Контрольная работа по "Анатомии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 16:36, контрольная работа

Описание работы

Задачами изучения вопросов в данной контрольной работе по теме архитектоника коры головного мозга является:
1.Структурно – функциональная характеристика коры
2.Сенсорные области коры
3.Ассоциативная кора
4.Двигательные области коры и
межполушарные взаимодействия

Содержание

Введение……………………………………………………………………4
Определение архитектоники коры головного мозга,
анатомия коры головного мозга…………………………………………6
Структурно – функциональная характеристика коры….…...7
Сенсорные области коры………………………………….….9
Ассоциативная кора……………………………………….…11
Двигательные области коры и .
межполушарные взаимодействия……………………….……..12
2. Функциональные особенности мозга в детском возрасте
2.1 Созревание мозга и поведение.
Младенчество (от 0 до 1 года)………………………………….15
2.2 Мозг и поведение.
Ранний возраст ( от 1года, до 3 лет)………………………....…24
2.3 Структурно-функциональная организация мозга
и формирование познавательной деятельности.
Дошкольный возраст (от 3 до 6-7 лет)……………………….....27
Заключение……………………………………………………………30
Список использованной литературы……………………….…….…32

Работа содержит 1 файл

Контрольная чистовик (Автосохраненный).docx

— 1.12 Мб (Скачать)

 В верхней височной извилине расположена слуховая сенсорная кора. Первичным проекционным полем является кора поперечных височных извилин. Здесь имеется топическая проекция различных участков гордиева органа. В этой зоне в ответ на раздражение слуховых рецепторов формируются звуковые ощущения, изменяющиеся по громкости, тону и другим качествам. Вторичная слуховая кора расположена в верхней височной извилине. Здесь происходит более сложная обработка звуковой(частично и речевой) информации. Рядом со слуховой зоной предположительно находится вестибулярная проекционная зона.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Кора полюса затылочной доли является первичным проекционным полем зрительного анализатора. В первичной зрительной коре формируется ощущение яркости, контрастности, цвета, детальный анализ формы неподвижных предметов, элементарный анализ движения. Рядом расположена кора вторичной зрительной области. Здесь осуществляется тонкий анализ образов, цвета, движения предметов, формируется зрительное внимание, перемещение взгляда, узнавание знакомой обстановки и знакомых лиц. Нейроны этих зон полисенсорны  и отвечают не только на световые, но и на тактильные, и слуховые раздражители. Раздражение этих полей вызывает зрительные галлюцинации, ауру (навязчивые ощущения), движение глаз. 
  Основная часть информации об окружающем мире и внутренней среде организма, обработанная в сенсорной коре, передаётся для дальнейшего её анализа и синтеза в ассоциативную кору.

 

1.3 Ассоциативная кора

Общая характеристика. Ассоциативная кора представляет собой мощный аппарат конвергенции и интеграции различных сенсорных возбуждений, позволяющий произвести сложную обработку информации о внешней и внутренней среде организма

 

Функции отдельных  зон. Формирование программ целенаправленного поведения, особенно в новой для человека обстановке, происходит в лобной ассоциативной коре. Реализация этой общей функции основывается на других функциях этой системы:

  1. Формировании доминирующей мотивации, определяющей направление поведение человека, осуществляется при взаимодействии с лимбической системой, обеспечивая регуляцию эмоций человека, связанных с его социальной деятельностью и творчеством;
  2.   Обеспечении вероятностного прогнозирования, что выражается изменением поведения в ответ на изменения обстановки окружающей среды и доминирующей мотивации;
  3. Самоконтроле действий путём постоянного сравнения результата действия с исходными намерениями, что связано с созданием аппарата предвидения(акцептор результата действия, по П.К. Анохину); 
     
    Теменная ассоциативная кора имеет эфферентные выходы на ядра таламуса и гипоталамуса, моторную кору и ядра экстрапирамидной системы. Основными функциями являются гнозис, формирование «схемы тела» и праксис. Под гнозисом понимают функцию различных видов узнавания – формы, величины, значения предметов, оценки их пространственных отношений, понимание речи, познание процессов, закономерностей и др.

 

 

1.4  Двигательные области коры и межполушарные взаимодействия

 

   Двигательная  кора. Понятие о двигательной коре большого мозга начало формироваться с 80 – х гг. XIX в., когда было показано, что электрическое раздражение у животных некоторых корковых зон вызывает движение конечностей противоположной стороны (Г. Фрич, Е. Гитцинг, 1870). В двигательной коре выделяют первичную и вторичную моторные (двигательные) зоны. 
   В первичной двигательной коре расположены нейроны, иннервирующие мотонейроны мышц лица, туловища и конечностей.  В ней имеется чёткая топографическая проекция мышц лица.

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

При этом проекции мышц нижних конечностей и туловища расположены  в верхних участках прецентральной извилины и занимают сравнительно небольшую  площадь, а проекции мышц верхних  конечностей , лица и языка расположены в нижних участках извилины и занимают большую площадь.

Вторичная двигательная кора расположена в лобных долях на латеральной поверхности полушарий, впереди прецентральной извилины (премоторная кора) и на медиальной стороне полушария (дополнительная моторная область). Она осуществляет высшие двигательные функции, связанные с программированием и координацией произвольных движений. 
Вторичная двигательная кора получает основную часть импульсации от базальных ядер и мозжечка и учавствует в перекодировании информации о программе сложных движений. При раздражении вторичной двигательной коры возникают более сложные координированные движения, чем при раздражении первичной двигательной коры, например поворот головы, глаз и туловища в противоположную сторону, содружественные сокращения мышц – разгибателей на противоположной стороне. В премоторной коре расположен центр моторной речи Брока. При поражении центра Брока развивается моторная афазия: больной понимает речь, но сам говорить не может. Там же расположен музыкальный моторный центр, определяющий тональность речи, способность петь. Основные эфферентные связи двигательной коры осуществляются через пирамидные и экстрапирамидные пути, начинающиеся от гигантских пирамидных клеток.

Через пирамидные пути осуществляет свои функции и премоторная кора: двигательные навыки письма, поворот головы, глаз и туловища в противоположную  сторону, а также речь.

 

(Функциональные области коры  большого мозга)

Межполушарные взаимоотношения.

У человека взаимоотношения  правого и левого полушария проявляются  в двух главных формах – функциональной асимметрии больших полушарий и совместной их деятельности.

Выделяют психическую, сенсорную  и моторную межполушарную функциональную асимметрии мозга.

Асимметрия психической  деятельности.

Правое полушарие обуславливает преимущественно более древние   (отрицательные) эмоции, контролирует проявления сильных эмоций, в целом оно более «эмоционально». Левое полушарие обуславливает, в основном, положительные эмоции, контролирует проявление более слабых эмоций.

Сенсорную асимметрию можно видеть, например, при изучении зрительного восприятия. Правое полушарие воспринимает зрительный образ целостно, сразу во всех подробностях, легче решают задачу различия предметов и опознания бессмысленных предметов, которые трудно описать словами. Левое полушарие оценивает зрительный образ расчленённо, аналитически, при этом каждый признак анализируется раздельно.

Моторная асимметрия выражается в предпочтительном использовании одной руки (доминирует праворукость).

Парность в деятельности больших полушарий обеспечивается наличием комиссуральной системы, которая анатомически соединяет два полушария головного мозга, например, на тактильное раздражение кожи одной стороны тела.

 

 

2.Функциональные особенности мозга в детском возрасте.

2.1 Созревание  мозга и поведение. Младенчество (от 0 до 1 года)

 Этот период развития  характеризуется чрезвычайно интенсивным  и быстрым созреванием мозговых  структур, что определяет существенные  изменения поведения ребенка,  его общение с окружающим миром,  формирование начальных процессов  его познавательной деятельности. На этом этапе выделяют три  периода, существенно различающихся  по степени зрелости мозга  и его функциональным возможностям: период новорожденности (первые 10 дней), первое полугодие и второе  полугодие. 

Период новорожденности.

К моменту рождения ребенка  наиболее зрелыми являются спинной  мозг и стволовые структуры головного  мозга, обеспечивающие жизненно важные функции и необходимые приспособительные  рефлексы: пищевые (сосание), защитные (мигание, зажмуривание) и др.

 В период новорожденности выражены и рефлексы, свойственные животным (атавистические). Это рефлексы Бабинского (отведение большого пальца ноги при раздражении подошвы), хватательный рефлекс, настолько сильный, что ребенок может удерживать собственный вес, и др. Хватательный рефлекс необходим для многих детенышей животных, цепляющихся за шерсть матери при ее передвижениях и прыжках. В течение первых недель жизни атавистические рефлексы быстро угасают. Их наличие у новорожденных связано с незрелостью коры полушарий, наиболее поздно созревающей в онтогенезе.

Кора больших  полушарий новорожденных характеризуется наличием слабо дифференцированных нейронов с малым числом слабо ветвящихся дендритов и соответственно небольшим числом синоптических контактов. Наиболее зрелыми являются пирамидные клетки проекционных отделов коры больших полушарий. Вставочные нейроны, обеспечивающие межнейрональные взаимодействия, не сформированы. Незрелость коры больших полушарий определяет отсутствие состояния спокойного бодрствования с присущим ему альфа-ритмом, отражающим циркуляцию возбуждений по нейронным сетям. В шкале функциональных состояний преобладает сон и присутствуют лишь кратковременные периоды бодрствования, связанные либо с необходимостью удовлетворения биологической потребности, либо определены дискомфортом, вызванным внешними, а чаще внутренними раздражителями. Активное бодрствование ребенка характеризуется низкоамплитудной плоской активностью, в которой трудно вычленить определенные ритмические составляющие. В ЭЭГ новорожденных в основном преобладают группы медленных волн, характерных для сна и отражающих активность глубинных структур мозга.

Сенсорные процессы. В соответствии с теорией системогенеза П.К. Анохина уже у новорожденных начинают функционировать определенные элементы коры больших полушарий, обеспечивающие контакты с окружающим миром, а именно проекционные области коры, воспринимающие сигналы внешнего мира. С первых часов жизни ребенка в зонах проекции на головке ребенка зрительной, слуховой и тактильной областей коры регистрируются вызванные потенциалы (ВП). У человека основным информационным каналом, создающим образ внешнего мира, является зрительный.

 К моменту рождения зрительная проекционная кора имеет наибольшую по сравнению с другими корковыми зонами ширину. Миграция клеток в корковую пластинку осуществилась на 4-6-м лунных месяцах. Определенной степени развития достигают пирамиды нижних слоев (V и IV). Менее развиты, но уже функционируют не пирамидные веретенообразные нейроны, которые воспринимают афферентную посылку и передают ее пирамидным клеткам.

Созревший к моменту рождения морфологический субстрат обеспечивает поступление зрительной информации в кору больших полушарий.

 Реакция на зрительный  стимул проявляется в наличии  ВП, в котором присутствует начальный  позитивный компонент (рис. 72). Наличие  этого компонента, отражающего активность  глубинных

 

 Зрительные ВП новорожденного

Зрительное внимание. Характер глазных движений новорожденного и недостаточная зрелость коры больших полушарий свидетельствуют о том, что на этом этапе онтогенеза глазные движения опосредованы подкорковым зрительным центром - передним двухолмием, играющим важную роль в зрительном внимании. Это так называемое "открытое" внимание. Следовательно, уже на раннем этапе онтогенеза глазные движения, как компонент внимания, обеспечивают обнаружение объекта и удержание его в поле зрения, продлевая таким образом контакт ребенка с предметом.

 Функционирование канала  обнаружения движущегося объекта  базируется на созревающей структурной  основе и имеет свои особенности.  Движение предметов в поле  зрения воспринимается клетками  нижних (IV и V) слоев зрительной  коры - детекторами движения. Поскольку  созревание нервных элементов  идет в направлении от глубины  к поверхности, эти слои раньше  включаются в деятельность. Процессы, развертывающиеся на этом уровне, имеют невысокую разрешающую  способность, не могут обеспечить детальный анализ предмета, а создают только общее представление о нем. Само движение предмета, когда все его отдельные части перемещаются в одном направлении и с одинаковой скоростью, способствует их первичной интеграции, объединению в единый недифференцированный образ объекта.

Коммуникативные отношения. На основе включения зрительного канала начинают строиться и коммуникативные отношения. С первых часов и дней жизни устанавливается контакт "глаза в глаза". Лицо матери оказывается высоко значимым, предпочитаемым и рано распознаваемым раздражителем по сравнению с неживыми предметами. Отсутствие реакций ребенка на лицо матери настораживает и требует консультации детского невролога.

 Раннее узнавание лица  матери базируется на многих  биологических и физиологических  факторах. Прежде всего здесь действует, помимо зрительной, целый комплекс разномодальной информации - звуковой (голос), тактильной (телесный контакт, руки матери), обонятельной (запах). Кроме того, в лице сочетаются признаки, известные как эффективные возбудители внимания, такие как сложность конфигурации, упорядоченность черт, движение (обычно мать склоняется к ребенку или поднимает его к себе). Значимость движения подтверждается тем, что новорожденные даже при низкой остроте зрения преимущественно следят за тем движущимся изображением, которое больше всего напоминает лицо. Изображения с измененными чертами и контуры без деталей не вызывают столь заметный эффект.

 Первое полугодие жизни.

Первое полугодие жизни  характеризуется чрезвычайно высокой  чувствительностью к развивающим  воздействиям внешней среды и  рассматривается как сенситивный  и критический период онтогенеза.

Созревание нейронного аппарата коры больших полушарий и развитие сенсорных процессов. Со 2-го мес. жизни начинается стремительное лавинообразное увеличение количества синапсов в коре больших полушарий. Особенно активный синаптогенез приходится на период от 2 до 4 мес. В результате расширяется структурная основа для усиления и обогащения ощущений. Формирующиеся с момента рождения нейронные системы зрительной коры чувствительны к зрительной стимуляции и способны к ускоренному развитию под ее влиянием. У недоношенных детей, достигших возраста доношенных новорожденных и имевших уже зрительный опыт, регистрировались более зрелые ВП, чем у детей, родившихся в срок.

Информация о работе Контрольная работа по "Анатомии"