Федеральные органы исполнительной власти, их система и структура

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 00:12, реферат

Описание работы

Введение
Специфику любого органа государственной власти составляет то, что он осуществляет задачи и функции государства и выступает от его имени, наделен государственными властными полномочиями. Эти полномочия состоят в праве органа издавать юридические акты от имени государства, и эти акты являются обязательными для тех, кому они адресованы, применять меры, обеспечивающие реализацию юридических актов, в том числе меры убеждения, стимулирования и принуждения.
Орган исполнительной власти - это организация, которая, являясь частью государственного аппарата, имеет свою структуру, компетенцию, территориальный масштаб деятельности. Она образована в соответствии с законодательством, наделена правом выступать по поручению государства, призвана в порядке исполнительной и распорядительной деятельности осуществлять повседневное руководство хозяйственной, социально-культурной, административно-политической сферами, заниматься межотраслевым управлением.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..….…3
1. Понятие органов исполнительной власти ………………..…......................…6
2. Структура органов исполнительной власти……………………..…………..10
3. Система органов исполнительной власти………………………...…………12
Заключение………………………………………...……………………………..27
Список используемых источников…………………………..…………………28

Работа содержит 1 файл

Админ право.docx

— 39.60 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Марийский Государственный Технический Университет 
 

              Кафедра управления и права 
               
               

Реферат

по дисциплине «Административное право»

на тему: «Федеральные органы исполнительной власти,

их система  и структура” 
 

                  Выполнила:

                  студентка группы НН – 31

                  Степанова А.В.

                  Проверила:

                                                                      доцент кафедры Чернова И.Е.   
 
 
 

Йошкар-Ола

2011 
СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………..….…3

1. Понятие  органов исполнительной власти  ………………..…......................…6

2. Структура органов исполнительной власти……………………..…………..10

3. Система органов  исполнительной власти………………………...…………12

Заключение………………………………………...……………………………..27

Список используемых источников…………………………..…………………28 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Специфику любого органа государственной власти составляет то, что он осуществляет задачи и функции государства  и выступает от его имени, наделен  государственными властными полномочиями. Эти полномочия состоят в праве  органа издавать юридические акты от имени государства, и эти акты являются обязательными для тех, кому они адресованы, применять меры, обеспечивающие реализацию юридических  актов, в том числе меры убеждения, стимулирования и принуждения.

Орган исполнительной власти - это организация, которая, являясь частью государственного аппарата, имеет свою структуру, компетенцию, территориальный масштаб деятельности. Она образована в соответствии с  законодательством, наделена правом выступать  по поручению государства, призвана в порядке исполнительной и распорядительной деятельности осуществлять повседневное руководство хозяйственной, социально-культурной, административно-политической сферами, заниматься межотраслевым управлением.

Система органов исполнительной власти осуществляет исполнительную и распорядительную деятельность. На данную систему государственной  власти возложена организационно-управленческая, исполнительно-распорядительная деятельность, осуществляемая определенными органами государства и должностными лицами на основе и во исполнение законов  с целью обеспечения повседневного (текущего) функционирования государства  и его аппарата. Полномочия и возможности  осуществления исполнительной власти предоставлены Правительству, федеральным  министерствам и иным федеральным  органам исполнительной власти, органам  исполнительной власти субъектов Федерации  и ряду определенных должностных  лиц.

Деятельность  указанных органов по руководству  хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством ранее называлась государственным  управлением.

После юридического закрепления разделения государственной власти на три ветви - законодательную, исполнительную и  судебную - вместо понятия «государственное управление» употребляется понятие  «исполнительная власть». Вместе с  тем в законодательстве федеральные  органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации  называются также органами, осуществляющими  государственное управление. Хотя понятия  эти близки, поскольку исполнительная власть реализуется в виде государственного управления, однако следует учитывать, что понятие «государственное управление»-- более широкое по сравнению с  понятием «исполнительная власть», так как некоторые управленческие функции наряду со своей главной  функцией выполняют и другие органы государственной власти.

Органы  исполнительной власти (органы государственного управления) - это исполнительно-распорядительные органы, ведущие повседневную оперативную  работу по государственному управлению общественными процессами в интересах  общества или его части (политическими  силами, стоящими у власти).

Органы  исполнительной власти предназначены  в первую очередь для исполнения законов, издаваемых органами законодательной  власти. Во исполнение законов ей предоставлено  право активных действий, а также  право принятия подзаконных нормативных  актов.

В пределах своей компетенции органы исполнительной власти наделяются необходимой для  их нормального функционирования оперативной  самостоятельностью. На них возлагаются  все ответственные задачи по правовому регулированию и руководству различными сферами жизнедеятельности общества и государства. Эти задачи, равно как место и роль органов управления в государственном аппарате, закрепляются в конституционных и обычных правовых актах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Понятие органа исполнительной власти

Органы  исполнительной власти (гос. управления) состоят в системе гос. аппарата, объединяющего еще органы представительные и законодательные, президента, органы правосудия, прокуратуры и другие государственные органы. Система  государственного аппарата основана на единстве и различии входящих в аппарат  органов. Поэтому определить понятие  и статус органа государственного управления можно и нужно в таком порядке: определить общие признаки, которые  имеют все государственные органы, составляющие государственный аппарат, а затем выделить те особенности, в организационно-правовом аспекте, которые отличают органы управления от других государственных органов.

Итак, органы исполнительной власти, составляя часть  государственного аппарата, как и  другие государственные органы, действуют  от имени государства и по его  поручению, наделены государственными полномочиями, имеют территориальные  масштабы своей деятельности, располагают  источниками финансирования, словом, обладают всеми признаками государственного органа.

В то же время каждое из звеньев государственного аппарата имеет свои признаки, особенности, определяющие основы его организационно-правового  статуса. Такими свойствами органов  государственного управления являются:

а) содержание деятельности органа государственного управления: это деятельность управленческая, практически – организующая по реализации государственных задач и функций;

б) по своему правовому характеру деятельность органа государственного управления это  деятельность подзаконная, по организации  практического исполнения законов  и иных предписаний представительной (законодательной) власти, а по организационному положению – деятельность исполнительно-распорядительная: каждый орган управления исполняет  предписания вышестоящего органа власти или управления, в то же время  он наделен распорядительными полномочиями в отношении других органов управления и других субъектов административного  права;

в) органы государственного управления в процессе исполнения полученной им компетенции  принимают правовые акты управления, отличающиеся от всех иных правовых актов  своим содержанием, юридическими свойствами, порядком принятия и вступления в  действие и т.д.;

г) органы государственного управления исполняет  свои полномочия постоянно, а многие из них – и непрерывно, что  обусловлено природой управления, которое, как известно, должно быть адекватным тем процессам в экономике, социальной среде и других областях жизнедеятельности, которые требуют постоянного  или непрерывного воздействия.

Компетенция органов государственного управления закрепляется в Конституции, Законах  о Правительстве и других органах, Указах Президента, Положениях о ведомствах и других органах. Особенность компетенции  органов государственного управления не только в ее управленческом характере, но и структуре. Основными элементами структуры компетенции органа государственного управления являются следующие.

Задачи  и цели органа управления: чего он должен достичь в процессе и в результате своей деятельности в порученной ему области.

Функции органа управления указывают, из чего складывается практическая повседневная деятельность органа, направленная на выполнение поставленных перед ним задач. Функции отражают материальное содержание деятельности органа. Основными функциями, присущими компетенции почти всех органов управления, являются: прогнозирование, планирование, кадровое дело, финансирование, материально-техническое обеспечение, контроль и другие. Полный и точный перечень функций органа государственного управления в правовых актах, закрепляющих компетенции органа, имеет первостепенное значение для правильной организации управления.

Закрепляемые  правовыми актами права и обязанности  определяют границы полномочий органа государственного управления в осуществлении  каждой из его функций; планирование по конкретным показателям и в  установленные сроки, финансирование из определенных источников и в определенном объеме, меры поощрения по видам  и в определенных размерах, меры дисциплинарной и административной ответственности по видам и также  в определенных размерах и т.д.

Формы и методы работы органа государственного управления определяются применительно  к его задачам, функциям, правам и  обязанностям. Наиболее общими методами и формами работы органов государственного управления являются: принятие нормативных, общих и индивидуальных правовых актов, разработка мер по обеспечению; инструктирование; инспектирование; организация  взаимодействия с общественностью  и др.

Вместе  взятые органы государственного управления составляют одно из звеньев государственного аппарата и находятся в определенных взаимоотношениях с другими звеньями.

Органы  государственного управления определяются по отношению к представительным органам как исполнительный аппарат, т.е. возлагаются задачи организации практического исполнения решения представительных органов.

Реформы политической системы и экономики  требуют того, чтобы аппарат управления стал действительно исполнительным и подконтрольным представительным органом, освободиться от тех гипертрофированных властных полномочий, которые он присвоил в прежние годы.

Другие  звенья государственного механизма  – органы прокурорского надзора, правосудия и другие – также находятся  в определенных связях и соотношении  с государственным управлением.

Деятельность  аппарата государственного управления и каждого в отдельности исполнительно  – распорядительного органа должна строится на основе познания и правильного  использования объективных законов  общественного развития. Только в  этом случае она может быть полноценной  и приносящей пользу обществу и государству.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Структура органов исполнительной власти

Исполнительно-распорядительную деятельность осуществляют многие и  разнообразные органы исполнительной власти (государственного управления), которые могут быть классифицированы по существенно важным признакам  сходства и различия. Это необходимо для правильной и все сторонней  характеристики правового положения  каждого органа исполнительной власти в отдельности.

С учетом территориального масштаба деятельности органы исполнительной власти могут  быть 2-х уровней: федерального и  субъектов Федерации: республик, краев, областей, городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург), автономные области и автономных округов. Этот признак обусловлен федеральным  устройством и административно-территориальным  делением Российской Федерации. На всю  территорию России свою деятельность распространяют: Правительство, Федеральные  министерства и иные федеральные  органы исполнительной власти. Органы исполнительной власти субъектов федерации  осуществляют свою деятельность соответственно в пределах своей территории, то есть части территории России.

Кроме того, имеются межтерриториальные органы, деятельностью которых могут  охватываться несколько субъектов (например, железные дороги, военные  округа, пограничные округа и т.п.)

По организационно-правовым формам на федеральном уровне различаются: Правительство Российской Федерации; Министерство РФ, государственный комитет РФ; федеральная комиссия России; федеральная служба России; российское агентство; федеральный надзор России; управление делами Президента.

Информация о работе Федеральные органы исполнительной власти, их система и структура