Взаимоотношения высших органов государственной власти в Финляндской Республике

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 19:37, контрольная работа

Описание работы

Парламент Финляндской Республики — эдускунта не занимает, в отличие от некоторых других стран, ведущего места в государственном механизме. Но в последние годы он начал играть более активную роль в государственной жизни страны, в определении ее внутренней и внешней политики. Председатель парламента считается вторым после президента лицом в государстве.
Эдускунта состоит из 200 депутатов, избираемых сроком на четыре года. В случае досрочного роспуска парламента по решению президента, согласованному с Государственным советом, вновь избранный парламент может действовать в течение четырехлетнего периода полномочий, если только не будет также досрочно распущен.

Работа содержит 1 файл

Парламент Финляндии.doc

— 111.00 Кб (Скачать)
 
 

Письменная  работа на тему:

«Взаимоотношения высших органов государственной власти в Финляндской Республике» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

  Система государственных органов Финляндии, место каждого из них в этой системе (в том числе и место  парламента) определяется как на основе конституционных и иных нормативных актов, так и в результате сложившейся практики.

  Систему высших государственных органов  власти и управления, их компетенцию и взаимоотношения регламентируют прежде всего четыре конституционных закона, составляющих вместе конституцию Финляндии:

  1. “Форма правления” 1919 г.
  2. Акт об эдускунте (парламент) 1928 г.
  3. Акт о праве парламента контролировать законность деятельности Государственного совета и канцлера юстиции 1922 г.
  4. Акт о Государственном суде 1922 г.

  “Форма  правления” определяет Финляндию как  республику во главе с президентом, который избирается всеми лицами, обладающими правом выборов в парламент, путем прямых выборов. Но если на прямых выборах за президента проголосует менее половины всех избирателей, то он избирается путем косвенных выборов — особой коллегией выборщиков, в которую входит 301 представитель от политических партий или избирательных блоков партий, выбранных в день прямых выборов президента по специальным избирательным бюллетеням.

  На  основе конституции и государственно-правовой практики главное место в системе высших органов государственной власти принадлежит президенту, который не только обладает большими правами в законодательной и исполнительной сферах деятельности, но и реально ими пользуется. Согласно “Форме правления”, законодательная власть принадлежит президенту и эдускунте, а исполнительная власть — президенту и Государственному совету (кабинет министров). Государственный совет находится при президенте “для общего управления страной”. При определении внутренней и внешней политики страны Государственный совет заседает во главе с президентом.

  Руководство отдельными отраслями государственной  деятельности осуществляют министерства и различные ведомства: управления, бюро, конторы, которые не входят в состав министерств и создаются и работают под непосредственным руководством Государственного совета, но их руководители, в отличие от министров, не входят в состав Государственного совета. Особенностью состава Государственного совета является то, что в него почти постоянно включаются два или три министра по отдельным отраслям государственной деятельности, например, первый, второй и третий министры здравоохранения, образования, социальных дел. На них возлагается ответственность за отдельные участки работы министерств.

  Парламент Финляндской Республики — эдускунта не занимает, в отличие от некоторых других стран, ведущего места в государственном механизме. Но в последние годы он начал играть более активную роль в государственной жизни страны, в определении ее внутренней и внешней политики. Председатель парламента считается вторым после президента лицом в государстве. 
Эдускунта состоит из 200 депутатов, избираемых сроком на четыре года. В случае досрочного роспуска парламента по решению президента, согласованному с Государственным советом, вновь избранный парламент может действовать в  течение  четырехлетнего  периода полномочий, если только не будет также досрочно распущен.

Глава 1. Порядок выборов парламента

  Принципы избирательного права и порядок организации и проведения выборов в эдускунту определяются “Формой правления”, Актом об эдускунте и Законом о выборах народных представителей. В соответствии с этими законами парламент избирается на основе всеобщих и прямых выборов при тайном голосовании.

  В Финляндии раньше других стран Европы было введено всеобщее избирательное  право, в том числе и для  женщин (в 1906 г.). В тот период избирательный  возраст был установлен в 24 года, в настоящее время он составляет 18 лет как для активного, так и для пассивного избирательного права.

  Определенные  ограничения установлены для  права быть избранным депутатом  парламента. На этот пост не могут избираться военнослужащие, члены Верховного и Верховного административного судов, канцлер юстиции, парламентские омбудсманы — специальные юридические представители парламента, осуществляющие контроль за законностью. В случае их назначения на указанные должности в период, когда они были избраны депутатами, эти лица обязаны покинуть депутатский пост.

  Для организации и проведения выборов  вся страна делится на избирательные округа и избирательные участки. В настоящее время создается 16 округов, в том числе один на Аландских островах, являющихся автономным образованием, от которого избирается один депутат. 
Выборы проводятся по пропорциональной избирательной системе (кроме Аландских островов), что в условиях многопартийности позволяет получать депутатские мандаты не только самым крупным, но и менее крупным политическим партиям. При этом политическим партиям разрешается организовывать различные избирательные блоки. От каждого округа выбирается от 6 до 22 депутатов в зависимости от численности населения того или иного избирательного округа. 
Право быть зарегистрированным в качестве кандидата имеет гражданин Финляндии, которого поддерживает не менее 30 избирателей.

  В Финляндии скомбинировано голосование  за партию или избирательный блок и за конкретного кандидата. Каждому кандидату в депутаты в списке для голосования присваивается номер и избиратель отмечает в бюллетене не только партию, за которую он голосует, но и номер кандидата от этой партии, которому он отдает предпочтение. Таким образом, голос избирателя не только позволяет определять число полученных партией мест в парламенте, но и позволяет решать, кто в партийном списке становится депутатом, чтобы не создавать преимуществ для тех кандидатов, которые указаны в списках партий первыми. Такой порядок имеет важное значение и для партий, выступающих на выборах единым блоком, чтобы в соответствии с волей избирателей распределить мандаты между такими партиями.

  В выборах в эдускунту Финляндии  обычно участвуют много политических партий. Но постоянную парламентскую  основу составляют Демократический союз народа Финляндии, в который входит Компартия, Социал-демократическая партия Финляндии, Партия центра (мелкобуржуазная), Шведская народная партия, Партия мелких - сельских хозяев, Либеральная народная партия и Национальная коалиционная партия. Вследствие того, что ни одна политическая партия не имеет большинства в парламенте, правительства образуются на коалиционной основе. Поэтому для Финляндии нередкими являются правительственные кризисы и, как следствие этого, досрочные роспуски парламента.

Глава 2. Эдускунта – парламент Финляндии

  Парламент Финляндии был преобразован из сословно-представительного органа в однопалатный в 1906 г., когда во всем мире еще не было однопалатных парламентов. Однако своеобразной компенсацией верхней, контрольной палаты служит создаваемая в течение пяти дней после созыва парламента Большая, или Главная комиссия, которая является как бы “парламентом в миниатюре”. Она играет решающую роль в определении судьбы вносимых в парламент законопроектов. Помимо законопроектов на ее рассмотрение выносятся международные договоры, в которых затрагиваются вопросы законодательного характера, а также вопросы, связанные с депутатским вознаграждением. Большая комиссия состоит из 45 депутатов, которые избираются в соответствии с соотношением сил в парламенте. Практически в нее входят лидеры парламентских фракций и наиболее видные их члены.

  Руководство парламентом осуществляет председатель палаты и два вице-председателя, которые вместе образуют президиум эдускунты. Указанные лица избираются на каждой сессии парламента, но практически они переизбираются в данном составе парламента. При этом если председателем парламента является представитель одной партии, то его вице-председатели выбираются из других фракций политических партий.

  Председателю  принадлежат важные права по руководству работой парламента, определению регламента ее пленарных заседаний, повестки дня, обеспечению дисциплины на заседаниях. В случае нарушения депутатом дисциплины и депутатской этики председатель призывает депутата к порядку и может в определенных случаях удалить его с заседания с согласия большинства. 
Председатель считается лицом нейтральным и поэтому не может участвовать в прениях и голосовании, вносить какие-либо предложения в парламент, кроме резолюций парламента и предложений по реализации конституционных законов.

  Если  между председателем и большинством палаты возникают разногласия по повестке дня пленарного заседания  или регламенту, то такой спор передается в конституционную комиссию, решение которой является окончательным.

  При председателе образуется Совет, в который наряду с ним и вице-председателями парламента входят председатели постоянных комиссий. Этот орган является консультативным. Он дает свои рекомендации председателю парламента по вопросам организации работы пленарных заседаний, внесения изменений в смету расходов секретариата (канцелярия), порядка проведения выборов во внутренние органы парламента и его должностных лиц и их правового положения. 
В течение пяти дней после начала работы парламента нового созыва он избирает Коллегию выборщиков в составе 45 депутатов и не менее трех их заместителей, которая действует весь срок полномочий соответствующего созыва. Состав этой Коллегии должен соответствовать соотношению сил в парламенте. Главной задачей Коллегии выборщиков является подготовка выборов постоянных комиссий парламента и его должностных лиц. Согласно Акту об эдускунте, кроме Большой комиссии должны быть избраны не менее пяти постоянных комиссий в течение семи дней после начала работы парламента на весь срок полномочий данного созыва. Коллегия выборщиков при подборе кандидатур в постоянные комиссии также должна руководствоваться соотношением партийных сил в парламенте.

  Согласно  Акту об эдускунте в обязательном порядке должны образовываться конституционная  комиссия, комиссия по иностранным делам, законодательная, финансовая и банковские комиссии. Кроме того, парламент вправе образовывать и другие постоянные комиссии, например по вопросам экономики, экономического законодательства, образования, сельского и лесного хозяйства, социального обеспечения, транспорта, обороны и вторая законодательная комиссия. В составе финансовой комиссии работает 21 депутат, банковской — 13, а во всех остальных —по 17 депутатов. Однако если комиссия сочтет необходимым увеличить число своих членов в связи с расширением объема деятельности, она может просить эдускунту положительно решить данный вопрос.

  Финансовая  комиссия контролирует соответствующую деятельность центральных административных ведомств, для чего ей предоставлено право доступа ко всем отчетам и документам казначейства. Она дает заключения по отчетам правительства, государственных контролеров и может высказать свои соображения и предложения по вопросам, касающимся этих отчетов, а также в целом хозяйства страны, ведения государственного хозяйства. К компетенции финансовой комиссии относится дача заключений по проектам государственного бюджета и иным предложениям правительства, затрагивающим финансовые вопросы.

  Акт об эдускунте требует, однако, чтобы  предложения комиссии, в которых  рекомендуется увеличение ассигнований, сопровождались одновременными указаниями на источники финансирования таких предложений. В противном случае президент при подписании бюджета страны может отказаться подписать эту часть бюджета, принятую парламентом, и рекомендовать Государственному совету исполнять государственный бюджет без указанных поправок парламента. 
Финансовая комиссия дает также свои заключения в отношении принятия, изменения или отмены инструкций для государственных контролеров.

  Поскольку Государственный банк Финляндии находится под контролем и управлением парламента, для осуществления текущего парламентского контроля за его деятельностью образована специальная постоянная банковская комиссия. К ее ведению относятся все дела, касающиеся управления и положения дел в Государственном банке, деятельности выбираемых эдускунтой уполномоченных госбанка, его правления, управления фондами, гарантированными парламентом. 
Помимо этого, указанная комиссия вносит предложения по вопросам, затрагивающим правила деятельности госбанка, инструкций для уполномоченных госбанка, а также должна давать свои заключения на вносимые в парламент предложения правительства по этим вопросам. Без заключения банковской комиссии парламент не может принять решения в отношении распоряжения фондами госбанка. К компетенции банковской комиссии относятся также дела, касающиеся регламентации деятельности всех других банков страны и денежной системы Финляндии, а равно и валютные вопросы.

  Следует отметить, что ни одна из комиссий, кроме банковской, не имеет права законодательной инициативы. Председатель и вице-председатели комиссий формально избираются ими самими. Но фактически об их кандидатурах договариваются лидеры парламентских фракций политических партий с тем расчетом, чтобы в их числе были представители фракций пропорционально их удельному весу в парламенте.

Информация о работе Взаимоотношения высших органов государственной власти в Финляндской Республике