Рынок мяса и мясопродуктов

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 00:25, контрольная работа

Описание работы

Российский рынок мяса и мясных продуктов является самым крупным сектором продовольственного рынка: за ним следует зерновой, затем молочный. Его роль определяется не только растущими объемами производства, спроса и потребления мясных продуктов, но и их значимостью как основного источника белка животного происхождения в рационе человека. Для того чтобы понять современные процессы, происходящие на рынке мяса, необходимо прежде всего обратить внимание на состояние животноводческой отрасли – основного производителя и поставщика сырья для мясной промышленности, рассмотреть проблемы производства и переработки мяса и мясных продуктов, а также структуру их потребления.
Спрос на мясо и мясопродукты в России растет быстрее, чем внутреннее производство. По данным Мясного союза, в текущем году спрос на мясо в России увеличился на 8%. Россияне потребляют меньше мяса, чем должны, согласно медицинским рекомендациям среднестатистическому жителю страны в год положено съедать 74-80 кг, а фактически он употребляет только 62 кг. При существующем уровне экономики и наметившемся росте благосостояния населения тенденция роста спроса на мясо будет сохраняться. Внутреннее производство, несмотря на положительную динамику, пока не успевает покрывать увеличивающиеся потребности.

Содержание

Основы рынка мяса и мясопродуктов. Его особенности. (стр. )
Анализ современного состояния рынка мяса и мясопродуктов. (стр. )
Совершенствование функционирования рынка мяса и мясопродуктов. (стр. )
Выводы. (стр. )
Используемая литература. (стр. )

Работа содержит 1 файл

сельхоз рынки.doc

— 131.00 Кб (Скачать)

* В структуре  поголовья скота на хозяйства  населения приходится в среднем: 48,0% поголовья крупного рогатого скота, 44% свиней, 54% овец и коз.

 

Наибольшей  проблемой на рынке мясного сырья  является фактическое отсутствие целостной  системы заготовительных компаний, осуществляющих сбор, доставку, первичный  убой и разделку скота. Частично эти функции выполняются мясоперерабатывающими предприятиями, однако их  финансовые и организационные возможности ограничены. Более того, через переработку проходит всего около 25% от общего объёма мяса. При этом данные о балансе производственной мощности по убою и переработке скота в федеральных округах России в 2011 г. говорят о неполной загрузке мощностей

 

3. Совершенствование функционирования рынка мяса и мясопродуктов.

Реализация  кластерной стратегии мясоперерабатывающей промышленности требует создания единого организационно - экономического механизма развития сельскохозяйственных и мясоперерабатывающих предприятий, обеспечивающего межотраслевой эквивалентный обмен.

В качестве основных направлений развития мясоперерабатывающих предприятий я предлагаю следующие: концентрация усилий менеджмента на повышении качества уже имеющегося ассортимента выпускаемой продукции; инвестирование в обновление технологических линий и комплексов, закупка новейших технологий производства, позволяющих увеличивать прибыль в пределах заданной рынком цены и добиваться конкурентоспособного качества продукции по мировым стандартам; построение стратегий, направленных на определенные сегменты рынка, переход от пассивной позиции ожидания к активному поиску потребительской ниши, изменение структуры платежеспособного спроса в свою пользу, создание сильных торговых марок; развитие деятельности, связанной с организацией продаж, создание дилерских сетей; организация логистической системы; конструирование кластеров и контроль технологической цепочки "поставщик - производитель - потребитель" за счет распространения эффективных ценовой, маркетинговой и ассортиментной политик, передачи партнерам управленческих технологий, их кредитование и инвестирование; переход от затратного метода ценообразования к ценностному на основе позиционирования товара и факторного анализа покупательских предпочтений, когда, изучая эластичность спроса и емкость рынка, компания постоянно корректирует объемы выпуска и цены, добиваясь оптимального соотношения затрат и прибыли.

Учитывая, что одними из основных производителей товарного мяса по-прежнему остаются крупные сельскохозяйственные предприятия, необходимо интенсифицировать развитие животноводства прежде всего в этой категории хозяйств. Исследования показывают, что важнейшими направлениями развития сельскохозяйственных предприятий мясопродукового подкомплекса АПК являются: коренная перестройка кормовой базы и превращение кормопроизводства в приоритетную отрасль сельскохозяйственного производства; повышение материальной заинтересованности работников животноводства в обеспечении тяжеловесности скота на основе применения интенсивных технологий его выращивания; использование прогрессивных противозатратных форм организации труда с оплатой его по конечному результату.

Наряду  с совершенствованием логистической  системы мясопродуктового кластера одним из наиболее важных является планирование связей путем балансовой увязки объемов производства продукции  животноводства с материально-техническим  оснащением отрасли. В частности, увязка должна производиться с производством кормов и потребностью в них. Ограничения по кормам представляют баланс их в кормовых единицах, переваримом протеине. Обоснование потребности животных в кормах и структуры посевных площадей сельскохозяйственных культур должно проводиться с учетом принципа минимизации материально-денежных затрат на корма.

Реализация  кластерных стратегий будет способствовать развитию кормопроизводства, стимулируя НИР и обеспечивая необходимые  средства для совершенствования организационных форм его ведения, углубления специализации в кормопроизводстве, преобразовании его в крупную самостоятельную отрасль, организованную на промышленной основе.

В систему задач  по созданию надежной и сбалансированной кормовой базы для животноводства входят: увеличение урожайности  и  оптимизация  кормового  клина;  рациональное  размещение кормовых культур; улучшение природных кормовых угодий; повышение качества кормов; налаженное семеноводство; внедрение прогрессивных технологий; совершенствование организации труда в кормопроизводстве. В совершенствовании кормопроизводства нуждается и свиноводство, многие проблемы с качеством свинины вызваны именно несбалансированностью питания и прочими связанными проблемами. Использование комбикормов, сбалансированных не только по энергии и протеину, микроэлементам и витаминам, но и по доступным аминокислотам, является одним из элементов системы биологической безопасности производства, что делает этот элемент кластера особо значимым.

Одним из перспективных направлений должно стать снижение потерь мясосырья за счет рационального использования продуктов разделки. Переработка такого сырья имеет и экологический аспект, поскольку снижается антропогенная нагрузка на окружающую среду благодаря уменьшению массы отходов, не подвергаемых рециклингу. Наиболее перспективны прикладные аспекты, связанные с получением пищевых, лечебно-профилактических и специальных продуктов, направленных на восполнение потребностей различных слоев населения в пищевых веществах, главным образом, белках.

В целях  повышения конкурентоспособности  продукции следует восстановить нарушенную специализацию сельскохозяйственных предприятий и работу животноводческих комплексов по доращиванию и откорму животных на мясо. В первую очередь следует использовать имеющиеся производственные мощности там, где они еще сохранились, модернизировать их с помощью механизмов финансовой поддержки сельских товаропроизводителей. В то же время необходимо создавать на новых площадках современные высокотехнологичные животноводческие производства с применением ресурсосберегающих технологий, обеспечивающих высокорентабельное и конкурентоспособное производство, а также глубокую переработку мясного сырья. Главная цель этой стратегии - форсирование развития животноводства в условиях растущего спроса на внутреннем рынке с целью постепенного замещения импорта всех видов мяса и мясной продукции.

Совершенствование системы ценообразования на мясо и мясную продукцию.

Повышение конкурентоспособности мяса и мясной продукции требует принципиально новой концепции образования цен, основным содержанием которой должны стать построение системы цен на продукцию всех отраслей мясопродуктового подкомплекса на единой методологической основе с использованием методов прогнозирования; создание сбалансированной системы цен (закупочных, оптовых, розничных), обеспечивающей межотраслевой эквивалентный обмен, устойчивость и равно выгодные условия для расширенного воспроизводства на всех стадиях производства продукта; повышение экономической обоснованности всех видов цен и усиление их стимулирующей роли в производстве конкурентоспособной продукции высокого качества; рациональное сочетание свободного ценообразования с государственным регулированием, стимулированием и протекционизмом продаж.

Регулирование рынка мяса и мясной продукции должно поддерживаться продовольственной, научно-технической и внешнеторговой политикой. Так, продовольственная политика должна быть направлена на повышение покупательной способности населения через увеличение его доходов, социальную адресную поддержку малообеспеченных слоев населения. Научно-техническая политика призвана восстановить производство и использование мяса на качественно новой основе путем снижения издержек и повышения конкурентоспособности продукции животноводства и применения различных мер поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей.

В обобщенном виде концептуальные основы национальной стратегии экономического роста  и повышения конкурентоспособности  мяса и мясной продукции в современных  условиях представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Национальная стратегия экономического развития мясопродуктового подкомплекса АПК Российской Федерации

Формирование  и поддержание конкурентной среды

Система антимонопольного регулирования, развития малого и среднего бизнеса, антидемпинговой политики, защиты отечественных товаропроизводителей

Кредитно-денежная политика

Система регулирования размера денежной массы в обращении

Регулирование инфляционных процессов

Система поддержания уровня внутренних цен

Взаимодействие  с родственными и поддерживающими отраслями

Система интеграции промышленного производства на основе вертикальной кластерной стратегии.

Индикативное планирование

Планирование  на основе социально-экономических  индикаторов

Развитие  инфраструктуры

Система инфраструктурных институтов рынка, обслуживающих производство (информационное обеспечение, системы связи, финансовые, экономические, правовые консультационные услуги, консультирование в области маркетинга и рекламы)

Экономическое  регулирование

Государственная система страхования, налоговые льготы, государственные дотации, субсидии, кредиты и другие финансовые, налоговые, инвестиционные рычаги

Нормативно-правовое регулирование

Законодательная и нормативная база хозяйствования и других отраслей права

Создание  и развитие национальных брэндов

Система специальных государственных целевых программ поддержки брэндинга


Особое  значение имеет создание и развитие национальных и международных брэндов в мясоперерабатывающей промышленности, основанные на следующих основных принципах: уникальности, который заключается в развитии и поддержании государственными органами не конкретных локальных брэндов, не конкретных предприятий, а уникальных конкурентных возможностей производства; комплексного развития, означающего способность национального брэнда наращивать свою марочную стоимость до международных масштабов, а также повышать инвестиционную, социальную и коммерческую привлекательность страны; индивидуальности, подразумевающем создание долговременной лояльности и приверженности представителей различных сегментных групп к национальным брэндам на основе истинных отличительных преимуществ, определяемых национальными особенностями. Управление активами международных брэндов должно включать следующие этапы: формирование организационной культуры, поддерживающей управление активами торговой марки; оценка нормы возврата инвестиций в марку; формирование культуры торговой марки; управление выращиванием национальных брэндов до международных должно сопровождаться повсеместным внедрением соответствующей брэндинговой культуры.

4. Выводы.

Мясная промышленность занимает ведущее место среди всех отраслей пищевой промышленности. Предприятий мясной промышленности выпускают многочисленную и многообразную продукцию. Кроме обширного ассортимента пищевой продукции, предприятия мясной промышленности изготовляют технические продукты, медицинские препараты и изделия из рога и кости. Повышение производительности труда в мясной промышленности будет происходить за счет организации поточного производства, высокого уровня механизации отдельных операций и на этой базе создания автоматизированных линий. Рациональное и полное использование пищевого сырья повысит мясные ресурсы страны. Приняты меры к более широкому использованию субпродуктов, белкового стабилизатора, молочного белка и растительных добавок. Дальнейший рост производства мяса будет происходить не только за счет увеличения численности поголовья скота, но и повышения его продуктивности. Получит дальнейшее развитие свиноводство, мясное скотоводство, расширится товарное производство мяса на промышленной основе. Осуществляются мероприятия по строительству крупных животноводческих комплексов.

Для обеспечения  развития мясоперерабатывающей промышленности как части национальной экономики требуется построение единой системы макроэкономического регулирования экономического роста. Необходимо создание комплексной нормативно-правовой базы, позволяющей сформировать государственную агропродовольственную политику в стране, нужна корректировка бюджетной, налоговой и таможенной политики.

Система мер  государственного регулирования производства мяса должна включать: реструктуризацию задолженности в части обусловленной  производством, переработкой и сбытом продукции в животноводческих предприятиях; дотации на продукцию (гарантированный уровень цен); компенсации части затрат на приобретение комбикормов, кормовых добавок, электроэнергии, топлива, ветпрепаратов, техники; интервенционные закупки продукции животноводства.

 Основными  приоритетами должны стать: предоставление  налоговых льгот и льготных кредитов предприятиям животноводства; прямые бюджетные ассигнования на разработку и осуществление целевых комплексных федеральных и региональных программ и инновационных проектов развития животноводства; стимулирование создания новых комплексов и ферм; страхование животных и компенсацию ущерба от стихийных бедствий; совершенствование инфраструктуры рынка продукции животноводства и содействие ее сбыту.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников:

 

 

1. Бровко под редакцией В.Е. Михаленко «Товароведение пищевых продуктов» М.: 2003г.

2. Учебник «Товароведение пищевых продуктов» Москва, Экономика, 2007г.

3. М.Л.Габриэлянц «Товароведение мяса и мясных товаров» Москва,

Экономика, 2000г.

4. Кудрявцев В. В., Сидоряк А. А. Современные тенденции развития рынка мяса и мясопродуктов // Мясная индустрия - 2006 - № 10

5. Кудрявцев В. В. Развитие продовольственного рынка страны // Пищевая промышленность - №2 - 200


Информация о работе Рынок мяса и мясопродуктов