Взаимоотношения высших органов государственной власти в Финляндской Республике

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 19:37, контрольная работа

Описание работы

Парламент Финляндской Республики — эдускунта не занимает, в отличие от некоторых других стран, ведущего места в государственном механизме. Но в последние годы он начал играть более активную роль в государственной жизни страны, в определении ее внутренней и внешней политики. Председатель парламента считается вторым после президента лицом в государстве.
Эдускунта состоит из 200 депутатов, избираемых сроком на четыре года. В случае досрочного роспуска парламента по решению президента, согласованному с Государственным советом, вновь избранный парламент может действовать в течение четырехлетнего периода полномочий, если только не будет также досрочно распущен.

Работа содержит 1 файл

Парламент Финляндии.doc

— 111.00 Кб (Скачать)

Глава 3. Компетенция эдускунты

  Конституция Финляндии устанавливает, что “суверенная  власть в Финляндии принадлежит  народу, представителем которого является парламент”. Но при этом она указывает, что законодательная власть осуществляется им совместно с президентом республики, а исполнительная власть, принадлежит президенту, судебная же власть осуществляется независимыми судами. 
“Форма правления” закрепляет за эдускунтой следующие полномочия: принятие и изменение конституционных законов, иных законов по различным вопросам жизни страны, утверждение государственного бюджета, решение вопросов войны и мира, ратификацию международных договоров, в которых затрагивается компетенция парламента, определение системы государственных органов, а также принципов государственного управления и организации и деятельности органов коммунального самоуправления, административно-территориального управления страны, контроль за деятельностью исполнительной власти — Государственного совета, а равно и административного аппарата, контроль за законностью деятельности судов и органов местного самоуправления, руководство работой Государственного банка, контроль за денежной системой страны и регулирование денежного обращения, определение своей собственной структуры и парламентской процедуры и ряд других вопросов.

  Перечень  предоставленных конституцией парламентских  прав довольно широк. Однако при рассмотрении этих прав можно увидеть, что в  некоторых областях они фактически ограничены. 
Во-первых, законы, принятые эдускунтой, нуждаются в их утверждении президентом республики. И хотя его вето носит отлагательный характер, что позволяет парламенту вновь рассмотреть данный закон и принять его, но она вправе сделать это только на сессии вновь избранного парламента, что ведет к значительной затяжке принятия закона, с которым не согласен президент. Иногда применение президентом вето в отношении какого-то закона приводило вообще к снятию его обсуждения с повестки дня. Надо сказать, что на практике президент нередко использовал это право. 
После второй мировой войны парламент неоднократно принимал решения о передаче законодательных прав в экономической области президенту и фактически отказывался от своих прав в данной области. Однако в последние годы парламент не придерживается этой практики. В то же время следует отметить, что президент весьма часто прибегал к толкованию законов, принятых парламентом, что нередко было фактическим законотворчеством, а не простым толкованием. 
Важно отметить, что в последние годы многие вопросы законодательного регулирования решаются предварительно до их представления в парламент на основе договоренности между объединениями предпринимателей и Центральным объединением профсоюзов Финляндии или отраслевыми профсоюзами, а также правительством. Это относится главным образом к вопросам экономического характера и трудовым вопросам. После того, как такая договоренность достигнута, правительство вносит законопроект в эдускунту. В ней в таком случае обычно не возникает разногласий между партиями, и законопроект легко проходит через постоянные комиссии и сам парламент. 
Значительно более активным парламент был в других областях деятельности. Эдускунта принимает множество законов в социально-культурной сфере жизни страны, в области образования. После второй мировой войны была осуществлена широкая кодификация отраслевого законодательства: гражданского, земельного, семейного, водного, гражданского и уголовного судопроизводства и судоустройства и в ряде других сфер. По уровню социальной защищенности граждан законодательство Финляндии за последние годы догоняет шведское законодательство. Принято множество законов по регламентации отношений в области экономики: в направлении субсидирования сельского хозяйства, по оказанию помощи экспортным отраслям народного хозяйства, по переориентации ряда объединений и фирм, концернов на развитие перспективных отраслей экономики. Это позволило Финляндии обеспечить резкий рывок в социально-экономическом развитии страны. Следует также обратить внимание на то, что в последние два десятилетия осуществлена широкая реформа всей системы образования, начиная от начального, среднего, среднего специального и кончая высшим образованием.

  Наиболее  ограничены права парламента в области внешней политики, поскольку главным лицом, который решает эти вопросы, является президент республики.

  К числу основных прав эдускунты относится  ратификация международных договоров. Однако в ратификации нуждаются только те из них, в которых затрагиваются права парламента, например, конституционные вопросы, законодательные вопросы или если эти договоры требуют выделения определенных ассигнований, а равно если в них содержатся обязательства, затрагивающие государственные границы Финляндии. В ратификации нуждаются также международные договоры и соглашения, связанные с объявлением войны или заключением мира, поскольку вопросы войны и мира президент не может решать без согласия парламента, которого требуют также и решения о присоединении Финляндии к какой-либо региональной и международной организации. В силу этого парламент ратифицировал Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи между Финляндией и СССР 1948 г. и принимал решения о продлении срока его действия. Проводилась ратификация Торгового договора с СССР 1947 г. Эдускунтой принималось решение о вступлении Финляндии в Северный совет и решение о заключении Хельсинкского соглашения по вопросам организации и деятельности Северного совета, о восстановлении членства Финляндии в Межпарламентском союзе. 
В последние годы парламент стал активизироваться в направлении усиления контроля за внешней политикой страны. Эта функция возложена на постоянную комиссию парламента по иностранным делам.

  В области контроля за осуществлением правительством своих прав по обороне страны парламент может лишь воздействовать на него с помощью бюджета, отказав ему в ассигнованиях на оборону или уменьшив либо увеличив такие ассигнования. Выше уже говорилось также, что президент не может решать вопросы о войне и мире без согласия эдускунты. В практике Финляндии после окончания второй мировой войны был случай привлечения президента и членов Государственного совета к ответственности за несоблюдение конституционных норм по этому вопросу. 
К компетенции эдускунты относится также право контроля за деятельностью Государственного совета, администрации, судов и органов коммунального самоуправления.
 

Глава 4. Омбудсман – представитель интересов

  Согласно  принятой парламентом в 1919 г. Инструкции для омбудсмана, он должен выполнять функции контроля за законностью Государственного совета, канцлера юстиции, должностных лиц, судебных органов и органов коммунального самоуправления. Он может исследовать как соблюдение материального закона, так и правил процедуры, с помощью которых исследовано то или иное дело и принято решение.

  Омбудсман контролирует законность деятельности всех государственных служащих и служащих органов коммунального самоуправления. Под понятие “должностные лица” подпадают все те лица, которые в соответствии с уголовным кодексом несут ответственность за должностные преступления. Юрисдикция омбудсмана включает даже законность деятельности должностных лиц евангелическо-лютеранской и ортодоксальной церкви и других религиозных общин в той мере, в какой их деятельность затрагивает светские вопросы (например, регистрация брака или его расторжение). 
Наиболее важным источником информации являются жалобы населения. Любой гражданин, обладающий полной правоспособностью, может подать омбудсману жалобу на действия должностного лица. При этом жалоба может быть подана в письменном виде или лично передана в канцелярию омбудсмана, в которой работают опытные юристы. Следует отметить, что в отношении почты к омбудсману и получения ответа на жалобы от омбудсмана, цензура не осуществляется. 
Другим важным источником информации для омбудсмана являются инспекционные поездки, посещения соответствующих учреждений, ознакомление со всеми документами государственных органов, судов и органов коммунального самоуправления, присутствие на сессиях и заседаниях Государственного совета, судебных заседаниях, при разборе дел в полицейских участках. Однако ограниченность штатов не дает возможности омбудсману и его заместителю полностью пользоваться предоставленными ему возможностями.

  Установлено правило, что перед решением вопроса  о возбуждении дела против должностного лица ему предоставляется возможность дать свои разъяснения по делу. Иных процедурных правил для работы омбудсмана нет. Все дела докладываются омбудсману или его заместителю. Ответ должен быть ими одобрен. При этом в ответе на жалобу в случае отказа в ее рассмотрении может быть дан совет подавшему жалобу, как ему следует поступить в дальнейшем.

  Омбудсману  предоставлено право возбуждать уголовные дела против должностных  лиц в случае, если деяния этого  лица подпадают под действие уголовного закона. В иных случаях омбудсман предлагает соответствующему лицу учесть замечания или направляет материалы в вышестоящую инстанцию. Ежегодно омбудсман должен направлять в парламент отчет о своей деятельности. 

Глава 5. Взаимоотношения правительства и парламента

  Характеризуя  взаимоотношения эдускунты и  Государственного совета, следует указать, что, как правило, формирование кабинета, который назначается президентом, определяется соотношением сил в парламенте. Поскольку в Финляндии ни одна из партий не имеет абсолютного большинства мест в парламенте, образование Государственного совета нередко затягивается и он почти всегда коалиционный. Президент при решении вопроса о составе Совета и о премьер-министре советуется как с лидерами партийных фракций, так и с председателем парламента, но в определенных ситуациях может создать кабинет по своему усмотрению. При этом министры не обязаны быть депутатами. 
Сформированный премьер-министром по согласованию с президентом Государственный совет не нуждается в официальном одобрении парламента. Достаточно, что он пользуется поддержкой парламентского большинства. Отсюда ясно, что зависимость кабинета перед эдускунтой носит ограниченный характер.

  Государственный совет не обладает правом законодательной инициативы и инициативы внесения проекта бюджета. Эти документы вносятся в эдускунту президентом. При этом он может внести как законопроект, разработанный Государственным советом, так и подготовленный в канцелярии президента или созданной им комиссии.

  Эдускунта может отказать кабинету в доверии двумя путями: либо приняв резолюцию порицания Государственному совету, либо отказав ему в одобрении законопроекта, с которым правительство связывает вопрос о доверии. Резолюции порицания могут приниматься в связи с обсуждением депутатского запроса кабинету или премьер-министру.

  Акт о праве парламента контролировать законность деятельности Государственного совета и канцлера юстиции 1922 г. предоставляет  эдускунте право привлекать к  юридической ответственности отдельных министров перед Государственным судом в порядке импичмента. Мотивом привлечения являются антизаконные действия. Этот вопрос может поставить перед парламентом его конституционная комиссия и омбудсман. В таком случае государственным обвинителем выступает омбудсман. Предварительно он должен сделать официальное представление правительству по данному вопросу и обязан заслушать объяснения соответствующего министра или Государственного совета в целом.

  Парламенту  Финляндии принадлежат права  использования иных форм контроля за Государственным советом. Они предусмотрены конституцией и Регламентом эдускунты. К ним относятся общие прения, рассмотрение отчетов правительства, обсуждение и утверждение государственного бюджета, депутатские запросы, финансовый контроль за исполнением бюджета и иными сторонами финансовой деятельности Государственного совета со стороны финансовой комиссии парламента, его Ведомства государственных счетов, контроль за законностью деятельности Государственного совета со стороны парламентского омбудсмана.

  В отличие от Скандинавских стран  Государственный совет не выступает перед парламентом с изложением своей программы после того, как сформирован новый кабинет. Но в повестку дня парламента на его пленарных заседаниях может включаться обсуждение правительственной политики, чаще всего это касается ее экономических и социальных аспектов. Кроме того, прения могут проводиться и по отчету правительства о его деятельности, который направляется парламенту ежегодно.

Глава 6. Парламент и президент

  Согласно  “Форме правления”, президент Финляндской  Республики избирается населением. Однако на основе Переходных постановлений этого документа первый президент был избран парламентом. Но и в последующие годы принимались законы конституционного характера, предусматривающие выборы президента Эдускунтой.

  После своего избрания президент приносит присягу перед парламентом, в  которой дает обязательство “с верностью  и добросовестностью исполнять  конституцию и законы республики и всеми силами содействовать благу народа”. Президент не может быть депутатом. Если же какой-либо депутат избирается на пост главы государства, он обязан оставить свой депутатский пост. 
Если говорить в целом, то внешне полномочия президента могут показаться сходными с прерогативами других глав государств, в которых установлена парламентская форма правления. Они включают право созыва и роспуска парламента, в том числе досрочного, право законодательной инициативы, право утверждения принятых парламентом законов и бюджета и ряд других прав. Однако президент очень активно использует свои права в этих вопросах, оказывает сильное влияние на деятельность эдускунты, на ее отношения с Государственным советом.

  Президенту  принадлежит право созыва парламентских  сессий, их закрытия, созыва внеочередных сессий, но не ранее чем через 15 дней после принятия такого решения.

  Президенту  принадлежит право досрочного роспуска парламента. Он осуществляет это право по собственной инициативе или по совету кабинета. Согласно конституционной практике. Государственный совет должен выразить свое согласие на роспуск парламента. Однако были случаи, когда из-за несогласия кабинета на роспуск эдускунты президент уволил правительство в отставку в полном составе и образовал такой Государственный совет, который выразил свое согласие с этим решением президента. Причины досрочного роспуска парламента могут быть различными: политический кризис, невозможность создать устойчивое правительство, разногласия среди правительственных партий, совпадение очередных выборов с какими-либо политическими мероприятиями, если такое совпадение покажется президенту неприемлемым. Причиной может стать и конфликт между главой государства и кабинетом.

  Согласно  установившейся практике, президент  назначает премьер-министром лидера партийной коалиции. Но он вправе назначать на этот пост лицо, которое является лидером партии, не обладающей большинством в парламенте, если считает, что большинство в сложившейся ситуации поддержит назначенного им премьер-министра. Образованный таким образом Государственный совет не должен получать одобрение парламента. Он функционирует до тех пор, пока парламент не откажет ему в доверии.

  Если  Государственный совет не получил  доверия в эдускунте по поводу законопроекта, с которым он связывал вопрос о доверии, или если парламент принял резолюцию порицания Совету, то президент должен принять его отставку. Но он может просить тот же состав Государственного совета продолжать выполнять свои функции до сформирования нового совета на парламентской основе. Однако глава государства вправе образовать новый переходный кабинет на партийной или беспартийной основе.

Информация о работе Взаимоотношения высших органов государственной власти в Финляндской Республике