Административно-правовой статус общественных объединений

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 12:45, контрольная работа

Описание работы

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (далее - уставные цели) Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица - общественные объединения - (ст. 5 ФЗ «Об общественных объединениях»).

Другая особенность статуса некоммерческой организации заключена в осуществлении социально-приорететных задач. Основная цель функционирования

любой некоммерческой организации – удовлетворение духовных и иных нематериальных потребностей граждан.

Работа содержит 1 файл

контрольная административное пр. административно-правовой статус общественных объединений .docx

— 41.38 Кб (Скачать)

     Общественным  движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения. Высший руководящий орган общественного движения – съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественного движения выступает выборный коллегиальный орган, подотчетный съезд (конференция) или общему собранию.

     В случае государственной регистрации  общественного движения его постоянно  действующий орган осуществляет права юридического лица от имени  общественного движения и исполняет  его обязанности в соответствии с уставом.

     Общественный  фонд – один из видов некоммерческих фондов, представляющий собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели. Учредители и управляющие имуществом общественного фонда не вправе использовать указанное имущество в собственных интересах.

     Руководящий орган общественного фонда формируется  его учредителями и (или) участниками  либо решением учредителей общественного  фонда, принятым в виде рекомендаций или персональных назначений, либо путем избрания участниками на съезде (конференции) или общем собрании.

     Общественное  учреждение – не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения. Управление общественным учреждением и его имуществом осуществляется лицами, назначенными учредителем (учредителями). В соответствии с учредительными документами в общественном учреждении может создаваться коллегиальный орган, избираемый участниками, не являющимися учредителями данного учреждения и потребителями его услуг.

     Органом общественной самодеятельности является не имеющее членства общественное объединение, цель которого – совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализаций программ органа общественной самодеятельности по месту его создания.

     Федеральным законом от 19 июля 1998 г . № 112 – ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общественных объединениях»» вводится ст. 12.1, в соответствии с которой «политическим общественным объединением является общественное объединение, в уставе которого в числе основных целей должны быть закреплены участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан, участие в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации участие в организации и деятельности указанных органов».

     Общественные  объединения могут добровольно  объединяться в ассоциации (союзы) . Члены ассоциации (союза) сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица, Наименование ассоциации (союза) должно содержать указание на основной предмет деятельности ее членов с включением слова «ассоциация» и «союз».

     Правоспособность  общественного объединения как  юридического лица возникает с момента  государственной регистрации данного  общественного объединения и  является, как известно, важным юридическим  свойством любого коллективного  субъекта административного права. В юридической литературе считается, что правоспособность олицетворяет признаваемую государством общую, абстрактную  юридическую способность (возможность) субъекта быть участником отношений, регулируемых правом, т.е. способность быть носителем  прав и обязанностей. При этом следует  отметить, что объем указанных  прав и обязанностей в зависимости  от обстоятельств может варьироваться. Однако это не влияет на саму правоспособность, ибо «увеличение или уменьшение круга прав предполагает наличие  такого свойства субъекта, как правоспособность».

     Следовательно, административная правоспособность общественного  объединения есть способность быть субъектом прав и обязанностей в  сфере государственного управления. Административная правоспособность общественного  объединения, как было выше замечено, имеет свои особенности, касающиеся ее возникновения и прекращения.

     Объем и содержание административной правоспособности общественного объединения устанавливаются  и изменяются компетентными органами государственной власти в нормах административного права, и ее осуществление  ограничивается рамками государственного управления

     Административная  правоспособность общественного объединения  служит основой их административной дееспособности, являющейся необходимым  условием реализации этой правоспособности, а также субъективных прав и обязанностей общественного объединения в конкретных административно-правовых отношениях.

     Административная  дееспособность общественного объединения - это признанная за ними способность  своими действиями:

     а) приобретать права и обязанности  административно-правового характера;

     б) осуществлять их. Такая дееспособность включает и способность общественного  объединения нести ответственность  за совершенные правонарушения в  соответствии с действующими правовыми  актами.

     Перейдем  к характеристике прав и обязанностей общественного объединения в  сфере государственного управления.

     Правовые  возможности общественного объединения  в сфере исполнительной власти многочисленны  и разнообразны. Установленные административным законодательством в соответствии с конституционными основами, права  и обязанности этого субъекта закрепляют их отношения и связи  с органами исполнительной власти, осуществляющими исполнительно-распорядительную деятельность.

     Они могут складываться в связи с:

     а) реализацией принадлежащих общественному объединению по закону прав;

     б) выполнением возложенных на общественное объединение обязанностей в сфере государственного управления;

     в) нарушением органами управления (должностными лицами) прав и интересов общественного объединения;

     г)нарушением общественным объединением своих правовых обязанностей в сфере государственного управления.

     Представляется, что классификация субъективных прав и обязанностей общественных объединений  в сфере государственного управления может быть следующей:

     а) общие права и обязанности  общественного объединения в  сфере государственного управления;

     б) специальные права и обязанности  общественного объединения в  сфере государственного управления, в частности в сфере охраны общественного порядка и обеспечения  общественной безопасности.

     К группе общих прав и обязанностей общественного объединения в  сфере государственного управления в соответствии с действующим  законодательством относится то, что общественное объединение имеет  право:

     а) свободно распространять информацию о своей деятельности;

     б) принимать участие в выработке решений органов государственной власти и местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренных законодательством;

     в) проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования;

     г) учреждать средства массовой информации и вести издательскую деятельность;

     д) представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях;

     е) осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные законами об общественных объединениях;

     ж) выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти;

     з) участвовать в избирательных кампаниях (в случае государственной регистрации объединения и при наличии в уставе данного объединения положения об участи его в выборах) и др.

     В своей деятельности общественное объединение  обязано:

     а) соблюдать законодательство, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами;

     б) ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом, информировать орган, регистрирующий объединение, о продолжении своей деятельности и указывать действительное место нахождения постоянно действующего руководящего органа, его название и данные о руководителях объединения в объеме сведений, включенных в единый государственный реестр юридических лиц;

     в) представлять по запросу органа, регистрирующего объединения, решения руководящих органов и должностных лиц объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, предоставленных в налоговые органы;

     г) допускать представителей органа, регистрирующего объединения, на проводимые общественным объединением мероприятия, оказывать содействие представителям органа, регистрирующего общественное объединение, в ознакомлении с деятельностью объединения.

     Специфика общественного объединения как  субъекта административного права  проявляется во взаимоотношениях объединения  с государственными органами, прежде всего, с органами исполнительной власти.

     В процессе организационного оформления статуса объединения и наделения  его правами и обязанностями  юридического лица возникают регистрационные  отношения. Субъектами административных отношений в этом случае, с одной  стороны, выступает федеральное  Министерство юстиции или его  территориальные органы в субъектах  Федерации, а с другой – учредители общественного объединения: физические или юридические лица, ходатайствующие  о предоставлении объединению статуса  юридического лица. Регистрационные  отношения носят факультативный характер – деятельность объединения  в соответствии с Федеральным  законом об общественных объединениях не обусловлена фактом государственной  регистрации. Такие отношения не возникают, если учредители не желают наделить объединение правоспособностью  юридического лица. Следует отметить, что общественные объединения несут  ответственность за противоправные действия независимо от того, зарегистрированы они или нет, в соответствии со ст. 41 Закона об общественных объединениях.

     Основополагающее  значение в статусе общественных объединений как субъектов административно-правовых отношений имеют их взаимоотношения  с государством, его органами и  должностными лицами. Закон об общественных объединениях вносит свои особенности  в разрешение этой проблемы. Конституционное понимание взаимоотношений объединений и добровольности членства в них. Закон об общественных объединениях лишь декларирует запрет на вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность объединений, но фактически допускает его многообразные правовые формы.

     Недостаточная конкретность содержания регистрационных  отношений создает основу для  злоупотреблений должностных лиц, - Законом об общественных объединениях предусмотрено восемь юридических  оснований для отказа в регистрации, минимум два из которых содержат признаки, подавляющие различное  толкование соответствующей нормы.

     Закон содержит декларативные положения  о противоправности создания и деятельности объединений, цели и действие которых  направлены на насильственное изменение  основ конституционного строя, подрыв безопасности государства и т. п. Обычно эти понятия в бытовом  понимании идентифицируются с доктриной  «фашизма», но и ее признаки не закреплены правом. В любом случае, ограничение  деятельности общественных объединений  или, тем более,   отказ в регистрации на основе вышеуказанных положений учредители вправе расценивать в качестве злоупотребления должностного лица.

Информация о работе Административно-правовой статус общественных объединений