Трансакционная модель коммуникации

Автор: m***************@rambler.ru, 27 Ноября 2011 в 19:19, реферат

Описание работы

С нашей точки зрения,/ для адекватного отражения внутреннего строения коммуникативной личности нужно воспользоваться структурными и функциональными подходами, опирающимися, как на модель личности, как таковой, так и на модель процесса коммуникации. К числу таких подходов отнесем:
Социально-психологический подход, задающий базовую структуру личности "могу" – "хочу" – "знаю" – "умею" – "действую".
Процессно-информационный подход к социальной коммуникации, имеющий в своей основе трансакционную модель А.Тэна.

Работа содержит 1 файл

Тр. модель.doc

— 88.00 Кб (Скачать)

    Структура операциональной составляющей складывается из следующих элементов:

  • умение определять характер и прагматические параметры коммуникативной ситуации для выбора релевантных ей коммуникативных средств;
  • практическое владение кодовыми системами вербальной и невербальной коммуникации; умение кодировать и декодировать, пользоваться индивидуальным запасом вербальных и невербальных средств для обеспечения эффективной коммуникации;
  • умение выстроить дискурс в соответствии нормами и правилами, задаваемыми культурным контекстом коммуникации
  • умение варьировать коммуникативные средства в процессе взаимодействия в зависимости от динамики коммуникативной ситуации
  • умение выбирать каналы коммуникации, адекватные цели коммуникатора и релевантные ситуации взаимодействия;
  • умение наблюдать за своим коммуникативным поведением и оценивать его (навыки коммуникативной интроспекции и рефлексии)
  • умение оценивать коммуникативные практики и коммуникативную компетентность партнера по общению;
  • умение идентифицировать коммуникативные шумы и барьеры коммуникации, выстраивать стратегии и тактики их преодоления либо уменьшения их влияния на качество взаимодействия.
 

    В результате трансакционная модель коммуникативной  личности может быть представлена в  следующем виде.

    Схема сфера – хочу – могу – знаю – умею.

 

    В данной модели коммуникативная личность может выступать в любой коммуникативной функции – и как коммуникатор и как реципиент. В зависимости от функции будут по-разному разворачиваться и компоненты коммуникативной личности.

    Например, если речь идет о личности коммуникатора, то в составе его абилитационных характеристик будут представлены прежде всего способности к производству и передаче сообщения, а в составе операциональных характеристик такие умения, как умение правильно выбрать кодовую систему, закодировать, выстроить дискурс в соответствии с особенностями коммуникативной ситуации и культурными особенностями аудитории. Если же рассматривается личность реципиента, то на первый план выходят абилитационные возможности по восприятию сообщения, когнитивные характеристики, связанные со знанием кодовых систем и прагматических правил их использования в конкретной ситуации, наконец, операциональные характеристики, замкнутые на умение определить характеристики ситуации общения, оценить коммуникативную компетентность коммуникатора, отселектировать шумы и адекватно декодировать сообщение.

    Коммуникативная личность реализуется в коммуникативном поведении, которое представляет собой осмысленную последовательность коммуникативных действий субъекта как в качестве источника, так и получателя сообщений. С другой стороны, коммуникативное поведение – это сложная форма социальной активности субъекта, направленная на достижение его цели посредством коммуникации с другими субъектами. Коммуникативное поведение представляет собой единственную реальную форму бытия коммуникативной личности. Коммуникативная личность как вещь в себе, как система, замкнутая сама на себя, невозможна. Именно коммуникативное поведение и дает характеристику коммуникативной личности. Но характеристику неполную и непрямую. Следует понимать, что коммуникативное поведение личность является функцией не только ее внутреннего коммуникативного потенциала, но также и ситуации общения, а также поведения ее партнеров по коммуникации. Коммуникативное поведение может быть явным и латентным, прямо наблюдаемым и выявляемым лишь косвенными способами. Поэтому для оценки коммуникативной личности недостаточно только фиксации ее коммуникативных практик. Необходимы также специальные процедуры, входящие в эмпирический арсенал психологии и социологии.

    Коммуникативное поведение личности можно представить как иерархическую систему, составленную из коммуникативных стратегий, коммуникативных тактик и коммуникативных действий.

    Коммуникативная стратегия – это некоторая обобщенная согласованная схема коммуникативного поведения в которой серия различных вербальных и невербальных средств используется для достижения цели субъекта коммуникации. Стратегия – общая схема, целеориентированная системно выстроенная линия поведения, которая на тактическом уровне может даже включать и отступления от цели в отдельных шагах."

    Коммуникативная тактика есть способ реализации стратегии, совокупность практических коммуникативных действий, направленных на воплощение в жизнь отдельного направления или отдельного компонента стратегии. На уровне коммуникативной тактики субъект может делать ходы, на первый взгляд, не вписывающиеся в целевую ориентацию стратегического плана. Однако если мы имеем дело именно с тактикой, а не с коммуникативной ошибкой тактического плана, это отступление в конце концов должно привести к реализации стратегического коммуникативного замысла.

    Представим  себе продавца автомобилей в салоне известной автомобильной фирмы, например, Mercedes. Стратегическая задача коммуникации для продавца – убедить посетителя салона принять решение приобрести автомобиль "здесь и сейчас". В более широком плане его стратегическая задача – убедить купить автомобиль, цена которого находится на верхней границе диапазона финансовых возможностей покупателя. Для реализации этой цели продавец может выбрать тактику критики более дешевой модели, той, за которой пришел клиент (например, D - classe), чтобы он обратил внимание на более дорогую (E – classe).

    Таким образом, коммуникативная тактика – более мелкий масштаб реализации коммуникативного поведения, по сравнению с коммуникативной стратегией. Она не прямо соотносится с коммуникативной целью, а взаимодействует с ней через одну из подцелей, входящих в дерево целей коммуникативной стратегии.

    Рассматривая  организацию коммуникативного поведения  личности, следует согласиться с  Е.В.Клюевым, который предлагает следующую схему: “используя коммуникативную компетенцию, говорящий ставит перед собой коммуникативную цель (определяя или не определяя коммуникативную перспективу, то есть, возможность вызвать желаемые последствия в реальности) и, следуя определенной коммуникативной интенции, вырабатывает коммуникативную стратегию, которая преобразуется в коммуникативную тактику (или не преобразуется, или преобразуется не-успешно) как совокупность коммуникативных намерений (задач), пополняя коммуникативный опыт говорящего."5

    Таким образом, общая структурная схема  функционирования коммуникативной личности принимает вид, изображенный на рис.

Информация о работе Трансакционная модель коммуникации