Административные правонарушения, его состав и виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 14:58, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: углубление и закрепление знаний об административных правонарушениях.
Для достижения указанной цели определены следующие задачи:
- рассмотреть понятие административных правонарушений;
- проанализировать виды и дать классификацию административных правонарушений;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Административное правонарушение, понятие, признаки...…….6
Глава 2. Юридический состав административного правонарушения…..13
Глава 3. Виды административных правонарушений…………………….26
3.1. Отграничение административного правонарушения от преступлений ………………………………………………....38
Заключение…………… ……………………………………………………......41
Библиографический список ………………………………………………….43

Работа содержит 1 файл

Административное курсовик.docx

— 71.66 Кб (Скачать)

    Любое административное правонарушение, посягая  на установленный порядок, причиняет  ему тот или иной вред, нарушает упорядоченность, согласованность, гармоничность  управленческих отношений. При этом нежелательный результат может  проявляться как в реальном вреде (мелкое хищение, безбилетный проезд), так и в создании условий для  наступления вреда (нарушение санитарно-гигиенических  и санитарно-противоэпидемических правил).

    Законодатель  при определении в ст. 2.1 КоАП административного  правонарушения в числе его признаков  не называет общественную опасность, в  отличие от понятия преступления.

    Однако  его вредность констатирована большинством диспозиций норм, составляющих содержание названного Кодекса.

    Тем не менее дискуссия об общественной опасности административных правонарушений в теории административного права  продолжается. Так, в юридической  литературе высказывается мнение, согласно которому общественная опасность деяния присуща только преступлениям, а  административный проступок характеризуется  лишь "вредоносностью". С нашей точки зрения, административным правонарушениям присуща не просто вредность или вредоносность, а именно общественная опасность, как материальный признак любого правонарушения.6

     Д.Н. Бахрах полагает, что противоправность состоит в том, что определенное лицо совершает действие, запрещенное нормой права, или не совершает действия, предписанного правовым актом7.

     Представляется, что позиция Д.Н. Бахраха дает возможность достаточно четко уяснить  смысл и значение этого термина.

     Необходимо  отметить, что противоправность административных правонарушений находится в тесной связи с их общественной вредностью8.

     в административном праве могут быть признаны противоправными те деяния, которые запрещены государством под страхом наступления последствий, предусмотренных правовыми санкциями.

     Вина  в качестве обязательного признака правонарушения закреплена в административном законодательстве. В статье 2.1 КоАП РФ указывается на две формы вины — умышленную и неосторожную.

     Следовательно, необходимо сделать вывод, что без  вины нет административного правонарушения и этот принцип закреплен действующим  законодательством.

     Однако  следует упомянуть, что ранее  этот принцип распространялся лишь на случаи, когда к виновному применялись  такие административные наказания, как предупреждение или штраф. Отсутствие в теории административного права  единого мнения при решении вопроса  об ответственности только при наличии  вины до недавнего времени в известной  мере подрывало принципиальную позицию  правоведения, утверждающую, что без вины нет правонарушения, и не должно быть юридической ответственности и наказания9.

     Возможность применения наказания — общее свойство административных правонарушений... так как компетентные органы вправе освободить лицо от административной ответственности и передать материалы на рассмотрение товарищеского суда, общественной организации или трудового коллектива, если с учетом характера совершенного правонарушения и личности правонарушителя при малозначительности деяния ограничиться устным замечанием (ст. 2.9 КоАП РФ). Реализация административных санкций не обязательно сопутствует административному проступку, но возможность их применения является его обязательным признаком»10.

           Административное правонарушение - это вариант юридической патологии, отклоняющегося поведения, которое принимает форму действия либо бездействия.

    Действие - это активное нарушение установленной  обязанности или законного требования; нарушение конкретного запрета, правила, нормы, стандарта (например, управление транспортными средствами водителями, находящимися в состоянии опьянения, нарушение правил пользования жилыми помещениями, нарушение требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации, нарушение  требований нормативных документов по обеспечению единства измерений).

    Бездействие - это пассивное поведение, выражающееся в несовершении лицом тех действий, которые оно должно было и могло  совершить в силу лежащих на нем  обязанностей (например, уклонение  от подачи декларации о доходах, неисполнение предписаний федерального антимонопольного органа, невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию и обучению детей).11

      Признаки  административного  правонарушения:

  1. противоправность - заключается в совершении деяния, нарушении нормы административного и иных отраслей права (трудового, земельного, финансового), охраняемых мерами административной ответственности
  2. виновность - противоправные деяния являются административным правонарушением только в том случае, если имеет место вина данного лица, т.е. содеянное было совершено умышлено или по неосторожности.
  3. наказуемость деяния - т.е. за содеянное наступает административная ответственность.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Глава 2. Юридический состав административного правонарушения

    Признаки  административного правонарушения, закрепленные в праве, в совокупности образуют сложный юридический состав, являющийся единственным основанием административной ответственности правонарушителя. Вместе с тем совокупность признаков  административного правонарушения и его юридический состав - явления  не тождественные. Они решают разные задачи, у них различное назначение. С помощью признаков административного  правонарушения мы получаем общую социально-психологическую  и юридическую характеристику того или иного деяния. Юридический  состав решает задачу, связанную с  правовой квалификацией действия либо бездействия и привлечением нарушителя к ответственности. Его назначение - быть основанием этой ответственности, поскольку если нет основания, то нет и ответственности.

    Установление  признаков административного правонарушения не ведет автоматически к наличию  юридического состава этого деяния. Например, противоправное посягательство, совершенное лицом, не достигшим 16-летнего  возраста, может характеризоваться  всеми признаками административного  правонарушения. Однако оно не влечет административной ответственности, ибо  в нем отсутствует юридический  состав правонарушения, поскольку субъектом  административного правонарушения может быть только лицо, достигшее 16 лет.

    В теории административного права  под составом административного  правонарушения понимается единство установленных  Кодексом об административных правонарушениях  объективных и субъективных признаков, характеризующих конкретное общественно  опасное деяние как административное правонарушение (например, незаконное врачевание (целительство), занятие  проституцией, самоуправство). К объективным  элементам состава относятся: объект посягательства, т.е. регулируемые и  охраняемые административным правом общественные отношения, и объективная сторона административного проступка - внешние признаки, характеризующие противоправные действие или бездействие, результат посягательства, причинную связь между деянием и наступившими последствиями, место, время, обстановку, способ, орудия и средства совершенного административного правонарушения.

    К субъективным элементам состава  относятся признаки, характеризующие  субъекта административного правонарушения (возраст, вменяемость, особенности  административно-правового статуса - гражданин, должностное лицо, юридическое  лицо), вина в форме умысла или  неосторожности, мотив и цель правонарушения.

    Таким образом, состав административного  правонарушения характеризуют четыре элемента: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

    Общим объектом административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие  в области исполнительно-распорядительной деятельности и регулируемые нормами  административного, а в ряде случаев  конституционного, экологического, таможенного, трудового, земельного, финансового  и других отраслей права. В качестве родового объекта административного  правонарушения выступают: личность, права  и свободы граждан; общественная безопасность; собственность; государственный  и общественный порядок; отношения  в сфере экономики; установленный  порядок управления.

    Каждый  конкретный проступок имеет видовой, т.е. непосредственный, объект посягательства (общественная нравственность, честь, достоинство граждан - при мелком хулиганстве). При этом в процессе правоприменения очень важно  выявить конкретную норму права, запрет, законное требование, правило, стандарт, которые были нарушены и  содержат описание непосредственного  объекта посягательства.

    Объективная сторона состава характеризует  правонарушение как антиобщественный акт внешнего поведения нарушителя норм права, влекущий административную ответственность и выражающийся в действии или бездействии и  наступившем результате.

    Анализируя  объективную сторону состава  административного правонарушения, правоприменителю необходимо учитывать  значительное многообразие проявлений объективной стороны конкретных составов административных проступков. Так, мелкое хулиганство может выражаться в: оскорбительном приставании к  гражданам; нецензурной брани, сопровождаемой скандалом и угрозой; оскорблении  граждан словами и жестами; распевании непристойных песен; срывании информационных и рекламных плакатов, афиш, газет; беспричинном из хулиганских побуждений вызове скорой медицинской помощи, пожарной охраны, милиции, такси; вывешивании  в общественных местах непристойных рисунков, текстов; написании нецензурных  слов на заборах, стенах домов, в местах общественного пользования; беспричинном, умышленном создании паники в общественных местах; умышленной езде на транспорте по лужам вблизи тротуаров, переходов; поджигании бумаги на стадионах; поджигании корреспонденции в почтовых ящиках и т.д.

    Нередки случаи, когда объективная сторона  конкретных составов административных правонарушений формулируется с  помощью бланкетных диспозиций (норм). В частности, Кодекс об административных правонарушениях предусматривает  ответственность за нарушение правил пожарной безопасности, а сами правила  при этом содержатся как в нормах законодательства, так и в подзаконных  нормативных актах, например в строительных правилах, утверждаемых соответствующими органами исполнительной власти.

    Содержание  объективной стороны характеризуют  такие квалифицирующие признаки, как повторность, неоднократность, злостность, систематичность противоправного посягательства, длящееся правонарушение.

    Повторность означает совершение одним и тем  же лицом в течение года однородного  правонарушения, за которое оно уже  подвергалось административному наказанию (т.е. в состоянии административной наказанности). Этот квалифицирующий  признак служит обстоятельством, отягчающим ответственность, и влечет более  строгое административное наказание.

    Неоднократностью  административного проступка признается совершение более двух однородных правонарушений, предусмотренных конкретной статьей  Кодекса об административных правонарушениях.

    Злостным, систематическим, продолжающимся административным правонарушением является совершение ряда возобновляемых во времени, тождественных  действий или бездействия, составляющих в совокупности единое правонарушение. Каждый из названных признаков раскрывает специфические оттенки объективной  стороны конкретного административного  правонарушения и оказывает решающее влияние на квалификацию деяния и  выбор правоприменителем вида и  размера административного наказания, назначаемого правонарушителю.

    Признак злостности характеризует упорство, четко выраженное нежелание правонарушителя  подчиниться неоднократно предъявляемым  законным требованиям, предупреждениям  полномочного должностного лица, представителя  власти, другого компетентного лица. Это, например, неповиновение законному  распоряжению или требованию военнослужащего  в связи с исполнением им обязанностей по охране Государственной границы  РФ. Данное обстоятельство в Кодексе  отнесено к отягчающим административную ответственность.

    Систематическим признается правонарушение, совершаемое  в течение года несколько раз (более трех нарушений), причем в  какой-либо одной сфере, одними и  теми же субъектами. В качестве примера  можно назвать систематическое нарушение водителями Правил дорожного движения. Подобные правонарушения влекут максимальную санкцию в пределах, установленных конкретной статьей Кодекса об административных правонарушениях.

    Под продолжаемым административным правонарушением  понимается совершение одним и тем  же лицом нескольких тождественных (сходных) правонарушений, за каждое из которых нарушитель должен привлекаться к административной ответственности. Например, Кодекс предусматривает ответственность  за нарушение порядка объявления выходных данных тех или иных изданий. Здесь имеется в виду выпуск (изготовление), а равно распространение продукции  средств массовой информации без  указания установленных выходных данных, с неполными или заведомо ложными  выходными данными. Неоднократное  совершение таких правонарушений и  следует рассматривать как продолжаемое.

Информация о работе Административные правонарушения, его состав и виды