Определение рынка и условия для его функционирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 20:39, реферат

Описание работы

Рынок - это инструмент или механизм, функционирующий на определенном пространстве, где взаимодействуют друг с другом покупатели и продавцы отдельных товаров и услуг. В свою очередь сами рынки отличаются друг от друга не только спецификой товаров и услуг реализуемых на этих рынках, но и характером, степенью свободы в выборе необходимых товаров для потребителей.

Работа содержит 1 файл

сельскохозяйственные рынки.docx

— 117.69 Кб (Скачать)

  7.Затраты фирм на изготовление товаров различаются не очень существенно вследствие сходности технологии и цен на приобретаемые для производства ресурсы. Если это условие не соблюдается и одна из фирм имеет существенно более низкие затраты на производство, то она сумеет легко нарушить рыночное равновесие, например, предложив товары по более низкой цене (недоступной другим конкурентам) и захватив благодаря этому существенно большую долю рынка, чем конкуренты (нарушится условие 1).

8.Транспортные затраты не играют большой роли в формировании предложения, то есть нет опасности, что многие производители окажутся неконкурентоспособными из-за слишком дорогой доставки своих товаров к покупателям (их цены окажутся в итоге выше, чем у конкурентов, предприятия которых находятся ближе к основным рынкам сбыта).

9.Уместность. Чистая конкуренция на практике встречается довольно редко. Это не означает, однако, что анализ конкурентного рынка – неуместное логическое упражнение.

  Существует несколько отраслей, более близких к конкурентной модели, чем в любой другой рыночной структуре. Например, многие особенности американского сельского хозяйства легче понять, зная, как функционируют конкурентные рынки.

Чистая  конкуренция представляет собой  простейшую ситуацию, к которой применимы  понятия «доход» и «издержки». Чистая конкуренция служит ясной  многозначной отправной точкой для  любого обсуждения вопросов ценообразования  и определения объема производства.

Функционирование  чистой конкурентной экономики дает нам образец, или стандарт, с которым  можно сравнивать и по которому можно  оценивать эффективность реальной экономики. Короче говоря, чистая конкуренция  – это модель рынка, которая помогает понять и оценить значение реальной экономики

1.2 Спрос  на продукт фирмы в условиях  совершенной конкуренции

  Спрос на продукт фирмы есть максимально возможный объем продаж этой фирмы (в единицах продукта) при некоторой установленной ею цене на свой продукт. Спрос на продукцию отдельной фирмы в условиях совершенной конкуренции абсолютно эластичен, кривая спроса – горизонтальная линия.

                                 Р



                                                         d

 

 d  dd Q


Рис. Линия  спроса конкурирующего предприятия

Это значит, что конкурентная фирма может  продать любое количество товара по цене P0 или ниже ее. При рассмотрении графика спроса конкурентной фирмы возникает вопрос, как горизонтально расположенная линия спроса фирмы сочетается с отрицательным наклоном кривой спроса? Кривая спроса имеет отрицательный наклон, когда показываются все возможные комбинации выбора покупателя на рынке. Фирма, со своей стороны, может продать по цене равновесия любое количество единиц товара. Именно это и показывает горизонтально расположенная линия спроса фирмы

Совершенно  конкурентная фирма принимает цену на свою продукцию как данную, не зависящую от продаваемого ею объема продукции.

Произведение  цены единицы продукции конкурентной фирмы и объёма реализованной  продукции представляет валовый  доход.

Допустим, в отрасли действуют 10 тыс. конкурирующих  фирм, каждая из которых выпускает  по 100 единиц продукта. Совокупное предложение, таким образом, составляет 1 млн. единиц. Теперь предположим, что одна из этих 10 тыс. фирм сокращает свое производство до 50 единиц. Скажется ли это на цене? Нет. И причина ясна: сокращение выпуска  одной фирмой оказывает почти  незаметное воздействие на совокупное предложение – точнее, общая величина предложения уменьшается с 1 млн. до 999 950 единиц. Это очевидно недостаточное  изменение совокупного предложения, для того чтобы заметно повлиять на цену продукции. Но при любой цене, превышающей p0 даже на небольшую величину, объем спроса равен 0. Фирма потеряет своих клиентов, если попытается поднять  цену выше p0. Если же конкурентная фирма  устанавливает цену, меньшую рыночной цены, то все покупатели будут приобретать  товар только у данной фирмы, и  величина спроса на продукцию фирмы  будет равна величине рыночного  спроса по установленной цене. Но такая  цена никогда не будет установлена  конкурентной фирмой, поскольку это  ведет к ее убыточности. Таким  образом, конкурентная фирма всегда устанавливает цену на свой продукт, равную сложившейся рыночной цене.

 

Особенности современной монополизации, ее позитивные и негативные факторы.

Монополистические тенденции на сегодняшний день выделяются рядом факторов. К ним относится, прежде всего, научно-техническая революция (НТР), которая начала разворачиваться  в странах с развитой промышленностью  с середины 50-х годов. Совершенствуя всю систему производительных сил, НТР обусловила значительное сокращение материалоемкости, энергоемкости, капиталоемкости продукции, уменьшение масштабов высокоэффективных предприятий в отдельных отраслях. Названные процессы привели к тому, что в разряд высокоэффективных рентабельных предприятий стали попадать не только монополистические объединения, но и средние и часть малых предприятий. НТР также усиливает конкуренцию, поскольку создает условия для ухудшения положения той или другой монополии путем появления на рынке нового продукта вместо традиционного. Поток научных открытий и нововведений подрывает стабильность позиций отдельных монополистических объединений.

Особенностью  современной монополизации является ее межнациональный характер, усиление роли транснациональных корпораций, особенно — межотраслевых. В рамках многоотраслевых транснациональных  концернов создается своеобразный “управленческий холдинг”, который  передает хозяйственное управление производством, реализацию продукции  своим подразделениям, филиалам, то есть усиливает их самостоятельность.

Одной из особенностей современной монополизации  является также ее скрытный характер, то есть введение в сферу зависимости  от гигантских монополистических объединений  формально самостоятельных средних  и малых предприятий через  систему подконтрактов, подпоставщиков и т.п. В частности, в начале 80-х годов наблюдается постепенный рост степени монополизации рискованного капитала. Процесс монополизации активно происходит не только в сфере промышленности, но и за ее пределами — в розничном товарообращении, общественном питании, сфере услуг, в том числе социальных, сельском хозяйстве. Кроме того, в современных условиях усиливается роль таких форм сотрудничества между монополистами, как организация совместных предприятий, обмен патентами, научно-технической информацией и т.д.

Еще одна особенность современной монополизации  — усиление централизации капитала, перераспределение собственности. Основной выигрыш при этом получают собственники монополии-интегратора. Это усиливает монополизацию  собственности, содействует ее приобщению к развитию производительных сил, то есть к структурным изменениям в  экономике. Характерно, что такие  процессы происходят, прежде всего, на межотраслевом уровне.

Процессы  монополизации внесли существенные изменения в социальную и хозяйственную  жизнь общества. Они обусловили изменение  хозяйственного механизма, усилив в нем сознательные регулирующие силы. Ускоренное возникновение крупных хозяйственных объектов, координация деятельности в масштабе отрасли и межотраслевом пространстве расширяют сферу планомерного развития экономики. Монополия, используя фактор массового производства, ведет к экономии затрат производства, обеспечивает потребителей дешевыми и качественными товарами. Доказано, что увеличение объемов производства в два раза уменьшает затраты на единицу продукции на 20%.

Таким образом, монополии на современном этапе  — это преимущественно крупные  предприятия с максимальной эффективностью и минимальными затратами. Монополии, реализуя преимущества крупного производства, обеспечивают экономию общественных затрат производства и обращения.

С другой стороны, количество негативных факторов существования монополий значительно  больше и первый из них — практика образования монопольных цен. Монопольные  цены отклоняются от рыночных, создают  дополнительные прибыли монополистам и одновременно облагают потребителя  своеобразной “данью” в свою пользу. Покупатели вынуждены покупать товары по ценам, которые выше, чем в условиях конкурентного рынка. При этом рост цен наблюдается в основном на внутреннем рынке, и создается такая  ситуация, когда цены на внутреннем рынке выше, чем на внешнем. Для  укрепления такого положения монополисты  создают искусственный дефицит  на товары и услуги. Следовательно, наиболее явным внешним проявлением  существования монополии является рост цен и наличие дефицита, стимулирование инфляционных процессов.

Еще одним  негативным фактором наличия монополий  является торможение ими развития научно-технического прогресса. Ослабляя конкуренцию, монополия  создает экономические предпосылки  для ограничения введения в производство новшеств. Монопольное положение  и вытекающие из него выгоды сводят на нет стимулы постоянного усовершенствования производства, увеличения эффективности. Возможность обойти конкуренцию  приводит к замедлению экономического развития.

Монополизация также приводит к деформации хозяйственных  отношений и процессов. Создается  структура, которая отвечает цели монополии  — оптимизации монопольных прибылей. В этом случае возникает также  неправильное распределение доходов (в пользу монополиста), в результате чего осуществляется неправильное размещение ресурсов. Кроме того, монопольные  соглашения типа картельных могут содействовать сохранению экономически “хилых” предприятий, выделяя им соответствующие льготы и устанавливая цены на высоком уровне. Монополии фактически не дают исчезнуть нежизнеспособным предприятиям.

Таким образом, монополия обуславливает застой и загнивание хозяйственного механизма, тормозит конкуренцию, является угрозой  для нормального рынка. Проанализировав  позитивные и негативные факторы  и последствия монополий, можно  прийти к выводу, что монополия  наносит большой вред народному  хозяйству.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изменение цен в аграрном секторе под действием конъюнктуры рынка.

       Цена среди экономических рычагов рыночного механизма выполняет самое большое количество функций, главными из которых являются учетная, стимулирующая и распределительная. Каждая из упомянутых функций играет определенную роль в экономике любой отрасли народного хозяйства.

    Главной характеристикой, определяющей отношение спроса и предложения в АПК, является рыночная цена на продукцию.

Цена  является одним из основных факторов определения выручки от реализации продукции, а значит, непосредственно  влияет на размер прибыли, получаемой предприятиями, и его финансово - экономического состояние.

Сельскохозяйственная  продукция и продукты ее переработки  являются предметом первой необходимости. От ценовой политики государства  и сельскохозяйственного товаропроизводителя  зависит продовольственная безопасность всего государства. Поэтому необходимо регулирование цен на продукцию  сельского хозяйства и максимальная поддержка производителей этой продукции.

  1. Виды цен и методы ценообразования

В условиях плановой экономики цена была равна  средним издержкам производства и регулировалась государством.

В рыночных условиях цена определяется уровнем  предельных издержек, то есть издержек производства признанных рынком партий товара. Переход от фиксированных  государственных цен к свободным называются либерализацией цен.

Основными видами цен в условиях рынка являются:

Свободные цены, то есть цены, которые формируются  на основе соотношения спроса и предложения. Свободная цена устанавливается  исключительно с учетом экономических  интересов покупателя и товаропроизводителя  без непосредственного вмешательства  государственных органов. Однако не всегда экономические интересы между  продавцом и покупателем совпадают, чаще наблюдается диктат продавца при  вынужденном согласии покупателя.

Регулируемые  цены - цены, уровень, динамику и порядок  которых, с учетом монопольного положения  производителя на рынке или высокой  социальной значимости производимой продукции, регулируется государством. В развитых странах под непосредственным государственным  воздействием формируются цены на основные продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье, производимое в фермерских хозяйствах. В России порядок регулирования  цен определен Указом Президента от 28 февраля 1995г. «О мерах по управлению государственного регулирования цен (тарифов)». В соответствии с данным Указом регулирование цен осуществляется установлением государством твердых  фиксированных цен на определенный период на отдельные товары. При  этом определены нижний и верхний  пределы цены с учетом рыночной ситуации, утверждены гарантированные государственные  цены с учетом предельного уровня рентабельности.

Фиксированные (твердые) цены устанавливаются органами ценообразования на энергоносители, грузоперевозки, что позволяет государству  управлять движением цен на другие товары.

Кроме того, в зависимости от целей экономического исследования различают следующие виды цен:

Оптовые цены предприятия - цены товаропроизводителей, по которым они реализует свою продукцию оптовым потребителям (другим предприятиям, сбытовым и оптовым организациям). Эти цены должны возмещать предприятию издержки производства и обращения и обеспечить получение такой прибыли, которая позволила бы ему нормально функционировать в условиях рынка. Следовательно, в состав оптовой цены предприятия входят издержки производства и обращения, прибыль, надбавка (скидка) и налог на добавленную стоимость.

Информация о работе Определение рынка и условия для его функционирования