Кризисы в развитии организации гостиничного бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 17:00, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: изучение кризисных явлений в развитии организации и разработка на основе полученных знаний способов вывода организации из кризисного состояния.
Задачи проекта:
Изучить понятия кризиса, признаки и причины его возникновения.
Проанализировать характеристику гостиничного хозяйства «Октябрьская»

Содержание

Оглавление
1. Кризис в организации и его характеристика 7
1.1 Понятие кризиса и причины его возникновения 7
1.2 Классификация кризисов 9
1.3 Признаки кризиса в организации и стадии его развития 11
1.4 Кризисы в цикличных тенденциях развития организации 14
1.5 Человеческий фактор кризисных ситуаций 20
2. Характеристика гостиничного хозяйства 23
2.1 Общая характеристика гостиницы «Октябрьская» 23
2.2. Анализ предлагаемых услуг 25
2.3. Сравнительный анализ конкурентов 28
2.4. Оценка эффективности деятельности гостиницы «Октябрьская» 32
3 Разработка рекомендаций по выявлению кризисов и их разрешения. 35
3.1 Способы минимизации последствий кризиса 35
Заключение 38
Список используемых источников 42

Работа содержит 1 файл

крсовая по антикризисному уаправлению.docx

— 91.21 Кб (Скачать)
lign="justify">  Причина кризиса - это события или явления, вследствие которых появляются факторы  кризиса.

  Причины кризиса:

  1. Объективные, связанные с циклическими  потребностями модернизации и  реструктуризации.

  2. Субъективные, отражающие ошибки  и волюнтаризм в управлении.

  3. Природные, обусловленные особенностями  климата, землетрясениями и др.

  Причины кризиса могут быть внешними и  внутренними. Например, для фирмы  внешние причины кризиса могут  быть связаны с тенденциями и  стратегиями макроэкономического  развития или даже развития мировой  экономики, конкуренцией, политическими  ситуациями в стране, а внутренние причины – с рискованными стратегиями  маркетинга, внутренними конфликтами, несовершенством управления, инновационной  и инвестиционной политикой.

  Если  понимать кризис таким образом, то можно  констатировать, что опасность наступления  кризиса существует всегда, что его  необходимо предвидеть и прогнозировать. В понимании кризиса большое  значение имеют не только его причины, но и последствия: возможно обновление организации или ее разрушение, оздоровление или возникновение нового кризиса – может быть, даже еще более глубокого и продолжительного. Кризисы могут возникать как цепная реакция.

  Существует  возможность консервации кризисных  ситуаций на довольно продолжительное  время. Это может объясняться  и определенными политическими  причинами. Последствия кризисов теснейшим  образом связаны с двумя факторами: их причинами и возможностью управления процессами кризисного развития.

  Последствия кризиса могут привести к резким изменениям или мягкому, продолжительному и последовательному выходу из него. Кризисные изменения в развитии организации бывают долгосрочными  и краткосрочными, качественными  и количественными, обратимыми и  необратимыми.

1.2 Классификация кризисов

  Предлагается  следующая классификация кризисов на предприятии или в организации  с учетом многообразия форм проявления кризисов и их классификаций в  источниках по различным критериям:

  1.Срокам  развития:

  1. продолжительный кризис, с большим промежутком времени и медленным развитием;
  2. краткосрочный, быстрый, с минимальным промежутком времени.

  2.Направлениям  деятельности организации:

  1. локальный, по одному или нескольким направлениям деятельности, например, кризис управления (менеджмента), то есть отсутствие высокопрофессиональных менеджеров, способных модернизировать управление предприятием;
  2. системный, по всей системе деятельности предприятия.

  3.Стратегии  развития предприятия:

  1. кризис роста, то есть отсутствие нововведений не позволяет увеличивать производительность труда и производства продукции;
  2. застоя (стагнации), не способность предприятия к модернизации, то есть обновлению;
  3. упадка, неэффективное использование оборотных средств приводит к снижению показателя ликвидности.

  4.Причинам  появления и развития кризиса:

  1. экзогенные, зависящие от внешних процессов, происходящих вне организации, но влияющих на ее деятельность (социальных, экономических, технологических и политических);
  2. эндогенные, процессы, происходящие внутри организации. Например, когда фирма стремиться к максимальному успеху и не учитывает, что предельные состояния - нежизнеспособны. В реальном мире жизнеспособен только синтез противоположных интересов и тенденций в допустимых пределах. Успехом можно считать соотношение прибылей и убытков приблизительно как 2:1.

  5.Стадиям  жизненного цикла организации  или предприятия:

  1. кризис создания, когда отсутствует удовлетворительное текущее финансовое обеспечение и не планируется бюджет развития;
  2. кризис роста, возникает при снижении прибыльности;
  3. сокращение доли рынка приводит к кризису на стадии зрелости, стабильной деятельности предприятия;
  4. на стадии старения основная причина кризиса - потеря ликвидности.

  6.Агрегированному  состоянию кризисов:

  1. потенциальный (возможный), может быть на стадии создания организации;
  2. латентный (скрытый), такой кризис можно не заметить на стадии роста организации, когда продукция предприятия пользуется спросом, и фирма имеет максимальную прибыль. Но при этом нарастает сопротивление окружающей среды, появляется множество конкурентов;
  3. острый, преодолимый кризис, характерен для стадии зрелости (стабилизации) в деятельности организации, когда фирма стремиться к инновациям;
  4. острый, непреодолимый кризис может развиться на стадии старения фирмы, неспособной к модернизации, то есть к радикальным изменениям.

  7.Целям  предприятия:

  1. кризис стратегий - угроза потенциала роста и развития предприятия или его потеря;
  2. достижение результатов - угроза целям, эффективным результатам деятельности или потеря их;
  3. кризис ликвидности - опасность потери ликвидности, а отсюда возникновение дефицита бюджета;
  4. банкротство – не ликвидность, дефицит бюджета предприятия и невозможность выхода из кризиса.

1.3 Признаки кризиса  в организации  и стадии его  развития

  Классификация кризисов имеет большое значение в их распознавании, а, следовательно, и успешном управлении ими. Классификационные  признаки реального кризиса могут  рассматриваться и как его  параметры «подсказывающие» или  определяющие оценку ситуации, разработку и выбор удачных управленческих решений. Опасность кризиса существует всегда. Поэтому очень важно знать  признаки наступления кризисных  ситуаций и оценивать возможности  их разрешения.

  Преодоление кризисов – управляемый процесс. Успех управления зависит от своевременного распознавания кризиса, симптомов  его наступления. Признаки кризиса  дифференцируются прежде всего по его  типологической принадлежности: масштабы, проблематика, острота, область развития, причины, возможные последствия, фаза проявления. В распознавании кризиса  большое значение имеет оценка взаимосвязи  проблем. Существование и характер такой взаимосвязи могут многое сказать и об опасности кризиса, и о его характере.

  Наиболее  полное представление признаков  кризиса дает Винер и Каан. С  помощью 11 признаков им удалось наиболее полно описать понятие кризиса:

  1. кризисы - это часто переломный пункт в развивающейся смене событий и действий;
  2. они часто образуют ситуацию, при которой огромное значение играет неотложность, срочность действий;
  3. они угрожают целям и ценностям;
  4. их последствия носят тяжелый характер для будущего, задействованных в нем участников;
  5. они состоят из событий, которые создают новые условия для достижения успеха;
  6. они привносят неопределенность в оценку ситуации и в разработку необходимых альтернатив для преодоления кризиса;
  7. они снижают контроль над событиями и их влиянием;
  8. они снижают время на реакцию до минимума, вызывает стресс и страх у участников;
  9. имеющаяся в распоряжении у участников информация, как правило, недостаточна;
  10. они вызывают нехватку имеющегося в распоряжении у участников времени;
  11. меняют отношения между участниками;

  Правомерно  и необходимо разделение кризисного процесса на стадии, что облегчает  как ранее его распознавание, так и обоснование системы  мер по его сглаживанию, преодолению. Ф. Гельрих выделяет следующие стадии кризиса:

  1.Потенциальный  кризис. Кризис предприятия, как  процесс, находит свое начало  в фазе потенциального, то есть, только возможного, но еще не  реального кризиса. Из-за отсутствия его достоверных симптомов, данное состояние предприятия характеризуется как «квазинормальное», то есть, практически, как состояние, в котором постоянно находится предприятие, и оно дает время, точку отсчета возникновения кризисной ситуации.

  2.Латентный,  скрытый кризис. Эта фаза кризисного  процесса характеризуется скрытым,  уже имеющимся или с большой  вероятностью скоро начинающимся  кризисом, воздействие которого  не определяемо имеющимся в  наличии у предприятия стандартным  инструментарием. Но применение  специальных методик раннего  распознавания позволяет на этой  стадии оказать активное воздействие  на латентный кризис с помощью  предупреждающих мероприятий. То  есть, на данной стадии имеющийся  в наличии у предприятия потенциал  преодоления кризиса, как правило,  не используется в полном объеме. Основной упор здесь делается  на применении систем раннего  оповещения, распознавания.

  3.Острый  преодолимый кризис. На этом этапе  непосредственное «ощущение» предприятием  исходящего от кризиса негативного  воздействия. Вместе с этим  усиливается интенсивность деструктивных  влияний, направленных против  предприятия, что вызывает резкую  нехватку, давление времени, срочность  и неотложность принятия решений.  На данной стадии еще есть  возможность преодоления острого  кризиса, так как имеющийся  в наличии потенциал достаточен, хотя требуется мобилизация все  больших сил предприятия.

  4.Острый  непреодолимый кризис. Если не  удается преодолеть острый кризис, то предприятие вступает в  последнюю стадию развития кризисного  процесса, которая заканчивается  его ликвидацией. То есть, на  этом этапе требования для  преодоления кризиса значительно  превышают имеющийся потенциал.  Кроме того, справиться с кризисной  ситуацией невозможно, отчасти из-за  отсутствия или неудачных мероприятий,  действий, из-за все более увеличивающегося  давления времени и из-за усиливающейся  интенсивности направленных против предприятия деструктивных воздействий.

1.4 Кризисы в цикличных  тенденциях развития  организации

  В современной литературе по менеджменту  понятие «организация» рассматривается  как некоторое относительно обособленное структурное подразделение в  общей системе разделения общественного  труда.

  Организация – это социальная целостность, которая  направлена на реализацию определенных идей, создаваемая как специальная  структурированная система, предназначенная  для определенного сектора рынка.

  Критериями  такого обособления являются экономическая  самостоятельность, организационная  целостность, наличие управляющей  системы, общий результат работы.

  Практика  показывает, что кризисы не только возможны — они отражают собственные  ритмы развития каждой отдельной  организации. При этом они могут  не совпадать с ритмами общего развития или развития других организаций. Каждая организация имеет собственный  потенциал развития, свои условия  его осуществления и подчиняется  закономерностям циклического развития социально-экономической системы. Поэтому  она находится в состоянии  определенного отношения к общим  циклам экономики, имея при этом собственные  циклы, свои причины и возможности  наступления и разрешения кризисов.

  В развитии организации существует множество  циклов, которые переплетаются друг с другом, накладываются друг на друга или расходятся.

  В литературе существуют различные методы выделения циклов развития социально-экономических  систем. Один из наиболее рациональных - пятиэтапный цикл развития.

  Первый  этап — эксплерентный: зарождение фирмы  в рыночной экономической среде, формирование ее первоначальной структуры. Это этап скрытого формирования будущей  целостности. Еще не оформились признаки полной внешней дифференциации и  внутренней интеграции фирмы, но уже  появились ее некоторые черты, посылки, потенциальные характеристики. Фирма  не оформилась окончательно, но уже  поставляет на рынок новые идеи или  услуги, зондирует рынок на предмет  спроса. Это, как правило, рискованная  деятельность. Поэтому здесь существует опасность кризиса, которая заключается  в том, что фирма может исчезнуть  уже на этапе ее возникновения. Кризис может быть быстротечным и сравнительно легким. К нему готовы, поэтому имеется  прикрытие: фирма пока находится  в структуре другой фирмы, более  крупной и устойчивой.

Информация о работе Кризисы в развитии организации гостиничного бизнеса