Административно-правовой статус государственных служащих

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 20:36, контрольная работа

Описание работы

Цели исследования: определение административно-правового статуса государственных служащих, понятие и виды их, виды поощрения и ответственности, к которой привлекаются государственные служащие в случае нарушения ими законодательства.

Методы исследования: анализ юридической литературы и принятых в последние годы нормативно-правовых актов.

Работа содержит 1 файл

Частное учреждение образования.docx

— 53.28 Кб (Скачать)

      С гражданами, поступающими на  государственную службу на период  выполнения обязанностей временно  отсутствующего государственного  служащего, заключается срочный  трудовой договор в порядке  и на условиях, предусмотренных  законодательством о труде. Указанные  лица являются государственными  служащими и на них распространяется  действие настоящего Закона (за  исключением пунктов 1, 2, 4, 5 и 7 настоящей статьи, статей 31 и 32 настоящего  Закона).

    Примерная форма контракта, заключаемого с  гражданином, поступающим на государственную  службу, определяется актами законодательства.

    Таким образом, в целом содержание правового  положения государственных служащих характеризуется их:

    1) общегражданскими правами и обязанностями;

    2) обязанностями и правами по  занимаемой должности.

    Служебные права и обязанности делятся  на общие для всех государственных  служащих и специальные, обладание  которыми связано с конкретными  должностями. 

Обязанности государственного служащего:

    В соответствии со ст. 21 Закона Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь», государственный  служащий обязан:

    1.1. поддерживать конституционный строй  Республики Беларусь, обеспечивать  неукоснительное соблюдение норм  Конституции Республики Беларусь  и иных актов законодательства;

    1.2. исполнять служебные обязанности  в пределах полномочий, предоставленных  ему законодательством;

    1.3. соблюдать ограничения, связанные  с государственной службой, установленные  Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом и иными  законодательными актами;

    1.4. обеспечивать соблюдение и защиту  прав и законных интересов  физических и юридических лиц;

    1.5. исполнять в установленном законодательством  порядке приказы, распоряжения  руководителей, изданные в пределах  их компетенции;

    1.6. соблюдать культуру общения, другие  нормы служебной этики;

    1.7. не допускать действий и поступков,  порочащих государственную службу  и несовместимых с занятием  государственной должности;

    1.8. соблюдать установленные в государственном  органе регламент, правила внутреннего  трудового распорядка, должностные  положения и инструкции, порядок  работы со служебной информацией;

    1.9. в пределах своих должностных  полномочий своевременно и объективно  рассматривать обращения граждан  и юридических лиц и разрешать  их в порядке, установленном  законодательством;

    1.10. сохранять, не распространять  доверенные ему государственные  секреты, в том числе после  прекращения государственной службы  в течение срока, установленного  законодательством;

    1.11. не разглашать полученные при  исполнении служебных обязанностей  сведения, затрагивающие личную  жизнь, честь и достоинство  граждан, и не требовать от них представления таких сведений, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами;

    1.12. поддерживать необходимый уровень  квалификации для эффективного  исполнения своих служебных обязанностей.

    2. Конкретные обязанности государственных  служащих определяются на основе  соответствующих квалификационных  характеристик и закрепляются  в должностных положениях и  инструкциях, утверждаемых руководителями  государственных органов в пределах  их компетенции, если иное не  предусмотрено законодательными актами. 2

    Права государственного служащего:

    В соответствии со ст. 20 Закона Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь», государственный  служащий имеет право на:

    1.1. письменное закрепление своих  служебных обязанностей и создание  надлежащих условий для их  исполнения;

    1.2. принятие решений или участие  в их подготовке в соответствии  со служебными обязанностями;

    1.3. посещение в установленном порядке  для исполнения служебных обязанностей  государственных органов, иных  организаций;

    1.4. получение в установленном порядке  от граждан, государственных органов,  иных организаций информации  и других материалов, необходимых  для исполнения служебных обязанностей;

    1.5. повышение квалификации и переподготовку  за счет средств соответствующего  бюджета или иных предусмотренных  законодательством источников финансирования;

    1.6. повышение в должности, классе  государственного служащего;

    1.7. заработную плату и дополнительное  стимулирование труда в порядке,  определяемом настоящим Законом,  иными законодательными актами;

    1.8. участие в конкурсе на занятие  вакантной государственной должности;

    1.9. получение вознаграждений за  публикации и выступления, связанные  с исполнением служебных обязанностей, в порядке и на условиях, определяемых  Правительством Республики Беларусь  по согласованию с Президентом  Республики Беларусь;

    1.10. ознакомление с материалами своего  личного дела и другими документами  перед внесением их в личное  дело, приобщение к делу своих  письменных объяснений;

    1.11. проведение по его требованию  служебного расследования для  опровержения сведений, порочащих  его честь и достоинство;

    1.12. уважение личного достоинства,  справедливое и уважительное  отношение к себе со стороны  руководителей, иных должностных  лиц и граждан;

    1.13. отказ от выполнения поручения,  если оно противоречит законодательству;

    1.14. свободу объединений, за исключением  случаев, предусмотренных Конституцией  Республики Беларусь;

    1.15. здоровые и безопасные условия  труда;

    1.16. отставку по основаниям, предусмотренным  настоящим Законом;

    1.17. государственное социальное страхование,  пенсионное обеспечение.3

Государственный служащий не вправе:

     1.  заниматься  предпринимательской деятельностью лично или через  доверенных лиц, оказывать содействие близким родственникам  в осуществлении предпринимательской деятельности, используя  служебное положение,  а  также быть представителем третьих  лиц  по  вопросам, связанным с деятельностью государственного органа, служащим которого он является либо подчиненного и (или) подконтрольного ему;

     2.  принимать участие лично или через доверенных  лиц в управлении   коммерческой  организацией,  за  исключением   случаев, предусмотренных законодательством;

     3.  занимать другие государственные должности, за исключением случаев,  предусмотренных  Конституцией Республики  Беларусь,  иными законодательными актами;     

    4. принимать участие в забастовках;

    5.  заниматься  в рабочее время другой оплачиваемой  работой (деятельностью),   кроме преподавательской,  научной,   культурной, творческой  деятельности,  медицинской  практики,  осуществляемой  в порядке и на условиях, установленных законодательством;

     6.  выполнять работу  на  условиях  совместительства,  кроме работы  в  государственных организациях, в порядке  и  на  условиях, установленных законодательством о труде;

     7.  использовать служебное положение в интересах политических партий,  религиозных  организаций, иных  юридических  лиц,  а  также граждан, если это расходится с интересами государственной службы;

      8.  принимать от  физических  и юридических лиц любые не предусмотренные законодательством вознаграждения, включая подарки, в связи   с   исполнением  служебных  обязанностей,   за   исключением сувениров.  Полученные в связи с исполнением служебных  обязанностей сувениры,  стоимость которых превышает установленный  Правительством Республики  Беларусь  размер, передаются  в  доход  государства  или используются в установленном законодательством порядке;

     9.   пользоваться   в   личных  целях  бесплатными   услугами физических  и юридических лиц, оказанными ими в связи с  исполнением государственным служащим своих служебных обязанностей;

     10.  использовать во внеслужебных  целях средства материально-  технического,  финансового  и  информационного  обеспечения,  другое имущество государственного органа и служебную тайну;

     11.  иметь счета в иностранных  банках, за исключением случаев выполнения   государственных  функций  в  других  странах   и   иных предусмотренных законодательством случаев;

     12.  принимать без согласия Президента Республики  Беларусь

государственные награды иностранных государств.

Законодательными  актами  могут  быть   установлены   иные ограничения, связанные с государственной службой. Государственный  служащий обязан передать  в  установленном законодательством  порядке в доверительное управление  под  гарантию государства  на время прохождения государственной службы находящиеся в  его  собственности доли участия (акции, права) в  уставном  фонде коммерческих  организаций, за исключением  случаев,  предусмотренных законодательством. Государственный служащий, нарушивший требования пунктов 1-3

настоящей статьи, подлежит освобождению от занимаемой должности.

    В правовой статус государственного служащего  органически входят нормы, устанавливающие  определенные ограничения для служащего  в связи со службой в государственном  аппарате, вызванные интересами службы.

    Так, служащие государственного аппарата не имеют права участвовать в  забастовках, выполнять имеющие  отношение к службе в государственном  аппарате указания и поручения политических партий, общественных объединений и  субъектов хозяйствования; заниматься предпринимательской деятельностью лично или через посредников; выполнять иную оплачиваемую работу на условиях штатного совместительства и др. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Административно-правовое регулирование прохождения  государственной  службы

    Для служащих государственного аппарата устанавливаются  специальные классы. Порядок и  условия их присвоения определяются положением «О порядке и условиях присвоения классов служащих государственного аппарата и размеров надбавок за классы служащих государственного аппарата», утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 27 октября 1997 г. № 5453 . Всего для служащих государственного аппарата предусмотрено 12 нумеруемых классов и один высший класс. Высший класс служащего присваивается Президенту Республики Беларусь, Премьер-министру, Главе Администрации Президента, Председателю Комитета государственного контроля и иным лицам.

    Срок, по истечении которого присваивается  очередной класс по занимаемой должности, составляет, как правило, для служащий государственного аппарата, имеющих 12-10-й  класс, - не менее 1 года, 9-7-й класс  – не менее 2 лет, 6-4-й класс –  не менее 3 лет. Присвоение очередных  классов служащим государственного аппарата, имеющим иные классы, сроком не ограничивается.4

    Для судей судов Республики Беларусь в соответствии с Положением «О квалификационной аттестации и квалификационных классах  судей судов Республики Беларусь»  предусмотрены специальные квалификационные классы: высший, первый, второй, третий, четвертый и пятый.

    За  судьей, пребывающим в отставке, присвоенный ему квалификационный класс сохраняется пожизненно. 
 

Информация о работе Административно-правовой статус государственных служащих