Федеральные органы исполнительной власти, их система и структура

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 00:12, реферат

Описание работы

Введение
Специфику любого органа государственной власти составляет то, что он осуществляет задачи и функции государства и выступает от его имени, наделен государственными властными полномочиями. Эти полномочия состоят в праве органа издавать юридические акты от имени государства, и эти акты являются обязательными для тех, кому они адресованы, применять меры, обеспечивающие реализацию юридических актов, в том числе меры убеждения, стимулирования и принуждения.
Орган исполнительной власти - это организация, которая, являясь частью государственного аппарата, имеет свою структуру, компетенцию, территориальный масштаб деятельности. Она образована в соответствии с законодательством, наделена правом выступать по поручению государства, призвана в порядке исполнительной и распорядительной деятельности осуществлять повседневное руководство хозяйственной, социально-культурной, административно-политической сферами, заниматься межотраслевым управлением.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..….…3
1. Понятие органов исполнительной власти ………………..…......................…6
2. Структура органов исполнительной власти……………………..…………..10
3. Система органов исполнительной власти………………………...…………12
Заключение………………………………………...……………………………..27
Список используемых источников…………………………..…………………28

Работа содержит 1 файл

Админ право.docx

— 39.60 Кб (Скачать)

разрабатывает и представляет Государственной  Думе Федеральный бюджет, обеспечивает его исполнение и отчитывается об этом перед Государственной Думой;

обеспечивает  проведение в стране единой финансовой, кредитной и денежной политики;

обеспечивает  проведение в стране единой государственной  политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального  обеспечения, экологии и др.

осуществляет  управление федеральной собственностью;

осуществляет  меры по обеспечению обороны, государственной  безопасности и реализации внешней  политики страны;

осуществляет  меры по обеспечению законности, прав и свобод, охране собственности и  общественного порядка, борьбе с  преступностью.

Согласно  Федеральному конституционному закону, Правительство в пределах своих  полномочий:

Организует  реализацию внутренней и внешней  политики;

Обеспечивает  единство системы исполнительной власти в РФ, направляет и контролирует деятельность ее органов;

Формирует Федеральные целевые программы  и обеспечивает их реализацию;

Реализует предоставленное ему право законодательной  инициативы.

По соглашению с органы исполнительной власти субъектов  Федерации Правительство может  передавать им осуществление части  своих полномочий, если это не противоречит Конституции и Федеральным законам; оно осуществляет полномочия, переданные ему органами исполнительной власти субъектов Федерации на основании соответствующих соглашений.

Правительство издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

В Федеральном  конституционном законе определены полномочия Правительства раздельно  по сферам, а также полномочия Председателя Правительства по организации работы Правительства, полномочия заместителей Председателя Правительства, федеральных  министров, Президиума Правительства. Кроме того, предусмотрены положения, обеспечивающие согласованное функционирование и взаимодействие Правительства  с другими органами государственной  власти – Президентом, Федеральным  Собранием, органами судебной власти и  органами государственной власти субъектов  Федерации.

Свои  полномочия Правительство слагает  перед вновь избранным Президентом. Правительство может подать в  отставку, которая принимается или  же отклоняется Президентом.

Для обеспечения  деятельности Правительства и организации  контроля за выполнением органами исполнительной власти принятых Правительством решений  образуется Аппарат Правительства. Он взаимодействует с Администрацией Президента и аппаратами палат Федерального Собрания.

Правительство руководит работой Федеральных  министерств и иных Федеральных  органов исполнительной власти и  контролирует их деятельность с учетом следующих особенностей. Президент  как Верховный Главнокомандующий  Вооруженными Силами и Председатель Совета Безопасности своими указами  и распоряжениями направляет деятельность Федеральных министерств и иных Федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий. Правительство осуществляет руководство названными органами в соответствии с Конституцией, Федеральными конституционными законами, Федеральными законами, Указами и распоряжениями Президента.

Федеральные министерства и иные Федеральные  органы исполнительной власти подчиняются  Правительству и ответственны перед  ним за выполнение порученных задач.

Правительство утверждает Положения о Федеральных  министерствах и об иных Федеральных  органов исполнительной власти.

Правительство назначает и освобождает от должности  заместителей федеральных министров, руководителей федеральных органов  исполнительной власти, не являющихся федеральными министрами, и их заместителей руководителей органов и организаций  при Правительстве, утверждает членов коллегий федеральных министерств  и иных федеральных органов исполнительной власти.

Правительство вправе отменять акты Федеральных органов  исполнительной власти или приостанавливать действие этих актов.

Министерство  РФ – Федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную  политику и осуществляющий управление в установленной сфере деятельности, а также координирующий в случаях, установленных Федеральными законами, Указами Президента и постановлениями  Правительства, деятельность в этой сфере иных Федеральных органов  исполнительной власти. Министерство возглавляет входящий в состав Правительства  министр (Федеральный министр).

Государственный комитет РФ, Федеральная комиссия России – Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие на коллегиальной  основе межотраслевую координацию  по вопросам, отнесенным к их ведению, а также функциональное регулирование  в определенной сфере деятельности. Государственный комитет, Федеральную  комиссию возглавляют соответственно председатель государственного комитета РФ, председатель федеральной комиссии России.

Федеральная служба России, Российское агентство, федеральный надзор России – Федеральные  органы исполнительной власти, осуществляющие специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и др.) функции в установленных сферах ведения. Федеральную службу России возглавляет руководитель (директор), Российское агентство – генеральный  директор, федеральный надзор России – начальник.

Конкретные  наименования федеральных органов  исполнительной власти определяются в  соответствии с их структурой, утвержденной Президентом.

Создание  Федеральных органов исполнительной власти, их реорганизация и ликвидация осуществляются Президентом по предложению  Председателя Правительства.

Положение о федеральных органах исполнительной власти, подведомственных Президенту по вопросам, закрепленным за ним Конституцией, Федеральными конституционными законами и федеральными законами, утверждаются Президентом, а о других органах  исполнительной власти – Правительством.

Современная система и структура федеральных  органов исполнительной власти определена рядом указов Президента: от 14 августа 1996 года «О системе федеральных органов  исполнительной власти», «О структуре  федеральных органов исполнительной власти», от 6 сентября 1996 года «Вопросы федеральных органов исполнительной власти», от 17 марта 1997 года «О совершенствовании структуры федеральных органов исполнительной власти» и др.

Для осуществления  своих полномочий Правительство  может создавать свои территориальные  органы и назначать соответствующих  должностных лиц. Оно устанавливает  порядок создания и деятельности территориальных органов исполнительной власти, размер ассигнований на содержание их аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в  федеральном бюджете.

Постановлением. Правительства от 27 мая 1996 года «О порядке  создания и деятельности территориальных  органов исполнительной власти РФ и  действуют под руководством соответствующих  федеральных органов исполнительной власти, а по вопросам, входящим в  компетенцию краев, областей, автономной области, автономных округов, городов  Москвы и Санкт-Петербурга, - во взаимодействии с соответствующими органами исполнительной власти субъектов Федерации.

Создание, реорганизация, ликвидация территориальных  органов производятся с соответствующим  федеральным органом исполнительной власти по согласованию с администрациями  краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Те же вопросы на территории автономного  округа, входящего в край, область, решаются по взаимному согласию сторон.

Что касается органов исполнительной власти субъектов  федерации, то они, согласно ст. 11 Конституции, образуются самими субъектами федерации  – республиками, краями, областями, городами федерального значения, автономной областью и автономными округами. Республика (государство) имеет свою Конституцию и законодательство, другие субъекты федерации – уставы и законодательства.

Субъекты  федерации сами определяют правовое положение своих органов исполнительной власти. До принятия таких актов  эти органы руководствуются соответствующими федеральными актами.

В системе  органов исполнительной власти субъектов  федерации нет единообразия: имеются  президенты, главы субъектов Федерации  или главы их администраций.

Указом  Президента от 3 октября 1992 года «О мерах  по укреплению единой системы исполнительной власти в РФ» установлено, что  главы исполнительной власти субъектов  федерации, независимо от того, назначены  они или избраны, обладают полномочиями, утвержденными Конституцией и федеральными законами, указами и распоряжениями Президента, постановлениями и распоряжениями Правительства, соглашениями с федеральными органами исполнительной власти, уставами и законами субъектов федерации, и в равной степени несут ответственность  за реализацию этих полномочий. Объем  полномочий главы администрации  широк. Он решает многие вопросы формирования состава администрации, бюджета  субъекта федерации, представительства  в федеральных органах и др.

Органы  исполнительной власти субъектов федерации  в своей практической деятельности руководствуются Положением об основных началах организации и деятельности органов государственной власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Российской Федерации на период поэтапной конституционной  реформы, утвержденным указом Президента от 22 октября 1993 года.

Наряду  с системой органов исполнительной власти в РФ существуют различные  представительства, дополняющие эту  систему. Так, указом Президента от 22 августа 1991 года «О некоторых вопросах деятельности органов исполнительной власти в  РСФСР» были учреждены представительства  республик при Президенте и его  представительстве в республиках.

Представитель главы государства является должностным  лицом, представляющим интересы Президента РФ и осуществляющим свою деятельность в регионе по его поручению. Полномочный  представитель главы государства  является государственным служащим и входит в состав Администрации  Президента.

Основные  задачи полномочного представителя: содействие Президенту страны в реализации его  конституционных полномочий в регионе, информирование его о политическом, социальном и экономическом положении, взаимодействии с федеральными и  местными органами власти, политическими  партиями и общественными организациями. Полномочные представители также  призваны эффективно защищать общегосударственные  интересы на всей территории страны, обеспечивать единое правовое пространство, проведение единой политики в сферах, отнесенных к ведению РФ. Указом Президента от 2 апреля 1992 года было установлено, что  администрации краев и областей по согласованию с Правительством вправе учреждать представительства администраций  при Правительстве. И те, и другие представительства – важные механизмы  прямых и обратных связей центра и  субъектов федерации, обеспечивающие целостность государственного организма  России.

Порядок взаимодействия Президента с палатами Федерального Собрания в законотворческом процессе определен специальным  Положением, утвержденным Указом Президента от 13 апреля 1996 года.

Для обеспечения  законопроектной деятельности Правительства  образовано его Полномочное представительство  в составе полномочного представителя  в Государственной Думе, полномочного представителя в Совете Федерации, статс-секретарей – заместителей федеральных  министров и других руководителей  органов исполнительной власти. Согласно постановлению Правительства от 21 декабря 1996 года, полномочные представители  участвуют в законодательной  работе палат, взаимодействуют по вопросам организации законопроектной работы с полномочными представителями  Президента в палатах Федерального Собрания и руководителями федеральных  органов исполнительной власти.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

Можно сделать вывод, что органы исполнительной власти, являясь частью государственного аппарата, выполняют значительный объем  функций государства. От других государственных  органов (законодательных и судебных) они –отличаются назначением, содержанием  своей деятельности и методами работы. Они призваны осуществлять подзаконную  организационно-управленческую, исполнительно-распорядительную деятельность. Объект их управления –  хозяйственная, социально-культурная и административно-политическая сферы. Выполняя свои задачи и функции, органы исполнительной власти выступают от имени государства, для чего наделены государственно-властными полномочиями. Они не только проводят в жизнь  требования законов, актов Президента и других нормативных актов, но и  в праве сами издавать в пределах своей компетенции акты управления, обязательные для тех, кому они адресованы, и применять меры, обеспечивающие реализацию требований актов.

Информация о работе Федеральные органы исполнительной власти, их система и структура