Административно-правовой статус государственных служащих

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 20:36, контрольная работа

Описание работы

Цели исследования: определение административно-правового статуса государственных служащих, понятие и виды их, виды поощрения и ответственности, к которой привлекаются государственные служащие в случае нарушения ими законодательства.

Методы исследования: анализ юридической литературы и принятых в последние годы нормативно-правовых актов.

Работа содержит 1 файл

Частное учреждение образования.docx

— 53.28 Кб (Скачать)
  1. Понятие и виды государственных  служащих

    Между служащими государственного аппарата (государственных органов) и служащими  иных государственных организаций  имеется существенное различие. Государственные  служащие государственных органов  сосредоточены на осуществлении  задач и функций государства  по руководству обществом. Функциональное назначение служащих государственных  предприятий, учреждений и организаций  иное. Их деятельность связана с  организацией процессов соответствующего производства, социально-культурной деятельности, то есть выполнением основных задач, обусловленных целями и предметами деятельности предприятий, учреждений и организаций. 1

    Служащие  государственного аппарата проходят службу в следующих органах: в аппарате Национального Собрания Республики Беларусь, Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, Конституционного Суда Республики Беларусь и др.

    Одним из признаков государственного служащего  является его профессиональная компетентность. Она определяется в трех уровнях: профессиональные знания и умения; организаторские способности и  управленческие навыки; личные и морально-психологические  качества.

    К первому уровню относятся следующие  требования: неукоснительное соблюдение Конституции, законов и других нормативных  актов; соблюдение норм служебного регламента и своевременное выполнение своих  обязанностей.

    Второй  уровень профессиональной компетенции  требует наличия следующих организаторско -управленческих навыков: умение организовать процесс управления, подбор, расстановку кадров и т.д. 

    Третий  уровень включает следующие требования: аналитичность и системность  мышления; ответственность за порученное дело, требовательность к себе и  т.д.

    В зависимости от видов государственной  деятельности служащие могут быть отнесены к государственным служащим органов  законодательной, исполнительной, судебной власти, органов прокуратуры. Служащие органов исполнительной власти, в  свою очередь, делятся на служащих административно-политической, социально-культурной сфер, сферы экономики. В зависимости от характера полномочий и осуществляемых функций государственные  служащие делятся на должностных  лиц, представителей административной власти, функциональных работников, вспомогательный  персонал.

    Должностные лица – это государственные служащие, совершающие в пределах своих  полномочий действия, а также обладающие правом приема и увольнения с работы и руководство подчиненными им государственными служащими.

    Представители административной власти – государственные  служащие, наделенные государственно-властными  полномочиями в отношении организационно не подчиненных им по службе лиц  – третьих лиц (милиционеры).

    Функциональные  работники – это государственные  служащие, которые непосредственно  участвуют в решении задач, стоящих  перед государственной организацией, выполняют работу, определяющую необходимость  существования данной организации, являются исполнителями и непосредственно  людьми не управляют (экономисты, юристы, инженеры).

    Вспомогательный персонал осуществляет деятельность, которая напрямую не сопряжена с  главным назначением организации, а необходима для обеспечения  деятельности других государственных  служащих данной организации (делопроизводители, секретари, кассиры).

  1. Основы административно-правового статуса государственных служащих .

      Правовую основу государственной  службы в Республике Беларусь  составляют Конституция Республики  Беларусь, настоящий Закон и иные  законодательные акты.

    На  отношения, связанные с государственной  службой, не урегулированные настоящим  Законом и иными актами законодательства, распространяется действие норм трудового, пенсионного и иного законодательства.

    Государственная должность – должность, предусмотренная  Конституцией Республики Беларусь, настоящим  Законом и иными законодательными актами, либо должность, учрежденная  в установленном законодательством  порядке как штатная единица  государственного органа с определенным для занимающего ее лица кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа.

    Должности, включенные в штатное расписание государственного органа в целях  технического обслуживания и обеспечения  деятельности этого органа в соответствии с перечнем, определяемым Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им государственным органом, не относятся  к государственным должностям.

    Право на поступление на государственную  службу

    Право на поступление на государственную  службу имеют граждане Республики Беларусь, достигшие восемнадцатилетнего  возраста, владеющие государственными языками Республики Беларусь и отвечающие иным требованиям, установленным настоящим  Законом, иными законодательными актами о государственной службе.

    При поступлении на государственную  службу, а также при ее прохождении  не допускаются какие-либо ограничения  и (или) преимущества в зависимости  от пола, расы, национальности, социального  происхождения, имущественного положения, отношения к религии, убеждений, а также принадлежности к политическим партиям и иным общественным объединениям, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь.

      Документы и сведения, представляемые  при поступлении на государственную  службу

    1. При поступлении на государственную  службу гражданин представляет:

    1.1. личное заявление;

    1.2. личный листок по учету кадров;

    1.3. паспорт гражданина Республики  Беларусь, документы воинского учета  (для военнообязанных и лиц,  подлежащих призыву на воинскую  службу);

    1.4. трудовую книжку, за исключением  впервые поступающих на работу;

    1.5. диплом или иной документ о  соответствующем образовании, за  исключением случаев, когда для  занятия государственной должности  наличие определенного образования  не требуется;

    1.6. декларацию о доходах и имуществе;

    1.7. медицинское заключение о состоянии  здоровья (для занятия отдельных  государственных должностей, перечень  которых определяется законодательными  актами).

    Сведения, представленные при поступлении  на государственную службу, подлежат изучению в порядке, установленном  статьей 10 настоящего Закона.

    Гражданин при поступлении на государственную  службу, по роду деятельности которой  ему необходимо иметь доступ к  сведениям, составляющим государственные  секреты, проходит в установленном  порядке процедуру оформления допуска  к этим сведениям.

    Гражданин, претендующий на занятие должности, которая в соответствии с Законом  Республики Беларусь от 20 июля 2006 года «О борьбе с коррупцией» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 122, 2/1262) относится к должности государственного должностного лица, подписывает обязательство, предусмотренное статьей 16 Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией».

    При необходимости государственный  орган вправе запросить с места  предыдущей работы информацию, характеризующую  гражданина, претендующего на занятие  государственной должности в  этом государственном органе.

    Квалификационные  требования, предъявляемые при поступлении  на государственную службу

    1. Квалификационными требованиями, предъявляемыми  при поступлении на государственную  службу, являются:

    1.1. соответствующее образование, за  исключением случаев, когда для  занятия государственной должности  наличие определенного образования  не требуется;

    1.2. необходимый стаж и опыт работы  по специальности, за исключением  случаев, когда для занятия  государственной должности они  не установлены;

    1.3. владение государственными языками  Республики Беларусь;

    1.4. знание Конституции Республики  Беларусь, законов применительно  к исполнению соответствующих  должностных обязанностей.

    Другие  квалификационные требования, предъявляемые  к гражданам для занятия соответствующих  государственных должностей, помимо перечисленных в пункте 1 настоящей  статьи, могут устанавливаться иными  актами законодательства.

    Квалификационные  характеристики государственных должностей определяются Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом.

      Поступление на государственную  службу осуществляется в соответствии  с Конституцией Республики Беларусь  и законодательными актами путем  назначения, утверждения либо избрания. Назначение, утверждение либо избрание на государственную должность оформляются решением, приказом, распоряжением, иным актом соответствующего государственного органа, должностного лица с внесением в установленном порядке соответствующих записей в трудовую книжку.

    Поступлению на государственную службу может  предшествовать проведение конкурса на занятие государственной должности, а также устанавливаться предварительное  испытание.

    Для лиц, впервые поступающих на государственную  службу, проводится квалификационный экзамен в порядке, установленном  Президентом Республики Беларусь.

    Занятие государственной должности может  осуществляться на конкурсной основе. Конкурс проводится соответствующим государственным органом, имеющим вакантные должности. Конкурс может быть открытым или закрытым. Открытый конкурс проводится после опубликования объявления о проведении конкурса в официальных изданиях республиканских средств массовой информации. В открытом конкурсе имеют право принять участие все граждане Республики Беларусь, соответствующие квалификационным требованиям, предъявляемым при поступлении на государственную службу. Закрытый конкурс проводится среди состоящих в резерве кадров государственных служащих. Каждому участнику конкурса сообщается о результатах конкурса в письменной форме в течение одного месяца со дня его завершения. Решение конкурсной комиссии является основанием для занятия государственной должности либо отказа в приеме на такую должность. Участники конкурса, не получившие положительного заключения конкурсной комиссии, но рекомендованные ею для государственной службы, могут быть зачислены в кадровый резерв, формируемый кадровой службой соответствующего государственного органа. Положение о проведении конкурса утверждается Правительством Республики Беларусь.

      Для гражданина, поступающего на  государственную службу, по соглашению  сторон может устанавливаться  предварительное испытание на  срок от трех до шести месяцев.

      В срок предварительного испытания  не засчитываются период временной  нетрудоспособности и другие  периоды, когда государственный  служащий отсутствовал на службе.

    На  государственного служащего в период предварительного испытания распространяется действие настоящего Закона.

    Предварительное испытание не устанавливается при  поступлении на государственную  службу путем утверждения, избрания либо по конкурсу.

    При неудовлетворительном результате предварительного испытания государственный служащий подлежит увольнению как не выдержавший  испытания.

    Если  срок предварительного испытания истек  и государственный служащий не уволен в порядке, определенном пунктом 5 настоящей  статьи, он считается выдержавшим  испытание, и последующее увольнение допускается только по основаниям, предусмотренным настоящим Законом  и иными законодательными актами.

      Контракт – трудовой договор,  заключенный в письменной форме  на определенный срок, содержащий  в отношении вопросов поступления,  прохождения и прекращения государственной  службы особенности по сравнению  с общими нормами законодательства  о труде.

    С гражданами, поступающими на государственную  службу, заключается контракт на срок не менее одного года руководителем  соответствующего государственного органа. Контракт является основанием для издания  решения, приказа, распоряжения, иного  акта соответствующего государственного органа, должностного лица.

    С гражданами, назначаемыми на государственные  должности и освобождаемыми от государственных  должностей Президентом Республики Беларусь в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, законодательными актами, контракт заключается уполномоченными Президентом Республики Беларусь руководителями государственных органов и организаций. При этом установление (изменение) условий контракта, продление контракта на новый срок осуществляются по соглашению сторон и с предварительного согласия Президента Республики Беларусь.

    С лицами, назначаемыми на высшие государственные  должности, депутатами Палаты представителей, членами Совета Республики Национального  собрания Республики Беларусь, осуществляющими  свои полномочия на профессиональной основе, председателями местных Советов  депутатов, а также судьями контракт не заключается.

Информация о работе Административно-правовой статус государственных служащих