Определение рынка и условия для его функционирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 20:39, реферат

Описание работы

Рынок - это инструмент или механизм, функционирующий на определенном пространстве, где взаимодействуют друг с другом покупатели и продавцы отдельных товаров и услуг. В свою очередь сами рынки отличаются друг от друга не только спецификой товаров и услуг реализуемых на этих рынках, но и характером, степенью свободы в выборе необходимых товаров для потребителей.

Работа содержит 1 файл

сельскохозяйственные рынки.docx

— 117.69 Кб (Скачать)

Рынок земли  обладает целым рядом специфических  особенностей. Во-первых, земля является бесплатным даром природы, что позволяет  говорить об иррациональном характере  ее стоимости. Тем не менее земля является объектом купли-продажи; с ней связаны земельные арендные отношения.

         Во-вторых, в зависимости от тех  или иных природно-климатических  условий, а также местонахождения  участков земли, последние подразделяются  на лучшие, средние и худшие. В основе такого деления лежит естественное плодородие почвы, от которого зависит продуктивность земли. Но она может быть улучшена в результате дополнительных вложений в нее труда и капитала. Это улучшенное плодородие почвы называется экономическим. Повышение экономического плодородия почвы практически возможно на любых участках. Однако оно имеет определенные границы, связанные с известным законом убывающего плодородия почвы, когда при сложившейся технологии обработки земли каждая последующая единица затрат обеспечивает все меньшую и меньшую отдачу.

         В-третьих, в следствие фиксированности площади земельных угодий природой, предложение земли характеризуется в общественном масштабе совершенной неэластичностью, хотя для конкретного пользователя землей дело обстоит иначе: предложение земли обладает определенной эластичностью, поскольку пользователь имеет возможность увеличить имеющуюся у него земельную площадь за счет конкурентов. Ограниченность предложения земельных ресурсов усиливается закрепленностью земли в частную собственность. В условиях рынка земельные собственники весьма неохотно идут на продажу своих земельных участков, отдавая предпочтение сдаче земли в виде аренды они получают право получения стабильного дохода, именно поэтому каждый определенный момент продается лишь незначительная часть земельного фонда, в этом заключается принципиальная особенность рынка земли.

        Земельный рынок формирует условия стимулирующие эффективное использование земли и вынуждает отдельных субъектов отказаться от части земли или от всего участка если он не функционирует эффективно.

         Однако рынок земли далек от  совершенства и не является  гарантом стабильности. Восполнение  недостатков рынка - важнейшая  задача государства. Государство  обязано в первую очередь создать  условия защиты прав собственности  на землю, соблюдения субъектами  своих договорных обязательств, целенаправленного и разумного  использования земельного фонда  страны, при этом политика государства  должна базироваться на сочетании  интересов всех хозяйствующих  субъектов аграрного сектора.  Любая государственная система  управления должна базироваться  на земельном кадастре - это официально  составленный, систематизированный  свод сведений, касающийся земельного  фонда страны. Очевидно, что вне  наличия у государства банка  данных о земле невозможно  разрешение проблем аграрного сектора.

   Под  рынком земли следует понимать  не только куплю-продажу земли,  но и предоставление ее в  аренду, а так же весь рынок  сельскохозяйственной продукции,  на котором реализуются в той  или иной форме отношения собственности  на землю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Условия кредитования сельхозтоваропроизводителей.

В условиях проявляющегося кризиса аграрного  сектора экономики сельскохозяйственные предприятия испытывают значительные потребности в долгосрочном кредитовании. В результате возникшего диспаритета цен большая часть прибыли расходуется на оборотные активы, а на капитальные вложения ее практически не остается.

Тяжелое финансовое положение как сельхозпредприятий, так и фермерских хозяйств, вызванное неэффективной государственной поддержкой АПК, усиливается специфичностью присущих этой отрасли проблем.

Большинство проблем в АПК возникает сегодня  в результате специфики конкурентной природы этой отрасли экономики, неэластичности спроса на большинство  видов продукции, традиционно низких доходов сельского населения, консерватизма  мышления руководителей. Многочисленность сельхозтоваропроизводителей, сосредоточенность их на определенной территории соответственно географическим и природным условиям не дают возможности эффективного влияния на спрос продукции методами продвижения товара на рынок. Несовершенство маркетинговой системы, а часто и полное отсутствие служб маркетинга, приводит к значительному увеличению цены продукции.

Кредитование  предприятий агропромышленного  комплекса, к сожалению, не получило должного развития. Старый механизм кредитования сегодня не действует, а новый  находится в стадии становления  и не всегда устойчивого развития. Возникающие с определенной периодичностью форс-мажорные обстоятельства подрывают  устойчивость банковской системы, а  нестабильность климатических факторов снижает кредитную привлекательность  сельхозпредприятий.

К первоочередным причинам, сдерживающим расширение кредитования предприятий АПК, можно отнести  следующие: прогрессирующая инфляция; диспаритет цен; высокие процентные ставки за кредит; невысокая эффективность сельскохозяйственного производства; недостаток собственных средств; рост цен на материально-технические ресурсы и особенно энергоносители; сокращение объемов централизованных капитальных вложений; накопленная задолженность сельхозпредприятий.

Ухудшение качества кредитования АПК и ослабление инвестиционной активности в сельском хозяйстве привели к ухудшению  материально- технического оснащения отрасли. Увеличился износ основных фондов. Так, с 1993 по 2004 гг. доля износа возросла с 33,7% до 45%.

Привлечение значительных финансовых средств является не только основным условием вывода сельского  хозяйства из кризиса, но и становится определяющим фактором дальнейшего  его развития. В этом сегодня нуждаются  все сферы АПК. Наиболее приемлемой формой привлечения крупных финансовых средств в аграрный сектор экономики  следует считать сегодня долгосрочное кредитование. Перспективным направлением в этой области является лизинг, который в условиях отсутствия высокодоходных спекулятивных операций на финансовых рынках представляется реальной альтернативой  для вложения капитала в реальный сектор экономики.

Высокая степень риска в случае долгосрочного  кредитования для кредитора и  чрезмерная стоимость заемного капитала для сельхозпредприятия – заемщика в реальной практике проводят к сокращению рынка долгосрочного кредитования. В связи с этим нельзя не заметить возникшей государственной заинтересованности в ускорении становления лизингового  бизнеса. Схемы лизинговых операций, представляющие собой во многих случаях  некоторый вариант защиты кредитной  сделки, выступают закономерным этапом развития форм привлечения долгосрочных инвестиционных ресурсов в производственно-хозяйственный  сектор.

По сравнению  с прямым кредитованием лизинг является более доступной формой привлечения  инвестиций, поскольку не требует  сложного пакета гарантий по кредитной  сделке, т. к. предприятие получает фонды  в полную собственность лишь при  условии полного выкупа (тяжесть  бремени по гарантированию кредитной  сделки в этом случае перекладывается  на лизинговую компанию).

С финансовой точки зрения лизинговая сделка в  самом общем случае является альтернативой  операции по привлечению кредита, необходимого для приобретения основных производственных фондов. В этом случае возникновение  дополнительного экономического звена  между сельхозпредприятием и  кредитором в виде лизинговой компании означает перекомпоновку некоторых  элементов его затрат, связанных  с возвратом предоставленных  средств.

Оценку  экономических преимуществ или  недостатков лизинговой сделки и  прямого кредитования будем производить, рассматривая суммарные затраты  производственного предприятия  и лизинговой компании по возврату кредитных средств. Общность экономических  интересов этих двух партнеров предполагает отсутствие самостоятельности лизинговой компании в получении прибыли, превышающей размер, необходимый для оплаты обязательных платежей.

Эквивалентность аналогичных расходов предприятия  и лизинговой компании выразиться в  следующем. Размер НДС, начисляемого на лизинговый платеж, не оказывает влияния  на результаты сравнения, так как  в любом случае суммарный НДС  выплачивается предприятием в виде определенной доли от выручки. Трансформация  части затрат в лизинговый платеж меняет только соотношение доли НДС, перечисляемого лизинговой компании, и доли НДС, перечисляемого в бюджет. В связи с этим факт возникновения  лизинговых платежей вместо суммарных  затрат при прямом кредитовании не приводит к дополнительному расходу  предприятия по НДС.

Размер  налогов с оборота предприятия  при этом не меняется, но возникает  дополнительный расход лизинговой компании в виде налога с оборота лизингового  платежа без НДС.

Если  для упрощения расчетов принять  принципиальным равенство затрат по приобретению основных фондов в обоих  вариантах сделки, то размер амортизационных  отчислений будет равным, поскольку  является функцией балансовой стоимости  основных фондов. Однако в случае лизинговой сделки лизинговая компания имеет право  применять механизм ускоренной амортизации  с коэффициентом не выше 3. В этом случае удается снизить суммарные  затраты по уплате налога на имущество  за счет более быстрого сокращения балансовой стоимости основных фондов.

При совершении лизинговой сделки проценты по пользованию  кредитом включаются в себестоимость  лизинговой компанией, следовательно, происходит экономия от их размера  в общем случае в виде сокращения затрат по налогу на прибыль.

Лизинговая  компания, действуя в сфере материального  производства, имеет юридические  основания рассматривать платежи  по возврату кредита в качестве средств, направляемых на финансирование капитальных  вложений. Это дает возможность ей снижать налогооблагаемую прибыль  на 50% (согласно инвестиционным льготам). Таким образом, в части прибыли, направляемой на возврат кредита, не возникает дополнительных затрат по налогу на прибыль.

К преимуществам  лизинга, по сравнению с прямым кредитом, можно отнести следующее:

- экономия  средств по уплате налога на прибыль за счет включения в себестоимость процентных платежей по кредиту;

- возможности  использования механизма ускоренной  амортизации, что дает возможность  экономить расходы по уплате  налога на прибыль и налога  на имущество.

К недостаткам  лизинга, по сравнению с прямым кредитом, относится необходимость повторной  уплаты налогов с оборота (на пользователей  автомобильных дорог), которые уплачиваются со всего лизингового платежа  без НДС.

Существенным  недостатком лизинга в России следует считать достаточно высокие  размеры платежей в первый и второй годы действия лизингового договора. Экономически слабые хозяйства не могут  выплачивать столь значительные суммы, а лизингодатели не заинтересованы в продлении сроков договоров. Для  основной доли сельхозпредприятий и  фермерских хозяйств края лизинг остается недоступным.

В этой связи  единственным реально возможным  средством восстановления материально-технической  базы села надо считать льготное кредитование. Необходимо восстановить и расширить  федеральный фонд льготного кредитования, а также создать аналогичный  ему региональный фонд.

Региональный  фонд должен предоставлять максимум льгот для тех хозяйств, которые  в процессе реформирования утратили функции воспроизводства, но сохранили  прежний порядок производственно- хозяйственных параметров: площадь сельхозугодий, структурообразующие подразделения, специализацию, трудовые ресурсы. Таким хозяйствам целесообразно отсрочить на один год процентные выплаты по кредиту и обеспечить индивидуальный график его погашения.

 

 

 

 

 

 

Понятие «зерновой баланс»

Зерновой баланс России

Исторически зерновое производство является основой  устойчивого функционирования национального  продовольственного сектора, носит  системообразующий характер для  других отраслей экономики страны, определяет уровень продовольственной  безопасности государства.

 Принято  считать, что норма обеспечения  - одна тонна на душу населения.  В России проживает примерно 140 млн. человек, следовательно, чтобы  обеспечить потребности в хлебе,  хлебобулочных изделиях и промышленность, использующую зерно для переработки,  и животноводство мы должны  производить 140 млн. т зерна.

 

Зерно национальной безопасности

 Доктриной  продовольственной безопасности, утвержденной  Указом Президента РФ от 30 января 2010 г. № 120 определены пороговые  значения собственного производства  по основным видам продовольствия: зерна – 95%, мяса – 85%, молока  и молочных продуктов – 90%.

 На  протяжении последних 12 лет, начиная  с 1998 г. (за исключением 2010 г.) валовой  сбор зерна увеличивался в  среднем на 7% в год, но, несмотря  на положительную тенденцию, он  все еще отстает от показателей,  достигнутых в стране еще в  1978 г. - 127 млн. т. 

 

Рекордный в истории современной России сбор зерна -108 млн. т в 2008 г. не достигает  рубежа, взятого 30 лет назад.

 В  структуре мирового производства  зерновых культур Россия занимает  четвертое место после США,  Китая и Индии.

– 85%, молока и молочных продуктов – 90%.

На протяжении последних 12 лет, начиная с 1998 г. (за исключением 2010 г.) валовой сбор зерна  увеличивался в среднем на 7% в  год, но, несмотря на положительную  тенденцию, он все еще отстает  от показателей, достигнутых в стране еще в 1978 г. -  127 млн т.

Рекордный в  истории современной России сбор зерна -108 млн т в 2008 г. не достигает рубежа, взятого 30 лет назад.

В структуре  мирового производства зерновых культур  Россия занимает четвертое место  после США, Китая и Индии.

Информация о работе Определение рынка и условия для его функционирования