стимулов  к предпринимательской деятельности.

Рост  износа основных фондов в производственных     отраслях

Сильный (1) Обострение  проблемы утилизации и переработки  отходов.

Ухудшение экологической ситуации.

Увеличение    миграционного     оттока и естественной убыли населения. Возможность выхода из строя наиболее изношенных объектов инфраструктуры   жилищно-коммунального хозяйства.

     Анализ  матрицы показал, что наибольшее негативное воздействие на социально-экономическое  положение края может оказать  влияние факторов «Высокая зависимость  от сырьевых отраслей и мировой конъюнктуры  на рынках сырья» и «Усиление диспропорций в уровне экономического развития территорий края»30.

     Серьезную угрозу для региона представляет снижение мировых цен на рынке  цветных металлов.

     Несколько меньший, но с высокой степенью вероятности  негативный эффект может быть обусловлен тенденцией роста цен на продукцию  и услуги естественных монополий.

     Значительный  негативный эффект при средней вероятности  возникновения оказывают факторы  «Снижение конкурентоспособности  региональных товаропроизводителей», «Усиление дисбаланса профессионально-кадрового состава трудовых ресурсов»31.

     С учетом значимости и высокой вероятности  возникновения данных негативных факторов мероприятия по противодействию  данным угрозам положены в основу при формировании стратегии развития края. В отношении угроз, которые  не могут быть предотвращены на уровне края, необходима разработка компенсирующих мероприятий.

 

  1. ИННОВАЦИОННЫЙ МАРКЕТИНГ КАК  СПОСОБ ВЫХОДА ИЗ КРИЗИСА  ПРОБЛЕМНОЙ ТЕРРИТОРИИ

     В первой главе мы рассмотрели основные теоретические положения маркетинга территорий, после чего показали пример маркетинга конкретного региона. В  настоящей главе мы предлагаем механизм инновационного маркетинга как перспективного способа выхода из кризиса проблемной территории.

     Модель  развития экономики кризисных территорий должна включать такие элементы, как  инновации, инвестиции, инфраструктура. В последние 3 года инновации рассматриваются  как ключевой фактор регионального  развития, и в условиях интенсификации конкуренции и глобализации рынков в рамках кризиса. Именно эффективное  управление инновациями на уровне регионов невозможно рассматривать в отрыве от теории маркетинга32.

     Ключевую  роль маркетинговой деятельности в  аспекте выхода из кризиса регионов автор видит в повышении региональной привлекательности для потенциальных  инноваторов и инновационных инвесторов, а также в создании добавочной ценности региональных инноваций, отвечающих потребностям целевых рынков.33

     Во  многих странах инновации стали  объектом самостоятельного управления и важнейшим инструментом развития территорий. В настоящее время  это становится актуальным и для  российских регионов, ведь на сегодняшний  день нет четкого понимания, с  помощью каких критериев выделять регионы, ориентированные на инновации. В кризисных территориях необходимо наращивать следующие критерии:

  • развитость форм малого инновационного предпринимательства;
  • наличие инновационной инфраструктуры (в том числе инновационных посредников);
  • положительные темпы роста инновационно-активных предприятий региона;
  • государственная поддержка инновационной деятельности (правовая, налоговая, организационная и т.д.)34;
  • положительный опыт коммерциализации инновационных разработок;
  • высокий потенциал научной сферы, сложившаяся система научных и прикладных исследований;
  • тесная взаимосвязь и сотрудничество инновационного бизнеса, государства и науки;
  • восприимчивость различных субъектов инновационного процесса к инновациям.

     Маркетинговый подход к управлению регионами –  это относительно новая концепция, которая сформировалась на стыке  таких дисциплин и научных  направлений, как региональная экономика, экономическая география, региональный (страновой) маркетинг и т.д. Ее развитие обусловлено в первую очередь тем, что философия маркетинга и основные его инструменты находят все более активное применение в некоммерческой сфере, в сфере государственного и муниципального управления35. Маркетинговый подход к управлению регионами рассматривается как возможность повышения качества жизни через наиболее полное удовлетворение потребностей субъектов территории, привлечения внутренних и внешних инвестиций, повышения конкурентоспособности и раскрытия потенциала территории. Это позволит вывести кризисную территорию из упадка.

     Обобщая исследования отечественных и зарубежных специалистов в области регионального  и инновационного маркетинга, основные положения современной концепции  маркетингового управления инновационным  развитием регионов можно сформулировать следующим образом36: наращивание и эффективное управление инновационным потенциалом региона, повышение привлекательности региона для инновационных компаний, проектов, удовлетворение потребностей целевых рынков через создание востребованной инновационной продукции, повышение качества жизни в регионе, развитие взаимоотношений инновационного бизнеса с региональными органами власти.

     Важнейшей особенностью деятельности региональных маркетинговых служб в лице государственных  органов власти является слабая восприимчивость  к нововведениям, инновациям, бюрократизм, что делает маркетинговое управление более консервативным и является одной из причин возникновения кризисных  ситуаций37.

     Применение  маркетингового инструментария на региональном уровне предполагает адаптацию основных методов стратегического и тактического анализа к особенностям экономического, социального, природно-климатического, политического, культурного и технологического развития региона. Региональный маркетинг  позволяет оценивать текущую  ситуацию, прогнозировать тенденции  и перспективы регионального  развития в будущем, а также, что  немаловажно, осуществлять мероприятия  по продвижению региона и усилению его конкурентных преимуществ.38

     Предлагаем  следующий механизм маркетинга кризисных  территорий:

     

Рис. 1 Маркетинговый механизм привлечения (втягивания) в регион инновационных  проектов

     Предложенный  автором механизм лежит в основе концепции маркетингового управления инновационным развитием регионов и одновременно выступает инструментом реализации стратегии их инновационного развития.

     Таким образом, инновационный маркетинг  регионов является будет являться эффективным способом активизации территории по выходу из кризиса.

     Маркетинг всегда нацелен на максимизацию результатов  деятельности в конкретных условиях внутренней и внешней среды исследуемого субъекта. Это утверждение относится  и к маркетинговой деятельности инновационно-ориентированных регионов39. Для адекватной оценки инновационного развития таких регионов, а также поиска путей оптимального использования их инновационного потенциала автор предлагает использовать систему маркетинговых индикаторов. Она включает в себя индикаторы, которые прямо или косвенно обуславливают маркетинговые решения в области формирования, использования и развития инновационного потенциала (см. таблицу на след. странице). 

 

 
 

 

     Данная  система построена с учетом двух составляющих их инновационного потенциала: результирующей, отражающей эффективность его использования, и процессной, соответствующей уровню использования инструментов регионального комплекса маркетинга. 40

Информация о работе Маркетинг территорий