Административно-правовой статус общественных объединений

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 12:45, контрольная работа

Описание работы

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (далее - уставные цели) Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица - общественные объединения - (ст. 5 ФЗ «Об общественных объединениях»).

Другая особенность статуса некоммерческой организации заключена в осуществлении социально-приорететных задач. Основная цель функционирования

любой некоммерческой организации – удовлетворение духовных и иных нематериальных потребностей граждан.

Работа содержит 1 файл

контрольная административное пр. административно-правовой статус общественных объединений .docx

— 41.38 Кб (Скачать)

     Неубедительным  с правовой точки зрения является отказ в регистрации объединения, если его название оскорбляет нравственность национальные и религиозные чувства  граждан. По существу, такая регистрация  допускается в случае, если признаки, расцениваемые в качестве противоправных, содержатся в уставе общественного  объединения и не отражены в его  наименовании.

     Регистрационные отношения возникают также и  в случае изменений и дополнений уставов общественных объединений, что сопряжено со значительными  для них трудностями. Едва ли целесообразно  представлять повторно сведения об учредителях  объединения и о формировании руководящих и контрольно-ревизионных  органов, если их персональный состав остался неизменным.

     Административно-правовые отношения возникают также в  процессе осуществления контрольных  полномочий органов юстиции за соответствием  деятельности общественных объединений  их уставным целям, а также финансовыми органами – в соответствии с их компетенцией. В этом случае предусмотрено лишь право органов, осуществляющих контроль, запрашивать распорядительные документы объединений, однако законом не закреплена обязанность по их предъявлению, а также ответственность объединений в связи с отказом в ходатайстве контрольных органов. Таким образом, содержание контрольных полномочий государственных органов весьма неопределенно.

     Осуществление контрольных полномочий органами юстиции  сопряжено и с объективными трудностями. Проведение всеобщего контроля за деятельностью  общественных объединений, как это  предусмотрено Законом, фактически несовместимо с материально-техническим  и кадровым потенциалом органов  юстиции.

     Закон предусматривает и другой метод  реализации органами юстиции своих  контрольных полномочий. Такие органы «вправе направлять своих представителей для участия в проводимых общественными  объединениями мероприятиях». В  данном случае Закон не уточнил, какие  именно мероприятия имеются в  виду. Государственные органы вправе осуществлять контроль далеко не во всех сферах деятельности объединений. К  числу неподконтрольных полномочий относятся творческие мероприятия, фестивали, научные симпозиумы и  тому подобные акции объединений, действующих  в сфере культуры. Возможны попытки  органов юстиции контролировать и эти мероприятия будут представлять собой нарушение одного из основополагающих конституционных прав граждан –  прав на свободу творческой деятельности. Органы юстиции вправе и обязаны  контролировать лишь мероприятия, осуществляемые руководящими и контрольно-ревизионными органами объединений.

     Законом предусмотрено два случая применения органами юстиции санкций к общественным объединениям, допустившим противоправные действия:

     а) выявление нарушения законодательства Российской Федерации;

     б) совершение действий, противоречащих их уставным целям.

     Таким образом, органы юстиции вправе осуществлять функции, свойственные судебным органам. К ним относятся, прежде всего, толкование законов и применение санкций, влекущих те или иные правовые последствия, которые  могут наступить только, когда письменные предупреждения выносились дважды, причем объединение не обжаловало их в судебном порядке (по решению суда деятельность объединения может быть в этом случае приостановлена).

      Приостановление деятельности общественного объединения  и его ликвидация представляют собой два взаимосвязанных процессуальных действия, различающихся по содержанию возникающего правоотношения. Если полномочиями в сфере приостановления деятельности объединений обладают органы юстиции и прокуратура, то ходатайства о ликвидации объединений могут быть возбуждены только по заявлению Генерального прокурора Российской Федерации и подчиненных ему прокуроров субъектов Федерации.

      Приостановление деятельности общественного объединения  не влечет за собой запрет предпринимательской или производственно-творческой деятельности, тогда как факт ликвидации означает утрату всех правомочий юридического лица.

      Очевидны  различия в содержании контрольных  и надзорных функций. Надзор за соблюдением законов общественными объединениями является исключительной прерогативой прокуратуры. Понятие «контроль» значительно уже по содержанию, поскольку осуществление контрольных функций органами юстиции призвано подтвердить соответствие деятельности общественных объединений их уставным целям.

      Контрольные полномочия органов юстиции не связаны  с фактом регистрации. В соответствии с Законом об общественных объединениях принятие решений о создании объединения, утверждении его устава и о формировании его руководящих и контрольно-ревизионных органов, означает, что объединение несет  все права за исключением прав юридического лица, и принимает на себя все обязанности, предусмотренные действующим законодательством об общественных объединениях. Следовательно, контрольные полномочия органов юстиции могут осуществляться с момента создания объединения. В этот же день объединение возлагает на себя следующие обязательства перед органами юстиции:

      а) ежегодно информировать органы юстиции о продолжении своей деятельности, указывать все изменения своих реквизитов и изменения в персональном составе руководящих органов;

      б) представлять по запросу органа юстиции решения руководящих органов и должностных лиц, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в том же порядке и объеме, в каком они предоставляются в налоговые органы;

      в) всемерно содействовать должностным лицам органов юстиции в осуществлении их контрольных полномочий, допускать их на проводимые мероприятия.

      В случае совершения общественным объединением, в том числе не зарегистрированным в органах юстиции, нарушения законодательства оно несет установленную законом ответственность. При нарушении законодательства общественными объединениями, не зарегистрированными в органах юстиции, ответственность за совершенные нарушения несут лица, входящие в состав руководящих органов этих объединений. При совершении объединениями деяний, наказуемых в уголовном порядке, лица, входящие в руководящие органы этих объединений, при доказательстве их вины за организацию указанных деяний могут по решению суда нести ответственность как руководители преступных сообществ. Другие члены и участники таких объединений несут ответственность за те преступные деяния, в подготовке или совершении которых они участвовали.

     Очевидны различия в содержании контрольных и надзорных  функций. Надзор за соблюдением законов  общественными объединениями является исключительной прерогативой прокуратуры. Понятие «контроль» значительно  уже по содержанию, поскольку осуществление  контрольных функций органами юстиции  призвано подтвердить соответствие деятельности общественных объединений  их уставным целям.

     Контрольные полномочия органов юстиции не связаны  с фактом регистрации. В соответствии с Законом об общественных объединениях принятие решений о создании объединения, утверждении его устава и о  формировании его руководящих и  контрольно-ревизионных органов, означает, что объединение несет   все права за исключением прав юридического лица, и принимает на себя все обязанности, предусмотренные действующим законодательством об общественных объединениях. Следовательно, контрольные полномочия органов юстиции могут осуществляться с момента создания объединения. В этот же день объединение возлагает на себя следующие обязательства перед органами юстиции:

     а) ежегодно информировать органы юстиции о продолжении своей деятельности, указывать все изменения своих реквизитов и изменения в персональном составе руководящих органов;

     б) представлять по запросу органа юстиции решения руководящих органов и должностных лиц, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в том же порядке и объеме, в каком они предоставляются в налоговые органы;

     в) всемерно содействовать должностным лицам органов юстиции в осуществлении их контрольных полномочий, допускать их на проводимые мероприятия.

     В случае совершения общественным объединением, в том числе не зарегистрированным в органах юстиции, нарушения  законодательства оно несет установленную  законом ответственность. При нарушении  законодательства общественными объединениями, не зарегистрированными в органах  юстиции, ответственность за совершенные  нарушения несут лица, входящие в  состав руководящих органов этих объединений. При совершении объединениями  деяний, наказуемых в уголовном порядке, лица, входящие в руководящие органы этих объединений, при доказательстве их вины за организацию указанных  деяний могут по решению суда нести  ответственность как руководители преступных сообществ.

     Другие  члены и участники таких объединений  несут ответственность за те преступные деяния, в подготовке или совершении которых они участвовали.

 

       Заключение

       Рассматривая  общественные объединения как один из субъектов административного  права, следует подчеркнуть, что  это один из фундаментальных конституционно-правовых институтов. Нормы об общественных объединениях содержатся в ч. 4, 5 ст. 13; ч. 2 ст. 19; ч. 1 ст. 30; ч. 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации. В этих статьях дана общая характеристика общественных объединений как субъекта российского права. Более развернутая характеристика общественных объединений как субъекта административного права содержится в Федеральном законе от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях», являющимся базовым законом, регламентирующим организацию, статус и деятельность общественных объединений; а также в других федеральных законах, нормативно-правовых актах, а также уставах союзов, ассоциаций и иных объединений граждан.

       Действующее законодательство РФ регламентирует деятельность системы общественного объединения. Оно закрепляет статус союзов общественных объединений и субъектов, входящих в их системы. «Новое законодательство РФ об общественных объединениях нуждается  в более четком разграничении  функций объединений и органов  государства». Основные принципы их взаимоотношений  урегулированы действующим в  настоящее время Законом об общественных объединениях.

       Следует отметить, что различия видов общественных объединений носят формальный характер, что подтверждает отсутствие каких  бы то ни было указаний о статусе  структурных подразделений. Хотя Законом  предусмотрены четыре вида таких  подразделений, он не определяет различия в правовом положении организации, отделения, филиала и представительства. Решение этой проблемы имеет важнейшее  практическое значение, поскольку от наличия подразделений на территории России зависит факт государственной  регистрации объединения в органах  юстиции.

       Очевидны  противоречия базового Закона об общественных объединениях и законов об отдельных  общественных объединениях, а также  противоречия нормативно-правовых актов  субъектов федерации, издаваемых по вопросам совместного ведения с центральной властью, и федеральных законов, что не соответствует ст. 76 Конституции РФ.

 

 

       СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Конституция РФ
    2. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. №82-ФЗ «Об общественных объединениях»
    3. Административное право: Учебник / Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. –М., Колибаба Г.Н. и др. Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова – М., 1999. – 726 с.
    4. Алехин А.П. Административное право Российской Федерации: Учебник для вузов. – М., 1999. - 671 с.
    5. Габричидзе Б.Н., Елисеев Б.П. Российское административное право: Учебник для вузов. – М., 1998. - 607 с.
    6. Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Административное право Российской Федерации: Учебник для ВУЗов. – М., 2001. - 624 с.
    7. Манохин В.М. Российское административное право: Учебник. – М., 1996. - 472 с.
    8. Овсянко Д.М. Административное право в схемах и определениях: Учебное пособие. – М., 2000. - 75 с.
    9. Старилов Ю.Н. Российское административное право: Учебно-методическое пособие. – Воронеж, 1997. – 516 с.
    10. Тихомиров Ю.А. Курс административного права и процесса. – М.,1998. -798 с.

Информация о работе Административно-правовой статус общественных объединений