Антикризисное управление во Франции

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 11:46, реферат

Описание работы

Франция — высокоразвитая страна, ядерная и космическая держава. По общему объёму экономики страна занимает ведущие места в Европейском союзе и стабильно входит в первую мировую десятку.

Франция принадлежит к числу тех стран, которые внесли особенно большой вклад в историю человечества и развитие мировой культуры. Франция всегда была и до сих пор остается крупным центром европейской цивилизации. Особенность её исторического развития состоит в том, что свойственные многим странам исторические процессы происходили в ней в особенно ясной, отчетливой, «классической» форме.
В данной работе рассмотрены государственные меры по преодолению кризисов (в послевоенный период), а также представлены комплексные меры по устранению последствий нанесенными кризисами.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

1 ФРАНЦИЯ В ПЕРИОД ПЕРЕМИРИЯ И ПЛАН МАРШАЛА……….4

2 АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В 50-70-Х ГОДАХ…………….12

3 АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В 90-Х ГОДАХ...………………18

ВЫВОДЫ……………………………………………………………………….25

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………...26

Работа содержит 1 файл

антикризисное управление во франции.doc

— 125.50 Кб (Скачать)

     Шестой  план (1971—1975 гг.), разработанный после трудностей, с которыми столкнулась французская экономика в мае-июне 1968 г., делал особый упор на индустриализацию страны, как на рычаг, обеспечивающий быстрый рост (среднегодовой прирост ВВП предусматривался в пределах от 5,8 % до 6 %). Дальнейшая индустриализация экономики должна была сопровождаться структурной перестройкой. Все больший упор делался на софтизацию экономики, создание ее постиндустриальной модели. Реализация плана была нарушена энергетическим кризисом. В новых условиях с 1974 г. французское правительство начало менять методику планирования.

     Седьмой план (1976—1980 гг.) содержал в себе ряд  качественных долгосрочных ориентации, но весьма ограниченный набор четко  определенных и выраженных в цифрах целей. Качественные рекомендации состояли в стимулировании промышленных капиталовложений, уменьшении безработицы и обеспечении полной занятости, ограничении инфляционных процессов и сокращении дефицита платежного баланса. Также провозглашалась политика "промышленной переориентации", предполагающей поддержку государством наиболее конкурентоспособных экспортных отраслей.

     В результате наиболее быстрыми темпами  развивались авиационная, автомобильная, атомная, нефтеперерабатывающая, химическая отрасли промышленности. Появились  аэрокосмическая и ракетная отрасли ВПК. Форсированными темпами развивалось производство пластмасс, радиоэлектроники, началось производство вычислительных машин и устройств. Политика государства, связанная с поощрением концентрации производства, привела к появлению гигантских финансово-промышленных комплексов (финансовых групп).

     Восьмой план (1981—1984 гг.) был посвящен усилению структурной перестройки экономики  с целью укрепления позиций крупных  компаний Франции на мировом рынке, развитию НИОКР в стране, стимулированию новейших отраслей промышленности и промышленного инвестирования. Он не был осуществлен и был заменен промежуточным планом.

     Девятый план (1985—1988 гг.) стимулировал рост одновременно с равновесием внешних обменов  и проведением обширной программы  НИОКР, расширение системы профессиональной подготовки рабочей силы. Центральными линиями были увеличение занятости, объемов производственных инвестиций, в первую очередь, в промышленность, борьба с инфляцией, а также региональное развитие страны. Этому способствовали 22 региональных контракта, тесно связавших планирование и устройство территории.

     Десятый план (1989—1993 гг.) преследовал цель нормализовать  ситуацию на рынке рабочей силы. Либерализируя механизмы государственного регулирования экономики, план большое  внимание уделял помощи малому бизнесу. Продолжалась структурная перестройка экономики и стимулирование внешнеторговых обменов.

     Одиннадцатый  план (1993—1997 гг.) и двенадцатый план (1998—2001 гг.) были разработаны под  влиянием процессов либерализации  экономики. Они не содержат никаких количественных показателей, ограничиваясь лишь стратегическими направлениями. К их числу относятся: борьба против безработицы и впервые включенная в план задача оказания помощи маргинальным слоям населения Франции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2 АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В 50-70-Х ГОДАХ 

     Одним из важных направлений деятельности французского правительства в 50-70-е  гг. было оздоровление финансовой системы.

     Под давлением монополий во Франции  был произведен неограниченный обмен  старых купюр свыше 20 фр. на новые банкноты по номиналу. В итоге денежная реформа не затронула спекулятивные барыши коллаборационистов (800 млрд. старых фр.).

     В 1948 г. благодаря изъятию банкнот  достоинством в 5 тыс. фр. и частичному их аннулированию денежная масса  сократилась на 15%. В результате дефляционных мер рост цен во Франции с февраля 1948 г. замедлился. Но военно-инфляционный бум, вызванный войной в Корее (1950 г.), привел Францию на грань финансовой катастрофы.

     В 50-е гг. наметилась тенденция к  возвращению капиталов в страну из воюющих за независимость колоний Франции. Голлисты поддержали эту тенденцию. Одной из первых крупномасштабных акций в этом направлении стал внутренний заем министра финансов А. Пине в 1958 г., обеспечивший казне 294 млрд. франков чистой выручки и 30 млрд. франков в облигациях прежних займов. Сокращение государственных расходов, в том числе по социальным статьям, позволило создать золотые и валютные резервы, значительно превышающие общую сумму государственного долга.

     Антиинфляционная  программа 1952 г. предусматривала налоговую амнистию тем, кто уклонялся от их уплаты, и выпуск займа с золотой оговоркой в расчете на снижение цен. Однако антиинфляционные меры свелись лишь к законодательному снижению цен на некоторые товары (уголь, сталь, зерно) и завершились блокированием их в сентябре 1952 г.В 1960 г. правительство объявило о досрочном погашении части внешней задолженности. Вместо обесцененного франка в январе 1960 г. был введен новый франк, равный 100 старым. В конце 60-х гг. валютно-финансовая политика страны была изменена.

     На  протяжении 40 лет (1947-1987гг.) государственное  регулирование цен являлось составной частью политики «дирижизма» (государственного регулирования экономики). Сложная экономическая ситуация в стране, сложившаяся к 1947 году, резкое снижение покупательной способности франка, его девальвация обусловили необходимость принятия решительных мер по контролю за ценами.

     В конце 1947 года с учетом некоторого повышения  темпов восстановления экономики, была введена политика «контролируемой свободы цен»: предприниматели получили возможность изменять цены, предупредив об этом государственные органы, которые могли отменить такие изменения. Однако уже в начале 1948 года цены на товары были переведены на режим полной или частичной свободы установления.

     Вместе с тем в течение последующих лет (1949-1957гг.) правительством Франции были приняты 6 законов о блокировке цен, что привело к постепенному ужесточению ценового контроля.

     В 1960-1962 гг. осуществлена почти полная либерализация цен на промышленные товары, но уже с середины 1963 года правительство приняло решение о новой блокировке цен, в связи с новой экономической политикой («развитие без инфляции»). Одновременно были заморожены цены на некоторые продукты питания и услуги.

     С 1965 по 1972 гг. государственное регулирование цен осуществлялось через так называемые контракты стабильности, программные контракты и контракты против повышения цен.

     В соответствии с контрактами стабильности государство заключало с предприятиями  соглашения, по которым они имели  право повышать цены на одни товары, одновременно снижая цены на другие товары.

     Основная  цель такого механизма государственного регулирования цен –поддержание стабильности общего уровня цен.

     Программные контракты были направлены на то, чтобы  способствовать эволюции цен, отвечающей условиям международной конкуренции. Этот механизм государственного регулирования цен распространялся на все товары и услуги, которые в соответствии с контрактами стабильности ранее подвергались контролю.

     Согласно  программным контрактам предприятия предоставляли государству информацию о своих инвестиционных программах, финансовом положении, занятости, перспективе выхода на внешние рынки, а также подробную информацию, связанную с формированием цен, в том числе по анализу рынка и конкуренции, технико-экономическим параметрам товаров, производительности труда, методам финансового управления и т.д.

     Контракты против повышения цен имели целью  обеспечить высокую конкурентоспособность французских товаров и замедлить темпы роста инфляции. При принятии предприятиями таких контрактов правительство принимало на себя обязательства не применять меры, ведущие к росту издержек производства.

     В 60-х годах острые валютные кризисы, хронический дефицит платежного баланса, многократные девальвации, «истощение» золото-валютных резервов сменились относительным улучшением валютного положения Франции. В 1959—1966 гг. ее платежный баланс сводился с активным сальдо, золото-валютные резервы увеличились в шесть раз, внешний государственный долг уменьшился в восемь раз. Рост цен в 1960 г. приостановился, но не прекратился. Валютные позиции Франции относительно окрепли. На протяжении десяти лет она, выступала против диктата доллара и была инициатором повышения роли золота в международных расчетах.

     Французский государственно-монополистический  капитализм вновь прибег к «плану стабилизации экономики» с сентября 1963 г. Эта антиинфляционная программа  отличалась разнообразием средств переложения на трудящихся трудностей, вытекающих из противоречий капитализма. Среди них: «замораживание» заработной платы, контроль над ценами, сокращение расходов на народное образование, здравоохранение, пенсионное обеспечение, кредитные ограничения. В результате трех лет «жесткой экономии» рост цен снизился до 2,4% в 1965 г. против 5,5% до «плана стабилизации», но ценой замедления темпа экономического роста (с 7% в 1964 г. до 1,9% в 1965 г.). Это было обусловлено сокращением капиталовложений и потребления трудящихся. Поэтому с весны 1965 г. антиинфляционные меры были постепенно ослаблены.

     Кризис  захватил Францию в 1969 г. В августе 1969 г. была проведена очередная девальвация  франка. Ей предшествовал острый социальный кризис (май 1968 г.), бурные политические события (весной 1969 г.) — итоги апрельского референдума, уход де Голля в отставку. Поскольку размер девальвации франка был невелик (11,11%), одновременно были приняты для повышения конкурентоспособности французских фирм дефляционные меры.

     В условиях валютного кризиса Франция  практиковала такой своеобразный метод  валютного регулирования, как двойной  валютный рынок (с августа 1971 г. по январь 1974 г.).

     По  текущим операциям (внешняя торговля и связанные с ней сделки) курс франка поддерживался на заниженном уровне, что поощряло экспорт Франции. На рынке «финансового» франка (по финансовым операциям) курс свободно колебался в зависимости от спроса и предложения.

     Энергетический  кризис усугубил экономические трудности  Франции. В 1974 г. ее расходы на покупку нефти увеличились втрое, а торговый и платежный балансы стали дефицитными (20 млрд. и 28,7 млрд. фр. соответственно). Среднегодовой рост цен ускорился с 10% в 1972—1973 гг. до 15% в 1974 г. В связи с понижением курса франка биржевые спекулянты стали продавать французскую валюту.

     Участие Франции в системе «европейской валютной змеи» обязывало ее использовать валютные резервы для поддержания  узких пределов колебаний курса  франка к валютам ФРГ, Бельгии, Голландии, Люксембурга и Дании. За три месяца потери Банка Франции составили 2 млрд. долл., или 1/3 валютных резервов. Чтобы сохранить резервы и несколько смягчить последствия энергетического кризиса, Франция с 19 января 1974 г. по 10 июля 1975 г. вышла из «европейской валютной змеи». С введением «плавающего» курса произошла фактическая девальвация франка на 15% (май 1974 г.), что стимулировало экспорт и удорожало импорт.

     Мировой экономический кризис, который захватил Францию с осени 1974 г., отрицательные  последствия небывалой засухи летом 1976 г. вновь вызвали ухудшение платежного баланса. Цены продолжали расти (в 1975 г. — на 11,3%, в 1976 г. — 13— 15%). За 1970—1975 гг. они повысились на 60%, а прибыли монополий увеличились на 83%, в то время как покупательная способность трудящихся оставалась неизменной и в ряде случаев сокращалась. Были приняты новые антиинфляционные программы: «план Фуркада» (июнь 1974 г.) и «план Барра» (сентябрь 1976 г.), в которых ставилась задача постепенно ликвидировать дефицит государственного бюджета. В сентябре 1976 г. Банк Франции повысил учетную ставку до 10,5% против 8% в 1975 г. Рост заработной платы и доходов населения на 1977 г. ограничен 6,5%.

     Несмотря  на чрезвычайные правительственные  меры, инфляция в стране не прекращается, так как они не содержат радикальных средств борьбы с ней.

     В связи с неустойчивостью франка он стал объектом периодической игры на понижение его курса. В результате очередной спекулятивной атаки  на франк на валютных рынках Франция  с 15 марта 1976 г. повторно вышла из «европейской валютной змеи».

     Особенностью  валютного положения Франции  является сохранение крупных золото-валютных резервов, по размерам которых она  занимала в 1975 г. четвертое место, а  по золотым — третье (после США  и ФРГ). Будучи сторонницей золота как реальных резервных активов, Франция стремится повысить его долю в официальных резервах путем их периодической переоценки, которая проводится с января 1975 г. (раз в полгода по среднерыночной цене), и покупки золота. Банк Франции приобрел через посредство Банка международных расчетов около 2,5 т золота на двух аукционах Фонда в 1976 г. В частных руках во Франции сосредоточено примерно 5 тыс. т золота, что отражает реакцию буржуазии на обесценение денег и неустойчивость в капиталистическом мире.

Информация о работе Антикризисное управление во Франции