Трансакционная модель коммуникации

Автор: m***************@rambler.ru, 27 Ноября 2011 в 19:19, реферат

Описание работы

С нашей точки зрения,/ для адекватного отражения внутреннего строения коммуникативной личности нужно воспользоваться структурными и функциональными подходами, опирающимися, как на модель личности, как таковой, так и на модель процесса коммуникации. К числу таких подходов отнесем:
Социально-психологический подход, задающий базовую структуру личности "могу" – "хочу" – "знаю" – "умею" – "действую".
Процессно-информационный подход к социальной коммуникации, имеющий в своей основе трансакционную модель А.Тэна.

Работа содержит 1 файл

Тр. модель.doc

— 88.00 Кб (Скачать)
 

Трансакционная  модель коммуникативной  личности

    С нашей точки зрения,/ для адекватного  отражения внутреннего строения коммуникативной личности нужно  воспользоваться структурными и функциональными подходами, опирающимися, как на модель личности, как таковой, так и на модель процесса коммуникации. К числу таких подходов отнесем:

    • Социально-психологический подход, задающий базовую структуру личности "могу" – "хочу" – "знаю" – "умею" – "действую".
    • Процессно-информационный подход к социальной коммуникации, имеющий в своей основе трансакционную модель А.Тэна.

    На  базе комбинации этих подходов можно  выстроить модель коммуникативной личности, которую мы предлагаем обозначить как трансакционную модель. Выбор данного названия обусловлен следующими обстоятельствами. Во-первых, это принципиально трансакционный характер функционирования личности в коммуникативном процессе, когда она попеременно способна выступать ролях коммуникатора и реципиента (источника и получателя сообщения). Во-вторых, это выбор трансакционной модели коммуникации А.Тэна в качестве базовой для анализа структуры действия коммуникативного актора. Важнейшими элементами этой модели, напомним, являются параметры коммуникативной ситуации, цели субъектов коммуникации, их культура, определяющая характер кодирования и декодирования, коммуникативные шумы различной природы.

    Коммуникативная личность, как и личность в целом  складывается из двух подсистем – внутренней (мира подсознания и сознания) и внешней – мира коммуникативного поведения.

    Ядром коммуникативной личности является ее внутренняя подсистема, детерминирующая коммуникативное поведение, способное реализовываться как через выполнение функций коммуникатора, так и реципиента.

    Внутренняя  подсистема коммуникативной личности складывается из следующих составляющих:

    • целемотивационный компонент – цели и мотивы личности как субъекта коммуникации ("коммуникативное хочу");
    • абилитационный компонент - коммуникационные возможности индивида и коммуникативные способности личности, определяемые ее физическим и психическим состоянием ("коммуникативное могу");
    • когнитивный компонент (или ресурсно-когнитивный компонент) – знания, освоенная информация (освоенный информационный ресурс), обеспечивающие потенциальные характеристики качества функционирования личности как коммуникативного актора ("коммуникативное знаю");
    • операциональный /или инструментальный/ (от англ. operational – практический, действующий, готовый к работе) компонент – коммуникативные навыки личности и ее умения пользоваться когнитивными и прагматическими ресурсами для осуществления коммуникации ("коммуникативное умею").

    В целом внутренняя структура коммуникативной  личности может быть представлена как  некоторая многослойная сфера, каждый из последующих слоев которой  надстраивается над внутренними  глубинными слоями. Ядро этой сферы составляет целемотивационный компонент, определяющий сам статус коммуникативной личности. Каждый из компонентов является необходимым, а их совокупность достаточной. Отсутствие либо полная неразвитость любого из них делает личность неспособной к коммуникации.

    Рассмотрим  каждый из обозначенных компонентов  детально, тем более что каждый имеет собственную внутреннюю структуру. 

    Целемотивационный компонент коммуникативной личности составляют цели и мотивы личности как субъекта коммуникации. Данный компонент отражает характеристики наличия, интенсивности и обусловленности установок личности на вступление в коммуникацию и ее поддержание.) Он составляет ядро коммуникативной личности, поскольку превращение личности в коммуникативного актора начинается с появления соответствующей потребности, цели и далее мотива. Если целемотивационный компонент отсутствует или неразвит, коммуникация с участием данного субъекта не состоится, он не обретет статуса коммуникативной личности. И, напротив, если он состоялся как коммуникативная личность (неважно развитая или неразвитая, эффективная или не очень), значит, он в прошлом вступал в коммуникацию. И в ядре этого социального действия лежал целемотивационный компонент.

    Рассматривая  выше типологию коммуникативных  взаимодействий, мы показали, что действия субъектов коммуникации могут быть как интенциональными, так и неинтенциональными (для коммуникатора), как сознательными, так и неосознанными (для реципиента). Это означает, что коммуникативная личность в реальном коммуникативном взаимодействии может реализовываться как интенционально, так и неинтенционально. Но любое сознательное вступление в коммуникацию носит целенаправленный характер и опирается на осознаваемую систему целей и мотиваций личности. Если имеет место неинтенциональное взаимодействие, налицо неосознанная мотивация к вступлению в коммуникацию.

    Именно  цели и мотивы субъектов коммуникации в первую очередь задают направленность их взаимодействия. Таким образом, целемотивационный компонент является важнейшей составляющей личности, определяющей характер ее коммуникативного действия.

    Обратимся к понятиям коммуникативной цели и коммуникативной потребности. Вслед за Е.В.Клюевым и В.Кашкиным определим коммуникативную цель как стратегический результат, на который направлен коммуникативный акт. Это тот результат, который субъекту необходимо достичь посредством коммуникативного взаимодействия. Коммуникативная цель, как правило, носит обеспечивающий, вспомогательный характер по отношению к целям личности, связанным с осуществлением ее жизнедеятельности. Хотя возможны случаи фатической коммуникации, когда коммуникативная цель выступает в качестве основной и единственной.

    Наиболее  общие цели социального субъекта – удовлетворение потребностей, получение удовольствия и избежание боли. Ключевой категорией здесь является категория потребности. Потребность есть источник и побуждающий фактор любой деятельности субъекта, между ними существует жесткая причинно-следственная связь. Потребность есть производное от нужды – чувства отсутствия у человека чего-либо важного для его жизнедеятельности. При этом потребность есть некоторая особая, социализированная форма нужды, адекватная "статусу, образованию, культурному уровню и даже менталитету человека".1 Согласно определению А.Соколова, "потребность – это функциональное свойство живых систем активно реагировать на рассогласование между наличными и нормальными внешними и внутренними условиями их жизнедеятельности".2

    А. Маслоу обосновывает иерархическую  структуру потребностей индивида, определяющих характер мотивации его поведения. Согласно его теории, получившей широкое признание в социальной психологии, человеческие потребности образуют своеобразную пирамиду – от низших – физиологических (жажда, голод, сон, половое влечение, убежище), через потребность в безопасности (защищенности) и социальные потребности (в дружбе, любви, причастности) к высшим – потребностям в уважении и самореализации.3 Человек сначала имеет мотив к удовлетворению низших, наиболее важных потребностей. По мере удовлетворения они перестают быть движущим мотивом, и на смену ему приходит новый мотив, опирающийся на актуализацию потребностей более высокого уровня.

    Как видим, в пирамиде потребностей Маслоу коммуникативные потребности в явной форме отсутствуют, что обусловлено природой неразрывно связанных с ними коммуникативных целей, как целей вторичных, обеспечивающих.

    Наиболее  общие цели личности, связанные с  удовлетворением ее важнейших потребностей называются терминальными (от terminal – окончательный) целями. Для их реализации она вступает во взаимодействие с внешней средой, в том числе в коммуникацию с другими личностями и общностями. В этом взаимодействии терминальные цели личности преобразуются в цели иного, обеспечивающего характера. Эти цели называются инструментальными. К их числу относятся ориентация во внешней среде, адаптация к ней, контроль и управление средой. Через достижение этих целей индивид в данном взаимодействии удовлетворяет свои потребности.

    Коммуникация, как вид социального взаимодействия, таким образом, функционирует на уровне реализации инструментальных целей личности. В результате наиболее общими целями коммуникативной личности, определяющими мотивы вступления ее в коммуникацию, являются:

    • ориентация во внешней среде;
    • контроль среды;
    • адаптация к среде;
    • управление внешней средой.

    Личность  в конкретной ситуации становится коммуникативной личностью в том случае, когда имеющаяся у нее актуализированная потребность может быть удовлетворена не прямо, а опосредованно, через коммуникативное действие. Таким образом возникает коммуникативная потребность - потребность в коммуникативном действии как способе удовлетворения некоторой базовой потребности субъекта. Уточняя дефиницию А.Соколова, представляющуюся нечеткой из-за отождествления понятий "состояние" и "содержание" сознания4, определим коммуникативную потребность как реакцию психики субъекта на несоответствие между своим наличным и комфортным состоянием, направленную на преодоление этого несоответствия через осмысленное информационное взаимодействие с психиками других субъектов.

    Абилитационный  компонент коммуникативной  личности (от англ. ability – способность, возможность сделать что-либо) составляют коммуникативные возможности и способности личности. Здесь представлены психофизиологические и собственно психологические характеристики личности как субъекта коммуникации.

    Структурно  абилитационный компонент состоит  из достаточно широкого круга элементов, наиболее важными из которых являются:

    • перцептивность – способность перцепторной системы (органов чувств для индивидуального субъекта) субъекта воспринимать сигналы внешней среды;
    • рефлективность – способность реагировать на стимулы внешней среды, в том числе на партнера по коммуникации;
    • скорость реагирования на стимулы внешней среды, в том числе на партнера по коммуникации;
    • внимательность, способность концентрировать внимание;
    • кратковременная и долговременная память;
    • способность к обработке массивов информации различного объема;
    • способность к эмпатии;
    • обаяние – способность вызывать позитивные эмоции у партнера по коммуникации;
    • способность к интроспекции и коммуникативная рефлексивность – способность к наблюдению за своим коммуникативным поведением и к его анализу;
    • транзмиттивность (от англ. transmittion – передача, перенос) – способность субъекта передавать сообщение;
    • врожденные и приобретенные психологические, качества, связанные со способностью к коммуникации – темперамент, агрессивность, экстраверность/ интравертность, локус контроля и др.
 

    Ресурсно-когнитивный  компонент коммуникативной личности ("коммуникативное знаю") – это освоенный личностью информационный ресурс в области организации и осуществления коммуникации, ее знания, обеспечивающие диапазон возможностей функционирования как коммуникативного актора.

    Данный  компонент составляют знания, полученные субъектом в ходе обучения, образования и самообразования. В структуру ресурсно-когнитивной составляющей входят:

    • знание правил кодирования, кодов и кодовых систем обеспечивающих адекватное кодирование и декодирование информации в ходе коммуникативного взаимодействия (овладение семантическим измерением семиозиса используемых языковых систем);
    • знание правил согласования знаков, ведущих к образованию текстов (овладение синтаксическим измерением семиозиса используемых языковых систем);
    • знание норм и правил применения тех или иных знаков и знаковых систем в различных коммуникативных ситуациях (овладение прагматическим измерением семиозиса используемых языковых систем);
    • знание основных элементов культуры/субкультуры социума или каких-либо его частей, в пределах которых осуществляется взаимодействие, в том числе норм, ценностей, верований, стереотипов, предрассудков и т.п. для определения характера и прагматических параметров коммуникативной ситуации;
    • знание характеристик основных каналов коммуникации, по которым может передаваться сообщение;
    • знание критериев и методов оценки собственной коммуникативной компетентности, коммуникативных характеристик и коммуникативной компетентности партнеров по коммуникации;

    Следует понимать, что названные составляющие ресурсно-когнитивного компонента коммуникативной личности у конкретного субъекта коммуникации могут быть выражены по-разному, а некоторые в силу пробелов в образовании или иных причин – отсутствовать вообще.

    Операциональный (от англ. operational – практический, действующий, готовый к работе) компонент коммуникативной личности ("коммуникативное умею") составляют ее практические коммуникативные навыки и умения, связанные с качеством воплощения абилитационного и когнитивного компонентов в реальных ситуациях субъект-субъектного информационного взаимодействия. По существу "коммуникативное умею" означает умение субъекта пользоваться своими возможностями ("коммуникативным могу") и знаниями ("коммуникативным знаю") для осуществления эффективного взаимодействия с другими субъектами. Операциональный компонент опирается на практический опыт общения, формируется эмпирическим путем и обобщает совокупность коммуникативных практик личности.

Информация о работе Трансакционная модель коммуникации