Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 21:39, реферат

Описание работы

Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства регламентирован Федеральным законом от 15 августа 1996 г. «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (в ред. Федеральных законов от 18.07.98 № 110-ФЗ, от 24.06.99 № 118-ФЗ), (с изм., внесенными Постановлением Конституционного суда РФ от 15.01.1998 № 2-П) и международными договорами и соглашениями и Федеральным законом от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан».

Содержание

1.Введение....................................................................................3
2.Основные права, свободы и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ.................4
3. Въезд , выезд и транзитный проезд через территорию РФ иностранных граждан.................................................................6
4. Особенности административно-правового статуса иностранного гражданина и лиц без гражданства...................9
5.Ответственность иностранных граждан.
Сокращение срока пребывания. Выдворение........................15

6.Заключение............................................................................1

Работа содержит 1 файл

Реферат АП.DOC

— 117.00 Кб (Скачать)

2) осуждены   за   совершение   преступления   на   территории Российской  Федерации,-до отбытия (исполнения) наказания или  до освобождения от наказания;

3) уклоняются от исполнения  обязательств,  наложенных  на  них судом,-  до  исполнения  обязательств либо до достижения  согласия сторонами;

4) не  выполнили   предусмотренные законодательством  Российской Федерации обязательства  по уплате налогов,  - до  выполнения  этих обязательств.

Транзитный  проезд  через  территорию  Российской Федерации  осуществляется, как правило, без  права на остановку. Транзитный проезд   через   территорию   Российской  Федерации иностранных граждан  и лиц без гражданства в государство назначения всеми видами пассажирского транспорта разрешается по предъявлении российской  транзитной  визы,  визы  на  въезд в сопредельное  с Российской Федерацией по маршруту следования государство либо визы государства назначения и действительных для выезда  из  Российской Федерации   проездных   билетов  или  подтвержденной  гарантии  их приобретения  в  пункте   пересадки   на   территории   Российской Федерации.

Виза с правом на остановку  на территории Российской Федерации может быть выдана иностранным гражданам или лицам без гражданства   по   представлении   ими мотивированной  просьбы и документов,  подтверждающих необходимость остановки,  если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Транзитный  проезд  через территорию  Российской Федерации без визы разрешается иностранному  гражданину  или лицу без гражданства в случаях, если они:

1) совершают беспересадочный  полет воздушным транспортом  через территорию Российской  Федерации;

2) следуют  на самолете международной авиалинии с пересадкой в аэропорту на территории Российской Федерации и имеют надлежащим образом оформленные документы на  право въезда  в государство назначения и авиабилет с подтвержденной датой вылета из  аэропорта пересадки  на территории Российской Федерации в течение 24 часов с момента прибытия, за исключением случаев вынужденной остановки;

3) проживают на территории  государства,  с которым  Российская  Федерация имеет соответствующий  международный договор.

Вынужденной остановкой признается пребывание более 24 часов в пределах  населенного пункта  вследствие  наступления следующих обстоятельств:

1) стихийных   бедствий,   задерживающих   движение    поезда, автотранспортного средства, судна или самолета;

2) необходимости   ремонта   соответствующего    транспортного средства,  поврежденного  в результате порчи каких-либо его частей или в результате транспортного происшествия;

3) болезни,  если  по  заключению  врача дальнейшее  следование больного представляется  опасным для его жизни и здоровья;

4) непредусмотренных   задержек  при  пересадке   с  одного вида транспорта  на другой в пункте пересадки.

В случае   вынужденной   остановки  оформление  пребывания  на территории  Российской  Федерации  и  продление   срока   действия транзитной  российской  визы производятся органом внутренних дел в месте вынужденной остановки по заявлению иностранных  граждан  или лиц без гражданства.

За   нарушение  порядка  въезда, выезда и транзитного проезда  через территорию  Российской Федерации,  иностранные граждане  и  лица  без гражданства несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

В  случае,  если   государственным   органом   или должностным  лицом  был  нарушен  порядок оформления документов на въезд в Российскую  Федерацию  и  (или)  на  выезд  из  Российской Федерации, иностранный гражданин или лицо без гражданства  вправе  обратиться за защитой своих интересов в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Должностные  лица, по вине которых нарушены права иностранного гражданина или лица без гражданства на выезд из Российской Федерации и (или) въезд в Российскую Федерацию, несут материальную и иную ответственность за причиненный своими решениями,  действиями (бездействием) указанным лицам ущерб в порядке,  установленном законодательством Российской Федерации.

 

4. Особенности административно-правового статуса иностранного гражданина и лиц без гражданства

 

Особенности административно-правового  статуса иностранных граждан  включает в себя ряд ограничений их прав и обязанностей, предусмотренных законодательством: они не могут избирать и быть избранными в органы государственной власти и другие выборные органы, принимать участие во всенародных голосованиях (референдумах); иностранные граждане не могут назначаться на отдельные должности или заниматься определенной трудовой деятельностью, если в соответствии с действующим законодательством назначение на эти должности или занятие такой деятельностью связаны с принадлежностью к гражданству РФ; они не несут обязанностей по военной службе.

Особенности правового  положения иностранцев и лиц  без гражданства заключается  в том, что на них не распространяется некоторые права и обязанности, которые связанные непосредственно  с гражданами России:

· Они не могут быть государственными служащими, занимать некоторые должности, например, Президента РФ; командира экипажа воздушного суда, работать в милиции;

·        Они не допускаются к деятельности связанные с государственной тайной;

·        На них не распространяется воинская обязанность;

·        Иностранные граждане и лица без гражданства, за исключением граждан СНГ, с которыми заключены соглашения о безвизовом въезде и выезде, могут въезжать в Российскую Федерацию при наличии разрешения;

·        Они проживают и осуществляют свою деятельность на основании специальных документов: видов на жительство, заграничных паспортов и др.;

·        Для них могут быть установлены ограничения в передвижении и выборов места жительства;

·        Для них предусмотрена такая мера административной ответственности, как административное выдворение за пределы Российской Федерации, которая заключается в принудительном и контролируемом перемещении иностранных граждан и лиц без гражданства через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации, а в ряде случаев, предусмотренных законодательством РФ,- в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства их Российской Федерации.

Все особенности административно-правового  статуса иностранных граждан и лиц без гражданства можно по кругу лиц на которых они распространяются, подразделить на общие, групповые и индивидуальные.

Федеральным законом  «О порядке выезда из Российской Федерации  и въезда в Российскую Федерацию» закрепляется: «в случае если иностранный гражданин и лицо без гражданства ходатайствует о въезде в Российскую Федерацию для занятия трудовой деятельностью, российская виза ему может быть выдана только при наличии разрешения федерального органа исполнительной власти по миграционной службе, оформленного в порядке, установленном правительством Российской Федерации.

Данное положение не распространяется на иностранных граждан - сотрудников дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных  государств, сотрудников международных межправительственных организаций и членов их семей. Таким образом, иностранные граждане, осуществляя свою трудовую деятельность в России, могут быть и лицами наемного труда, и работодателями. Для тех, кто занят в отечественном и совместном предпринимательстве и в отношении кого делается отчисления в страховые пенсионные фонды, действует российское законодательство о социальном обеспечении, которое тем не менее содержит ряд ограничений в области трудовой деятельности данной категории лиц в нашей стране.

Так, законодательство исключает  возможность выполнения иностранными гражданами и лицами без гражданства  функции нотариусов (ст.2 основ Законодательства Российской Федерации «О нотариате»), адвокатов (ст.11 положения «Об адвокатуре»), и частных детективов (ст.4 Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в РФ». Ни частные нотариусы, ни тем более адвокаты и частные детективы не являются государственными служащими, но значение их деятельности для правоприменения, и прежде всего для осуществления правосудия, т.е. функций государства, столь велико, что право на осуществление данной деятельности закон предоставляет лишь российским гражданам.

Есть ряд и других ограничений трудовой деятельности иностранных граждан и лиц  без гражданства в Российской Федерации, связанных прежде сего с обеспечением государственной безопасности, особыми экономическими интересами страны, обеспечением суверенных прав государства на природные ресурсы и т.п. Правда, скорее здесь можно говорить об исключениях, чем о правилах.

Вид на жительство в России - это отдельный документ, выданный иностранному гражданину или лицу без  гражданства в подтверждение  их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также  их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность.

Иностранные граждане, проживающие  в России, имеют право на получение  пенсии на общих основаниях с гражданами России, если иное не предусмотрено законом или договором. По Закону «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» условия пенсионного обеспечения иностранных граждан, работящих на предприятиях и в организациях с иностранными, согласовываются в индивидуальном трудовом договоре (контракте) с каждым из них. Платежи на пенсионное обеспечение иностранных работников предприятия и организации с иностранными инвестициями перечисляются в соответствующие фонды стран их постоянного жительства в валюте и на условиях этих стран.

К числу основных прав каждого человека на территории РФ относится и право на охрану здоровья и медицинскую помощь, которая  в государственных и муниципальных  учреждениях здравоохранение оказывается  гражданам России бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Как все это относится к иностранным гражданам и лицам без гражданства? Закон «О правовом положении иностранных граждан России» установил, что находящиеся на территории нашей страны иностранные граждане имеют право на охрану здоровья. Те из них, кто проживает в нашей стране постоянно, пользуются медицинской помощью наравне с гражданами России. Со времени принятия Закона СССР «О правовом положении иностранных граждан в СССР» от 24 июня 1981 г. прошло больше 20 лет. В нашей стране произошли радикальные социально-экономические и политические изменения. В 1993 г. принята Конституция РФ. В связи с этим в организации здравоохранения произошли существенные изменения. Наряду с единой государственной системой здравоохранения теперь имеются еще две - муниципальная и частная. Поэтому постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане испытывают те же проблемы выбора между бесплатной и платной медициной, что и российские граждане. Временно находящиеся на территории нашей страны иностранным гражданам и лицам без гражданства медицинская помощь оказывается, как правило, на платной основе, особенно если это квалифицированные услуги (прежде всего операция). Исключение составляют случаи, когда имеются соглашения между государствами или принимающими организациями о взаимном медицинском страховании временно прибывающих на территории иностранных граждан либо об оказании им медицинской помощи бесплатно.

К социальной сфере относится  и право на образование, которыми обладают как граждане Российской Федерации, так и иностранные граждане, и лица без гражданства. В соответствии с Конституцией России, каждый имеет право на образование. Основное общее образование в России обязательно. Дети иностранных граждан получают основное общее образование на общих основаниях с гражданами России. Каждый имеет право на конкурсной основе получить высшее образование в государственном учреждении. В вузах России обучается сейчас большое количество иностранных студентов и аспирантов. Если они приезжают по международному обмену, то обучение для них бесплатное. Остальные лица, как правило, платят за учебу сами или имеют спонсоров.

Перечисленные выше права  принадлежат человеку как члену  гражданского общества, и в силу этого ими обладают как собственные граждане, так и иностранные граждане, и лица без гражданства.

Тоже самое можно  сказать и об обязанностях иностранных  граждан и лиц без гражданства. Их следует разделить на две основные группы. К первой следует отнести  те обязанности, которые в силу предоставления иностранным гражданам национального режима полностью совпадает с обязанностями граждан России. В частности, всем полагается платить законно установленные налоги и сборы, каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия России, беречь памятники истории и культуры, сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, даже если он - иностранный гражданин ил лицо без гражданства. Вторую группу составляют те обязанности, соблюдение которых возложено исключительно на иностранных граждан как специальных субъектов административного права.

Так, в соответствии с  Федеральным законом «О порядке  выезда из Российской Федерации и  въезда в Российскую Федерацию» иностранные  граждане могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из Российской Федерации при наличии российской визы по действительным документам, удостоверяющих их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве. Лица без гражданства могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из Российской Федерации при наличии российской визы по документам, выданным соответствующими органами их проживания, удостоверяющим их личность. Данный порядок не распространяется на иностранных граждан бывшего СССР (за исключением стран Балтии).

Так, в г. Москве был принят Закон «Об условиях пребывания в Москве иностранных граждан, имеющих право на без визовый въезд в РФ». В соответствии с данным актом иностранные граждане, имеющие право на безвизовый въезд в Российскую Федерацию, прибывшие в Москву на срок свыше трех суток, обязаны в суточный срок (исключая день прибытия, выходные и праздничные дни) пройти регистрационный учет и внести плату по возмещению расходов, связанных с обеспечением регистрационного учета.

Информация о работе Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства