Диагностика кризисного состояния предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 17:32, курс лекций

Описание работы

Каждая организация имеет собственный потенциал развития, свои условия его осуществления и подчиняется закономерностям циклического развития социально-экономической системы. Поэтому она находится в состоянии определенного отношения к общим циклам экономики, имея при этом собственные циклы, свои причины и возможности наступления и разрешения кризисов.
Внешние факторы характеризуют экономическую обстановку, в которой функционирует организация и от которой не может не зависеть. Если экономика находится в состоянии общего кризиса, это не может не отражаться на состоянии отдельной организации. Но в каждой организации влияние общего кризиса различно – все зависит от характера организации и области ее деятельности (государственная, частная, крупная, малая, коммерческая, производственная и др.), а также от ее внутреннего состояния (экономический потенциал, профессионализм управления, персонал, социальная атмосфера и т. д.) Организация может успешно противодействовать внешним кризисным явлениям или, наоборот, реагировать на них ухудшением собственного состояния.

Содержание

1 Кризисы в управлении предприятием 4
1.1 Факторы развития организаций 4
1.2 Возникновение кризисов в организации 4
1.3 Тенденции цикличного развития организации 6
1.4 Опасность и вероятность кризисов в цикличных тенденциях развития организации 7
1.4.1 Первый переходный период – зарождение потенциала развития. 8
1.4.2 Второй переходный период – становление. 8
1.4.3 Третий переходный период – утверждение. 9
1.4.4 Четвертый переходный период – падение. 9
1.4.5 Пятый переходный период – исход 9
1.4.6 Внутренние и внешние признаки 9
2 Цели предприятия и необходимость диагностики его кризисного состояния 10
2.1 Значение задачи распознавания кризисных состояний предприятия 10
2.2 Распознавание кризисного состояния предприятия как задача принятия решения в условиях с риском 11
2.3 Необходимость гарантированной достоверности распознавания кризисного состояния предприятия 12
3 Система диагностики на предприятии 14
3.1 Понятие системы диагностики на предприятии 14
3.2 Виды диагностики 15
3.2.1 Экспресс-диагностика 15
3.2.2 Комплексная диагностика 16
3.2.3 Диагностика банкротства 17
4 Анализ состояния предприятия 17
4.1 Анализ финансового состояния предприятия 17
4.1.1 Цели и методы анализа 17
4.1.2 Этапы финансового анализа 19
4.2 Другие методы анализа состояния предприятия 20
4.3 Системный и комплексный экономический анализ как элемент управления 20
5 Финансовое состояние предприятия 21
5.1 Понятие финансового состояния предприятия 21
5.2 Финансовая устойчивость 21
5.2.1 Коэффициенты финансовой устойчивости 22
5.2.2 Анализ обеспеченности запасов источниками финансирования 25
5.3 Платежеспособность 26
5.3.1 Показатели ликвидности 27
5.3.2 Анализ платежеспособности на основе коэффициентов ликвидности 30
5.4 Рентабельность 33
5.4.1 Общая рентабельность 33
5.4.2 Рентабельность оборотных активов 33
5.4.3 Рентабельность производственных фондов 34
5.4.4 Рентабельность активов предприятия 34
5.4.5 Рентабельность финансовых вложений 34
5.4.6 Рентабельность производства 34
5.4.7 Период окупаемости собственного капитала 35
6 Оценка инвестиционной и деловой активности предприятия 35
6.1 Показатели деловой активности предприятия 35
6.2 Показатели инвестиционной активности предприятия 38
7 Модели оценки вероятности угрозы банкротства. 39
7.1 Качественные подходы прогнозирования банкротства предприятий 39
7.2 Количественные подходы прогнозирования банкротства предприятии 42
7.2.1 Система показателей У. Бивера 42
7.2.2 Группа моделей оценки вероятности угрозы банкротства, основанных на методе мультипликативного дискриминантного анализа. 42
7.2.3 Методика прогнозирования банкротства с учетом специфики отраслей 45
7.2.4 Метол балльной оценки в прогнозировании банкротства 47
8 Принятие управленческих решений на основе маржинального анализа 49
8.1 Понятие маржинального анализа 49
8.2 Проведение маржинального анализа 50
8.3 Анализ безубыточности 52
8.4 Анализ прибыли 53
8.5 Методы анализа прибыли 53
8.5.1 Метод прямого счета 53
8.5.2 Аналитический метод 54
8.5.3 Факторы, влияющие на изменение прибыли 54
8.6 Маржинальный анализ и управленческие решения 55
9 Антикризисное управление и диагностика: Основные моменты 55
9.1 Длительность периода антикризисного управления 55
9.2 Что такое антикризисное управление 56
9.3 Что такое кризис 56
9.4 Когда бесполезно проводить антикризисное управление 57

Работа содержит 1 файл

Лекции Диагностика кризисного состояния предприятия.docx

— 370.18 Кб (Скачать)

При аналитическом  методе прибыль определяется не по каждому виду выпускаемой в планируемом  году продукции, а по всей сравнимой  продукции в целом. Исчисление прибыли  аналитическим методом состоит  из трех последовательных этапов:

  1. определение базовой рентабельности как частного от деления ожидаемой прибыли за отчетный год на полную себестоимость сравнимой товарной продукции за тот же период;
  2. исчисление объема товарной продукции в планируемом периоде по себестоимости отчетного года и определение прибыли на товарную продукцию исходя из базовой рентабельности;
  3. учет влияния на плановую прибыль различных факторов: снижения (повышения) себестоимости сравнимой продукции, повышения ее качества и сортности, изменения ассортимента, цен и т. д.

Используя данный метод, прибыль по несравнимой продукции определяется отдельно. Следует отметить, что  при прямом методе оценки и анализа  плановая прибыль определяется как  общая сумма, без выявления конкретных причин, влияющих на ее величину, а при  аналитическом методе проявляются  как положительно, так и отрицательно воздействующие на прибыль факторы.

      1. Факторы, влияющие на изменение прибыли

На изменение  балансовой прибыли оказывают влияние  многие факторы. По степени соподчиненности  — это факторы первого и  второго порядков.

К факторам первого порядка относятся изменения: прибыли от реализации продукции (работ, товаров, услуг); прибыли от прочей реализации; внереализационных результатов.

Факторами второго порядка являются изменения объема, структуры, полной себестоимости реализованной продукции, цен на реализованную продукцию; доходов по ценным бумагам и от долевого участия в совместных предприятиях; штрафов, пени, неустоек, полученных за вычетом уплаченных; прибыли и убытков прошлых лет, выявленных в отчетном году; поступлений долгов и дебиторской задолженности; финансовой помощи от других предприятий и организаций, пополнения фондов специального назначения и др.

Взаимосвязь факторов первого и  второго порядка с балансовой прибылью прямая, за исключением изменения себестоимости, снижение которой приводит к росту прибыли, а повышение — к ее снижению.

    1. Маржинальный  анализ и управленческие решения

Маржинальный  анализ предприятия позволяет предпринимателю, руководству предприятия достоверно оценить текущую ситуацию и перспективы. Он должен ответить на вопрос: каковы источники  и суммы денежных средств, которыми располагает фирма, на какие цели и нужды они расходуются?

В рамках анализа  оценивается эффективность использования  денежных ресурсов, капитала. Обязательный раздел анализа — изучение состава  и источников доходов и направлений  расходов фирмы, рассмотрение объемов  продаж товаров и услуг, себестоимости  реализованной продукции с выделением валовых, постоянных и переменных издержек. Должны быть выделены и оценены показатели прибыли и рентабельности, выявлены тенденции их динамики.

Анализ итогового  баланса фирмы дает представление  о ее финансовом положении на конец  истекшего периода, оценку собственного капитала, его объемов, динамики и  структуры.

Необходимая часть маржинального анализа  — рассмотрение источников формирования и направлений использования  денежных средств предприятия, оценка влияния движения этих средств на использование оборотного капитала. Данные анализа могут быть представлены в таблицах с краткими комментариями  и выводами.

  1. Антикризисное управление и диагностика: Основные моменты

    1. Длительность  периода антикризисного управления

Антикризисное управление – это краткосрочный проект длительностью около полтора года. Около двух лет – период изменения конъюнктуры рынка. Причем с ростом насыщенности рынка конъюнктура меняется все быстрее.

Именно такой  период выделяется и на старт компании и на антикризисное управление. Если компания не успевает это сделать, она может на рынок уже не выходить, она пропускает определенную волну. Она обязана заново выполнить все системные маркетинговые исследования, соответственно, и стартовать уже с другой идеей совсем. Не исключено, что идея, на которой базировалось бы антикризисное управление, за это время умрет. Поэтому если мы не в состоянии сделать это быстро (как любая хирургическая операция – она должна длиться ровно то время, которое она должна длиться), значит, это делать бесполезно.

Исключение  составляют только крупные компании, которые лечатся под щитом, скажем так, вертикальной интеграции, где можно  и нужно проводить длинные  преобразования, там на системы не влияет, во-первых, внешняя среда, никоим образом, они не подчиняются правилам рыночного существования.

    1. Что такое  антикризисное управление

Антикризисное управление в чистом виде – это восстановление жизнеспособности погибшего объекта, которое предполагает:

во-первых, нулевую  или слабопозитивную рентабельность;

во-вторых, это нечто, имеющее зародыш развития – фактически, приведенное к состоянию второй фазы жизненного цикла своего – фазы детства.

Мы фактически возвращаем систему в подобие  прошлого, вычищая и вырезая все  лишнее, что она успела накопить за период таких «тучных» лет, когда  денег было много, когда можно  было жировать, когда можно было заводить ненужных людей, ненужные подсистемы, ненужные функции, – это мы все  вычищаем, и превращаем в эмбрион.

Если после  чистки выясняется, что эмбриона бизнеса  нет – мы опоздали. Если эмбриона нет, то и особого смысла в лечении нет.

С точки зрения управленческой, антикризисное управление – это формирование авторитарной модели управления, точнее – тоталитарной, а еще точнее – тоталитарной с  усиленным акцентом в области  контроля и безопасности. Но там могут быть экспертные такие центры, которые принимают креативные решения, принимают участие в разных видах работ. Единственное, что ни у кого нет власти, кроме самого антикризисного управляющего, потому что таков, собственно, формат военного времени.

    1. Что такое  кризис

Кризис – это состояние хаоса, которое накапливается в результате износа всех видов капитала компании, и приводит к разрушению внутренней и внешней среды.

Хаотическое состояние, в отличие от состояния  упорядоченного, – это состояние, при котором в системе очень  высокие скорости процессов, у нее  высокая неопределенность – это  означает, что отсутствует параметризация, компанию нельзя описать ни количественными, ни качественными параметрами. И  люди очень быстро теряют понимание  того, что там происходит. Там  все время нечто происходит еще  локальное – это явление называется турбулентностью.

При этом разрушается человеческий капитал организации, потому что хаос всегда порождает определенный стресс, соответственно, развитие, выгорание, депрессивный синдром у любого человека.

Разрушается информация, потому что она становится невалидной, соответственно. И в результате сначала гибели человеческого фактора, в результате выгорания, потом изнашиваются основные средства – как правило, параллельно, к ним присоединяется изношенный интеллектуальный капитал. Потому что уставшие люди, а часто – деградировавшие в сторону иждивенчества люди, опять-таки, чаще всего, по причине усталости, предыдущего периода, не могут ни создать свой интеллектуальный капитал, ни, соответственно, внедрить чужой интеллектуальный капитал. Не способные, как правило, в отсутствие энергии, вообще ни на какие креативные действия.

Вот это все  разрушение трех видов капитала из четырех приводит к тому, что на самой последней, предкризисной стадии, у нас остаются только деньги – и больше ничего, собственно говоря.

Они остаются, потому что оборотный капитал является, скажем так, реверсивным капиталом, он производен от предыдущих видов капитала, и он производится и накапливается последним, как реверс на вложение трех видов капитала в бизнес, в оборот.

    1. Когда бесполезно проводить антикризисное управление

Первый фактор – это критически низкая доходность бизнес-сущности, центральной схемы, которая базируется на смысле и деньгах.

Второй фактор – это отсутствие имущества. Легкие системы практически не подлежат антикризисному управлению. Поэтому ритейл без имущества, у которого все в аренде, очень проблематичен. Потому что основных средств нет, соответственно, нет залоговой стоимости, не о чем разговаривать с кредиторами, в том числе с венчурными финансистами.

Нет имущества, нет опоры, нет залоговой стоимости, нет возможности законсервировать бизнес и перейти в арендные отношения, выждать время и воскреснуть.

Потому что наличие имущества  дает возможность умереть медленно, осмотреться на рынке, найти нишу и вовремя, правильно рестартовать, убив безболезненно, без банкротства старое производство или какую-то другую функцию, которая была, потому что есть дублирующий финансовый поток. Ну и залоговой стоимости тоже нет, остаточная ликвидационная стоимость систем легких операционных равна нулю. Ничего с этим не поделаешь.

Третий фактор – неавтономность, когда система зависит от каких-то аспектов внутренней среды. Экономическая – когда много заемного капитала (Превышение заемного капитала над собственным разрешено от 70% до 200% и до 500% для торговых компаний, имеющих имущество материальное с гарантированным оборотом и неэластичным спросом). Технологическая – когда система нуждается в чем-то, а этого на рынке нет, просто никак, она не может восстановить процессы и замкнуть цикл не может. Управленческая неавтономность, когда система оккупирована разного рода советниками, консультантами и прочее, которые, собственно, не работая сами нигде внутри системы проедают капитал, экспериментируют.

Четвертый фактор – невменяемые управленцы и собственники (называемые в народе котиками или барсиками), очарованные собственной манией величия, любящие свою свиту и не слушающие нормальных сотрудников, когда те пытаются сказать, что у нас ухудшается ситуация, давайте что-то делать.

 


Информация о работе Диагностика кризисного состояния предприятия