Административные правонарушения, его состав и виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 14:58, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: углубление и закрепление знаний об административных правонарушениях.
Для достижения указанной цели определены следующие задачи:
- рассмотреть понятие административных правонарушений;
- проанализировать виды и дать классификацию административных правонарушений;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Административное правонарушение, понятие, признаки...…….6
Глава 2. Юридический состав административного правонарушения…..13
Глава 3. Виды административных правонарушений…………………….26
3.1. Отграничение административного правонарушения от преступлений ………………………………………………....38
Заключение…………… ……………………………………………………......41
Библиографический список ………………………………………………….43

Работа содержит 1 файл

Административное курсовик.docx

— 71.66 Кб (Скачать)

    12. Административные правонарушения  в области таможенного дела (нарушения  таможенных правил). К ним, в  частности, относятся: незаконное  перемещение товаров и транспортных  средств через таможенную границу  РФ; недекларирование либо недостоверное  декларирование товаров и транспортных  средств; нарушение режима зоны  таможенного контроля; несоблюдение  правил перемещения транспортных  средств через таможенную границу  РФ; непринятие мер по таможенному  оформлению или по выпуску находящихся на временном хранении товаров и транспортных средств; нарушение сроков уплаты налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.

    13. Административные правонарушения, посягающие на институты государственной  власти. Это невыполнение законных  требований члена Совета Федерации  или депутата Государственной  Думы; воспрепятствование деятельности  Уполномоченного по правам человека  в Российской Федерации; неисполнение  распоряжения судьи или судебного  пристава; непринятие мер по частному  определению суда или представлению  судьи; невыполнение законных  требований прокурора, следователя,  дознавателя или должностного  лица, осуществляющего производство  по делу об административном  правонарушении; заведомо ложные  показания свидетеля, пояснение  специалиста, заключение эксперта  или заведомо неправильный перевод;  незаконные действия по отношению  к государственным символам Российской  Федерации; незаконное ношение  государственных наград; незаконное  ношение форменной одежды со  знаками различия, символикой государственных  военизированных организаций, правоохранительных  или контролирующих органов и  т.д.

    14. Административные правонарушения  в области защиты Государственной  границы РФ и обеспечения режима  пребывания иностранных граждан  и лиц без гражданства на  территории Российской Федерации.  К ним относятся: нарушение  режима Государственной границы  РФ; нарушение пограничного режима  в пограничной зоне; нарушение  режима в пунктах пропуска  через Государственную границу  РФ; неповиновение законному распоряжению  или требованию военнослужащего  в связи с исполнением им  обязанностей по охране Государственной  границы РФ; нарушение иностранным  гражданином или лицом без  гражданства режима пребывания  в Российской Федерации; нарушение  должностным лицом организации,  принимающей в Российской Федерации  иностранного гражданина или  лицо без гражданства, либо  гражданином РФ правил пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации; нарушение правил привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы; осуществление иностранным гражданином трудовой деятельности в РФ без разрешения на работу; нарушение иммиграционных правил; нарушение беженцем или вынужденным переселенцем правил проживания; незаконная деятельность по трудоустройству граждан РФ за границей; незаконный провоз лиц через Государственную границу РФ.

    15. Административные правонарушения  против порядка управления. Они  включают: самоуправство; неповиновение  законному распоряжению сотрудника  милиции, военнослужащего либо  сотрудника органов уголовно-исполнительной  системы; неповиновение законному  распоряжению должностного лица  органа, осуществляющего государственный  надзор (контроль); невыполнение в  срок законного предписания (постановления,  представления) органа (должностного  лица), осуществляющего государственный  надзор (контроль); непринятие мер  по устранению причин и условий,  способствовавших совершению административного  правонарушения; невыполнение лицом,  освобожденным из мест отбывания  лишения свободы, обязанностей, установленных  в отношении него судом; заведомо  ложный вызов специализированных  служб; проживание гражданина  РФ без удостоверения личности  гражданина (паспорта) или без регистрации;  умышленная порча удостоверения  личности гражданина (паспорта) либо  утрата его по небрежности;  незаконное изъятие удостоверения  личности гражданина (паспорта) или  принятие его в залог; нарушение  обязательных требований государственных  стандартов, правил обязательной  сертификации, нарушение требований  нормативных актов по обеспечению  единства измерений; несоблюдение  порядка государственной регистрации  прав на недвижимое имущество  или сделок с ним; подделка  документов, штампов, печатей или  бланков, их использование, передача  либо сбыт.

    16. Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок  и общественную безопасность. Это  мелкое хулиганство; нарушение  установленного порядка организации  либо проведения собрания, митинга,  демонстрации, шествия или пикетирования;  демонстрирование фашистской атрибутики  или символики; нарушение требований  пожарной безопасности; нарушение  требований режима чрезвычайного  положения; невыполнение требований  норм и правил по предупреждению  и ликвидации чрезвычайных ситуаций; нарушение правил производства, продажи, коллекционирования, экспонирования, учета, хранения, ношения или уничтожения  оружия и патронов к нему; нарушение  сроков регистрации (перерегистрации)  оружия или сроков постановки  его на учет; стрельба из оружия  в неотведенных для этого местах; незаконная частная детективная  или охранная деятельность; нарушение  пропускного режима охраняемого  объекта; блокирование транспортных  коммуникаций; распитие алкогольной  и спиртосодержащей продукции  либо потребление наркотических  средств или психотропных веществ  в общественных местах; появление  в общественных местах в состоянии  опьянения.

    17. Административные правонарушения  в области воинского учета.  К ним относятся: непредставление  в военный комиссариат или  в иной орган, осуществляющий  воинский учет, списков граждан,  подлежащих первоначальной постановке  на воинский учет; неоповещение  граждан о вызове их по повестке  военного комиссариата или иного  органа, осуществляющего воинский  учет; несообщение сведений о  гражданах, состоящих или обязанных  состоять на воинском учете;  неисполнение гражданами обязанностей  по воинскому учету; уклонение  от медицинского обследования; умышленные  порча или утрата документов  воинского учета.

    Приведенная классификация видов административных правонарушений позволяет органам  исполнительной власти, должностным  лицам и гражданам четко и  предметно ориентироваться во всем многообразии правовых запретов и обязанностей в сфере реализации исполнительной власти, нарушение или неисполнение которых влечет административную ответственность. На этой основе обеспечивается дальнейшее улучшение работы по охране правопорядка, усиление борьбы с административными правонарушениями и укрепление законности в стране.

     Выделяют следующие виды административных правонарушений:

  1. Правонарушения имеющие формальный состав.
  2. Правонарушения имеющие материальный состав.
  3. Длящиеся правонарушения.

     Формальными считаются виды административных правонарушений, объективную сторону которых образуют только противоправное действие или бездействие, вне зависимости от наступления вредных последствий. Таковыми являются большинство административных правонарушений, т.е. ответственность за их совершение наступает независимо от того, возникли или нет непосредственные материальные последствия от проступка. Достаточно самого факта нарушения определенных правил, например, несвоевременная перерегистрация оружия (ст. 20.11 КоАП РФ), нарушение правил продажи отдельных видов товаров (ст. 14.15 КоАП РФ) и многие другие.

     Материальными принято называть правонарушения, объективную сторону которого образуют не только противоправное деяние, но и наступившие последствия. К числу таких проступков можно отнести повреждение телефонов-автоматов (ст. 13.24 КоАП РФ), мелкое хищение чужого имущества (ст. 7.27 КоАП РФ) и др. Для выявления состава материального правонарушения необходимо также установить причинную связь между деянием и наступившими последствиями. При отсутствии такой связи ответственность за материальные административные правонарушения не наступает.

     В теории и на практике имеются разногласия  по поводу отнесения того или иного  деяния к длящимся правонарушениям. Это вызвано, в частности, отсутствием  должного внимания со стороны правоведов к выработке критериев отнесения административных правонарушений к соответствующей группе. Решение данного вопроса имеет важное значение для определения срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ. Согласно п. 6 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению по истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.

     Длящийся  характер правонарушений неразрывно связан с установлением срока давности привлечения к юридической ответственности  за их совершение. Данный пресекательный срок обусловлен необходимостью разумного  соотношения между публично-правовыми  интересами государства и частноправовыми  интересами субъектов14

     Установление  размера сроков давности привлечения  к ответственности, с одной стороны, требует учета обеспечения неотвратимости наказания за допущенное нарушение, что невозможно или затруднительно при слишком коротких сроках. С  другой стороны, как верно отмечается в юридической литературе, необоснованное увеличение давностных сроков влечет за собой волокиту и неэффективность  применения мер наказания15.

     Согласно  ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении срок давности начинает исчисляться со дня обнаружения  административного правонарушения.

     Длящееся  правонарушение может выражаться в  различных формах (уклонение от передачи, сокрытие прибыли, неявка в военкомат  и др.). При этом в большинстве  случаев объективная сторона  данных деликтов состоит в бездействии (поведение, выражающееся в не совершении действия, которое лицо обязано было совершить в силу указания правовой нормы).

     В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП Российской Федерации» понятие длящегося правонарушения несколько расширено: им признается «такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом».

     В юридической литературе делается вывод  о появлении с момента совершения деликта у правонарушителя двух обязанностей: выполнить соответствующую  обязанность (не исполненную ранее  в установленном порядке) и понести  юридическую ответственность за содеянное (при этом характер выполнения или невыполнения одной обязанности  юридически не влияет на содержание другой).

     Длящееся  правонарушение отличается непрерывным  осуществлением состава в течение  определенного периода времени. Можно выделить два вида таких  правонарушений:

     1) возникающие с момента совершения  деяния (действия, бездействия), события;

     2) возникающие по истечении определенного  срока. Такой состав имеет место,  когда истек установленный срок  для правомерного исполнения  соответствующей обязанности. Как  отмечено в письме ГТК РФ  от 27 мая 2002 г. № 01-06/20585 "Об  отнесении административных правонарушений  к длящимся", "до наступления  срока исполнения установленной  обязанности лицом фактически  не совершается никакое правонарушение, так как лицо вправе исполнить  возложенную на него обязанность  в любой момент и даже в  последний день истечения указанного  срока". Отсутствие признака времени  означает отсутствие состава  правонарушения. Состав правонарушения  является органичной системой признаков, и отсутствие одного из них означает отсутствие состава в целом.

     Констатировать  же окончание формирования состава  правонарушения можно сразу на следующий  день после истечения соответствующего срока для исполнения обязанности (на этот момент в деянии содержатся все конструктивные признаки состава  административного правонарушения).

     Верно отмечено в Постановлении ФАС  Московского округа, что "датой  совершения административного правонарушения должен считаться день, следующий  за последней датой предоставления отчетности, установленной нормативным  актом"16.

     В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. содержится четкая рекомендация. "В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей  обязанности". 

Информация о работе Административные правонарушения, его состав и виды