Административно-правовой статус государственных служащих

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 20:36, контрольная работа

Описание работы

Цели исследования: определение административно-правового статуса государственных служащих, понятие и виды их, виды поощрения и ответственности, к которой привлекаются государственные служащие в случае нарушения ими законодательства.

Методы исследования: анализ юридической литературы и принятых в последние годы нормативно-правовых актов.

Работа содержит 1 файл

Частное учреждение образования.docx

— 53.28 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

    Государство, являясь особой организацией публичной  политической власти имеет свои задачи и функции. Эти задачи и функции  практически реализуются посредством  конкретных действий личного состава, находящегося на службе у государства  – государственных служащих. От государственных служащих зависит  работа государства.

    Государственная служба опосредуется правом. Она является сложным правовым институтом, отдельные  стороны которого регулируются правовыми  нормами различных отраслей права (конституционного, гражданского, трудового, финансового и др.).

    Одним из принципов, на которых основана государственная  служба, является принцип ответственности  государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих  должностных обязанностей. Этот принцип  призван стимулировать добросовестное и правильное выполнение служащими  своих служебных обязанностей, невыполнение или ненадлежащее выполнение которых  обязательно должно сопровождаться применением мер ответственности.

    Государственная служба как правовой институт неоднократно исследовалась в научной и  учебной правовой литературе, изданной в 20-90-е годы настоящего столетия. И  в настоящее время данная тема широко обсуждается в научных  кругах, на страницах монографий, учебных  пособий, выходит масса законов  и подзаконных нормативных правовых актов. Это связанно с новыми подходами  к пониманию государственной  службы в Республике Беларусь, а  также с реформами, проводящимися  в данном направлении. Так, 14 июня 2003 г. был подписан Закон Республики Беларусь от 14.06.2003 № 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь», который принес определенные особенности в существующие общественные отношения в сфере государственной службы. В отличие от действовавшего ранее Закона Республики Беларусь «Об основах службы в государственном аппарате» новый законодательный акт по-иному подходит к терминам «государственная служба», «государственная должность» и «государственный служащий», определение которых в настоящее время соответствует иным законодательным актам

    Все это определяет актуальность темы данной работы.

Объект  исследования: виды ответственности  государственных служащих

    Цели исследования: определение административно-правового статуса государственных служащих, понятие и виды их, виды поощрения и ответственности, к которой привлекаются государственные служащие в случае нарушения ими законодательства.

    Методы  исследования: анализ юридической литературы и принятых в последние годы нормативно-правовых актов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Понятие, значение и принципы государственной  службы.

    Государственная служба обязана своим возникновением государству. С его возникновением и развитием стала развиваться  и служба, имея своим назначением  реализацию задач и функций государства  в разнообразных областях жизнедеятельности  общества, являясь необходимым элементом  управления.

    Под  государственной  службой  понимается профессиональная   деятельность  лиц,   занимающих   государственные должности,   осуществляемая  в целях непосредственной   реализации государственно-властных  полномочий и (или)  обеспечения выполнения функций государственных органов.

    Государственная служба является разновидностью труда  работников государственных органов. Государственный служащий исполняет  обязанности по осуществлению своих  прав в целях наилучшего исполнения обязанностей. В учебной литературе не имеется такого понятия государственной  службы, которое может стать точным и однозначным общепринятым определением.

    Государственная служба понимается в широком и  узком смысле. Государственная служба в широком смысле сводится к выполнению служащими своих обязанностей (работы) в государственных организациях: в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях, иных организациях; в узком смысле - это  выполнение служащими своих обязанностей в государственных органах. Государственная  служба осуществляется на профессиональной основе. Это обусловлено необходимостью непрерывного, преемственного и компетентного  осуществления деятельности государственных  организаций. Государственная служба опосредуется правом. Совокупность правовых норм, регламентирующих правовой статус государственных служащих, в том  числе условия и порядок прохождения  государственной службы, виды поощрений  и ответственности служащих, основания  прекращения и другие вопросы  государственной службы, образуют правовой институт государственной службы. В него входят нормы различных отраслей права. Административно-правовые нормы, регламентирующие вопросы государственной службы, составляют часть этого института и самостоятельный институт административного права. Административное право обслуживает, прежде всего, государственное управление. Оно определяет административно - правовой статус главным образом государственных служащих системы государственного управления.

Государственная служба основывается на принципах:

  • верховенства Конституции Республики Беларусь;
  • служения народу Республики Беларусь;
  • законности;
  • приоритета  прав  и свобод человека и гражданина,  гарантий  их

реализации;

  • гуманизма и социальной справедливости; единства  системы  государственной службы и  ее  дифференциации исходя   из   концепции   разделения  власти   на   законодательную, исполнительную и судебную;
  • гласности;
  • профессионализма и компетентности государственных служащих;
  • подконтрольности  и  подотчетности  государственных   служащих, персональной   ответственности  за  неисполнение  либо  ненадлежащее исполнение ими своих служебных обязанностей;
  • добровольности поступления граждан на государственную службу;
  • равного  доступа  граждан к любым должностям в  государственной службе и продвижения по государственной службе в соответствии  с  их способностями и профессиональной подготовкой;
  • стабильности   государственной  службы  в   целях   обеспечения преемственности власти; экономической,     социальной    и    правовой     защищенности государственных служащих.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Законодательные основы государственной  службы

    13 мая 2003 года принят проект Закона  Республики Беларусь 

    «О  государственной службе в Республике Беларусь», внесенный Президентом  Республики Беларусь.

    Необходимость его принятия обусловлена тем, что  действующий с 1 марта 

    1994 года Закон Республики Беларусь  «Об основах службы в государственном  аппарате» не был приведен  в соответствие с Конституцией  Республики Беларусь и вступил  в противоречие со многими  принятыми позднее законодательными  актами. Целый ряд его положений  уже фактически не действовал. Кроме того, многие вопросы организации  и прохождения государственной  службы в настоящее время регулировались  иными нормативными правовыми  актами, положения которых также  нуждались в упорядочении.

    Проект  Закона Республики Беларусь «О государственной  службе в Республике Беларусь» направлен  на совершенствование правового  регулирования вопросов государственной  службы и в  связи с этим предусматривает  закрепление прав и обязанностей государственных служащих, устанавливает  порядок и условия поступления  на государственную службу, конкретизирует порядок ее прохождения и прекращения, основания и порядок привлечения  государственных служащих к ответственности, регулирует вопросы  материального  и социального обеспечения государственных  служащих.

    Особенностью  законопроекта является то, что в  нем впервые предполагается закрепить  такие понятийные термины, как государственная  служба, государственный орган, государственная  должность и государственный  служащий.

    В целом законопроектом предусматривается  закрепление принципов государственной  службы, регулирование вопросов создания и ведения кадровых реестров высших государственных должностей и иных государственных должностей, резерва кадров государственных служащих, регламентирует порядок  и условия присвоения классов государственным служащим, а также вопросы поступления на службу, ее прохождения и прекращения.

    В отношении вопросов поступления, прохождения, прекращения государственной службы законопроектом однозначно определена форма трудового договора, заключаемого с государственными служащими, —  это контракт.

    В целях повышения эффективности  функционирования системы государственной  службы в целом, создания действенного механизма формирования высокопрофессиональных кадров государственной службы предусматривается  порядок приема на государственную  службу на конкурсной основе.

    Основным  инструментом контроля за профессионализмом  государственных служащих является их периодическая аттестация, которая  определяет уровень их профессиональной подготовки, правовой культуры, способности  работать с гражданами. Проект закона закрепляет периодичность проведения аттестации, порядок принятия решения  аттестационными комиссиями, определяет случаи, когда государственные служащие не подлежат аттестации.

    Правовой  статус государственного служащего  по проекту закона характеризуется  разграничением прав и обязанностей государственного служащего.  Основным условием принадлежности к институту  государственной службы является выполнение ограничений, связанных с государственной  службой.

    В связи с этим в целях предотвращения злоупотреблений и коррупции  на государственной службе наряду с  уже существующими ограничениями  в действующем законе законопроектом устанавливается несколько дополнительных ограничений, предъявляемых государственным служащим. В частности, запрещено оказывать содействие близким родственникам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя служебное положение, иметь счета в зарубежных банках, за исключением случаев, когда это связано с выполнением государственных функций в других странах, и иных предусмотренных законодательством случаев.

    В проекте закона уточняются основания  и порядок привлечения государственных  служащих к ответственности. За неисполнение и ненадлежащее исполнение служебных  обязанностей, превышение должностных  полномочий, несоблюдение установленных  ограничений, связанных с государственной  службой, предусматривается, что государственный  служащий несет дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность. Проектом закона несколько усиливается  дисциплинарная ответственность государственных  служащих и уточняются меры дисциплинарных взысканий.

    Проект  Закона Республики Беларусь «О государственной  службе в Республике Беларусь» также  будет регламентировать вопросы  назначения выплаты пенсий, ежемесячного денежного содержания и источники  финансирования этих выплат государственным  служащим.

    Закон, регулирующий вопросы государственной  службы, в любой стране относится  к числу важнейших законодательных  актов. Именно этот закон  призван  определить статус, права и обязанности  достаточно широкой категории работников, от деятельности которых зависит  эффективность функционирования всего  государственного механизма.

    В соответствии с частью четвертой  статьи 99 Конституции Республики Беларусь по требованию Президента проект Закона Республики Беларусь

«О государственной  службе в Республике Беларусь» был  принят в целом с учетом согласованных  поправок.

    Оценивая  Закон «О государственной службе в Республике Беларусь», следует  отметить, что по сравнению с действовавшим  Законом «Об основах службы в  государственном аппарате» он гораздо  подробнее регулирует более широкий  круг вопросов, касающихся государственной  службы. Однако в Закон по-прежнему включено много отсылочных норм, что  повлечет необходимость принятия подзаконных  нормативных актов. В законе не подчеркнута  значимость и важность государственной  службы как особого вида трудовой деятельности, обеспечивающей деятельность государства в целом и его  органов. Кроме того, содержание Закона не разграничивает государственных  служащих исходя из ранга занимаемой должности. Представляется, что целесообразно  было бы произвести классификацию должностей государственной службы и в зависимости  от этого урегулировать особенности  замещения этих должностей, их правовой статус, квалификационные требования к служащим для занятия соответствующей  должности. В Законе должны были быть предусмотрены также меры по обеспечению  эффективности государственной  службы, в том числе больший  уровень материальных и социальных гарантий государственным служащим. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Административно-правовой статус государственных служащих