Федеральные органы исполнительной власти, их система и структура

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 00:12, реферат

Описание работы

Введение
Специфику любого органа государственной власти составляет то, что он осуществляет задачи и функции государства и выступает от его имени, наделен государственными властными полномочиями. Эти полномочия состоят в праве органа издавать юридические акты от имени государства, и эти акты являются обязательными для тех, кому они адресованы, применять меры, обеспечивающие реализацию юридических актов, в том числе меры убеждения, стимулирования и принуждения.
Орган исполнительной власти - это организация, которая, являясь частью государственного аппарата, имеет свою структуру, компетенцию, территориальный масштаб деятельности. Она образована в соответствии с законодательством, наделена правом выступать по поручению государства, призвана в порядке исполнительной и распорядительной деятельности осуществлять повседневное руководство хозяйственной, социально-культурной, административно-политической сферами, заниматься межотраслевым управлением.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..….…3
1. Понятие органов исполнительной власти ………………..…......................…6
2. Структура органов исполнительной власти……………………..…………..10
3. Система органов исполнительной власти………………………...…………12
Заключение………………………………………...……………………………..27
Список используемых источников…………………………..…………………28

Работа содержит 1 файл

Админ право.docx

— 39.60 Кб (Скачать)

Организационно-правовыми  формами исполнительной власти субъектов  Федерации могут быть: правительства (совета министров); министерства, комитеты; департаменты; главные управления, управления, отдела, службы и иные органы.

В зависимости  от объема и характера компетенции  органы исполнительной власти подразделяются на:

а) органы общей компетенции, осуществляющие руководство на подведомственной территории всеми или подавляющим большинством отраслей управления и сфер деятельности (президентуры, правительства, администрации  субъектов Федерации);

б) органы отраслевой компетенции, на которые  возложено руководство отдельными отраслями управления или сферами  деятельности (министерства, структурное  подразделение администрации);

в) органы межотраслевой компетенции, которые  ведают специальными вопросами управления, имеющими межотраслевое значение (государственный  комитет, федеральная комиссия, федеральный  надзор).

Иногда  выделяют органы смешанной компетенции, то есть сочетающие признаки органов  отраслевой и межотраслевой компетенции.

По порядку  разрешения подведомственных вопросов различаются:

а) коллегиальные  органы управления, решающие основные вопросы на коллегиальной основе, то есть большинством голосов лиц, входящих в их состав (Правительство, государственный  комитет, федеральная комиссия);

б) единоначальные органы, в которых основные вопросы  решаются их руководителями (министерства, администрация субъекта Федерации). Единоначалие обеспечивает оперативность  руководства и повышения персональной ответственности руководителей  за результаты работы органа исполнительной власти. В ряде случаев сочетание  этих начал может выражаться в  том, что коллеги действуют в  единоначальных органах.

Для подготовки и рассмотрения предложений по вопросам, имеющим важное значение, прежде всего  межотраслевого характера, Президентом, Правительством, министерствами и ведомствами  создаются координационные и  консультативные органы. Их правовой статус определен Указом Президента от 28 сентября 1992 г.

Классификация органов исполнительной власти может  проводиться также по другим признакам: по порядку образования (избираемые, назначаемые); по источникам финансирования (видам бюджета).  
 
 
 
 
 
 
 
 

Система органов исполнительной власти

Под системой органов исполнительной власти понимается вертикальная власть между соподчиненными органами на основе разделения компетенции  между ними. Она обусловлена федеративным устройством государства и состоит  из Президента, Правительства, федеральных  министерств и иных федеральных  органов исполнительной власти, органов  исполнительной власти субъектов Федерации.

Правовое  положение органов исполнительной власти как субъектов административных правоотношений определено соответствующими нормативными актами.

Глава 4 Конституции посвящена определению  правового положения Президента Российской Федерации.

Как уже  говорилось, согласно Конституции 1993 года, Президент является главой государства.

Как глава  государства Президент обеспечивает согласованное функционирование и  взаимодействия органов всех ветвей государственной власти - законодательной, исполнительной и судебной, принимает  меры по охране суверенитета страны, ее независимости и государственной  целостности, выступает гарантом прав и свобод человека и гражданина.

Хотя  формально Президент не является главой исполнительной власти, он активно  влияет на деятельность исполнительно-распорядительных органов, что выражается в различных  формах: прямо, поскольку многие из федеральных органов исполнительной власти подчинены ему непосредственно, или косвенно – через Правительства, либо путем назначения на должности  или освобождения от должностей, а  так же издание своих нормативных  и распорядительных актов. Поэтому  есть определенные основания отнести Президента Российской Федерации к числу должностных лиц исполнительной власти.

Субъектом административного права Президент  становится на 4 года в результате всенародных  выборов, при вступлении в должность  он приносит народу присягу. Полномочия Президента в сфере исполнительной власти огромны. Он, в частности:

назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства;

имеет право председательствовать на заседаниях Правительства;

принимает решения об отставке Правительства;

представляет  Государственной Думе кандидатуру  для назначения на должность Председателя Центрального банка России и ставит перед Государственной Думой  вопрос об освобождении его от должности;

по предложению  Председателя Правительства назначает  на должность и освобождает от должности заместителей Председателей  Правительства и федеральных  министров;

формирует и возглавляет Совет Безопасности;

утверждает  военную доктрину;

формирует Администрацию Президента;

назначает и освобождает полномочных представителей Президента;

назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил;

назначает и отзывает после консультаций с  соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических  представителей России в иностранных государствах и международных организациях;

подписывает и обнародует федеральные законы (в том числе по вопросам исполнительной власти);

обращается  к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направления внутренней и внешней политики государства;

осуществляет  руководство внешней политикой  страны;

ведет переговоры, подписывает международные  договоры и ратификационные грамоты;

принимает верительные и отзывные грамоты  аккредитуемых при нем дипломатических  представителей.

Кроме того, Президент является Верховным  Главнокомандующим Вооруженными Силами России; в соответствующих случаях  вводит на территории России или в  отдельных местностях военное, а  также чрезвычайное положение с  незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной  Думе; награждает государственными наградами  Российской Федерации, присваивает  почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные  звания.

Президент издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории страны. Указы и распоряжения Президента не должны противоречить Конституции  и федеральным законам.

Президент вправе отменять постановления и  распоряжения Правительства, а также  приостанавливать действие актов органов  йисполнительной власти субъектов  Федерации в случае противоречия этих актов Конституции и федеральным законам, международным обязательствам или нарушением прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

Президент приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги  и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности  с момента принесения вновь избранным  Президентом. Конституция (ст.92, 93) предусматривает  основания и порядок досрочного прекращения исполнения Президентом  своих полномочий.

Совет Безопасности Российской Федерации  действует в соответствии с Положением о нем, утвержденным Указом Президента от 10 июля 1996 года. Это конституционный  орган, осуществляющий подготовку решений  Президента по вопросам обеспечения  защищенности жизненно важных интересов  личности, общества и государства  от внутренних и внешних угроз, проведение единой государственной политики в  области обеспечения безопасности. Решения этого органа по важным вопросам оформляются указами Президента. Совет Безопасности является органом, обеспечивающим условия для реализации Президентом его конституционных  полномочий по защите прав и свобод человека и гражданина, охране суверенитета Федерации, ее независимости и государственной  целостности. Положение подробно определяет основные задачи Совета Безопасности. В частности, он рассматривает на своих заседаниях важнейшие вопросы  безопасности, подготавливает решения  и проекты указов Президента, рассматривает  законопроекты в этой области, осуществляет контроль за реализацией федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации  стратегии в области внутренней, внешней и военной политике, военно-технического сотрудничества и информационной безопасности страны. Члены Совета Безопасности назначаются Президентом. Положением установлен порядок работы Совета и  его межведомственных комиссий.

Государственным органом, обеспечивающим деятельность Президента, является его Администрация, которая формируется в соответствие с п. «и» ст. 83 Конституции. Положение  об Администрации Президента утверждено Указом от 2 октября 1996 года. Администрация  создает условия для реализации Президентом функции гаранта  Конституции, прав и свобод человека и гражданина; принятие мер по охране суверенитета России, ее независимости  и государственной целостности, определение основных направлений  внутренней и внешней политике, решение  кадровых вопросов и обеспечение  реализации Президентом иных возложенных  на него полномочий.

Постоянно действующим совещательным органом, осуществляющим подготовку Президента в области военного строительства  реализации важнейших решений Совета Безопасности. По стратегическим вопросам оборонной политики является Совет  обороны Российской Федерации. Положение  о нем утверждено Указом Президента от 25 июля 1996 г.

Правительство РФ – высший исполнительный орган  государственной власти в масштабе всей страны. Его правовое положение  определено главой 6 Конституции и  Федеральным конституционным законом 1997 г. «О Правительстве РФ».

Правительство является коллегиальным органов, возглавляющим  единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Оно состоит  из Председателя, заместителей Председателя Правительства и федеральных  министров. В январе 1994 года была проведена, а в 1996 и в 1997 годах продолжена реорганизация федеральных органов  исполнительной власти, в частности, сокращено количество министерств  и ведомств с тем, чтобы они  не вмешивались в управление сферами  не отнесенными Конституцией к ведению  Федерации. Некоторые государственные  комитеты были преобразованы в министерства, и наоборот. Произошли также обновления Правительства и реорганизация структуры его аппарата, направленные на сокращение деятельности отраслевого принципа и усиления функциональной направленности работы аппарата Правительства. Это – части единого процесса совершенствования всей системы исполнительной власти, включая установления твердого контроля центра за деятельностью глав субъектов Федерации, а также реорганизации президентских структур. В целом перестройка Федеральных органов исполнительной власти была подчинена политическим, экономическим и социальным преобразованиям, происходящим в стране.

Федеральная исполнительная власть стала двухступенчатой: Правительство России и Федеральные  органы – министерства и иные органы.

Председатель  Правительства назначается Президентом  в порядке, установленном в Конституции, и освобождается им от должности. Освобождение Председателя Правительства  от должности одновременно влечет за собой отставку Правительства. Заместителя  Председателя Правительства и Федеральные  министры назначаются на должность  и освобождаются от должности  Президентом по предложению Председателя Правительства. На членов Правительства  распространяются требования о представлении  в налоговые органы сведений о  полученных и являющихся объектами  налогообложения доходах, ценных бумагах, а также о являющимся объектом налогообложения имуществе, принадлежащим  им на праве собственности. На них  распространяются и ограничения, связанные  с пребыванием в составе Правительства, предусмотренные, Федеральным законом  от 31 июля 1995 «Об основах государственной  службы РФ».

Правительство, согласно ст. 114 Конституции осуществляет следующие полномочия:

Информация о работе Федеральные органы исполнительной власти, их система и структура