Определение рынка и условия для его функционирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 20:39, реферат

Описание работы

Рынок - это инструмент или механизм, функционирующий на определенном пространстве, где взаимодействуют друг с другом покупатели и продавцы отдельных товаров и услуг. В свою очередь сами рынки отличаются друг от друга не только спецификой товаров и услуг реализуемых на этих рынках, но и характером, степенью свободы в выборе необходимых товаров для потребителей.

Работа содержит 1 файл

сельскохозяйственные рынки.docx

— 117.69 Кб (Скачать)

Свободная конкуренция дает возможность товаропроизводителю  прибегать к самому действенному способу выживания - применению более  совершенной техники, технологии, организации  и управления производственной деятельности. Эта сторона в рыночной конкурентной борьбе приобретает всеобщее значение, поскольку все производители  товаров понимают роль производительности труда, стремятся прибегать к  этой мере повсеместно. Поэтому развитие производительных сил общества, общественной производительности труда и закона стоимости, и закона конкуренции  находятся в органической взаимосвязи. Историческое развитие народного хозяйства  всех стран мира подтвердило эту  взаимозависимость. Но еще в большей  мере опыт развитых стран с рыночной экономикой показал, что игнорирование  одного из трех указанных законов  ведет к параличу всей системы  взаимодействия указанных законов.

Свободная конкуренция свойственная существованию  большого количества независимых форм может принимать другие формы, которые  сами по себе представляют полную ее противоположность. Такой противоположностью может быть монополия или олигополия.

Монополия как  особое состояние поставщика товаров  или услуг характеризуется тем, что продавец обладает возможностью диктовать свои условия продажи  товаров.

В разных странах в различное время  существовали различные виды монополий. Эти виды формируются под влиянием различных факторов: времени, пространства, форм взаимодействия субъектов хозяйственной  деятельности, входящих в монополистическое  объединение.

Естественные  монополии представляют собой хозяйствующие  субъекты, имеющие в своем распоряжении или управлении редкие и свободно не воспроизводимые материальные блага  или услуги - земли, полезные ископаемые, газ, электричество и т.п.

Случайные, временные монополии, которые возникают  благодаря случайным обстоятельствам, могут создаваться в условиях, когда появляется исключительная возможность  изготовлять или продавать определенный вид продукции или располагать  лучшими факторами производства - техникой, технологией, рабочей силой. Примером таких монополий могут  служить крупные японские фирмы по производству видеотехники.

Устойчивые  монополии характеризуются особым разнообразием организационной  структурой и управлением.

В конце XIX и начала ХХ века такого рода монополий  возникло огромное количество. К числу  таких видов монополий относятся  картели, синдикаты, тресты, концерны. Указанные виды монополий могут  подчинять своему влиянию не только отдельные виды производства товаров, но и целые отрасли. В свою очередь  в рамках соответствующих монополий  могут формироваться целые комплексы  производств. Примером таких комплексов может служить военно-промышленный комплекс. В такого рода образованиях видное место принадлежит государству.

Государство, министерства и ведомства, управляющие  отдельными отраслями народного  хозяйства, а также многие промышленные предприятия в силу естественных условий хозяйствования, превратились в монополистов, которые не имеют  конкурентов на рынке. В конце 80-х  годов в нашей стране такой  монополией был "Аэрофлот" СССР. В 90-х годах таковыми монополиями  можно назвать РАО ЕЭС, Газпром, Министерство железнодорожного транспорта и т.п.

Все формы  монополий или предприятий вне  монопольных систем функционирования образуются в связи с решением своих хозяйственных задач, среди  которых вопрос об уровне цен является определяющим.

Монополии, овладевая законами спроса и предложения, устанавливают два вида монополизации  цен: высокие и низкие. Такого рода цены призваны получать сверхприбыль для монополии не проводя никаких улучшений в производстве товаров.

Одним из последствий установления диктата  на рынке со стороны монополий  является установление монопольно высокой  цены, превышающей общественно необходимые  затраты труда. В этих условиях имеет  место искусственно создаваемый  товарный дефицит на отдельные виды товаров, чтобы заставить покупателей  пользоваться товарами по установленной цене.

Такое состояние  в нашей экономической литературе характеризуется, как явление, крайне нежелательное, консервирующие уровень  эффективности производства, вследствие торможения научно-технического прогресса.

Вторым  последствием установления господства монополий в соответствующих  сферах производства является противодействие  моральному износу производственного аппарата, техники и т.п.

Для того, чтобы до конца реализовать потенциальные возможности вложенного в производство капитала, монополии прибегают к тому, чтобы приобретать патенты, изобретения и до какого-то времени их держать невостребованными. Такое поведение монополий свидетельствует о явном торможении технического прогресса. Но, с другой стороны, эти меры лежат в плоскости общей программы обеспечения наибольшей эффективности применяемого капитала.

Этому в  немалой степени способствует неценовая  конкуренция в части организации  соответствующих рекламных кампаний. Рекламные кампании с таким же успехом разворачиваются и в  том случае, когда монополии переходят  на производство новых товаров с  использованием обновленного производственного  аппарата. В этом случае главным  фактором, побуждающего покупателя к  приобретению новых товаров, является его качество, постпродажное обслуживание, условия оплаты и других приемов.

Итак, вопрос о функционировании рынка и методов  его регулирования остается наиболее актуальным вопросом как для малых, так и для средних, крупных и гигантских предприятий.

7. Методы регулирования рынка

На современном  этапе развития экономики в самых  различных странах рынок остается важнейшим элементом хозяйственного механизма. Рынок призван играть важную роль в обеспечении сбалансированности платежеспособности спроса и предложения  на товары массового спроса, на факторы  производства (рабочая сила, средства производства, на капитал, на сами деньги (рынок ценных бумаг, валютный рынок и т.п.)).

Сам рынок, как сфера, с помощью которой  происходит распределение и обмен  товарами и услугами, решает одну из важнейших задач реализации законов, регулирующих одну из составляющих производственных отношений, каким является отношение  по поводу обмена и распределения материальных благ, созданных в обществе. Поэтому, когда речь идет о регулировании рынка, по существу нашей задачей является определение методов, с помощью которых мы можем эффективно влиять на одну из центральных сфер проявления важнейших экономических связей между производителями и потребителями по поводу обмена результатов деятельности.

Регулирование рынка осуществляется с помощью  прямых и косвенных методов воздействия  на объем и структуру подлежащих реализации товаров.

Важным  средством воздействия на объем  и структуру спроса является централизованно  проводимая государством политика доходов  населения. Государство оказывает  прямое воздействие на уровень заработной платы, пенсий, стипендий, других денежных выплат населению. Все это непосредственно  влияет на общий объем платежеспособного  спроса населения на товары и услуги.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поведение предприятия на рынках совершенной  конкуренции и абсолютной монополии.

Условия возникновения совершенной  конкуренции

 Каковы  условия возникновения такой  конкурентной среды и почему  именно она более всего подталкивает  фирмы к повышению экономической эффективности?

 Рынок  совершенной конкуренции может  быть устойчив лишь в том  случае, если в основе его существования  присутствуют все необходимые условия:

  1.Большое число фирм, производящих однородную продукцию, и малость субъектов рынка. Малость субъектов рынка означает, что объемы предложения (спроса) даже наиболее крупных продавцов (покупателей) настолько малы по сравнению с суммарным объемом продаж на рынке, что эти субъекты не могут влиять на рыночную цену.

 Теоретически  описанная выше ситуация, строго  говоря, невозможна. Действительно,  сдвиг кривой индивидуального  предложения любого производителя  неминуемо приведет к некоторому  сдвигу кривой рыночного (суммарного) предложения, что вызовет изменение  равновесной цены. Однако в реальной  жизни небольшие фирмы обычно  не влияют на рыночную цену. Чтобы устранить это противоречие  малость субъектов рынка трактуют как ситуацию, в которой доля каждой фирмы в общем объеме продаж бесконечно мала, а число фирм отрасли бесконечно велико. Примером служат рынки сельскохозяйственной продукции, фондовая биржа и рынок иностранных валют.

  Фирма, имеющая свою продукцию на конкурентном рынке, называется конкурентной фирмой, т.к. эти фирмы не могут воздействовать на цену, они выступают как принимающие цену (ценополучатели).

  2.Однородность продукции разных предприятий, то есть нет опасности, что потребители в массе своей предпочтут товары одной из фирм из-за их разительного превосходства по свойствам или качеству от продукции других фирм. Например, рынок картофеля, весьма вероятно, конкурентный. Много фермеров продает картофель каждый день. Ни один из них не имеет более 1% объема продаж на рынке за день. Если доля одного из них, за счет дополнительно проданного картофеля возрастает до 2%, то это никак не повлияет на рыночную цену.

 

  В терминах теории полезности однородность продукта означает, что продукты разных производителей полностью взаимозаменяемы для каждого покупателя, причем предельная норма замещения одного продукта другим равна единице. Например, замена в наборе апельсина одного производителя на апельсин другого производителя не изменяет полезности набора. В этом случае каждая кривая безразличия покупателя представляет собой отрезок прямой, наклоненный к осям координат под углом 450. На рис.1.1 кривая безразличия для продуктов двух разных производителей обозначена через АВ. Через X обозначено количество в наборе продукта первого производителя, а через Y – второго производителя.


             Y           A


 

 

   О Х


                                               Рис. Однородность продукта

 В  реальной жизни абсолютно однородные  продукты встречаются крайне  редко (дистиллированная вода, акции  корпорации, жетон метро). Высокой  степенью однородности обладают  нефть, сахар, помидоры. И уж  совсем нельзя считать однородными  такие товары, как книги, авиабилеты, игрушки.

  3.Отсутствуют входные барьеры для вступления в отрасль нового производителя и возможности свободного выхода из него. Входным барьером для вступления в отрасль может стать:

  • Наличие патентов или лицензий, обеспечивающих преимущественные права выпускать определенную продукцию (производство алкогольных напитков, лицензирование экспорта);
  • Относительно высокие затраты, необходимые для организации производства в отрасли (тяжелая промышленность)
  • Значительная отдача от масштаба производства, которая обеспечивает преимущества крупным предприятиям, уже получившим выгоду от расширения производства (естественные монополии);
  • Прикрепление покупателей к продавцам (обслуживание жилого дома определенной коммунальной службой);
  • Ограничение мобильности производственных ресурсов (правила регистрации граждан нередко препятствуют свободному перемещению трудовых ресурсов между территориальными рынками труда).

Свободный вход в отрасль и выход из нее  гарантируют, что между действующими в отрасли производителями не возникает соглашение о повышении  цен посредством снижения выпуска. Любое повышение цен может  привлечь в отрасль новые фирмы, которые увеличат объем предложения.

4.Равный  доступ ко всем видам информации («информационная прозрачность рынка»). Это значит, что все покупатели  имеют полную информацию о  характеристиках продукта, ценах  на него, а производители располагают  информацией о производственной  технологии, ценах на факторы  производства. Если продавцы располагают  большим объемом информации о  потребительских свойствах товара, чем покупатели, то такой рынок  называют рынком с ассиметричной  информацией. Примером служит  рынок медицинских услуг, на  котором покупатели (пациенты) не  могут квалифицированно судить  о качестве оказываемых им  услуг, степени их необходимости,  соответствии качества услуг  их цене.

5.Совершенная  мобильность. Покупатель (продавец) может мгновенно заключить сделку  с любым продавцом (покупателем), причем для этого не требуется  дополнительных затрат. В настоящее  время совершенная мобильность  субъектов рынка достигается  при заключении сделок с помощью  компьютера. В других случаях  «переключение» одного покупателя  с одного продавца на другого  обычно требует затрат времени,  а нередко и транспортных расходов. Если имеется совершенная мобильность  и совершенная информационность  субъектов рынка, то однородный  товар продается по единой  цене.

6.Рациональное  поведение всех участников, преследующих  собственные интересы. Сговор в  какой-либо форме исключен.

Информация о работе Определение рынка и условия для его функционирования