Административно-правовой статус общественных объединений

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 12:45, контрольная работа

Описание работы

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (далее - уставные цели) Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица - общественные объединения - (ст. 5 ФЗ «Об общественных объединениях»).

Другая особенность статуса некоммерческой организации заключена в осуществлении социально-приорететных задач. Основная цель функционирования

любой некоммерческой организации – удовлетворение духовных и иных нематериальных потребностей граждан.

Работа содержит 1 файл

контрольная административное пр. административно-правовой статус общественных объединений .docx

— 41.38 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального образования «Тихоокеанский государственный университет» 

Специальность 030900 «Юриспруденция» 
 

Контрольная работа  по дисциплине «Административное право»

на тему: «Административно-правовой статус общественных объединений» 
 

Выполнил: студент ЗФ(УО ДОТ)

Группы      Юзу 12                     _

_2011-2012____   года обучения

шифр  зач. кн. __11041031057__

Фамилия__Куницына         ____

Имя____Евгения       _________

Отчество__Борисовна    ______

Проверил:

___________________________

___________________________

Хабаровск 2011 г.

 

Введение

     Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих  целей, указанных в уставе общественного  объединения (далее - уставные цели) Право  граждан на создание общественных объединений  реализуется как непосредственно  путем объединения физических лиц, так и через юридические лица - общественные объединения - (ст. 5 ФЗ «Об  общественных объединениях»).

      Другая  особенность статуса некоммерческой организации заключена в осуществлении социально-приорететных задач. Основная цель функционирования

любой некоммерческой организации – удовлетворение духовных и иных нематериальных потребностей граждан. Закон об общественных объединениях отождествляет понятие некоммерческой организации и общественного объединения - на это указывают идентичные способы создания и цели организаций и общественных объединений.

      В то же время имеются и принципиальные различия между базовым Законом  об общественных объединениях и Законом о некоммерческих организациях в правовой регламентации деятельности некоммерческих объединений. Прежде всего, Закон о некоммерческих организациях практически не допускает деятельности организации без ее государственной регистрации, а Законом об общественных объединениях предусмотрена возможность факультативного режима регистрационных отношений:

      - объединение самостоятельно решает проблему участия в административно-правовых отношениях с органами юстиции, при этом допускается и альтернативный вариант – общественное объединение вправе функционировать без государственной регистрации и не обладать правомочиями юридического лица. В данном случае очевидны противоречия законов. Следовательно, так и не решена проблема юридической основы регистрации: подлежат ли некоммерческие организации регистрации как общественные объединения, либо они регистрируются на общих для всех юридических лиц основаниях, в порядке предусмотренным статьей 51 ГК РФ.

      Некоммерческие  организации вступают в административно-правовые отношения в процессе создания, реорганизации или ликвидации. Субъектом таких отношений являются физические или юридические лица, ходатайствующие о создании некоммерческой организации, либо об изменении ее статуса, и федеральный орган исполнительной власти, на который возложены функции регистрации организации.

      В отношении религиозных общественных организаций эти функции осуществляется федеральным Министерством юстиции или его территориальными органами в субъектах Федерации.

      Отношения некоммерческих организаций и органов  государственной власти во многом обусловлены присущим организациям социально-приоритетным функциям.

      Органы  государственной власти вправе представлять организациям льготы по уплате налогов, таможенных и иных сборов и платежей, полностью или частично

освобождать их от платы за пользование федеральным  и муниципальным имуществом, предоставлять иные преимущества и льготы.

      Формы осуществления контроля за деятельностью  некоммерческих организаций лишь в самом общем виде определены Законом. Среди органов исполнительной власти, которым организации обязаны представлять информацию о своей деятельности, специально указаны лишь органы государственной статистики и налоговые органы, но очевидно, что их перечень значительно шире. В частности, в некоторых случаях контрольные функции в этой сфере осуществляют органы юстиции, органы внутренних дел и органы безопасности. Формы и методы осуществления контрольных органов, перечень предоставляемой им информации определены Законом о некоммерческих организациях. Им урегулированы в основном имущественные и иные гражданско-правовые проблемы: взаимоотношения органов государства и некоммерческих организаций так и не были должным образом регламентированы.

     Конституция Российской Федерации, основываясь на нормах международного права, гласит: «Каждый имеет право  на объединение, включая право создавать  профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем» (ст.30).

     Практика  последнего десятилетия наглядно показала, что успешное функционирование общественных объединений возможно лишь на основе совершенствования их административно-правового  положения. Правовые связи общественных объединений весьма многочисленны  и разнообразны. Это, прежде всего, конституционно-правовые и гражданско-правовые отношения. Значительную группу представляют правоотношения общественных объединений в сфере действия норм административного права. Нормы  административного права в ряде случаев определяют цели создания общественных объединений, порядок создания общественного объединения, включая их государственную регистрацию, права, обязанности и гарантии общественных объединений, порядок приостановления их деятельности, вопросы их административной ответственности, процедуру ликвидации и др.

     Таким образом, нормы административного  права регулируют разнообразные отношения с участием общественных объединений, и, чтобы практика этих отношений складывалась в соответствии с законом, необходима определенность, которая достигается путем совершенствования нормативной правовой регламентации административно-правового положения общественных объединений. Административно-правовое положение общественных объединений включает в свою структуру систему прав, обязанностей, гарантий нормальной реализации и защиты этих прав и обязанностей, юридическую ответственность, во многом отличающуюся от иных видов социальной ответственности. Административно-правовое положение общественных объединений - это составная часть их общего правового положения. Поэтому за ним закрепляются те же полномочия, которые присущи общественным объединением в целом. Помимо этого, административно-правовой статус общественных объединений характеризуется видовым своеобразием, присущими только ему юридическими правами, обязанностями, гарантиями и формами юридической ответственности.

     Сложившаяся система общественных объединений  практически охватывает все стороны  жизни общества. Условно их можно  классифицировать по сфере деятельности (политические, экономические, социальные, культурные, спортивные и др.) и территории (общероссийские, межрегиональные, региональные, местные, международные) и т. д. По организационно-правовым формам объединения можно классифицировать как: организации, движения, фонды, общественные учреждения и органы общественной самодеятельности, которые можно в свою очередь подразделять на централизованные и нецентрализованные. По числу участников они делятся на массовые и элитарные, а по характеру - фиксированное и нефиксированное членство. Следует принять во внимание и тот факт, что помимо упомянутых общественных объединений, немало и таких, которые не обращались за регистрацией или, получив отказ, действуют по существу нелегально.

     Говоря  об административно-правовом институте  прав, обязанностей и гарантий общественных объединений, можно выделить в нем  разнообразные юридические феномены:

     1. Субъективные конституционные права  и обязанности, гражданско-правовые, административно-правовые и иные  права и обязанности общественного  объединения, вытекающие из закона

     2. Субъективные права, обязанности,  возникающие на основе определенных  юридических фактов и реализуемые  в рамках конкретизированных  административно-правовых отношений Общественные организации, право и личность.

     Административно-правовой статус общественного объединения, с одной стороны, составляет базу становления и реализации иных прав и обязанностей, конкретизируясь  и развиваясь в них, а с другой - непосредственно входит в любой  из правовых статусов в качестве его  важнейший части.

     Следовательно, административно-правовой статус общественного  объединения в Российской Федерации  в самом общем виде можно определить как систему предоставленных  общественному объединению прав и возложенных на него обязанностей, как ответственность общественного  объединения в сфере государственного управления.

     Многие  ученые-юристы рассматривают административно-правовой (и правовой статус в целом) как  сложное явление, объединяющее не только права, обязанности, ответственность но и другие элементы - принципы, правоспособность, гарантии и т.д. Отметим одну общую закономерность, которая прослеживается почти у всех авторов, независимо от используемых ими подходов. Она заключается в том, что основу, определяющий исходный элемент любого статуса, его главное содержание составляют права и обязанности, гарантии и юридическая ответственность. Рассматриваемые элементы являются настолько бесспорными составляющими правового статуса общественного объединения, что признаются в качестве таковых большинством ученых-юристов.

     Административная  правосубъектность общественного  объединения возникает с момента  принятия объединением решения о  его создании, об утверждении устава объединения и формировании руководящих  и контрольно-ревизионных органов  съездом (конференцией) или общим  собранием. После принятия решений  объединение считается созданным. Оно осуществляет свою деятельность и приобретает права, за исключением  прав юридического лица, и принимает  на себя обязанности, предусмотренные  Федеральным законом «Об общественных объединениях». Некоторые проблемы информационно-правового обеспечения деятельности общественных объединений в Российской Федерации.

     Добровольность  формирования – важнейший признак  общественного объединения. При  этом граждане имеют право создавать  по своему выбору общественные объединения  без предварительного разрешения органов  исполнительной власти и органов  местного самоуправления.

     Создаваемые гражданами общественные объединения  либо регистрируются в установленном  порядке и приобретают права  юридического лица, либо функционируют  без государственной регистрации  и приобретения права юридического лица.

     Членами общественного объединения могут  быть физические и юридические лица - общественные объединения, чья заинтересованность в совместном решении задач данного  объединения оформляется индивидуальными  заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов общественного  объединения в целях обеспечения  их равноправности как его членов.

     Законодательство  различает пять организационно-правовых форм общественных объединений, созданных  в виде организации, движения, фонда, учреждения и органа общественной самодеятельности, однако фиксированное членство предусмотрено  Законом только для общественных организаций. В то же время закреплены четкие правовые различия движений, фондов, общественных учреждений и органов  общественной самодеятельности.

     Каждое  из этих объединений имеет свои особенности:

     Общественной  организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения установленных целей объединившихся граждан.

     Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения, если иное не установлено  федеральным законом и законами об отдельных видах общественных объединений.

     Высшим  руководящим органом является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующий руководящий  орган общественной организации  – выборный коллегиальный орган, подотчетный съезд (конференции) или  общему собранию.

     В случае государственной регистрации  общественной организации ее постоянно  действующий орган осуществляет права юридического лица от имени  общественной организации, и исполняет  ее обязанности в соответствии с  уставом.

Информация о работе Административно-правовой статус общественных объединений