Контрольная работа по "Анатомии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 16:36, контрольная работа

Описание работы

Задачами изучения вопросов в данной контрольной работе по теме архитектоника коры головного мозга является:
1.Структурно – функциональная характеристика коры
2.Сенсорные области коры
3.Ассоциативная кора
4.Двигательные области коры и
межполушарные взаимодействия

Содержание

Введение……………………………………………………………………4
Определение архитектоники коры головного мозга,
анатомия коры головного мозга…………………………………………6
Структурно – функциональная характеристика коры….…...7
Сенсорные области коры………………………………….….9
Ассоциативная кора……………………………………….…11
Двигательные области коры и .
межполушарные взаимодействия……………………….……..12
2. Функциональные особенности мозга в детском возрасте
2.1 Созревание мозга и поведение.
Младенчество (от 0 до 1 года)………………………………….15
2.2 Мозг и поведение.
Ранний возраст ( от 1года, до 3 лет)………………………....…24
2.3 Структурно-функциональная организация мозга
и формирование познавательной деятельности.
Дошкольный возраст (от 3 до 6-7 лет)……………………….....27
Заключение……………………………………………………………30
Список использованной литературы……………………….…….…32

Работа содержит 1 файл

Контрольная чистовик (Автосохраненный).docx

— 1.12 Мб (Скачать)

Зрительная сенсорная  система, чрезвычайно важная для обеспечения контактов младенца с внешним миром, претерпевает существенные изменения в первом полугодии.

 В первые месяцы  жизни постепенно развивается  способность зрительной фиксации  объектов, введенных в поле зрения  и остающихся неподвижными. Об  особенностях восприятия неподвижных  объектов можно судить прежде всего по характеру движений глаз, который свидетельствует о том, что воспринимается не весь предмет, а его отдельные признаки.

 2- 3-месячный возраст является важнейшим этапом развития ребенка 1-го года жизни. Для него характерно ускоренное формирование сенсорных процессов, на что указывают структурные и функциональные характеристики зрительной системы, а также поведение ребенка. Изменяется ВП на зрительный стимул. Существенно укорачивается его латентный период как результат миелинизации зрительных путей. Это приводит к ускорению передачи информации в кору больших полушарий и расширению оперативных возможностей системы.

Формирование  интегративных процессов и поведение  младенца. Ускоренное формирование с 3 мес. звездчатых короткоаксонных нейронов - клеток-интеграторов, ансамблевой организации, а также увеличение объема волокнистого компонента способствуют объединению структур зрительной коры в систему. Проявлением системного функционирования нервных элементов является синхронизация и ритмизация биопотенциалов. В 3-месячном возрасте в состоянии спокойного бодрствования в зрительной коре обнаруживается ритмическая активность 4-6 колебаний за 1 с, которая рассматривается как незрелый вариант основного ритма

С 3-месячного возраста совершенствуются процессы выделения признаков. К 3-4 мес. созревает система восприятия цвета, ее желто-синий компонент; к 4-5 мес. - красно-зеленый. Эта особенность цветового восприятия должна быть учтена при ознакомлении ребенка с игрушками. С 3-4 мес. проявляется и нарастает способность различения объектов по размеру. Эти признаки выступают как определяющие характеристики предмета. Хорошим показателем развития ребенка является возможность различения отдельных признаков, оцениваемая по двигательным компонентам внимания - переводу взгляда на объект и его фиксация, во время которой осуществляются созревшие к данному возрасту операции обработки информации о фиксированном взором объекте.

 Структурно-функциональной  основой расширения возможностей опознания объектов внешнего мира является вовлечение в сенсорные функции непроекционных областей коры - моторной и ассоциативной зон. Основной комплекс ВП, реактивный к характеристикам объекта, начинает регистрироваться в заднеассоциативной, центральной областях, премоторной коре. Включение в зрительную функцию областей моторной коры, связанных с глазодвигательными процессами, обеспечивает более совершенную регуляцию и контроль двигательного компонента внимания. Вначале эти процессы осуществлялись за счет двухолмных связей. Интенсивно созревающая после 3-го месяца теменная кора становится структурной основой так называемого "скрытого внимания", облегчающие эффекты которого не связаны с видимыми движениями глаз. Активное функционирование теменной области подтверждается данными о значительном нарастании в ней метаболизма в период от 3 до 6 мес. жизни. В зрительной и теменной корковых зонах в этот период происходит ранний прирост ширины коры (3 мес.), увеличение объема пирамид, развитие вставочных нейронов (6 мес.).

 Интегративные системные  процессы обеспечиваются внутри- и межанализаторными связями,  развитием ассоциативных областей  коры больших полушарий, прежде  всего заднеассоциативных структур (височно-теменно-затылочная область), нейроны которых способны отвечать  на раздражения разных сенсорных  модальностей при наибольшем  вкладе зрительной. С вовлечением заднеассоциативных областей коры в зрительное восприятие связываются такие операции, как запоминание зрительной информации, выработка эталонов, индентификация изображений. Возможность их осуществления появляется с 3-месячного возраста. Структурное созревание заднеассоциативных структур в онтогенезе определяет совершенствование воспринимающей системы. В этих корковых областях наиболее интенсивно растут специфичные для ассоциативных структур верхние слои коры, которые являются ансамблеобразующими, имеют более выраженные горизонтальные связи и участвуют в интегративных процессах. В ассоциативных зонах быстрее развиваются группировки нейронов, которые имеют более сложный и разнообразный состав по сравнению с нейронными объединениями проекционной коры.

Развитие речевой  функции. С развитием ассоциативных областей коры, в состав которых входят речевые центры, связано развитие коммуникативной речевой деятельности.

Речь формируется на основе развивающихся сенсорных механизмов внимания и эмоционально-потребностной  сферы ребенка в процессе его  общения со взрослым. Уже на первой неделе жизни обращение к ребенку, особенно с негромкой речью, приводит к успокоению, первичному сосредоточению и постепенному переходу с 2 мес. к попыткам подражательных звуковых реакций, возникающих на основе эмоционального возбуждения. Помимо этого возникает и повторение собственных звуков. Развивающиеся гуканье и гуление включают определенные артикуляционные процессы, отрабатывается связь слуховых ощущений с комплексом кинестетических, кинетических и тактильных раздражений. Нечеткий звуковой состав вокализаций постепенно дифференцируется и специализируется. Расцвет гуления приходится на 4-6 мес. и плавно переходит в лепет, когда ребенок начинает подолгу произносить различные слоги самопроизвольно и подражательно.

 Контакты со взрослым, особенно с матерью, имеют первостепенное значение для развития ребенка в этом возрасте.

Второе полугодие  жизни.

К 6-месячному возрасту отмечаются прогрессивные изменения в строении проекционных и не проекционных отделов мозга. Скачком увеличивается ширина коры, нарастает синаптогенез; так что число синапсов в 6-8 мес превосходит имеющееся во взрослом мозге, увеличивается объем волокон, появляются гнездные группировки нейронов, что способствует совершенствованию обработки информации.

Системное взаимодействие мозговых структур и развитие воспринимающей функции мозга. Важную роль в развитии психических функций ребенка  играет формирование длинных ассоциативных  связей между областями коры, что  создает условия для их взаимодействия. В ознакомление с объектами внешнего мира включаются дополнительно к зрительной другие анализаторные системы. К раннему рассматриванию сначала предметов, потом своих рук начинает присоединяться дотягивание, толкание игрушек, а с момента раскрытия ладони - захватывание, ощупывание, что существенно дополняет чисто зрительные впечатления и облегчает опознавание предметов. Так, младенцы во втором полугодии и особенно к 8-месячному возрасту после ощупывания невидимого предмета быстрее и точнее узнают его с помощью зрения. Звучащие предметы легче привлекают внимание ребенка и активнее фиксируются.

 К 6-месячному возрасту  происходят существенные изменения  в моторной сфере. Ребенок садится,  что расширяет видимое пространство. Развитие координационных возможностей, движение обеими руками способствует  манипуляции с предметами, более  глубокому ознакомлению с окружающим  миром. Шестимесячный возраст  рассматривается как своеобразный  рубеж, преодоление которого открывает  перед ребенком новые возможности.        Системное взаимодействие различных мозговых структур расширяет функциональные возможности восприятия. Это особенно четко видно на примере развития способности к выделению формы объектов, которая имеет более сложную динамику по сравнению с восприятием других признаков и проходит несколько стадий, когда осуществляется переоценка соотносительной значимости разных признаков для опознания и узнавания предмета. Скачок в выделении формы приходится на 8-месячный возраст, когда этот признак начинает преобладать над признаком размера, и различия предметов по размеру становятся для младенцев не столь значимыми, как различия по форме. Сущность качественного скачка состоит в том, что на раннем этапе развития восприятия при независимом функционировании каналов обнаружения и опознания воспринималась либо общая недифференцированная форма предмета, либо его отдельные признаки. Во втором полугодии происходит интенсивное созревание заднеассоциативных структур, нейронный аппарат которых нацелен на опознание сложных изображений. За счет интегративных процессов к концу 1-го года постепенно возникает единый механизм восприятия формы как интегрированного целого, в которое включены его части, связанные определенным образом. С 6-месячного возраста новые предметы получают явное преимущество перед новыми локализациями знакомых объектов. Специальные эксперименты с короткими точечными засветами контура изображения показали, что интеграция этой информации, необходимая для узнавания, осуществляется к концу 1-го года жизни. Целостность восприятия становится в определенной степени независимой от изменения отдельных признаков. Если 6-месячные младенцы воспринимали изменения любого признака предмета как появление нового объекта, то к 9-му месяцу формируется инвариантность узнавания формы. Возникновение этой способности указывает на то, что восприятие меньше зависит от физических характеристик стимула, а начинает основываться на сущностных характеристиках предмета -это свидетельствует о включении в процесс восприятия интеллектуального компонента. После 8 мес. возможна начальная невербальная категоризация - группировка предметов с варьирующими, но сохраняющими закономерную связанность признаками и узнавание их как однотипных.

Внимание и  поведение. К 8-му месяцу жизни проявляются элементы произвольности и внутренней регуляции. Ребенок на основе индивидуального опыта направляет свое внимание (фиксирует взгляд) на прогнозируемое место появления движущегося предмета, исчезнувшего за ширмой, или экспериментатора, спрятавшегося за дверью после игры. Этот вид поведения существенно отличается от наблюдавшегося в первом полугодии жизни, когда исчезнувший из поля зрения предмет исчезал из поля сознания младенца.

Регуляция поведения развивается  в общении со взрослыми, и существенная роль в этом процессе принадлежит речевой функции. Во втором полугодии жизни в процессе общения со взрослым как носителем определенного языка лепет младенца начинает приобретать языково-специфические черты. Эмоциональное общение с ребенком способствует развитию у него не только коммуникативных способностей, но и понимания речи. Показ и называние младенцу предметов и действий, осуществляемых с ними, приводит к формированию у него связи между названием предмета и самим предметом к концу 1 -го года жизни. Ребенок, показывая предмет, пытается его называть. Формируются первые речевые реакции. К 1 году активный словарь ребенка может содержать от 10 до 15 слов.

 

 

 Динамика изменения  поведенческих реакций младенцев,  его функциональных возможностей  в обеспечении контактов с  внешней средой Психофизиологическая  характеристика развития ребенка  1-го года жизни

Возраст

Функции

Первые часы и дни

Контакт "глаза в глаза" (реакция на лицо матери), реакция  испуга на сильные раздражители, крики, эпизоды фиксации движущихся предметов

1-2 мес.

"Улыбка", привлечение  внимания к движущимся объектам; зрительное и слуховое сосредоточение

2-3 мес.

Фиксация неподвижного предмета, прослеживание движущегося объекта, ощупывание собственных рук или  предмета, "комплекс оживления", социальная улыбка; гуканье, гуление, поворот к  говорящему лицу

3-4 мес.

Различение цвета (включение  желто-синей оппонентной системы), различение объектов по размеру, повышенное внимание к новым предметам, усиление гуления

5-6 мес.

Различение целостных  объектов и их отдельных признаков, различение цвета (включение красно-зеленой оппонентной систем способность дифференцировать выражение лица, различать мимику и жесты, бимануальная координация под зрительным контролем, начало лепета, понимание собственного имени

8-9 мес.

Предпочтительное восприятие формы как интегрированного целого; первые проявления произвольности (внимание к исчезнувшему объекту), совместная игровая деятельность со взрослым, жестовое прощание, отвечает действием на словесную инструкцию, произвольное произнесение звуков и слогов, интонационно-методическая имитация речи

12 мес.

Константность восприятия формы  предмета, вербальная категоризация  предметов, активное зрительное исследование обстановки, избирательное отношение  к окружающим, понимание некоторых  обобщенных команд (сложи игрушки), 10-15 лепетных слов, явная интонационная  выразительность


2.2 Мозг и поведение.  Ранний возраст ( от 1года, до 3 лет)

Структурно-функциональная организация мозга. Изменения функциональной организации мозга в раннем возрасте связаны прежде всего с дальнейшим созреванием коры больших полушарий. На рассматриваемом этапе онтогенеза за счет увеличения ветвлений базальных дендритов, образующих систему вертикальных и горизонтальных связей, формируется четкая ансамблевая организация нейронов, выделяются гнездные группировки, включающие клетки разных типов, что обеспечивает усложнение процесса переработки информации в ансамблях. Формирование в составе ансамблей корзинчатых вставочных клеток, выполняющих тормозящую функцию в нейронных цепях, обеспечивает пластичность интегративных процессов, усиливает взаимосвязанность отдельных ансамблей в вертикальной колонке, чему способствует значительное развитие аксонов. Интенсивное развитие нейронного аппарата коры больших полушарий проявляется в усилении метаболизма нервных клеток: в 2 года резко увеличивается содержание в коре нуклеиновых кислот. Происходящие в коре больших полушарий прогрессивные структурные преобразования отражаются в параметрах основного ритма покоя - альфа-ритма. В раннем возрасте (от 1 года до 3 лет) ЭЭГ характеризуется достоверным увеличением амплитуды и спектра мощности альфа-ритма, пик этого увеличения приходится на 3 года. Отмечается четкий затылочно-лобный градиент выраженности альфа-ритма: максимальная выраженность - в затылочных областях коры, а минимальная - в лобных. Однако наряду с прогрессивной возрастной динамикой альфа-ритма ЭЭГ усложняется, усиливается ее полиморфизм, отражающий развитие сложной биоэлектрической архитектоники. Это является следствием формирования таламо-кортикального и лимбико-кортикального входов, и отсутствия четкой иерархии функциональной организации мозга. Возрастает и индивидуальная вариабельность ЭЭГ, проявляющаяся как в разбросе частоты альфа-ритма, так и в различном соотношении альфа- и тета-волн, отражающих активность лимбических структур мозга. Особенностям ЭЭГ соответствует и значительная вариативность поведенческих реакций ребенка на этом этапе развития. Во многом эта вариативность определяется генетическими предпосылками темпа созревания, а во многом - социальными факторами, и прежде всего активным влиянием среды и контактами со взрослыми.

 

Формирование познавательной деятельности. Важнейшим новообразованием этого возрастного периода является прямохождение, существенно расширяющее возможности самостоятельного ознакомления ребенка с окружающей средой. Дальнейшее развитие двигательных действий усложняет манипуляции ребенка с предметами, ребенок учится вкладывать предметы один в другой, нанизывать их. Увеличивается разнообразие манипуляций и усложняется конструктивная деятельность с кубиками, пирамидкой, карандашами, бытовыми предметами (чашка, ложка, ботинки), ребенок постепенно учится использовать их по назначению. Если вначале конструктивные действия носят подражательный характер, то затем постепенно, путем проб и ошибок начинается использование собственных способов конструирования. При этом познаются не только предметы как таковые, но и их разнообразные свойства, в том числе относительные характеристики (например, размер колец пирамидки - больше-меньше). Ребенок учится правильно использовать эти свойства. В расширении возможностей познавательной сферы важная роль принадлежит системе зрительного восприятия. Дальнейшее созревание заднеассоциативных и в особенности переднеассоциативных структур, участвующих в реализации зрительной функции, способствует развитию операций опознания и запечатлевания предметов. Ребенок этого возраста способен узнавать не только знакомые реальные предметы, но и их изображения на картинке. Если ребенку 1-го года для опознания целостного образа требовался непосредственный контакт с предметом и интеграция информации, поступающей по разным сенсорным каналам (тактильный, звуковой, обонятельный), то на рассматриваемом этапе онтогенеза на основе уже сформированного эталона опознание может осуществляться только за счет одного из сенсорных входов, в основном зрительного.

Информация о работе Контрольная работа по "Анатомии"