Контрольная работа по "Анатомии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 16:36, контрольная работа

Описание работы

Задачами изучения вопросов в данной контрольной работе по теме архитектоника коры головного мозга является:
1.Структурно – функциональная характеристика коры
2.Сенсорные области коры
3.Ассоциативная кора
4.Двигательные области коры и
межполушарные взаимодействия

Содержание

Введение……………………………………………………………………4
Определение архитектоники коры головного мозга,
анатомия коры головного мозга…………………………………………6
Структурно – функциональная характеристика коры….…...7
Сенсорные области коры………………………………….….9
Ассоциативная кора……………………………………….…11
Двигательные области коры и .
межполушарные взаимодействия……………………….……..12
2. Функциональные особенности мозга в детском возрасте
2.1 Созревание мозга и поведение.
Младенчество (от 0 до 1 года)………………………………….15
2.2 Мозг и поведение.
Ранний возраст ( от 1года, до 3 лет)………………………....…24
2.3 Структурно-функциональная организация мозга
и формирование познавательной деятельности.
Дошкольный возраст (от 3 до 6-7 лет)……………………….....27
Заключение……………………………………………………………30
Список использованной литературы……………………….…….…32

Работа содержит 1 файл

Контрольная чистовик (Автосохраненный).docx

— 1.12 Мб (Скачать)

Департамент образования  г. Москвы 
ГБОУ СПО ПК №6

 

 

 

 

 

Домашняя контрольная  работа  
по

Возрастной анатомии, физиологии и гигиене 

 

студентки группы №1 «Ж» 
Кениг Натальи Сергеевны

 

 

Преподаватель: 
Груздева Ольга Юрьевна 

 
Дата предоставления работы: 
Дата проверки: 
Оценка: 

 

 

г. Москва 
2011-2012 уч.год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: «Архитектоника коры головного мозга и функциональные особенности мозга в детском возрасте»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………4

  1. Определение архитектоники коры головного мозга,

 анатомия коры головного  мозга…………………………………………6

    1. Структурно – функциональная характеристика коры….…...7
    2. Сенсорные области коры………………………………….….9
    3. Ассоциативная кора……………………………………….…11
    4. Двигательные области коры и .

межполушарные взаимодействия……………………….……..12

2. Функциональные особенности  мозга в детском возрасте

            2.1 Созревание мозга и поведение.  
      Младенчество (от 0 до 1 года)………………………………….15 
2.2 Мозг и поведение. 
     Ранний возраст ( от 1года, до 3 лет)………………………....…24 
2.3 Структурно-функциональная организация мозга 
и формирование познавательной деятельности.  
     Дошкольный возраст (от 3 до 6-7 лет)……………………….....27

Заключение……………………………………………………………30

Список использованной литературы……………………….…….…32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                             Введение

  Данная контрольная работа посвящена изучению двух тем: «Архитектоника коры головного мозга и функциональные особенности мозга в детском возрасте».

Актуальность темы архитектоника  коры головного мозга заключается  в изучении структурных особенностях строения коры головного мозга. Строение коры полушарий большого мозга неоднородно. Менее сложны по строению рано возникающие в процессе филогенеза древняя кора (archiocortex) и старая кора (paleocortex), относящиеся в основном к лимбической доле мозга. Большая же часть коры полушарий мозга (95,6%) в связи со своим более поздним с точки зрения филогенеза формированием называется новой корой (neocortex) и имеет гораздо более сложное многослойное строение, но тоже неоднотипное в различных ее зонах. 
   В связи с тем, что архитектоника коры находится в определенной связи с ее функцией, ее изучению уделено много внимания.

Большие заслуги в изучении архитектоники  коры принадлежат коллективу Института мозга АМН (С.А. Саркисов, Н.И. Филимонов, Е.П. Кононова и др.).

Задачами изучения вопросов в данной контрольной работе по теме архитектоника коры головного мозга является:

1.Структурно – функциональная характеристика коры

2.Сенсорные области коры

3.Ассоциативная кора

4.Двигательные области коры и

межполушарные взаимодействия

 

Второй раздел контрольной  работы посвящён теме «Функциональные особенности мозга в детском возрасте».

Функциональные особенности  мозга можно разделить на несколько  этапов развития:

  1. Младенчество
  2. Ранний возраст
  3. Дошкольный возраст
  4. Младший школьный возраст
  5. Подростковый и юношеский возраст

 

  Но в данной теме принято к рассмотрению именно развитие головного мозга до дошкольного периода.

 

 Период 5 – 7 лет характеризуется  существенным возрастанием силы, подвижности и уровновешенности  нервных процессов. Это выражается  в повышенной работоспособности  коры большого мозга, больше  стабильности всех видов внутреннего  торможении и снижении иррадиции  возбуждения. Именно поэтому дети  способны теперь сосредоточить  внимание в течении 

15 – 20 мин. и более.

 

Строение и возрастные изменения головного мозга можно  также охарактеризовать поэтапно: У  новорождённого головной мозг относительно большой: 390г. у мальчиков и 355 г. у девочек, что составляет 12-13% массы ( у взрослых – 2,5%). К концу первого года жизни масса мозга удваивается, к 3-4 годам утраивается. До 4 лет головной мозг ребёнка растёт равномерно в высоту, длину и ширину, в дальнейшем преобладает рост в высоту. После 7 лет мозг растёт медленно и достигает максимальной массы к 20-29 годам. В головном мозге выделяют три основных отдела – задний, средний и передний мозг. Задний мозг включает продолговатый мозг, мост и мозжечок, средний – ножки мозга, четверохолмие и ряд ядер, передний – промежуточный мозг и большие полушария.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Определение архитектоники коры головного мозга,

анатомия коры головного мозга.

 Учение о структурных особенностях строения коры головного мозга и взаимодействие между собой отдельных её частей называется архитектоникой коры головного мозга.

 Кора большого мозга покрывает поверхность полушарий и образует большое количество различных по глубине и протяжённости борозд . Между бороздами расположены различной величины извилины большого мозга .

В каждом полушарии различают  следующие поверхности:

  • выпуклую верхнелатеральную поверхность , примыкающую к внутренней поверхности костей свода черепа
  • нижнюю поверхность, передние и средние отделы которой располагаются на внутренней поверхности основания черепа, в области передней и средней черепных ямок, а задние — на намёте мозжечка
  • медиальную поверхность, направленную к продольной щели мозга.

Эти три поверхности каждого  полушария, переходя одна в другую, образуют три края. Верхний край разделяет верхнелатеральную и  медиальную поверхности. Нижнелатеральный край отделяет верхнелатеральную поверхность от нижней. Нижнемедиальный край располагается между нижней и медиальной поверхностями.

В каждом полушарии различают  наиболее выступающие места: спереди — лобный полюс, сзади — затылочный, и сбоку — височный.

Полушарие разделено на пять долей. Четыре из них примыкают к  соответствующим костям свода черепа:

  • лобная доля
  • теменная доля
  • затылочная доля
  • височная доля
  • Пятая — островковая

доля (островок)  — заложена в глубине латеральной ямки большого мозга ), отделяющей лобную долю от височной.

 

 

1.1 Структурно – функциональная характеристика коры

 

Нейронная организация  коры. В направлении с поверхности в глубь коры различают шесть горизонтальных слоёв.

 

  1. Молекулярный слой имеет мало клеток, но большее количество ветвящихся дендритов пирамидных клеток, на которых образуют синапсы афферентные волокна, проходящие от ассоативных и неспецифических ядер таламуса.
  2. Наружный зернистый слой составлен в основном звёздчатыми клетками и частично малыми пирамидными клетками. Волокна клеток второго слоя расположены преимущественно вдоль поверхности коры, образуя кортикокортикальные связи.
  3. Наружный пирамидный слой состоит в основном из пирамидных клеток средней величины. Аксоны этих клеток , как и зернистые клетки II слоя , образуют кортикокортикальные ассоциативные связи.
  4. Внутренний зернистый слой содержит звёздчатые клетки, на которых образуют синапсы окончания афферентные волокна, идущие от нейронов специфических ядер таламуса и, следовательно, поступает информация от рецепторов сенсорных систем.
  5. Внутренний пирамидный слой образован средними и крупными       пирамидными клетками, гигантские пирамидные клетки Беца расположены в двигательной коре. Аксоны этих клеток образуют эфферентные кортикоспинальный и кортикобульбарный двигательные пути.
  6. Слой полиморфных клеток образован преимущественно веретенообразными клетками, аксоны которых образуют кортикоталамические пути.

 

                                                            

 

 

 

(Схема - кора больших полушарий.)

 

 

 

  Таким образом, в слоях I и IV коры происходит восприятие и обработка поступающих в кору сигналов. Нейроны II и III слоёв осуществляют кортикокортикальные ассоциативные связи. Покидающие кору эфферентные пути формируются преимущественно в V – VI слоях. Электрофизиологические исследования (В. Маунткасл, 1957) с погружением перпендикулярно поверхности соматосенсорной коры показали, что все встречаемые на пути нейроны отвечают на раздражитель одного вида (например, тактильный). Напротив, при погружении электрода под углом его пути попадались нейроны разной модальности. Был сделан вывод, что в коре мозга имеются функциональные объединения нейронов, расположенные в цилиндрике диаметром 0.5 – 1.0 мм, включающем все слои коры и содержащем несколько сотен нейронов. Такие структуры были названы нейронными колонками. Они обнаружены в моторной коре и различных зонах сенсорной коры. Соседние нейронные колонки могут частично перекрываться, а также взаимодействовать друг с другом по механизму латерального торможения и осуществлять саморегуляцию по типу возвратного торможения.

                                                 
Кортикализация функций. В процессе филогенеза возрастала роль коры большого мозга в анализе и регуляции функций организма и, кроме того, происходило подчинение коре нижележащих отделов ЦНС. Например, регуляция локомоторных двигательных функций (прыжки, ходьба, бег) и выпрямительных рефлексов у низших позвоночных полностью обеспечивается стволом мозга, так что удаление больших полушарий практически не изменяет их. У кошек перерезка ствола между средним и промежуточным мозгом существенно не влияет на выпрямительные рефлексы, но нарушает в остром периоде локомоцию, которая в дальнейшем частично восстанавливается. У обезьян и человека выключение коры больших полушарий приводит к потере не только локомоции, но и выпрямительных рефлексов.

 

Локализация функций  в коре головного мозга.

Современная концепция локализации  функций базируется на принципе многофункциональности корковых полей. Свойство мультифункциональности позволяет данной корковой структуре включаться в обеспечение различных форм деятельности, реализуя при этом основную, генетически присущую ей функцию.

Общепринятым вариантом  функционального разделения коры головного  мозга является выделение в ней сенсорной, ассоциативной, двигательной и лимбической областей.

 

1.2 Сенсорные области  коры.

 

 

Общая характеристика.

Сенсорные области коры –  это зоны, в которых проецируется информация от сенсорных раздражителей. Они расположены в теменной , височной и затылочных долях. Афферентные пути в сенсорную кору поступают преимущественно от специфических сенсорных ядер таламуса.

 Зоны сенсорной коры, раздражение или разрушение которых  вызывает чёткие и постоянные  изменения чувствительности организма,  называются первичными сенсорными полями. Их структурная организация в основном завершается к моменту рождения ребёнка; они состоят преимущественно из моносенсорных нейронов и формируют ощущение одной модальности. В первичных сенсорных зонах обычно имеется чёткое пространственное (топографическое) представительство частей тела, их рецепторных полей. Нейроны первичных зон имеют наименьший порог возбуждения. Вокруг первичных сенсорных зон находятся менее локализованные вторичные сенсорные (периферические) поля, интенсивное развитие которых происходит в первые месяцы после рождения, что связано с образованием многочисленных внутри- и межанализаторных связей. Нейроны этих полей являются преимущественно бисенсорными. Например, вторичная слуховая кора реагирует и на свет, и на звук.

  
Функции отдельных зон коры.

Кору постцентральной  извилины теменной доли и соответствующую  ей часть парацентральной дольки на медиальной поверхности полушарий  обозначают как первичную соматосерную область. В этой области имеется проекция кожной чувствительности противоположной стороны тела от тактильных, болевых, температурных рецепторов, интероцептивной чувствительности и проприоцептивной чувствительности от мышечных, суставных, сухожильных рецепторов. «Топографическая карта» в определённой мере динамична и изменяется при сенсорной стимуляции, например при овладении новыми сенсомоторными навыками. Проекция головы и верхних отделов туловища расположена в нижнелатеральных участках постцентральной извилины, проекция нижней половины туловища и ног – в верхнемедиальных зонах извилины, проекция нижней части голени и стоп расположена в коре парацентральной дольки на медиальной поверхности полушарий.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 При этом проекция  наиболее чувствительных участков (язык, губы, гортань, пальцы рук)  имеют относительно большие зоны  по сравнению с другими частями  тела. Предполагается, что в зоне  тактильной чувствительности языка  расположена проекция и вкусовой  чувствительности. 
  Кроме первичной соматосенсорной области выделяют вторичную соматосенсорную область, расположенную в стенке боковой борозды, на границе её пересечений с центральной бороздой. Локализация поверхности тела в ней менее чёткая, импульсация сюда поступает как от противоположной, так и от «своей» стороны, предполагают её участие в сенсорной и моторной координации двух сторон тела.

Информация о работе Контрольная работа по "Анатомии"