Антикризисное управление во Франции

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 11:46, реферат

Описание работы

Франция — высокоразвитая страна, ядерная и космическая держава. По общему объёму экономики страна занимает ведущие места в Европейском союзе и стабильно входит в первую мировую десятку.

Франция принадлежит к числу тех стран, которые внесли особенно большой вклад в историю человечества и развитие мировой культуры. Франция всегда была и до сих пор остается крупным центром европейской цивилизации. Особенность её исторического развития состоит в том, что свойственные многим странам исторические процессы происходили в ней в особенно ясной, отчетливой, «классической» форме.
В данной работе рассмотрены государственные меры по преодолению кризисов (в послевоенный период), а также представлены комплексные меры по устранению последствий нанесенными кризисами.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

1 ФРАНЦИЯ В ПЕРИОД ПЕРЕМИРИЯ И ПЛАН МАРШАЛА……….4

2 АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В 50-70-Х ГОДАХ…………….12

3 АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В 90-Х ГОДАХ...………………18

ВЫВОДЫ……………………………………………………………………….25

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………...26

Работа содержит 1 файл

антикризисное управление во франции.doc

— 125.50 Кб (Скачать)

     Франко-американская валютная война, характерная для 60-х годов, сменилась тенденцией к компромиссам особенно при кризисных ситуациях франка. В 1968—1969 гг., когда франк оказался в эпицентре валютного кризиса, Франция отказалась от «золотой войны» против США, а в 1973 г. присоединилась к проекту реформы международной валютной системы на базе СДР, хотя и выступает за сохранение золота как реальных международных активов.

     В 70-х годах правительство Франции  стало вновь применять систему  мер по блокировке и регулированию цен. Так, во второй половине 1975 года были временно заблокированы цены на все товары и услуги государственного и частного секторов экономики, а в мае 1976 года цены в госсекторе могли повышаться только на заданное количество процентов. При этом государство заключило контракты с предприятиями, по которым последние обязывались ограничивать рост цен на свою продукцию.

     На  отдельных этапах развития экономики блокировка охватывала все цены, те замораживались 100% цен. В случае если прибыль предприятия росла быстрее, чем цены, то они облагались специальным антиинфляционным налогом.

     Между тем стало ясно, что система  жесткого контроля за ценами с использованием принципа блокировки цен исчерпала себя. Французские экономисты пришли к выводу, что подобный контроль за ценами делает рынок менее гибким, сдерживает рост производства, конкуренцию и на определенном этапе ограничивает свободный перелив капиталов, мобильность рынков труда, товаров и услуг. Одновременно затрудняется процесс инвестирования и расширяются рамки бюрократизации хозяйственной деятельности. Ученые обратили также внимание на низкую эффективность контроля над ценами в борьбе против инфляции, указывая на то, что темпы инфляции во Франции в середине 70-х годов (9-10% в год) были значительно выше, чем в странах, где цены регулируются не административными, а косвенными, экономическими методами. 
 

     3 АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В 90-Х ГОДАХ 

     Начавшееся  весной 1994 г. циклическое оживление  окрепло и в начале  
1995 г. переросло в
слабый подъем. В стране было характерно скачкообразное расширение внутреннего и внешнего спроса, выводящее экономику страны из кризиса и последующей депрессии, но не создающее еще устойчивую тенденцию роста.

     Начало  нового кризиса определялось особенностями  кризиса 1990-1993 гг., который был самым  продолжительным за период после второй мировой войны, а по глубине уступил лишь кризису 1974-1975 гг. По стране прокатилась волна банкротств и массовых увольнений трудящихся. В промышленности и торговле произошло снижение цен. Компании пострадали от снижения доходов, что обернулось для них острой нехваткой собственных средств и ростом задолженности. Циклическое падение промышленного производства составило 7,1%.

     Сокращение  занятости, давление на зарплату, рост налогов, дороговизна потребительского кредита привели к уменьшению сбережений, а затем и личного потребления населения. Государственный бюджет и кредитная политика носила антикризисный характер. Однако эффективность правительственных мероприятий по улучшению финансового положения компаний, а также уменьшению дефицита государственного бюджета была невысокой.

     Разгар  кризиса пришелся на середину 1993 г., но падение промышленного производства продолжалось до конца года. За счет уменьшения численности занятых  и давления на зарплату удалось повысить общие издержки компаний. Стабилизировалась масса и норма предпринимательского дохода. За счет снижения объема капиталовложений и сокращений запасов нереализованной продукции компании высвободили достаточно средств для погашения задолженности. Удешевление кредитов способствовало оживлению жилищного строительства весной 1994 г.

     В первом квартале 1994 г. экономика находилась в состоянии депрессии. Объем  промышленного производства превышал кризисный уровень, но завершилась  волна банкротств. Весной 1994 г. началось оживление. Однако хозяйство избавлялось от последствий кризиса крайне медленно. Закрывались нерентабельные предприятия и ликвидировались многие убыточные производства. Кратковременный, но сильный толчок к выходу экономики из кризиса дало увеличение экспорта в страны континентальной Европы. На протяжении года оживление стимулировалось слабым повышением личного потребления и государственных заказов. В начале 1995 г. обозначился слабый подъем.

     Главной заботой правительства (глава кабинета министров - Э. Балладюр) было состояние  государственных финансов, а важнейшей среднесрочной задачей - уменьшение дефицита госбюджета и долга. Кредитно-денежная и валютная политика была направлена на поддержание стабильного курса франка, обслуживание и погашение государственного долга. Был введен ряд налоговых льгот и мер по стимулированию долгосрочных сбережений частных лиц. Внутренний спрос в 1994 г. повысился на 2,9 %. В промышленности объем инвестиций снизился в 1994 г. на 5 %. Личное потребление в 1994 г. и первой половине 1995 г. увеличилось на 1,5 %. Замедление роста реальной зарплаты, снижение с 1994 г. выплат на медицинское обслуживание, пенсионерам и безработным уменьшили доходы населения. Рост занятости с 1994 г., ощутимое повышение в 1995 г. реальных ставок зарплаты сказались на настроении потребителей: норма сбережений понизилась до 13,4 %, личное потребление увеличилось.

     В 1992-1993 гг. влияние внешнего спроса в  качестве фактора, улучшающего конъюнктуру, падало и в 1994-1995 гг. было отрицательным. С осени 1993 г. увеличился объем экспорта в страны, не входящие в Европейский Союз (ЕС). В конце 1993 г. стала улучшаться экономическая ситуация у западноевропейских торговых партнеров, что позволило французским экспортерам отвоевать часть европейского рынка. Относительно низкие издержки производства и доля прибыли в цене позволили сохранить невысокие экспортные цены. Французская промышленность с опозданием отреагировала на изменение условий конкуренции после девальвации фунта стерлингов, лиры и песеты в 1992 г. Однако благодаря высокому качеству и хорошему послепродажному обслуживанию французские товары сохранили конкурентоспособность на европейских рынках.

     Но  со второй половины 1994 г. доля и объем  французского экспорта в европейской  торговле начали снижаться. Импорт в 1994-1995 гг. рос быстрее, чем внутренний спрос. Активное сальдо внешней торговли уменьшилось  до 84,5 млрд. фр. в 1994 г. Активное сальдо платежного баланса составило 54,5 млрд. фр.

     В промышленности начался с первого  квартала 1995 г. В целом уровень  промышленного производства в начале лета 1995 г. был выше кризисного минимума на 8,3%, выпуск потребительских товаров - на 6,7%, полуфабрикатов - на 14,8%, оборудования - на 9,6%.

     Антиинфляционная  политика направлена на сдерживание  зарплаты и доходов трудящихся, а  также дефицита госбюджета и фондов социального страхования. Низкие цены на полуфабрикаты и импортные  товары также сдерживали инфляцию. Потребительские цены увеличились в 1994 г. на 1,7%, а в 1995 г. - на 1,9%.

     Темпы роста цен во Франции оставались одними из самых низких среди развитых капиталистических стран. Снижение в 1993-1994 гг. краткосрочных процентных ставок поддерживало экономическую активность в стране. Их повышение с конца 1994 г. связано с необходимостью привлечь капиталы в банковский сектор. Повышение ставок усложнило отношения между выжившими после кризиса компаниями и банками. Государство обеспечило поддержку пяти банков, но особое внимание уделялось "Креди лионне". План его спасения базировался на государственных гарантиях, которые позволили покрыть потери банка за длительный период.

     Кредитно-денежная политика была направлена на поддержание  стабильности франка по отношению к  валютам европейских стран, сдерживание роста денежной массы в обращении, общие задолженности и среднесрочных ставок. Средний курс франка по отношению к немецкой марке в 1994 г. составил 0,29 марки, а по отношению к доллару США - 0,18 доллара.

     Одной из острейших социально-экономических проблем остается безработица. Численность безработных увеличилась до начала 1994 г., затем стабилизировалась и весной 1995 г. составила 3,4 млн. человек. Спад производства привел к сокращению рабочих мест во всех отраслях и повышению уровня безработицы до 12,4% в начала 1994 г. Нынешняя безработица носит застойный характер. С 1990 г. по март 1995 г. число не имеющих работы более одного года увеличилось на 62,7% и составило 38,6% резервной армии труда.

     В начале 1994 г. власти предложили субсидировать создание новых рабочих мест за счет сокращения минимальной зарплаты молодых рабочих, что вызвало волну протеста и не было осуществлено. Правительство А. Жюппе продолжило мероприятия по повышению занятости. Парламент принял ряд законов о поощрительных выплатах частным предпринимателям за наем молодежи на работу и за возвращение сокращенного персонала.

     Основные  экономические показатели. Характерной  особенностью Франции в 90-е годы стало замедление темпов развития. Это связано с состоянием потребительского спроса, меньшей активностью корпораций и ослаблением общеэкономической конъюнктуры в соседних странах. Необходимо было принять меры по ограничению бюджетного дефицита, поэтому прирост ВВП в 1996 г. составил 1,5% против 2,2% в 1995 г. В 1 полугодии 1996 г. был отмечен очень скромный рост ВВП - всего на 0,8%. Однако 2 половина года охарактеризовалась постепенным ускорением экономического развития в основном в результате улучшения экономического положения в Европе и, как следствие, увеличением объема экспорта французских предприятий. К концу года темпы роста ВВП в среднегодовом исчислении достигли 2,1%. По мнению экспертов французского правительства, улучшение ситуации на рынке основных валют и, в частности, изменение курса доллара по отношению к европейским валютам начали оказывать благоприятное воздействие на развитие инвестиционной деятельности и торговли в Европе.

     Таблица 1

     Динамика  основных показателей французской  экономики

            1994 г.       1995 г.      1996 г. 
            (в  % к предыдущему году)
     ВВП      2,8      2,2      1,5
     Потребление населения       1,4      1,7      2,1
     Инвестиции       1,3      2,6      - 0,6
     Импорт       6,7      5,3      2,2
     Экспорт      6,0      6,0      3,6

     Перемены  на финансовых рынках оказали большее, чем ожидалось, воздействие на рост личного потребления населения. Так, в 1 полугодии 1996 г. он составил 1,5% против снижения потребления во 2 половине 1995 г. на 0,3%. Рост потребления в 1996 г. происходил при снижении покупательной способности населения. В результате уменьшения процентных ставок несколько сократилась среднегодовая норма сбережений. В 1995 г. она была на самом высоком за последние 10 лет уровне - 14,3% доходов населения. В 1 половине 1996 г. этот показатель снизился до 12,6%.

     Однако  этого было недостаточно для роста  промышленного производства. Несмотря на то, что в 1 полугодии 1996 г. значительно улучшились финансовые условия для инвестирования (была снижена средняя стоимость инвестиционных кредитов на 1,5 пункта по сравнению со 2 полугодием; кроме того, снижение рыночных процентных ставок повысило доходность инвестиций), предприятия не воспользовались этими преимуществами. Они продолжали снижать уровень запасов, по-видимому из-за ожидания падения цен, и объем инвестиций сократился на 0,7%.

     В 1997 г., по ожиданиям правительственных  экономистов, во Франции должен был  начаться процесс оживления экономики благодаря расширению капиталовложений. Предполагалось, что ВВП увеличится на 2,8%. Что касается проблемы занятости, то в 1996 г. предполагалось создать 150 000 новых рабочих мест (то есть уровень безработицы > 12 %), а в 1997 г. - 215 000 по сравнению со 141 000 в 1995 г.

     В 1996 г. курс французского франка в отношении  немецкой марки укрепился и вновь  вошел в свой прежний узкий  коридор в Европейской валютной системе.

     Учетные ставки находятся сейчас на очень  низком для Франции уровне, хотя они и выше германских. Однодневная банковская ссуда предоставляется в Париже под 4,5%, тогда как во Франкфурте-на-Майне - несколько выше 3,7%. Французские государственные займы сроком на 10 лет приносят годовой доход в 6,5%. Это на 0,65% выше, чем федеральные займы в ФРГ.

     Для экономики Франции в последние  годы характерен достаточно низкий уровень  инфляции. В 1995 г. индекс роста цен  составил лишь 1,7%. В связи с повышением в августе 1995 г. ставки НДС до 20,6% (с18,6%) темпы роста цен несколько ускорились. Однако с августа 1996 г., когда прекратилось механическое воздействие повышенной ставки НДС, индекс роста цен вернулся на годовой уровень 1,6 – 1,7%.

     По  мнению всех экономистов, постепенного ускорения роста французской  экономики можно ожидать с начала 1998 года. Успешное претворение в жизнь прогнозов экономического развития Франции зависит от динамики трех важнейших факторов:

Информация о работе Антикризисное управление во Франции