Взаимоотношения высших органов государственной власти в Финляндской Республике

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 19:37, контрольная работа

Описание работы

Парламент Финляндской Республики — эдускунта не занимает, в отличие от некоторых других стран, ведущего места в государственном механизме. Но в последние годы он начал играть более активную роль в государственной жизни страны, в определении ее внутренней и внешней политики. Председатель парламента считается вторым после президента лицом в государстве.
Эдускунта состоит из 200 депутатов, избираемых сроком на четыре года. В случае досрочного роспуска парламента по решению президента, согласованному с Государственным советом, вновь избранный парламент может действовать в течение четырехлетнего периода полномочий, если только не будет также досрочно распущен.

Работа содержит 1 файл

Парламент Финляндии.doc

— 111.00 Кб (Скачать)

  Отказу  парламента в доверии Государственному совету президент может противопоставить роспуск парламента.

  “Форма  правления” устанавливает, что законодательная власть принадлежит совместно президенту и парламенту. В этой области глава государства обладает следующими полномочиями: во-первых, он наделен правом законодательной инициативы, во-вторых, ему предоставлено право вето, то есть неутверждения принятых эдускунтой законопроектов, в-третьих, он имеет право издавать нормативные акты-указы декреты), часть из которых с согласия парламента может приравниваться к законам.

  В порядке осуществления законодательной  инициативы президент направляет в  эдускунту законопроекты, подготовленные Государственным советом или им одобренные. Но президент может отказаться это сделать либо существенным образом повлиять на их содержание. До передачи в парламент президент вправе направить законопроект на заключение Верховного суда или Верховного административного суда либо обоих вместе. Это может касаться любого проекта.  
При использовании своего права вето на принятые парламентом законопроекты президенту достаточно не подписать в течение трех месяцев полученный им проект закона. Согласно § 20 “Формы правления” подпись президента под законопроектом должна быть подтверждена подписью (контрассигнована) премьер-министра и соответствующего министра, к ведению которого относится данный вопрос. После этого закон публикуется Государственным советом в “Своде законов Финляндии”. Перед подписанием законопроекта президент может направить его на заключение Верховного или Верховного административного судов, либо обоих вместе. 
В практике Финляндии это право глава государства использовал активно. Причем поводы бывали различные: в одних случаях указывалось, что по данному вопросу разрабатывается правительственный законопроект, в других — что он противоречит конституции, в третьих — что он недопустим по каким-либо причинам. Иногда вето было проявлением независимости президента, а иногда — слабости парламентских позиций Государственного совета. Президентское вето носит относительный характер, потому что эдускунта вправе вновь вернуться к этому вопросу и после того, как законопроект, отклоненный президентом, будет вновь одобрен парламентом нового созыва, глава государства обязан подписать законопроект и дать указание о его публикации.

  Особо следует выделить права президента по подписанию принятого парламентом  бюджета. Поскольку проект подготавливался Государственным советом и направлялся в парламент президентом, то его подписание после парламентского одобрения считается чисто формальным актом. Однако если в проект бюджета парламентом были внесены изменения в направлении увеличения ассигнований на те или иные цели, то такой кредит считается “условным” и его можно использовать, только если президент согласился его подписать. При этом президент может отказать в использовании кредита, подписать его вместе с бюджетом или в более позднее время, когда будут изысканы средства для указанных целей. Подпись президента под бюджетом не нуждается в контрассигновании.

  Президент на основе принятых парламентом законов  может издавать указы, представляющие собой акты толкования закона, его практического применения. Теоретически они не должны отменять или изменять законы либо представлять собой новое законодательство. Однако на практике парламент, особенно в 50-е гг. предоставлял правительству право издания путем президентских указов законов в экономической сфере жизни.

  Особенностью  Финляндии является вопрос об ответственности политического характера. Если министры не согласны с президентом, они могут заносить свое несогласие в протокол заседаний правительства, но это не освобождает их от ответственности, если они остались на своих постах и не ушли в отставку. А на практике немало президентских решений, особенно в области внешней политики и обороны, вообще не представляются на одобрение членов Государственного совета, которые тем не менее несут за них политическую ответственность, если не ушли в отставку. 
Парламент ежегодно получает отчеты назначаемого президентом канцлера юстиции о его деятельности и о замеченных им нарушениях законности. На основе отчета парламент может принимать необходимые законы.
 

Выводы 

На основе проведенного анализа основного  положения и функций парламента Финляндской Республики (эдускунта), а также взаимодействия его с кабинетом министров (Государственный совет) и Президентом были сделаны следующие выводы:

  1. Основной закон Финляндии – действующая в настоящее время Конституция, которая была принята 11 июня 1999 года, а в силу вступила с 1 марта 2000 года. Конституцию составляют четыре основных закона: “Форма правления” 1919 г., Акт об эдускунте (парламент) 1928 г., Акт о праве парламента контролировать законность деятельности Государственного совета и канцлера юстиции 1922 г., Акт о Государственном суде 1922 г.
  2. “Форма правления” определяет Финляндию как республику во главе с президентом, который избирается всеми лицами, обладающими правом выборов в парламент, путем прямых выборов.
  3. Согласно Конституции, все законодательные функции осуществляются в Финляндии президентом совместно с парламентом. В состав парламента входят 200 депутатов. Избирается он на четыре года с помощью прямого и пропорционального голосования. Парламент в Финляндии тоже принимает участие в решении некоторых вопросов внешней политики страны – от его одобрения зависят международные соглашения, его согласие необходимо в случае объявления Президентом войны или заключения мирного соглашения.
  4. Принципы избирательного права и порядок организации и проведения выборов в эдускунту определяются “Формой правления”, Актом об эдускунте и Законом о выборах народных представителей, в соответствии с которыми парламент избирается на основе всеобщих и прямых выборов при тайном голосовании. При этом постоянную парламентскую основу составляет Демократический союз народа Финляндии.
  5. Именно в Финляндии впервые в 1906 г. был создан однопартийный парламент, преобразованный из сословно-представительного органа. Однако своеобразной компенсацией верхней, контрольной палаты служит создаваемая в течение пяти дней после созыва парламента Большая, или Главная комиссия, которая является как бы “парламентом в миниатюре”.Руководство парламентом осуществляет председатель палаты и два вице-председателя, которые вместе образуют президиум эдускунты. Председателю принадлежат важные права по руководству работой парламента, определению регламента ее пленарных заседаний, повестки дня, обеспечению дисциплины на заседаниях. Председатель считается лицом нейтральным и поэтому не может участвовать в прениях и голосовании, вносить какие-либо предложения в парламент, кроме резолюций парламента и предложений по реализации конституционных законов.
  6. “Форма правления” закрепляет за эдускунтой следующие полномочия: принятие и изменение конституционных законов, иных законов по различным вопросам жизни страны, утверждение государственного бюджета, решение вопросов войны и мира, ратификацию международных договоров, в которых затрагивается компетенция парламента, определение системы государственных органов, а также принципов государственного управления и организации и деятельности органов коммунального самоуправления, административно-территориального управления страны, контроль за деятельностью исполнительной власти — Государственного совета и административного аппарата, контроль за законностью деятельности судов и органов местного самоуправления, руководство работой Государственного банка, контроль за денежной системой страны и регулирование денежного обращения, определение своей собственной структуры и парламентской процедуры и ряд других вопросов.
  7. Согласно законодательству республики, в систему законодательных органов входит также институт Омбудсмана - лицо, уполномоченное парламентом осуществлять контроль за соблюдением законных прав и интересов граждан в деятельности органов исполнительной власти и должностных лиц. Это независимое публичное должностное лицо, которое расследует жалобы граждан на должностных лиц правительственных органов. Значительную часть его работы занимают жалобы на несправедливость или грубое обращение должностных лиц полиции, прокуроров или судей в таких делах, как жилищные, о взимании налогов, об участии в выборах,о выплате благотворительных пособий. После расследования жалобы омбудсман может отклонить ее с обоснованием своих действий. Либо он может искать способы исправления ситуации путем убеждения, предания дела гласности или, что редко, рекомендации о привлечении к ответственности.
  8. Смещение акцента финляндской политической системы в сторону парламентаризма влечет за собой укрепление связи Парламент — Государственный совет — Президент Республики. Одно из наиболее важных изменений, способствовавших перестройке политической системы страны, связано с переходом полномочий по формированию Государственного совета от Президента к Парламенту. Влияние, которое Президент Финляндии имел при выборе Премьер-министра и Правительства, менялось в зависимости от политических условий, но Президент всегда имел возможность, весьма законно, вмешиваться в формирование Правительства – одно из наиболее важных полномочий главы государства. Современный, основанный на политических партиях парламентаризм подразумевает, что Правительство и парламентское большинство совместно работают над реализацией политического курса, согласованного партийной коалицией, но при этом установленными формами надзора пользуется не только оппозиция, но и группы, поддерживающие Правительство. Первичные методы установлены в § 43—47 Конституции. Рассмотрение отчетов, заявлений и различных докладов Правительства и обширная работа по запросам — важная часть процедурной деятельности Эдускунты.
  9. “Форма правления” устанавливает, что законодательная власть принадлежит совместно президенту и парламенту. В этой области глава государства обладает следующими полномочиями: во-первых, он наделен правом законодательной инициативы, во-вторых, ему предоставлено право вето, то есть неутверждения принятых эдускунтой законопроектов, в-третьих, он имеет право издавать нормативные акты-указы декреты), часть из которых с согласия парламента может приравниваться к законам.
  10. Государственный совет не обладает правом законодательной инициативы и инициативы внесения проекта бюджета. Эти документы вносятся в эдускунту президентом. При этом он может внести как законопроект, разработанный Государственным советом, так и подготовленный в канцелярии президента или созданной им комиссии. Эдускунта может отказать кабинету в доверии двумя путями: либо приняв резолюцию порицания Государственному совету, либо отказав ему в одобрении законопроекта, с которым правительство связывает вопрос о доверии. Резолюции порицания могут приниматься в связи с обсуждением депутатского запроса кабинету или премьер-министру.

Информация о работе Взаимоотношения высших органов государственной власти в Финляндской Республике